Выступление на тему: «Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни посредством дидактических игр в аспекте реализации ФГОС ДО»
статья (младшая группа) на тему

Малышева Наталья Владимировна

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей третьего года жизни посредством дидактических игр в аспекте реализации ФГОС ДО»

Жизнь во всех своих проявлениях становится все разнообразнее и сложнее,  чем она дальше, тем больше требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиваться того, чтобы ребенок рос не только здоровым и крепким человеком, но и человеком  думающим, способным на творческий подход к любому делу. Решению этой задачи способствует в определенной степени сенсорное воспитание.

При воспитании детей раннего возраста сенсорному развитию принадлежит одна из ведущих ролей. Ведь именно в этом возрасте ребёнок нуждается в разнообразии внешних впечатлений и развитии внимания к свойствам предметов. Роль взрослых при этом заключается в том, чтобы раскрыть малышу те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными.

Я работаю в группе раннего возраста и  хочу познакомить вас со своим небольшим, но опытом работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Наряду с совместной образовательной деятельностью большое значение имеет правильная организация свободной игровой деятельности, которая является эффективным средством познания окружающего мира.

Для этого нужна правильно подобранная развивающая среда. С нее я и начала свою работу. Мною были созданы  дидактические модели, игровые пособия, игры, настенные панно, дидактический уголок. Создание таких  игровых модулей в разных зонах позволило детям закрепить знания основных сенсорных эталонов, полученных при проведении совместной образовательной деятельности.  Особое внимание я уделила играм на развитие мелкой моторики рук. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

Я заметила, что дети интересуются  пуговицами на одежде , липучками, шнурками, разными застежками, поэтому решила сделать  сенсорное панно для развития мелкой моторики ,где  все эти элементы присутствуют.  Сшила маленькие мешочки, у нас их 10 , которые наполнила  горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. А также пособия помогают изучать понятия "легче- тяжелее", "больше- меньше", "тише- громче". Очень интересны детям игры с прищепками.                                                        

Есть у нас в группе небольшой сухой бассейн, сделанный своими руками, который наполнен предметами овальной формы.  Эти предметы  воздействуют на различные точки кистей, пальцев, ладоней, когда дети соприкасаются с ними. Помогают формировать   основные сенсорные эталоны: форму, величину, материал, вес, звук; помогают воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снимают эмоциональное напряжение.

При  организации сенсорного уголка  я  в первую очередь продумала  его место в групповом помещении, так чтобы он был удобным и доступным для  детей.  В уголке находятся  пирамидки, вкладыши разного вида, кубики основных цветов, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм, дидактические игры, мозаика, матрешки, которые помогают знакомить детей с сенсорными эталонами.

 Малыши изучают форму двумя способами. Зрительное восприятие формы достигается путем знакомства с такими пособиями, как « Закрой окошко», «Помоги фигуркам найти домик» , «Почини автобус», «Цветные воротца» различные вкладыши. Осязательное восприятие формы изучается с помощью любимой всеми малышами игры « Чудесный мешочек», где дети на ощупь определяют содержимое мешочка. Это могут быть знакомые детям игрушки разных форм, мячики, кубики. 

Наибольшую трудность для детей представляет - выбор по цвету. Поэтому сначала стараюсь сформировать представления у детей об основных цветах.

Этой цели служат такие приемы, как приложение, наложение, раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Провожу дидактические игры и упражнения : « Разноцветные ленточки» , « Разложи по цвету» ,                « Разноцветные колечки», « Фонарики».

Познакомиться с сенсорным эталоном — величиной помогают детям игры с матрёшками.

Детям нравятся вязаные игрушки, так как они яркие привлекательные. Пришлось заняться вязанием. Так у нас появилась вязаная игрушка бабушка Ариша.  Дети очень привыкли к ней. Бабушка Ариша  помогает нам изучать , какие животные живут в деревне, овощи и фрукты, понятия «большой - маленький», « много- один» и т.д.

 Кроме сенсорного уголка  есть у нас в группе уголок экспериментирования. Периодически   предоставляю в распоряжение детей воду. Это прекрасный материал для игр, экспериментирования. Играя с водой, дети получают температурные ощущения, представления о плавающих и тонущих телах, об отражении в воде, приобретают трудовые навыки. Конечно, летом на площадке это сделать проще, но и в группе играть с водой необходимо. Вода – существенный фактор в развитии ребенка, и лишать его этого фактора нельзя.

Я провожу такие игры как: «Спасатели», «Что как плавает», «Капитаны», «Тёплый – холодный» и т. д. Из всего арсенала игр с водой, наиболее интересной для детей, является игра с мыльными пузырями. Малыши пускать пузыри сами не могут. Это делаю я. Это прекрасное зрелище, воспринимаемое малышами радостно и эмоционально.

Формированию сенсорных  представлений я уделяла внимание в течение всего дня. Например, при приеме детей, обязательно обращала внимание на цвет одежды ребенка: - «Ангелина, какая на тебе красивая зеленая футболка, найди в группе игрушку такого цвета. А ты, Вадик, сегодня в желтой футболке. Давайте посмотрим, у кого еще сегодня одежда желтого цвета.  Во время режимных моментов - на цвет, количество, размер предметов. В утренние часы, когда в группе один – два ребенка обязательно проводила индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр.

Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны – поддерживать у детей познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, садились заниматься с вопросом: - «А во что мы сегодня будем играть?», просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия. Когда за некоторыми детьми приходили родители, дети просили немного подождать, пока они закончат игру.

         Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На родительском собрании     рассказала,   какую   роль   оказывает   сенсорное воспитание на развитие ребенка, показала родителям игры, которые уже есть в группе, предложила помочь пополнить игровой материал. В родительском уголке регулярно помещала консультации о сенсорном воспитании детей, проводила беседы. Родители заинтересовались моей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса.   Много пособий дидактических игр, тренажеров мы изготовили только благодаря помощи наших родителей.

   В конце года мною была проведена итоговая диагностика, которая  выявила хороший уровень сенсорного развития детей.

      Результаты диагностического исследования показали, что дидактические игры являются эффективным средством формирования сенсорных представлений  и должны проводиться систематически, а не от случая к случаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду....

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Игра как вид деятельности издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов. Игра представляет собой особый вид деятельности чнловека....

Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"

Выступление на медико-педагогическом совете "Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста"...

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

Формирование сенсорных эталонов у детей четвертого года жизни

В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Основной образовательной программой дошкольного образования  определен тот объем сенсорных зна...

Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр

Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр...

Выступление из опыта работы «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»

В выступлении раскрыта система работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников 3-го года жизни поседством дидактических игр"...