"Приобщение детей среднего дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством привлечения в образовательный процесс семей воспитанников"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Алпеева Анастасия Константиновна

В настоящее время чтение является одной из самых острых проблем в нашей стране. Существенно снижен интерес к художественной литературе у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век развития компьютерных и других технологий, но все же книга и мир мультимедийного формата в жизни ребенка должны существовать параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Ведь дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом.

Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные и культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей нашей страны. Огромный вклад в становлении внутреннего мира ребенка, воспитании его созидательного начала вносит чтение художественной литературы, так как в процессе общения с книгой ребенок учится думать, анализировать, сопереживать героям, устанавливать связи своего опыта с опытом других. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx490.52 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cb9/000158c0-32c407ce/hello_html_55b18ca1.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий

Губкинского района Белгородской области

Проект

«Приобщение детей среднего дошкольного возраста

к  чтению художественной литературы

посредством привлечения в образовательный

процесс семей воспитанников»

Алпеева Анастасия Константиновна,

воспитатель

2018г.

Автор проекта: Алпеева Анастасия Константиновна

Вид проекта: творческо-исследовательский

Участники проекта: дети средней группы №6 «Золотой ключик», семьи воспитанников, педагоги, сотрудники МБУК «Централизованная библиотечная система №2», Центр культурного развития поселка Троицкий.

Продолжительность проекта: долгосрочный – 6 месяцев

Актуальность. В настоящее время чтение является одной из самых острых проблем в нашей стране. Существенно снижен интерес к художественной литературе у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век развития компьютерных и других технологий, но все же книга и мир мультимедийного формата в жизни ребенка должны существовать параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Ведь дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом.

Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные и культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей нашей страны. Огромный вклад в становлении внутреннего мира ребенка, воспитании его созидательного начала вносит чтение художественной литературы, так как в процессе общения с книгой ребенок учится думать, анализировать, сопереживать героям, устанавливать связи своего опыта с опытом других. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Тема важности детского чтения, возрождения традиций семейного чтения, привития любви к книге с раннего возраста, необходимости консолидации усилий всех ведомств и структур, заинтересованных в воспитании гармонично развитого юного поколения звучала на протяжении всего 2018 года.

Исходя из проблемы, педагог решила разработать и внедрить в образовательный процесс проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством привлечения в образовательный процесс семей воспитанников». Активными участниками проекта стали семьи воспитанников. Связи с тем, что 2018 год был посвящен году детского чтения в Белгородской области в детском саду и по рекомендации родительской общественности был разработан план по реализации данного направления.

  Цель. Развитие у детей среднего дошкольного возраста интереса к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ и семьей.

Задачи:  

  1. Познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации, самостоятельному созданию книжек-малышек.
  2. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять    свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас дошкольников.
  3. Формировать умение выразительно читать наизусть стихи, инсценировать эпизоды  сказок и проявлять   творческие способности в ролевых  играх по сюжетам  произведений,   инсценировках.  
  4. Развивать познавательные способности дошкольников, фантазию.
  5. Обеспечить расширение социальных связей  семей с социальными институтами.
  6. Развивать коммуникабельность  и умение  детей общаться со взрослыми в разных ситуациях, а так же способствовать накоплению эстетического опыта, читая  и обсуждая литературные произведения.
  7. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, активизировать работу родителей по развитию детского чтения в семье.

Основные формы реализации проекта. 

С детьми:  беседы, целевые прогулки, экскурсия, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуги и развлечения, мини-спектакли, выставки, конкурсы.

С семьей: анкетирование, консультации, мастер-класс, творческие постановки, участие в выставках, батлах, квест-играх.

С социальными институтами: мастер-классы, тематические выставки, сказочные постановки.

Ожидаемые результаты.

  1. Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев.
  2. Эмоционально переживает содержание прочитанного, сопереживает героям произведения.
  3. Умеет пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
  4. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.
  5. Анализирует  явления, события, поступки литературных героев, оценивает их.
  6. С помощью взрослого умеет драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
  7. Знает содержание сказок.
  8. Умеет отгадывать загадки.
  9. Проявляют интерес к созданию сказок собственного сочинения, их оформлению, созданию декораций к произведениям.

  Этапы  реализации проекта:
1. Подготовительный этап (1 месяц с 01.09.2018-01.10.2018г.)

  1. Определение темы и актуальности проекта.
  2. Формулировка цели и задач.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Опрос детей, с какими произведениями они знакомы.
  5. Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
  6. Поиск мотивации к активной реализации проекта.
  7. Составление плана проекта с учетом  реализации программы Тропинки под редакцией Т.В. Кудрявцева
  8. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

2. Практический этап (4 месяца с 01.10.2018г. - 01.02.2019г.)

1. Использование интерактивного оборудования, для чтения и составления сказок

2. Работа над изготовлением костюмов и декораций

3. Работа по художественно-эстетическому направлению (лепка, аппликация, рисование)

4. Знакомство с различными видами детских сказок

5. Привлечение семей воспитанников для участия в  конкурсах и постановках в рамках проекта

6. Интернет-рассылки для родителей

3. Заключительный этап (1 месяц 01.02.2019г. - 01.03.2019г.)

1. Анкетирование родителей по итогам реализации проекта

  1. Педагогическая диагностика детей по теме проекта
  2. Презентация материалов в СМИ, на сайте образовательной организации

4. Награждение активных участников проекта

План работы по осуществлению проекта

Сентябрь

2018 г.

  1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»
  2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»
  3. Диагноста детей по данному направлению
  4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг»
  5. Ежедневное чтение и обсуждение с детьми прочитанного
  6. Изготовление необходимого оборудования, обновление книжного уголка «Мир чтения»
  7. Лепка по мотивам сказок «Репка»
  8. Литературный вечер «В гостях у бабушки»
  9. Чтение сказок перед сном «Засыпаем вместе с бабушкой»
  10. Посещение детской библиотеки п. Троицкий
  11.  Приобретение и изготовление различных видов театра

Октябрь

  1.  г.
  1. Презентация детьми своих любимых книг
  2. Интернет - рассылка  «Роль сказок в жизни ребенка».
  3. Домашний театр: инсценировка сказки «Колобок» с привлечением семей воспитанников
  4. Словесно-речевые игры на основе литературных текстов.
  5. Литературный вечер «В гостях у бабушки»
  6. Видеоролики «Бабушкины сказки». Показ на мультимедийном оборудовании записи рассказа сказки «Лиса и волк», «Журавль и цапля», «Теремок»
  7. Театральная пятница «Маша и медведь»
  8. Конкурс рисунков «Моя любимая сказка»
  9. Родительский причал «Наши руки не знают скуки»

Ноябрь

2018 г.

  1. Досуг «Путешествие по сказкам».
  2. Мастер-класс от бабушек, родителей  «Изготовление книжек-малышек» по мотивам детских сказок
  3. Литературный час «На золотом крыльце….»
  4. Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина «Золотая рыбка»
  5. Аппликация по мотивам сказки «Три поросенка»
  6. Интерактивное путешествие «Сказочное и загадочное»
  7. Интерактивная игра «Сказочные лабиринты» с использованием интерактивного стола
  8. Чтение сказок перед сном «Засыпаем вместе с бабушкой»
  9. Литературный вечер «В гостях у бабушки».
  10.  Литературный квест для родителей «Сказкины гости»

Декабрь

2018 г.

  1. Сказочное дефиле детей на тему: «Мой любимый сказочный герой»
  2. Интерактивные сказки.  Придумай сказку с помощью игры на планшете «Сказочная страна»
  3. Конкурс для семей воспитанников «Сочиняем всей семьей сказки на новый лад»
  4. Чтение сказок перед сном «Засыпаем вместе с бабушкой»
  5. Сетевая связь «Бабушка читает». Виртуальное чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Снегурочка» с использованием приложения «скайп».
  6. Литературные вечера «В гостях у бабушки».
  7. Проведение игры «Книжкина больница» (с привлечением специалистов МБУК «Централизованная библиотечная система №2».)
  8. Литературная эстафета для родителей «По страницам любимых книг» (с привлечением специалистов МБУК «Централизованная библиотечная система №2»).
  9. Интернет-рассылка «Эти полезные сайты»

Январь

2019 г.

  1. Выставка книг «Книжки наших мам» с привлечение родителей.
  2. Рассылка консультации для родителей «Полезные детские сайты» через социальную сеть «контакт» и «почта майл»
  3. Просмотр сказок на новый лад из серии «Маша и медведь-перевертыши» с использованием мультимедийного проектора.
  4. Литературные вечера «В гостях у бабушки»
  5. Привлечение волонтеров (младших школьников МБОУ «Троицкая СОШ) театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
  6. Встречи в Русской горнице переход от традиций к сказке «Лисичка со скалочкой».
  7. Литературный батл «Битва поколений – ох уж эти сказки»  с привлечение бабушек и родителей.
  8. Родительская гостиная «Книгу советует друг»
  9. Театрализованная постановка «Приключения Фунтика» на базе Центр культурного развития п. Троицкий

Февраль

2019 г.

  1. Музыкальный праздник с привлечением родителей «Сказка в гости к нам стучится»
  2. Анкетирование родителей по итогам реализации проекта
  3. Педагогическая диагностика детей по теме проекта
  4. Презентация материалов в СМИ, на сайте образовательной организации, социальных сетях.

Достигнутые результаты проекта

  1. Формирование умения  воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний посредством применения инновационных технологий.
  2. Активное участие родителей бабушек в реализации проекта.
  3. Популяризация семейного чтения.
  4. Развитие интереса к  литературе, творчеству русских писателей.
  5. Формирование умения  выразительно читать наизусть и инсценировать  произведение или отрывок из него.
  6. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
  7. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

Заключение

Проектная деятельность это эффективной метод для развития речи детей дошкольного возраста, их коммуникативных навыков и знакомство с художественной литературой. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям в развитии всех сторон речи. Приобщая детей к художественной литературе, развивается личность каждого ребенка, в котором проявляется  черта русского характера.

        Сказка как художественное произведение является универсальным развитием и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения. И ориентируя в них богатую языковую среду.

На заключительном этапе педагогическая диагностика детей показала решение следующих задач: воспитанники научились рассуждать, применять свои знания в практической деятельности. У дошкольников стали более выражены артистические способности, фантазия, обогатился словарный запас детей. Сформировалось умение выразительно читать наизусть стихи, умение  общаться со взрослыми в разных ситуациях, принимать участие в инсценировке сказок, ролевых  играх по сюжетам  произведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.  М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
  3. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет». СПб.: «Паритет» 2007.
  4. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб.: «Детство-пресс», 2008.
  5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству. «Знакомство с вязанием, вышивкой и плетением кружев»

В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр...

«Приобщение детей среднего дошкольного возраста к искусству средством пейзажной живописи»

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их динамичного развития. Из своего опыта вижу как ребенок,  приобщаясь к искусству,  учится смотреть на о...

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре Средний дошкольный возраст до сих пор является до конца не изученным ни психологами, ни педагогами. Когда ребенку 4-5 ле...

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок....

Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».

laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы…  внутри страны мы должны формировать среду, в кот...

Перспективное планирование по приобщению детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе (сказки)

Данное перспективное планирование будет полезно педагогам для реалихзации педагогических проектов по развитию речи....