Формирование сенсорных эталонов у детей четвертого года жизни
статья (младшая группа)

Асанова Мария Олеговна

В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Основной образовательной программой дошкольного образования  определен тот объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sensornyh_etalonov.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование сенсорных эталонов у детей четвертого года жизни

Сенсорное развитие ребенка – это формирование определенной системы для развития сенсорики внешних свойств различных предметов – их формы, цвета, размера, местонахождения в пространстве, запаха, вкуса и т.д.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький). Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных  видах деятельности: предметной и игровой деятельности с составными и динамическими игрушками,  экспериментировании  с материалами и веществами (водой, песком, тестом и др.),  общении и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Сенсорное воспитание тесно переплетается с развитием мышления ребенка, так как усвоение отдельных тем (например, системы форм) выходит за рамки сенсорного воспитания, что значительно усложняет эту работу. При этом важно, чтобы ознакомление с эталонами не просто проходило путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции.

На протяжении всего дошкольного возраста происходит знакомство детей со все более тонкими разновидностями эталонных свойств. Так, наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяженностям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами - порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на округлые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др.

На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т.д. — и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Названные задачи решаются на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним-двумя сенсорными признаками. Оно требует широкой ориентировки в цвете, форме, величине, охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения ребенком системой эталонов. Поскольку общепринятая система включает, прежде всего, основные цвета спектра (желтый, синий, красный), а также белый и черный, пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), две разновидности величины (большой — маленький). Нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих цветовых тонах, формах, величинах.

У ребенка воспитывают умение выделять цвет, форму, величину, формируют внимание к этим свойствам. Так, например, воспитатель учит детей сравнивать цвет грибочков с цветом поверхности столиков, форму и величину вкладышей с соответствующими гнездами. При подборе дидактического материала воспитатель должен обращать внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребенку для обхвата рукой. На занятиях по сенсорному воспитанию у детей формируют обобщенные способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков. Одним из таких способов является соотнесение, сличение объектов. Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий, необходимо, однако, всякий раз исправлять допущенную ребенком ошибку. Эффективен прием, когда то или иное понятие связывают в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (любой предмет округлой формы — «мяч», прямоугольный брусок — «кирпичик», треугольная призма — «крыша», предмет красного цвета — «ягодка», «помидор», желтого — «цыпленок», «лимон», оранжевого — «апельсин» и т.п.).

Наиболее доступны для ребенка четвертого года жизни задания на выполнение предметных действий. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, форма, цвет. На следующем этапе целью обучения является выработка у детей умения соотносить разнородные предметы по одному из сенсорных свойств. В качестве дидактических пособий используют деревянные вкладыши пяти геометрических форм, доски с соответствующими гнездами; деревянные грибочки и столики, окрашенные восемью цветовыми тонами. Более сложными являются занятия, на которых знания ребенка о сенсорных свойствах и качествах предметов реализуются в условиях элементарной продуктивной деятельности. При этом целью обучения является закрепление у детей отношения к цвету, величине, форме как к характерным признакам предметов, подведение ребенка к самостоятельному использованию того или иного признака для передачи специфики хорошо знакомого ему объекта. Материалом для занятий служат краски, листы бумаги разного цвета, размера и формы.

Воспитатель знакомит детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевают умением учитывать форму и величину предметов; играя с кубами-вкладышами, они закрепляют умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат. Так, если ребенок правильно учтет величину кубов, они все войдут один в другой.

Таким же образом педагог создает условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки.

Воспитатель обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. Игрушки небольшого размера размещают в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои более просторные места для хранения и т. п. Интересным и доступным для маленьких детей оказывается и ознакомление с теми свойствами предметов, которые существуют не сами по себе, а как важные признаки каких-то состояний. Ребенку понятно объяснение, что красная ягода земляники — созревшая, а зеленую рвать и есть нельзя; маленькому огурчику надо дать еще подрасти и пр. В повседневной жизни педагог фиксирует внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое. Практическим путем они знакомятся и со свойствами снега (воды). Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая куклу в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам. Воспитателю не следует обязательно требовать от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации их практической деятельности.

Таким образом, особенностями сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста являются: формирование чувственного опыта, направленное на развитие полноценного восприятия; воспитание умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формирование внимания к этим свойствам; ознакомление детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальное исследование особенностей формирования основ диалогической речи у детей четвертого года жизни в условиях учреждения закрытого типа

В данном исследовании были выявлены особенности формирования основ диалогической речи детей четвертого года жизни детей, воспитывающихся в условиях закрытого учреждения, путем специального моделирова...

Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей четвертого года жизни

В данной статье рассматривается влияние педметно-пространственнаой среды на развития детей четвертого года жизни. Правильно организованная развивающая среда представляет собой систему условий, которая...

Доклад на педагогическом совете "Дидактическая игра в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании"

Дидактическая игра в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании...

Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной культуры у детей четвертого года жизни

Роль дидактических игр и игровых упражнений в воспитании сенсорной  культуры у детей четвертого года жизни...

Роль педагогической поддержки в формировании пространственных представлений у детей четвертого года жизни

Педагогическая поддержка в аспекте продуктивной организации свободной самостоятельной деятельности выступает как система педагогических средств, обеспечивающих развивающее, а при необходимости, и корр...

Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников по формированию сенсорных представлений у детей второго года жизни

Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год по теме "Формирование сенсорных представлений у детей второго года жизни". Представлены цель, задачи, таблица....