Духовно-нравственное воспитание у детей среднего дошкольного возраста через чтение художественной литературы» на 2019 – 2020- учебный год.
методическая разработка (средняя группа)

Остапкевич Ольга Федоровна
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно - нравственные представления и воспитание нравственных качеств.Формирование привычки советоваться со своей совестью в разных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_srednyaya_gruppa.docx44.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение

города Когалыма «Золушка»

План работы по самообразованию на тему: Духовно-нравственное воспитание у детей среднего дошкольного возраста через чтение художественной литературы»

на 2019 – 2020- учебный год.

Составила: воспитатель Остапкевия О.Ф.

г. Когалым 2019 год

Индивидуальный план самообразования

ФИО: Остапкевич Ольга Федоровна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Тема самообразования: Духовно-нравственное воспитание у детей среднего дошкольного возраста через чтение художественной литературы»

Работа начата:01.09. 2019 год

Предполагается закончить: 25.05. 2021год

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно-нравственные представления и воспитание нравственных качеств личности (милосердие, сострадание, уважение и послушание). Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях

Задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формировать нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого, умение делать правильный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.

Актуальность проблемы воспитания культуры поведения обусловлена следующими причинами:

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы.

К.Д.Ушинский писал: учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Результат

Изучение методической литературы

В течение года

Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме  сбор информации, материала для реализации идеи;

Чтение русских народных сказок. .  Сказки «Колосок»; «Лисичка со скалочкой», «Три поросенка», С. Воронин «Трусишка», К. Чуковский «Айболит», Е. Зайцев «Уроки Айболита», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,

С. Козлов «Зимняя сказка»А,И. Одоевский «Мороз Иванович».

Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.

Реализация проекта: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам сказки»

Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям

Подготовить выступление  на тему «Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников»

Собран дополнительный материал по  данной теме для детей дошкольного возраста из Интернет – источников. Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы,  самообразования.

Изучение статей в журналах:  

Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010. «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».

Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

 

                                                                       

Работа по плану проекта

                                                                           

Ознакомление родителей с материалами папки-передвижки

Выступление на семинаре практикуме

Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме, сбор информации, материала для реализации идеи.

Организовывали слушание аудио сказок перед сном и в вечерние часы, просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок и т.д.

Настольно-печатные игры:  «Красная Шапочка», «Лиса и заяц», « Колобок», «Репка» и т. д. .

В рамках данной  теми я адетей с фольклорным материалом: потешками, закличками, хороводными играми, народными песнями, стихами, сказками, пословицами о любви к матери, семье. Таким образом, через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществлялся процесс познания окружающего мира, формировались нравственные взаимоотношения и качества, что способствовало эффективному решению задач духовно-нравственного развития дошкольников.

НОД на тему: «Путешествие по русским народным сказкам».

Проект на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам сказки». Через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществлялся процесс познания окружающего мира, формировались нравственные взаимоотношения и качества, что способствовало эффективному решению задач духовно-нравственного развития дошкольников. Также  организовывали слушание аудио сказок перед обедом и в вечерние часы, просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок и т.д. В рамках данных тем мы знакомили детей с фольклорным материалом: потешками, закличками, хороводными играми, народными песнями, стихами, сказками, пословицами о любви к матери, семье. В группе созданы картотеки дидактических игр, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д. Работа по плану проекта. Ознакомление родителей с материалами папки-передвижки.

Подготовила  Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям». А также рекомендации родителям на своем личном сайте: Сидим дома  тема: «9 Мая день Победы».

Подготовила  выступление  на тему: «Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников». И некоторые методы  ТРИЗ применяли с детьми такие как: моделирование сказки, сказки по схемам, сказки по схемам с зарисовкой и т. д. Которые  использовались  для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи.  При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку могли пересказать.

                                            Участие в семинарах, курсах, вебинарах

В течение года

Выступление на семинаре – практикуме «Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников»

Обмен опытом.

В рамках самообразования и профессионального развития провела  мастер класс: «Приемы ТРИЗ технологии в развитии связной речи дошкольников» . Через чтение и анализ авторских и народных сказок. Знакомила с символами (ТРИЗ)-карточки поэтапного составления волшебной сказки. Которые  использовались  для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. Рассматривали иллюстрации «Герои сказок». Загадывание и отгадывание загадок. Формирование знаний детей о структуре сказки: начало, середина, конец. Знакомство и анализ пословиц о сказках.  Подбор музыкального сопровождения. Драматизация сказок.

                                                                                                                       

                                                                                                        Методическая работа

Сентябрь

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Картотека дидактических игр, потешек, скороговорок, закличек, пальчиковых игр,  

Пополнение «Портфолио воспитателя»

созданы картотеки дидактических игр, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д. В группах имеются подборки фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские народные сказки, потешки, иллюстрации к ним.

Октябрь

Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Перспективное планирование воспитательно–образовательной работы. Знакомство с инновационными технологиями.

«Внедрение Парциальной программы Социокультурные истоки», а также продолжили  освоение технологий эффективной социализации Н.П. Гришаевой: ситуация месяца, рефлексивный круг,  социальная акция.

Ноябрь

Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения программы .

Совместное развлечение с родителями к «Дню матери»

Мероприятия с воспитанниками и родителями  в течение года:

1.Праздник «Как дети осень искали».

2.Семейное развлечение  «День матери».

3.Новогодний утренник «В гости к Деду Морозу».

4.Развлечение «Зимние забавы».

5.Спортивный досуг «мой папа лучше всех», к 23 февраля.

6.Утренник «8 - Марта».

Февраль

Разработка конспектов по данной теме.

НОД «Праведный труд», «Добрая забота», «Жизнь дана на добрые дела», «Любимая сказка», «Дружная семья» .«Добрая забота»

Апрель

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Оформление выставки «Дидактические игры для детей»; папки – передвижки по данной теме.

В группе созданы картотеки дидактических игр, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т.д.

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Педагогическое просвещение родителей.

Были подготовлены памятку для родителей «Правила общения в семье», консультация для родителей «Правила для родителей», «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Ноябрь

Родительское собрание «Игра – спутник детства»

Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.

Было проведено собрание.

   Апрель

Организация выставки для ознакомления родителей, с дидактическими играми используемые в детском саду.

Оформление выставки «Дидактические игры для детей»; приобщение родителей к организации игр,  в семье и в детском саду.

Организованы были  выставки совместного творчества с родителями: «Золотая осень», «Моя мама лучше всех», «Мамин праздник» и др.; выставки любимых книг: «Волшебный мир сказок», «Любимые книжки наших малышей»; фотовыставки: «Новогодний праздник», «Мой папа», «Мамин праздник». оформлены фотоальбомы «Моя семья», «Мое генеалогическое  древо», «Любимый город», «Мая страна» и т. д.

                                                                                Работа с детьми

В течение года

Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости)  

Подготовлены картотеки интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

Индивидуальные работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности.

Чтение детям сказки: «Три медведя», С. Маршак «Детки в клетке»,«Где обедал воробей»,

Е. И. Чарушин «Что за зверь»

  День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю». Прослушивание аудиозаписи сказки.

Создание игровой ситуации вместе с ребенком.

 Совместная деятельность с детьми.

Драматизация сказок. Знакомство с художниками — иллюстраторами. Использование ИКТ. Д.и. «Сам себе сказочник». Настольно-печатные игры:  «Красная Шапочка», «Лиса и заяц», « Колобок», «Репка» и т. д.

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Дидактические игры : расскажи сказку; игры с кубиками, пазлы, сложи сказку.

Самореализация

В течение года

В течение года

Публикация на на официальном сайте https://nsportal.ru/ostapkevich-olga-fedorovna

Результаты профессиональной деятельности:

Диплом международного педагогического конкурса «Образовательный ресурс» (г. Москва) в номинации «Конспекты НОД с детьми дошкольного возраста»

№ DV 338- 135302 .

Два  сертификата  участника обучающего курса «Профессиональные стандарты в эпоху цифровых технологий». 22.10. 2019 года. серия 041910№188224, серия 041911 №1882224.

Сертификат подтверждает, что воспитатель МАДОУ «Детский сад «Золушка»» г. Когалыма ХМАО-Югра Тюменской области является Лауреатом Федерального информационного интернет -  портала «Доска почета тружеников России»  Грамота – муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка», в номинации «Забота и доброта»

Грамота – занявшие 2 место в смотре – конкурсе   «Центр речевого развития в группе».

Прошла повышение квалификации  в отделении дополнительного профессионального образования Общества с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инновации» в период с 16 января 2020 года по 31 января 2020 года.

Муниципальных 

Городская акция «Окно Победы!» - Копил Витя, Мокичева Варя, Калинин Матвей, Бурдо Сережа, Наврузова Амелия.

Городская акция «Я помню, и я горжусь» - Мрясов  Радмир, Мокичева Варя, Копил Витя.

Публикации: «Дошкольник. РФ»

Технологическая карта организации совместной НОД с детьми «Цветик – Семицветик».

Технологическая карта НОД по (Познавательному развитию ФЭМП) «Три медведя» -  

Мой мини-сайт на nsportal.ru.

Статья:  Программа «Социокультурные истоки».

Формирование социокультурной образовательной среды  в группе.

  Участие воспитанников в конкурсах ДОУ

Конкурс –дефиле «Национальная палитра»– участники 3человека - 3 место.

Конкурс чтецов «Поклонимся Великим тем годам!» - Участник Мрясов Радмир и Латыпова Алиса.

Участие воспитанников в конкурсах  всероссийских

 Диплом участника конкурса в защиту хвойных лесов «Лес встречает новый год» - Наврузова Амелия.

Всероссийский конкурс «Умяшкино». Номинация «Осенние превращения» -      Габдулин Давид 1место, Мокичева Варя  2 место.

Участие в конкурсе: «Спасибо за победу!» - Мрясов Радмир.

Таким образом, деятельность по «Духовно-нравственное воспитание у детей среднего дошкольного возраста через чтение художественной литературы» ,на мой взгляд можно считать удовлетворительной. В связи с этим, перспективной задачей, для  меня,  на будущий учебный год будет являться активное вовлечение родителей в реализацию программы  «Социокультурные истоки»,  и помощь каждому родителю в осознании, того что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже на...

"Приобщение детей среднего дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством привлечения в образовательный процесс семей воспитанников"

В настоящее время чтение является одной из самых острых проблем в нашей стране. Существенно снижен интерес к художественной литературе у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век ра...

консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"

quot;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"...

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет 2019-2020 учебный год

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет2019-2020 учебный год...

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...

Формирование представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы

Статья содержит рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни через художественную литературу....