Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр
статья (подготовительная группа)

Сваволя Екатерина Юрьевна

Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр

Необходимым условием, обеспечивающим положительную динамику в формировании пространственной ориентировки у детей седьмого года жизни, является соотнесение игрового задания с уровнем владения детьми видами пространственной ориентировки. Как писал Л.С. Выготский, «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

Зона ближайшего развития – это уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в процессе взаимодействия со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальный деятельности  Это доказывает, что в случае, если предлагаемые задания находятся за пределами зоны ближайшего развития ребенка, он не сможет их выполнить даже при помощи взрослого, в процессе развивающих игр такой ребенок будет сторонним наблюдателем. В случае, если предлагаемые задания входят в зону актуального развития, для ребенка они не будут развивающими, так как он уже умеет все, что требуется для выполнения этого задания.  

Это условие требует проведения мониторинга уровня освоения детьми пространственных представлений перед началом развивающей деятельности, что позволит применять прием индивидуализации требований к воспитанникам в соответствии с их уровнем развития.

Знание начального уровня развития пространственных представлений у детей поможет выбрать необходимый дидактический материал, а также продумать различные варианты помощи для детей с более низким и с более высоким уровнем развития. Также в процессе организации дидактических игр педагог сможет объединять детей в минигруппы в соответствии с их уровнем развития: либо подбирать различные игры для детей с более низким и с более высоким уровнем развития пространственных представлений, либо включать в игру детей с различным уровнем развития. При этом, в задачу ребенка с более высоким уровнем развития пространственных представлений будет входить помощь своему напарнику по игре, что поможет первому систематизировать имеющийся у него материал и критично оценивать свой результат и результат напарника.

В качестве диагностического материала должны быть использованы игры того же плана, которые в дальнейшем будут применяться в развивающих занятиях с детьми. Это позволит получить наиболее достоверные результаты.

Следующим необходимым условием для достижения максимального уровня развития пространственных представлений у каждого ребенка является серия занятий с использованием дидактического материала. Игры, предлагаемые детям изредка, не регулярно, не принесут реальных результатов, поскольку знание, полученное ребенком в процессе выполнения игрового задания, не будет закрепляться, а, значит, скоро забудется. Только те знания, которые постоянно используются, войдут в долговременную память ребенка, что позволит ему в дальнейшем опираться на них в процессе выполнения других заданий.

При этом необходимо творческое отношение воспитателя к подбору дидактических игр и упражнений в соответствии с программной задачей. Педагог должен варьировать игровые действия и вопросы к детям, планировать повторение игр в том же виде, но с заменой дидактического материала или с усложнением игрового задания и игровых действий. Такая организация развивающих занятий будет поддерживать интерес и мотивацию ребенка.

Для лучшего развития пространственных представлений старших дошкольников дидактические игры необходимо организовывать не только в рамках образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, но и в других режимных моментах. Для лучшей ориентировки в пространстве дидактические игры можно предложить детям в рамках проведения различных видов гимнастик, на физкультурных или музыкальных занятиях. Ориентировку на плоскости можно развивать в процессе художественно-эстетической деятельности детей, а также в играх малой подвижности. Большие возможности для развития пространственных представлений детей открываются во время прогулки. Здесь практически любая деятельность может быть дополнена развитием ориентации в пространстве. Необходимость такой организации образовательного процесса диктуется требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования и призвана реализовать принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности. Повсеместно сталкиваясь с заданиями, требующими проявления навыков ориентации в пространстве, ребенок сразу понимает их необходимость в реальной жизни, что повышает мотивацию к получению новых и закреплению уже имеющихся знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»

Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру....

Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни

Презентация к защите ВКР Метод проектов как средство развития временных представлений у детей седьмого года жизни...

Роль педагогической поддержки в формировании пространственных представлений у детей четвертого года жизни

Педагогическая поддержка в аспекте продуктивной организации свободной самостоятельной деятельности выступает как система педагогических средств, обеспечивающих развивающее, а при необходимости, и корр...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие пространственных представлений у детей 6-7 лет посредством дидактических игр и упражнений»

На сегодняшний день образовательная область  «Познавательное развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе.Дошкольный возраст – период интенсивн...