«Приобщение детей среднего дошкольного возраста к искусству средством пейзажной живописи»
статья по теме

 

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их динамичного развития. Из своего опыта вижу как ребенок,  приобщаясь к искусству,  учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится беречь его красоту. Развивая у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, даю им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – и это, на мой взгляд,  главная и трудная задача в дошкольной педагогике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их динамичного развития. Из своего опыта вижу как ребенок,  приобщаясь к искусству,  учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится беречь его красоту. Развивая у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение, даю им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – и это, на мой взгляд,  главная и трудная задача в дошкольной педагогике.

Приобщение детей к искусству – это одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными. Считаю, что теоретически эта проблема вполне «прозрачна», ведь существует огромное множество методической литературы по данному направлению. Но на практике не всегда удается заинтересованно вовлечь детей в формирование интересов к эстетической стороне окружающей действительности, ведь   эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе     эстетического восприятия лежит эмоциональный отклик ребенка на прекрасное. И наиболее естественный и эффективный способ формирования у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий - в  совместной (партнерской) деятельности со взрослым. Именно мы, взрослые можем грамотно направить ребенка на развитие у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде через разнообразные методы, приемы и средства. Одним из таких средств является пейзажная живопись, с которой ребенок впервые знакомится в среднем возрасте.

Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это – высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомясь  с этим жанром,  дети эмоционально и эстетически развиваются.  Посредством пейзажной живописи воспитываю в детях доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, она пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. 

Для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас личных наблюдений, опыт положительного активного отношения к окружающей природе. Работу по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью. То есть сначала детей знакомлю с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения. Они рисуют овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы, деревья. Это и есть период подготовки сенсорного и рецептивного аппаратов, дети формируют представления  об основных средствах  изобразительного языка и параметров изображения, и более  серьезно относятся к продуктам своего творчества.

      Пейзаж можно назвать «портретом» природы. Изображение природы содержит в себе определенную долю познавательной информации, но это «не наглядное пособие по географии». До детей довожу суждение, что пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. И дети понимают, что изображая пейзаж, художник концентрирует наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить. Тем самым художник воспитывает любовь к природе, эстетический вкус. И наоборот, любовь к природе порождает интерес к картине и желание самому взяться за краски и кисть. И вот здесь у ребенка возникает точно такое же желание, впервые соприкоснувшегося с миром искусства.

     Потребность в этом отмечается у ребенка уже в дошкольном возрасте, поэтому считаю очень важным расширить это желание -  приобщиться к миру прекрасного, что в значительной мере влияет на формирование духовного мира будущего человека. К.Д. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

    Овладение приемами изображения пейзажа в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у детей хороший эстетический вкус не только в живописи, но и в одежде, в создании интерьера.

Знакомя детей с пейзажем как жанром живописи, перед  собой ставлю задачи:

-       развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание её внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение картины, её красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать своё отношение к воспринимаемому пейзажу;

-       подводить ребенка к пониманию того, что художественная картина есть отражение  реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык – средства выразительности;

-   познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные  особенности формы, величины объектов природы;

 – построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко – далеко), выделением главного; сочетанием цветов (на светлом – тёмным, на тёмном – светлым и т. д.). Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах – музыке, поэзии, танце и т. д.; 

-     на доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже, городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи;

-   обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята могут использовать в своих оценках и суждениях о произведении. Употребление ребёнком образной речи является показателем некоторой эстетической зрелости. Чтобы использовать в речи образ, его надо почувствовать, а чтобы почувствовать, нужно осмыслить.

Так же еще несколькими важными задачами считаю накопление у детей опыта эстетического образного видения   и  восприятия  красоты  окружающей природы, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного образного мышления. Ибо в дальнейшем, как показала практика, при рассматривании художественного пейзажа происходит «накладывание» имеющихся жизненных впечатлений на воспринимаемый образ, это по-новому осветит их, поможет найти «своё» в произведении, глубже, проникновеннее осмыслить картину.

Обязательно знакомлю детей с существованием великого множества пейзажных объектов, форм в процессе игры.  Игры считаю должным проводить только тогда, когда ребенок готов поиграть: он бодр, у него хорошее настроение. Не заставляю ребенка, если он на данный момент не хочет играть, болен или утомлен. И, конечно же, любая игра должна вовремя закончится. Стараюсь не упустить этот момент. 

 В зависимости от того, что является объектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа, и дети легко ориентируются в них: первозданный природный пейзаж — леса, поля, луга, реки, озера, моря. Иногда его еще подразделяют на лесной, морской, горный пейзажи. Есть сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта; городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду — здания, улицы,  проспекты,  площади,  набережные,  парки. Иногда парковый пейзаж выделяю отдельно. Архитектурный пейзаж близок к городскому пейзажу. Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека — созидателя, строителя заводов, фабрик, плотин, электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, авто- и железнодорожных линий. В последние десятилетия утверждается новый вид пейзажа — космический или фантастический. Интересным видом пейзажа является исторический пейзаж. Чтобы легко запоминалась теория, детям создаю различные проблемные ситуации. Они принимают условия быстро и легко, как в игре. И всегда наблюдается положительный и очень продуктивный результат.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, которыми я непосредственно пользуюсь, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Дети среднего возраста уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, им понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребенка представления, я заостряю  внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт. Если я знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы, то обязательно одновременно демонстрирую яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия. 

Для развития эстетического восприятия и детского творчества я использую некоторые приемы. Например, вместе с детьми наблюдаем за различными явлениями объектов природы. Это необходимо не только для получении детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей с существующими в природе.  Естественно, методика постепенно усложняется, в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Для более целенаправленного знакомства детей с пейзажной живописью провожу различные тематические беседы.

Знакомлю детей с пейзажными произведениями в литературе, нацеливая их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких ее образах. Этому способствует и использование не только иллюстраций к определенному стихотворению, но и репродукции с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления.

Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы. В свободное время мы знакомимся с  ребятами со средствами выразительности, колористическим решением пейзажа,  которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья разных пород, состояние погоды.

Наглядно выполненный живописный рисунок, по мотивам какого-либо произведения о природе, где я показываю наглядно приемы изображения, также помогает детям понять красоту и доступность того или иного способа передачи определенной цветовой гаммы.

Важным приемом обучения является анализ детских рисунков. Благодаря анализу работ детям становится понятнее образ пейзажной живописи.

Кроме всего прочего, очень важным считаю  грамотно производить отбор произведений живописи.  Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого искусства.

 В отборе произведений учитываю принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. По колористическому решению отбираю картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте — яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разбеленные. Имеет значение и композиционное решение. Это могут быть произведения, в которых художественные образы расположены в круге, треугольнике, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т.д. И тогда дети четко, безошибочно определяют тему, идею и замысел художника, для чего он создал данное произведение и какими средствами передал содержание.

В результате проведённой мной работы с применением разнообразных форм и методов  по ознакомлению и приобщения детей к пейзажной живописи, дети приобрели не только навыки пейзажного рисования, умение воспринимать художественные произведения различного содержания, научились видеть и понимать содержание картины, но и чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу.

В заключении хочу сказать, что важным условием художественной деятельности детей является  их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями взрослых.

А мы, взрослые, должны направит детей в бесконечный и прекрасный мир искусства. И чтобы дети смогли острее видеть и  глубже чувствовать, а их души наполнились восторгом и любовью к природе, искусству, Родине, надо отдать им свое сердце,  свое отношение к прекрасному и высокую любовь к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному творчеству. «Знакомство с вязанием, вышивкой и плетением кружев»

В этом материале предлагаются новые организационно-методические формы работы. Материал содержит информацию из опыта и обычаев русского народа; способствует формированию у детей личностной культуры, пр...

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре Средний дошкольный возраст до сих пор является до конца не изученным ни психологами, ни педагогами. Когда ребенку 4-5 ле...

Проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к искусству кино"

Коммуникативная деятельность у детей дошкольного возраста будет происходить, развиваться более эффективно, если предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации воспитания отдается т...

Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...

Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».

laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы…  внутри страны мы должны формировать среду, в кот...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: " Первые шаги к сцене" Приобщение детей среднего дошкольного возраста к сценическому искусству"

 Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей среднего дошкольного возраста.   Предложенный выпуск журнала   посвящён  ознакомлению родителей о процесс...