Роль педагогической поддержки в формировании пространственных представлений у детей четвертого года жизни
статья (средняя группа)

Педагогическая поддержка в аспекте продуктивной организации свободной самостоятельной деятельности выступает как система педагогических средств, обеспечивающих развивающее, а при необходимости, и коррекционное воздействие на детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль педагогической поддержки в формировании пространственных представлений у детей четвертого года жизни

Педагогическая поддержка в аспекте продуктивной организации свободной самостоятельной деятельности выступает как система педагогических средств, обеспечивающих развивающее, а при необходимости, и коррекционное воздействие на детей [5, С. 184-186].

Предметом педагогической поддержки свободной самостоятельной деятельности является «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов» в совместных и индивидуальных видах деятельности [6, C. 192]. В ситуации свободного выбора вида деятельности, ребенок сталкивается с трудностями в проявлении инициативы, постановки цели, реализации и достижении желаемого результата (в продуктивных видах деятельности) или в общении со сверстниками (в совместных видах деятельности). В особой степени это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогическая поддержка продуктивных видов деятельности дошкольников направлена на расширение их интересов, формирование у них способности последовательно осуществлять тот или иной вид деятельности и получать требуемый результат. При организации продуктивных видов деятельности целью такой поддержки является создание устойчивого интереса к ним, обеспечение ребенку с ограниченными возможностями здоровья на доступном для него уровне самореализации и возможности проявить индивидуальность. Задачами педагогической поддержки дошкольников в продуктивных видах деятельности являются: создание условий предметно-игровой среды, стимулирующей осознание ребенком перспективы собственного саморазвития; выявление и поощрение адекватных форм проявления детской творческой инициативы»; предоставление детям примеров и вариантов нестандартных решений; обеспечение получения положительного опыта реализации замыслов.

Л.С. Выготский указывал, что ребенку как с нормальным, так и нарушенным развитием проще научиться организовывать свою деятельность, если взрослый на определенном этапе поможет ему какими-либо внешними стимулами, в качестве которых могут выступать рисунки или схематические изображения для напоминания. Такие средства являются эффективной заменой слов педагога, ребенок получает возможность воспользоваться ими самостоятельно, и постепенно учится выполнять действия в том или ином виде продуктивной деятельности сам.

Система картинок-инструкций для организации всех видов деятельности ребенка была предложена И.С. Кононовой, а их экспериментальная проверка продемонстрировала их эффективность.

Компьютерные технологии, как, в общем, так и в специальном образовании – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Главная цель их внедрения в коррекционно-развивающий процесс – повышение его качества и эффективности [5, C. 136].

Перспективным направлением является использование компьютеров в обучении дошкольников, но и овладение самими детьми навыками информационных пользователей. В связи с этим, обязательным для многих специальных дошкольных образовательных организаций стало обеспечение возможности личного опыта взаимодействия воспитанника с компьютером.

Дошкольный возраст определялся как сензитивный период для становления моральных норм и правил поведения в обществе, для «примеривания» ребенком на себя социальных ролей и отношений, для социальных взаимодействий и совместной деятельности, развития партнерства и сотрудничества, для развития социальных эмоций и чувств и вместе с тем для формирования и сохранения индивидуальности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования идея позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка становится ключевой, отражая смысл, цели и ценности дошкольного образования.

Социализации современного дошкольника необходим современный педагогический подход в ДОО, который в Стандарте дошкольного образования определяется как педагогическая поддержка.

Таким образом, подчеркнем, что педагогическая поддержка - это особая технология образования, которая осуществляется в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и после- дующее самостоятельное решение им проблемы (О. С. Газман, Н. Б. Крылова, А. П. Тряпицына и др.). Педагогическая поддержка - особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребенку (Ш. А. Амонашвили).

Педагогическая поддержка - особая сфера педагогической деятельности, заключающаяся в оперативной помощи в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая нацелена на помощь ему в решении индивидуальной проблемы [7, C. 105].

Важным условием педагогической поддержки является то, что она подразумевает режим общения, диалога и сотрудничества взрослого и ребенка. Это особенно важно в работе с дошкольником, так как деятельность специалиста по дошкольному образованию прежде всего связана с постоянным взаимодействием и сотрудничеством с ребенком. Реализация поддержки возможна в таких формах, как беседа, решение проблемных вопросов и задач, организация самостоятельного выбора, культурные практики и др. Если ребенок хорошо справился с поставленной задачей, то педагогическая поддержка будет заключаться в похвале, поощрении, ориентации на успех, в организации выбора более сложных вариантов проблемных задач. Если же ребенок отказывается от взаимодействия, то педагог разрабатывает индивидуальные формы работы с ним, которые ориентируют дошкольника на это взаимодействие, совместную деятельность.

Для реализации идеи психолого-педагогической поддержки развития пространственных представлений у ребенка в образовательной деятельности ДОО необходимо выделить ведущие единицы социализации в каждой возрастной группе, линии интеграции задач социализации и индивидуализации развития с другими образовательными областями, усиливающие социализацию дошкольников и позволяющие образовательным областям выступать и в качестве содержания, и в качестве средства позитивной социализации.

Уточнение содержания педагогической поддержки развития дошкольников в образовательной деятельности влечет за собой изменения в формах его реализации. Необходимо выделить формы, методы и приемы педагогической поддержки, при которых будет осуществляться эффективное развитие воспитанников. Подобные формы должны сохранять уникальность и самоценность детства, помогать входить ребенку в мир отношений и при этом сохранять его индивидуальность, быть формами субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка в ДОО. Для каждой возрастной группы это свои особые формы, базирующиеся на ведущем виде детской деятельности, на зоне ближайшего развития и социальной ситуации развития.

Как отмечают в своей книге З. А. Михайлова, Е. А. Носова: «Важнейшим условием становления личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности является предоставление ему возможности выбор игры, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнеров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирования результата и др. К сожалению, интерес детей к логико-математическим играм даже при условии свободного выбора угасает из-за столкновений с трудностями.» [11, C. 128]. В процессе работы педагог выявляет логико-математический интерес к логико-математическим играм у детей, оказывает помощь в выполнении конкретных действий сравнения, классификации. Акцентируется внимание на то, чтоб ребенок выполнял задания самостоятельно. При этом предлагается широкий спектр игр, стимулирующих инициативу у детей.

Огромное значение имеет профессиональный уровень мастерства педагога, который должен знать, что действуя побудительно развитие познавательного интереса ребенка, будет ситуативным. Самыми ценными знаниями станут только те, которые ребенок добыл своим трудом! Педагог должен:

- стимулировать каждого ребенка на поиск знаний;

- создавать для детей проблемные ситуации, где они смогут использовать свои знания прошлого опыта;

- организовывать поисковую деятельность;

- ставить простейшие опыты;

- учить детей спрашивать, наблюдать.

Именно комплексная работа по развитию познавательного интереса у детей способствует качественной подготовке к школе, формирует умение использовать свои знания в жизни. Такие дети способны нестандартно мыслить, творчески подходить к решению поставленных перед ними задач, находить правильное решение. Такие дети востребованы в обществе.

На ступени начального общего образования математика является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, таких как общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем, кроме того начальный курс математики обладает большим развивающим потенциалом. Полноценное развитие учащихся связано не только с усвоением школьниками знаний, умений и навыков, но и с овладением ими мыслительными операциями, развитием таких качеств как глубина, гибкость, осознанность, самостоятельность мышления. Этому процессу будет способствовать полученные в раннем дошольном возрасте навыки ребенка к верной мыслительной оценке, к исследованию и проектированию.

Таким образом, отметим, что для успешного обучения детей в школе необходимым условием является сформированность пространственных понятий и представлений в период дошкольного детства. Недостаточное развитие названной психофизиологической функции приводит к возникновению нарушений письма (дисграфии). Для предупреждения подобных недостатков в развитии следует проводить определенную коррекционно-развивающую работу в ходе дошкольного образования.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155
  3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.
  4. Вовчик-Блакитная,М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте / М.В.Вовчик-Блакитная//Проблемы воспр.простр.и простр.Предст.Под ред. Ломова Б.Ф.М.: «Изв.АПН РСФСР», 1991. –200 с.
  5. Волкова С.И. Математика и конструирование /C.М. Волкова // Начальная школа. – 1993. – № 7. – С. 49-53
  6. Горячева Т. Г.Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях псих.разв. /Т. Г.Горячева., А. С. Султанова // Неврологический вестник. Выпуск 3. 2014. - С.56-60
  7. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе/Н.И. Гуткина// Диагностическая коррекционная работа школь-ного психолога.– М.: 1987. – С. 19-38
  8. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления. /А.З. Зак // Начальная школа. – 1985.– № 5. – С.30-35
  9. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа /В.П.Зинченко, А.О. Вергилес – М., 1969.– 120 с.
  10. Иванов М.В. –Пространственные представ при нормативном и нарушением развития/М.В.Иванов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2014. - № 28. -С. 1245-1248.
  11. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. – №1 (18). – С. 37–40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Дидактическая игра в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании"

Дидактическая игра в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании...

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом...

«Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом».

laquo;Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»....

Выступление на родительском собрании в группе компенсирующей направленности «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»

Конспект ООД "Конструктивно-модельная деятельность" ОО "Художественно -эстетическое развитие " Комната для зайки" для детей с нарушенным слухом 1 -2 года обучения...

Формирование сенсорных эталонов у детей четвертого года жизни

В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Основной образовательной программой дошкольного образования  определен тот объем сенсорных зна...

"По тропинке, по дорожке". Педагогический проект по формированию пространственных представлений у детей средней группы средствами дидактической игры.

quot;По тропинке, по дорожке" - групповой, среднесрочный, познавательно-исследовательский проект по формированию пространственных представлений детей среднего возраста. Целью которого является в...

Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр

Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр...