"Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы на 2024-2025 учебный год".
методическая разработка (подготовительная группа)
"Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы на 2024-2025 учебный год".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 57»
Нижегородская обл. г. Дзержинск
Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 33 03
57dzr.tvoysadik.ru; e-mail: ds57_dzr@mail.52gov.ru
Программа
саморазвития воспитателя
Садековой Марии Анатольевны
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы»
на 2024-2025 учебный год.
Дзержинск, 2024г.
«Приучая ребёнка к книге, вы не просто учите его читать,
но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее и богаче».
/Олег Рой
Актуальность:
Сказки входят в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая, его на протяжении всего дошкольного детства и остаются с ним на всю жизнь. Они дают возможность лучше узнать мир литературы, отношений и окружающего мира. Сказки давно используются педагогами и родителями, как одно из самых доступных средств для духовно-нравственного развития детей. Благодаря сказкам дети познают мир не только умом, но и сердцем. Они не только узнают его, но и выражают собственное отношение к добру и злу. Сказки дают детям поэтичный и многогранный образ героев, оставляя при этом простор для их воображения.
Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев,
закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,
превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и
поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего,
благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок
познает сердцем родной край и народ.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную
и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как
добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим
примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
Цель:
- формирование духовно – нравственных качеств у детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы.
Задачи самообразования:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы.
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, новинок программно–методического обеспечения, интернет - ресурсов по развитию духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.
- Внедрить эффективные формы и методы работы с детьми в организованную образовательную деятельность и режимные моменты.
- Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
- Привлекать родителей для формирования патриотических чувств у детей через знакомство с художественной литературой.
- Пополнение уголка книги в группе книжками-самоделками, альбомами рисунков, иллюстраций и т.д;
- Создать предметно – развивающую среду, способствующую формированию духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Формы работы:
- Анкетирование родителей
- Беседы с родителями и детьми
- Консультации, памятки для родителей
- Семейные чтения художественных произведений
- Детские праздники (в подготовке к праздникам родители принимают активное участие: готовят костюмы, поделки и т.д).
- Проведение занятий по О.В.Дыбиной, В.В. Гербовой
- Проектная деятельность
- Участие в различных конкурсах и выставках продуктивной деятельности
- Организация выставок книг
- Совместное изготовление родителей с детьми книжек-малышек
- Просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций о книгах
- Дидактические игры
Список изученной литературы по данной теме:
1. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
2. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников».
Подготовительная к школе группа. Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2017г.
3. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа » В.В.Гербова, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.
4. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением детей 6-7 лет». Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.
5. Интернет ресурсы по данной теме.
Этапы работы:
Месяц | Содержание работы | Практические выходы |
Сентябрь | 1). Изучение научной и учебно-методической литературы. 2). Проведение диагностического исследования: «Выявление духовно-нравственного развития детей 7 года жизни». 3). Определение актуальности, постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования. | Учебная литература, методические пособия и др. |
Октябрь | 1). Анкетирование родителей на тему: «Роль книги в вашей семье». 2).Альбом рисунков родителей с детьми по произведению М.Сибиряка «Серая Шейка». 3).Занятие по О.В. Дыбиной «Путешествие в прошлое книги». | Текстовый материал Альбом рисунков Конспект занятия |
Ноябрь | 1).Беседа на тему: «Какие бывают книги». 2).Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой». | Текстовый материал |
Декабрь | 1).Совместное творчество детей и родителей по русской народной сказке «Царевна лягушка». 2).Буклет для родителей на тему: «Книги – наши верные друзья, а без книг нам жить нельзя». 3).Занятие по О.В. Дыбиной «Путешествие в типографию». | Альбом совместного творчества Буклет Конспект занятия |
Январь | 1).Беседа на тему: «Моя любимая книга». 2).Выставка рисунков «Моя любимая сказка». 3).Занятие по О.В. Дыбиной «Библиотека». | Текстовый материал Выставка рисунков Конспект занятия |
Февраль | 1).Составление картотеки сказок для детей 7 года жизни. 2). Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки). | Текстовый материал Разработка настольно – печатных игр. |
Март | 1).Пополнение книжного уголка русскими народными сказками. 2).Совместное изготовление родителей с детьми книжек-малышек | Пополнение РППС. Изготовление книжек-малышек родители-дети. |
Апрель | 1). Разработка индивидуальной беседы с родителями детей на тему: «Как подружить ребенка с книгой». 2). Проведение викторины «Литературный калейдоскоп» по развитию речи. | Текстовый материал. Конспект занятия |
Май | 1).Проведение развлечения на тему: «Путешествие по сказкам». 3).Проведение контрольного диагностического исследования; проведение мониторинга результатов духовно-нравственного развития. | Текстовый материал Пополнение РППС |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр
Условия формирования пространственных представлений у детей седьмого года жизни посредством дидактических игр...

Духовно-нравственное воспитание у детей среднего дошкольного возраста через чтение художественной литературы» на 2019 – 2020- учебный год.
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно - нравственные представления и воспитание нравственных качеств.Формирование привычки советоваться со своей совестью ...

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...

План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы» на 2024-2025 учебный год
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится...
Программа саморазвития на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы» на 2024-2025 учебный год".
Программа саморазвития на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей седьмого года жизни посредством чтения художественной литературы» на 2024-2025 учебный год"....
