«Формирование элементов финансовой грамотности у детей седьмого года жизни посредством игровой деятельности»
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Поковырина Е.Ю.

«Формирование элементов финансовой грамотности у детей седьмого года жизни посредством  игровой деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование элементов финансовой грамотности у детей седьмого года жизни посредством игровой деятельности»

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. А также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Проблема формирования финансовой грамотности у детей является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Моя работа основана на использовании блоков, связанных между собой (автор Шатова А.Д.) по ознакомлению детей с азами экономики.

Начала работу с детьми с первого блока «Труд, продукт (товар)». Этот блок связан с тем, что труд — ведущая деятельность человека и основная экономическая категория.

Беседу с детьми о работе родителей, я начала с истории про гнома Эконома, живущего в лесу. Его так зовут потому, что он очень много работал и накопил много денег. На эти средства гном построил собственный магазин и трудится там. Его жена по имени Гномелла работает доктором, лечит всех лесных гномов и за свою службу получает зарплату. Вместе с Экономом ещё живут бабушка с дедушкой, но они уже старые, не работают, а получают пенсию.

Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имели игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» к нам в гости пришел Буратино и предложил детям отправиться в небольшое путешествие в страну профессий, попробовать каждому свои силы в каком-то деле, примерить на себя ту или иную профессию.

Играя в настольно-печатные и дидактические игры («Кто чем занимается», «Кто больше знает профессий», и др.) дети упражнялись в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей (парикмахера, продавца, портного, шофера, художника, учителя, повара, врача и др.). Игры не вызывали у детей затруднения, дети охотно в них играли, доказывали верность своего выбора. Я старалась донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами.

Дети переносили увиденные наблюдения в игру («Магазин детской одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Завод игрушек»).

Для формирования понятия «бюджет семьи» (доход и расходы) использовала игровое пособие «Дом Эконом» и игровые ситуации «Семья экономиста», «Семейный бюджет», «Волшебные помощники», в ходе которых дети знакомились с семейным бюджетом, доходами, расходами, заработной платой, ведением домашнего хозяйства.

В работе с детьми использовала так же народную мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети пытались объяснить такие поговорки «Имеешь товар – будут деньги», «Услугу окажи – благодарность получи», «Нелегко деньги наживать, а легко проживать», «Пушинка к пушинке – и выйдет перинка».

В игровой форме дети познакомились с разными видами профессий, узнали о пользе и необходимости труда в нашей жизни и обогатили свои знания о финансовой культуре.

Блок «Деньги, цена (стоимость)» вызвал огромный интерес у детей.

Идея данного блока - помочь детям понять, что деньги нельзя красть, выпрашивать. Деньги просто так никто никому не даёт. Надо уважать труд взрослых (родителей, бабушек, дедушек).

Ознакомление с понятием «деньги» осуществляла в такой последовательности, как:

-что такое деньги;

-откуда деньги берутся;

-зачем они нужны людям.

В работе использовала дидактическое пособие «Дом Эконом» («Покупки», «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают?» и др.), на этапах закрепления, повторения, обобщения («Путешествие в страну товаров», «Доходы семьи Чебурашки», «Жила-была денежка»).

В квест-игре «Путешествие в город Финансов» дети познакомились с понятием деньги, с многообразием физиологических потребностей и предметов, их удовлетворяющих. Дети с большой активностью помогали друг другу и игровому персонажу справляться с различными препятствиями и заданиями, им пришлось хорошо потрудиться за вознаграждение.

В игровой ситуации «Откуда появились деньги» преследовалась цель обогатить знания детей о натуральном обмене, дать информацию об истории появления денег, познакомить с купюрами и монетами разного достоинства. Дети внимательно слушали историю появления денег, оживленно рассматривали иллюстрации энциклопедий по данной теме и коллекцию старинных и современных денег. Дети высказывали разные мнения о том, как люди могли в давние времена приобретать нужную им вещь, если не было еще изобретено денег.

После того, как дети получили информацию об истории возникновения денег, организовывались игры логического блока (например, игровая ситуация «Путешествие Монеток», «Какими деньгами пользуются люди других стран») ситуативные беседы («Зачем людям нужны деньги», «Где можно купить?») с целью закрепления экономических категорий – деньги, денежные купюры, производство денежных знаков. Закрепить представление о производстве денежных знаков, их покупательской силы использовала такие игровые ситуации как «Банк», «Банкомат», «Золотая денежка», «Магазин».

В игровой ситуации «Поможем Незнайке назвать монетку» закреплялись знания детей о достоинствах монет. Мы рассмотрели с детьми вопрос о том, что монеты бывают разного достоинства на основе картинок с изображением монет разного достоинства, закрепляла у детей умение называть, какого достоинства конкретная монета. К игровой ситуации мной были изготовлены карточки, которые разделялись между игроками. Каждый ребенок, вытаскивая карточку, должен был назвать, монета какого достоинства у него изображена. В том случае, если ребенок ошибался, то карточки откладывались в центр. Выигрывал тот, у кого карточек осталось меньше.

В соответствии с основными целями экономического образования я продумывала игры: «Как появились деньги», «Доходы и расходы семьи», «Семейный бюджет», «Семейные сбережения и их использование», «Все профессии важны», «Финансовая грамотность», «Путешествие в страну Экономика».

В самостоятельной деятельности дети так же использовали сюжетные, дидактические игры, которые выбирали и проигрывали сами.

К 7 годам дети хорошо разбираются в рекламе. Они прекрасно понимают ее суть и с интересом поглощают ее в больших количествах. Им одинаково нравится реклама для детей и реклама для взрослых. Дети начинают влиять на родителей при покупках.

Работая над данным блоком, было важно, решить главную задачу: объяснить детям, что всё купить нельзя, не хватит зарплаты. В этом блоке мы познакомились «Что такое реклама?», «Какой она бывает: буклеты, радиореклама, щитовая, печатная и др.», «Кто делает рекламу?» и сочиняли рекламу.

Создала игровую ситуацию для детей «Письмо от Гнома Эконома». Придя утром в детский сад, дети обнаружили на полочке сверток от Гнома Эконома. В нем была флешка и различная печатная продукцию рекламного содержания: журналы, газеты, буклеты дети стали их внимательно рассматривать. Далее мы перешли в музыкальный зал, где включили видео- рассказ о рекламе.

Поиграли в игру «Ярмарка игрушек», где детям самим нужно было подобрать из предложенных картинок рекламу для продажи своей игрушки.

Так же к нам в гости приходил Незнайка и предлагал открыть Бюро путешествий. В ходе чего и была организована игра «Рекламное агентство путешествий». Я предложила детям выбрать рекламного агента, который будет рекламировать путешествия по северному краю, средней полосе, южному краю нашей планеты и иллюстрации, которые можно использовать в качестве рекламы на свои путешествия.

Например: Добродушный белый медведь предлагает путешествие к Снежной королеве в снежное царство, где только одна полярная ночь и один полярный день, но зато есть необыкновенное чудо Севера – северное сияние. А еще будут соревнования на оленьих упряжках или на собаках лайках.и др.

№ 2Улыбающийся бурый мишка предлагает отправиться путешествовать по лесам нашего края. Кто отправится вместе с нами, сможет узнать, что такое березовые рощи и дубравы, почему ежик не боится лису. Увидит, как растут яблоки, и попробует их на вкус. .

№ 3 Смеющаяся обезьянка Чи-чи предлагает удивительное путешествие по реке Лимпопо, которое связано с риском встретить крокодила, познакомиться с бегемотом и посоревноваться в беге с самой большой птицей страусом, полакомиться бананами, апельсинами и хлебом пустыни – финиками.

Остальные дети исполняли роль путешественников, которые должны выбрать себе направление путешествия, приобрести путевку, для этого снять деньги с карточки в банке, собрать вещи по погодным условиям и купить в магазине продукты питания.

Очень понравилась детям игра «Рекламное агентство».

Я сказала детям, что в нашем рекламном агентстве, есть необычный цветок. На лепестках цветка развешены объявления. Дети отрывали по лепестку, а я читала объявление. Ребята должны были догадаться, кто мог дать эту рекламу.

#1059;гощаю медом в любое время года, кроме зимы (медведь).

#1058;еперь у меня избушка не ледяная, а лубяная, приходите ко мне в гости (лиса).

#1050;уплю, недорого орехи и грибы, чтобы запастись на зиму (белка).

#1055;родаются шубы, зимой белые, а летом серые (заяц).

#1057;амый умный, усатый и полосатый ищет доброго хозяина (кот).

6. Средство варенье, оно помогло мне избавиться от температуры (Карлсон).

7. Очень вкусная витрина Овощного магазина ...(продавец).

Чтоб подвести детей к пониманию ограниченности ресурсов, нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примерами служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например: уходя надолго из помещения или если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить.

В игре «Нельзя, надо» закрепились знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций.

Игровые правила были такими: Кто заметит правильное суждение – хлопает в ладоши и объясняет смысл суждения. Кто заметит неправильное суждение – топает ногами и объясняет суждение.

Формированию полезных привычек способствовала активная работа по трудовому воспитанию. У нас в группе открыта «Мастерская Гнома-Эконома» по ремонту книг. Дети узнали, сколько усилий приложено к тому, чтобы у них были книги, что они стоят денег - просто так ничего никому не дают, у них родилась новая, осознанная позиция отношения к предметному миру.

Благодаря простой и увлекательной игре «Экономические ресурсы» дети почувствовали себя настоящими создателями маленького государства, научились понимать проблему ограниченности ресурсов, поняли влияние времени на экономические ресурсы и конечно же научились различать их виды.

Целью проведения игры эстафеты «Хорошо-плохо» было с помощью подвижных игр заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей. Каждый из детей по очереди подбегал к Гному Эконому. За ним стояли 2 мольберта, разделенные на две половины «хорошо» (зеленый цвет) и «плохо» (красный). Я зачитывала привычку. Если ребенок считал, что это хорошая привычка, ставил магнит в половину «хорошо» зеленого цвета, если считал, что это плохая привычка, ставил магнит в красное поле. Я перечислила 10 привычек.

Закрывать кран с водой после мытья рук.

Выключать свет в комнате, когда выходишь. И др.

Экономить воду: мыться под душем, а не в ванной.

Просить родителей в магазине купить новую игрушку.

Жадничать, не делиться с друзьями игрушками.

После игры собирать за собой игрушки.

Аккуратно складывать одежду в шкаф.

Разбрасывать на улице мусор.

Вырывать страницы из книг.

Выбрасывать чужие вещи.

Победили обе команды, т. к. правильно разместила привычки на мольбертах.

Экономическое направление присутствовало во всех видах детской деятельности, во всех режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»

Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру....

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через проектную деятельность.

План по самообразованию предназначен для воспитателей детей  старшего дошкольного возраста.  Материал разработан на год. и содержит в себе разные формы и методы работы с детьми и родителями ...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей пятого года жизни

Базовой формой и оптимальным методом внедрения в практику основ финансовой грамотности является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для д...

Проект «Мы играем в магазин» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 4-го года жизни посредством обогащения знаний детей о профессиях работников торговли группа для детей от 3 до 4 лет «Весёлые гномики »

В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в ...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...