"Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы на 2024-2025 учебный год".
методическая разработка (подготовительная группа)

"Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы на 2024-2025 учебный год".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sadekova_samorazvitie_24-25.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Детский сад № 57»

Нижегородская обл. г. Дзержинск

Адрес: бульвар Космонавтов,14;    тел: 33 33 03

57dzr.tvoysadik.ru; e-mail: ds57_dzr@mail.52gov.ru

                                                                         

Программа

саморазвития воспитателя

Садековой Марии Анатольевны

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы»

 на 2024-2025 учебный год.

                               

                                                     

   

Дзержинск, 2024г.

«Приучая ребёнка к книге, вы не просто учите его читать,

 но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее и богаче».

/Олег Рой

Актуальность:

       Сказки входят в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая, его на протяжении всего дошкольного детства и остаются с ним на всю жизнь. Они дают возможность лучше узнать мир литературы, отношений и окружающего мира. Сказки давно используются педагогами и родителями, как одно из самых доступных средств для духовно-нравственного развития детей. Благодаря сказкам дети познают мир не только умом, но и сердцем. Они не только узнают его, но и выражают собственное отношение к добру и злу. Сказки дают детям поэтичный и многогранный образ героев, оставляя при этом простор для их воображения.

Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев,

закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,

превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и

поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего,

благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок

познает сердцем родной край и народ.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную

и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как

добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим

примером, а также с помощью чтения художественной литературы.

Цель:

  • формирование духовно – нравственных качеств у детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы.

Задачи самообразования:

  • Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы.
  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, новинок программно–методического обеспечения, интернет - ресурсов  по  развитию  духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.
  • Внедрить  эффективные  формы и методы работы с детьми в организованную  образовательную  деятельность  и режимные моменты.
  • Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
  • Привлекать родителей для формирования патриотических чувств у детей  через знакомство с художественной литературой.    
  • Пополнение уголка книги в группе книжками-самоделками, альбомами рисунков, иллюстраций и т.д;
  • Создать предметно – развивающую среду, способствующую формированию духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей
  • Беседы с родителями и детьми
  • Консультации, памятки для родителей
  • Семейные чтения художественных произведений
  • Детские праздники (в подготовке к праздникам родители принимают активное участие: готовят костюмы, поделки и т.д).
  • Проведение занятий по О.В.Дыбиной, В.В. Гербовой
  • Проектная деятельность
  • Участие в различных конкурсах и выставках продуктивной деятельности
  • Организация выставок книг
  • Совместное изготовление родителей с детьми книжек-малышек
  • Просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций о книгах
  • Дидактические игры

Список изученной литературы по данной теме:

1. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

2. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников».  

 Подготовительная к школе группа. Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2017г.

        3. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа » В.В.Гербова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.

       4. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением детей 6-7 лет». Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.

        5. Интернет ресурсы по данной теме.

Этапы работы:

Месяц

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь

1). Изучение научной и учебно-методической литературы.

2). Проведение диагностического исследования: «Выявление духовно-нравственного развития детей 7 года жизни».

3). Определение актуальности, постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования.

Учебная литература, методические пособия и др.

Октябрь

1). Анкетирование родителей на тему: «Роль книги в вашей семье».

2).Альбом рисунков родителей с детьми по произведению М.Сибиряка «Серая Шейка».

3).Занятие по О.В. Дыбиной «Путешествие в прошлое книги».

Текстовый материал

Альбом рисунков

Конспект занятия

Ноябрь

1).Беседа на тему: «Какие бывают книги».

2).Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой».

Текстовый материал

Декабрь

1).Совместное творчество детей и родителей по русской народной сказке «Царевна лягушка».

2).Буклет для родителей на тему: «Книги – наши верные друзья,

а без книг нам жить нельзя».

3).Занятие по О.В. Дыбиной «Путешествие в типографию».

Альбом совместного творчества

Буклет

Конспект занятия

Январь

1).Беседа на тему: «Моя любимая книга».

2).Выставка рисунков «Моя любимая сказка».

3).Занятие по О.В. Дыбиной «Библиотека».

Текстовый материал

Выставка рисунков

Конспект занятия

Февраль

1).Составление картотеки сказок для детей 7 года жизни.

2). Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки).

Текстовый материал

Разработка настольно – печатных игр.

Март

1).Пополнение книжного уголка русскими народными сказками.

2).Совместное изготовление родителей с детьми книжек-малышек

Пополнение РППС.

Изготовление книжек-малышек родители-дети.

Апрель

1). Разработка индивидуальной беседы с родителями детей на тему: «Как подружить ребенка с книгой».

2). Проведение викторины «Литературный калейдоскоп» по развитию речи.

Текстовый материал.

Конспект занятия

Май

1).Проведение развлечения на тему: «Путешествие по сказкам».

3).Проведение контрольного диагностического исследования; проведение мониторинга результатов духовно-нравственного развития.

Текстовый материал

Пополнение РППС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр

Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр...

Духовно-нравственное воспитание у детей среднего дошкольного возраста через чтение художественной литературы» на 2019 – 2020- учебный год.

Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно - нравственные представления и воспитание нравственных качеств.Формирование привычки советоваться со своей совестью ...

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...

План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» на 2024-2025 учебный год

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Программа саморазвития на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы» на 2024-2025 учебный год".

Программа саморазвития на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы»  на 2024-2025 учебный год"....