Главные вкладки

    Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей четвертого года жизни
    статья (младшая группа) на тему

    Никулина Олеся Сергеевна

    В данной статье рассматривается влияние педметно-пространственнаой среды на развития детей четвертого года жизни. Правильно организованная развивающая среда представляет собой систему условий, которая обеспечивает всю полноту развития личности ребенка. Развивающая среда включает в себя ряд базисных комплектов, который необходим для полноценного физического, познавательного, социального и эстетического развития детей четвертого года жизни.

    Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, которые связаны с ориентировкой в окружающем пространстве, происходит в процессе разнообразных видов содержательной деятельности. На данной позиции основана система сенсорного развития детей в отечественной педагогике (Венгер.Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер.Н.Б., Поддьяков Н.Н.).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №64 комбинированного вида Красносельского района

    г. Санкт-Петербурга.

    Статья .

    Тема: «Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей четвертого года жизни»

     

    Составила :

    Воспитатель Никулина О.С , 2014г.

                                            Санкт- Петербург

    Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей четвертого года жизни

    Правильно организованная развивающая среда представляет собой систему условий, которая обеспечивает всю полноту развития личности ребенка. Развивающая среда включает в себя ряд базисных комплектов, который необходим для полноценного физического, познавательного, социального и эстетического развития детей третьего года жизни.

    Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, которые связаны с ориентировкой в окружающем пространстве, происходит в процессе разнообразных видов содержательной деятельности. На данной позиции основана система сенсорного развития детей в отечественной педагогике (Венгер.Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер.Н.Б., Поддьяков Н.Н.).

    В исследованиях Н.Н.Поддьякова было показано, что сенсорное воспитание предполагает, в первую очередь, правильную организацию предметно-развивающей среды.

    Проблема организации развивающей среды целом рассматривалась в той или иной степени многочисленными исследователями в разные исторические периоды. Особую роль предметной среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих исследованиях Р.Б.Стеркина, Н.А.Ветлугина, Г.Н.Пантелеев, Н.А.Рауцкая, В.С.Мухина.

    Однако вопрос оснащения развивающей среды в группах для детей четвертого года жизни рассмотрен еще недостаточным образом. Исследования последних лет со всей очевидностью показывают особое значение для детей четвертого года жизни социальных условий, которые складываются из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято называть культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей – рассматриваются в качестве необходимых составляющих предметно-пространственной среды.

    Современный детский сад представляет собой место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в самых значимых для его развития сферах жизни. Предметная среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся в половых склонностей и интересов и констатируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие и дело. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

    Предметная среда для развития детей четвертого года жизни в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему обучению в ДОУ и школе, но самое главное – это «среда обитания» детей четвертого года жизни, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается посредством сходства интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие общественного учреждения, создает чувство уверенности, безопасности, создает предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития. В группе должны быть любимые мягкие игрушки, лежать удобные подушки-черепашки, которые несут в себе и обучающие функции: закрепление основных цветов, геометрических форм и величин.

    Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цветов, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Как правило, значительное пространство отводится естественному природному и различному бросовому материалу. При создании предметно-развивающей среды необходимо подобрать такие игрушки и материалы, которые предназначены для детей четвертого года жизни. Для развития мелкой моторики рук существуют специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрешки, шнуровки. Игрушки должны быть правильно подобраны, чистых цветов, четкой, несложной формы, разных размеров, величина дидактических пособий имеет большой эмоциональный заряд, они должны быть выполнены из разнообразных, но безопасных для здоровья ребенка материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать их аромат, познавать характер поверхности.

    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 об утверждении федеральных государственных требований программы дошкольного образования. «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выделены требования к предметно-пространственной среде образовательного учреждения (группы), которые включают следующие принципы:

    - информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования.

    - полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

    - педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.

    - трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

    Для сенсорного развития детей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятия данных предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с предметами. Именно на это необходимо обратить внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.

    Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда приводит к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование представляет собой один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослыми заранее, а строится самим ребенком по мере получения все новых сведений об объекте. Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки, трубочки. В группе детей третьего года жизни желательно организовать центр воды и песка, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать песок через ситечко. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику.

    В условиях предметно-развивающей среды ребенок не только познает свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он – образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

    Таким образом, среда сенсорного развития представляет собой систему условий, которая обеспечивает полноту развития личности ребенка и включает базисные комплекты, необходимые для полноценного физического, познавательного, социального, эстетического развития младших дошкольников. В соответствии с требованиями ФГТ развивающая среда должна быть построена на основе следующих принципов: информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования; полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

    Список литературы

    1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
    2. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение, 1996. – 158 с.
    3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е.В. Зворыгина и др.; под ред. С.Н.Новосёловой. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
    4. Дьяченко О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 1 – С.46-50.
    5. Киреева.Л.Г. Организация предметно-развивающей среды// Из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2009. - С.143.
    6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
    7. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение: АО «Учебн.мет.», 1996. – 112 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»

    Цель данной работы:раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни....

    ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".

    Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

    Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни

    Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить чело...

    Доклад на педагогическом совете "Дидактическая игра в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании"

    Дидактическая игра в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании...

    Развивающая предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

    Удалова Светлана Александровна воспитатель МДОУ "Детский сад"Солнышко" № 6 г.Семенов Нижегородской области....

    Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

    В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...

    Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

    Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности....