Сценарий занятия по приобщению детей среднего дошкольного возраста к изобразительному искусству «В гости к нам пришла весна»
план-конспект занятия (средняя группа)

Сударева Наталья Васильевна

Цель - развивать у детей представления о пейзажной живописи по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В гости к нам пришла весна50.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия в средней  группе

«В гости к нам пришла весна»

Задачи:

  • Расширить представления детей о пейзажной живописи.
  • Формировать умения видеть художественные средства создания образа, познакомить с еще одним великим русским пейзажистом А.К. Саврасовым.
  • Развивать умения  узнавать ярко выраженные эмоциональные состояния.
  • Закрепить представления детей о  весне, ее признаках.

Материалы и оборудование:  Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»,  портрет А. К. Саврасова , аудиозаписи «Колокольный звон», «Мяуканье кошки», макет кошки с разными эмоциями.

 Алексей Саврасов и костромское село Молвитино - МК Кострома

Ход:

Дети садятся полукругом перед картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Ребята, мы продолжаем знакомство с весенними приметами. Скажите, пожалуйста, какие приметы ранней весны вы знаете? (Тает снег, солнышко появляется чаще, появляются первые цветы, прилетают птицы)

Сегодня предлагаю вашему вниманию картину «Грачи прилетели» художника Алексея Кондратьевича Саврасова, который очень любил изображать раннюю весну. Посмотрите, пожалуйста, на картину, что вы можете рассказать? Что изобразил художник? Какими красками пользовался художник?

Ребята, сегодня вместе с нами совершит путешествие в мир искусства какой то герой! Догадайтесь кто это.

Звучи  аудиозапись «Мяуканье кошки»

Правильно! Вот эта кошечка. (Показывает макет кошки).

Аудиозаписи «Колокольный звон»

Что услышала наша кошечка?

Верно ребята,  а звучал этот звон с колокольни, которая изображена на картине. Найдите её.

Ребёнок с помощью указки показывает.

Вот как - то раз наша кошечка проходя мимо картины, решила запрыгнуть на нее и каким - то чудесным образом оказалась внутри картины. (Прикрепляется макет злой, недовольной кошки)

Бррр»,  - сказала кошечка, намочив свои лапки в мокром весеннем снегу.

Вот только недавно я здесь путешествовала, и мои лапки наступали на пушистый снежок, а вместо этих луж здесь были корочки льда. Что же это произошло? – недовольно спросила кошечка.

Ребята, а как вы думаете, что же произошло в природе? (Снег начал таять, т.к.  на улице стало тепло – пришла весна)

Придется теперь сушить лапки на солнышке, а то я могу и простудиться…

Вышла кошечка на полянку, а солнышка нет»

Как называется погода, когда нет солнышка, т.к. на небе много туч и облаков? (пасмурная).

А как на картине художник показал, что погода пасмурная? (Варианты детей)

Да, картина нарисована в темных тонах, весна наступает медленно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели. (Можно тоже представить, как детей будит мама в детский сад, потянуться, нахмуриться)

Раздается мяуканье.

Слышите? Это наша кошечка зовет нас в сказку…

Бррр, я вся замерзла, лапки мои не высохли, пойду искать тепленькое местечко». Пошла она дальше и увидела деревья.

Какие деревья изображены на картине? (Березы).

 Звучат звуки грачей

Мяу, что это за звук? – испугалась кошечка (прикрепляется макет испуганной кошки)

Ребятки, скажите, пожалуйста, какая эмоция была у нашей кошечки, когда она услышала неизвестный для нее звук? (Испуг).

А как вы думаете, что это за звуки? (Варианты ответов)

Ой, сколько птиц!!! Откуда вы здесь появились, вас еще совсем недавно не было? – удивилась кошка (прикрепляется макет удивленной кошки)

Ребята, а что это за птицы? (Грачи).

Да, это грачи и картина называется «Грачи прилетели». Грачи  весенние птицы, они прилетают раньше всех из теплых стран, чтобы оповестить, что идет весна.

Кошечка стала любоваться птицами.

А какая эмоция была у кошечки, когда она увидела столько птиц?  (Удивление)

Ребята, давайте повнимательнее рассмотрим грачей, что они делают.  (Одни летают, другие сидят в гнездах, строят гнезда).

Хорошо! Вы очень наблюдательные. А как вы думаете, почему одни птицы сидят в гнездах, а другие кружатся вокруг деревьев? (Варианты ответов детей)

А кошечка мне подсказывает, что может дует  ветер, тонкие веточки берез колышутся и птицам сложно усидеть на них, поэтому они и кружатся вокруг деревьев. А те птицы, которые сидят в гнездах - это птицы мамы (самки) которые уже высиживают птенцов и не при каких условиях не покинут свои гнезда.

Да ребята, наверно и вправду дует  ветер, посмотрите, как плывут облака на заднем плане картины. Их гонит, гонит прочь ветер, давая дорогу весне.

Кошечке так понравились птички, что она очень захотела с ними подружиться.

Мур, какие вы дружные, как вас много и вам очень весело. А я все время одна, у меня нет таких друзей. Можно я буду дружить с вами?

Ребята, как вы думаете, птицы дружны с кошками? Почему птицы боятся кошку? (Варианты ответов)

Правильно, кошечки могут охотиться на птенцов.

Какая эмоция появилась у кошки, когда грачи отказали ей в дружбе? (Грусть). (Макет грустной кошки).

Ребята, может развеселим нашу кошечку!

Динамическая пауза «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (Указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (Присели)
Разместились в гнёздышке, (Показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (Встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (Погладить себя по рукам)
Головой вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (Руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (Хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (Летают)
И опять все в гнёзда сели. (Присели)

Звучи  аудиозапись «Мяуканье кошки»

Мур! - Вдруг кошка увидела, что один смелый грач сел на землю возле нее. (Прикрепляется макет веселой кошки).

Посмотрите, один грач прилетел ко мне, он хочет дружить со мной! Мур-мур-мур! – обрадовалась кошка.

Спасибо тебе, грач! Теперь я буду всегда петь песенки твоим птенчикам и играть в солнечные зайчики! Я ищу солнышко, чтобы высушить свои промокшие лапки.

Кошечка увидела впереди церковь и решила подойти к ней поближе, но впереди ее ждало препятствие в виде забора, который ограждает церковь и деревянные дома. Кошечка запрыгнула на забор и стала рассматривать церковь. Давайте и мы рассмотрим ее. Что вы видите? (Светлая, высокая, красивая, купола, колоколенка.)

Да ребята и вправду церковь и колоколенка очень красивые. А если мы внимательно посмотрим на краски, которыми пользовался художник, то он как будто позолотил и церковь, и колоколенку, и дома, и забор на котором пригрелась наша кошечка. И мы можем предположить, что ветер разогнал тучи и облака и время от времени выглядывает солнышко, которое и окрашивает постройки в солнечно желтый цвет. И подтверждением тому, что выглядывает солнышко являются и тени на снегу от деревьев.

Ну вот, солнышко пригревает, весна все стремительнее наступает, скоро вся природа проснется, распустятся листочки, появятся птенцы.

Скоро мои лапки высохнут, и я согреюсь.

И наша кошечка легла на заборчике, и стала мечтать о теплых весенних денечках. (Прикрепляется макет мечтательной кошки)

А теперь мне надо идти дальше.

Иди вперед и смотри на небо, ветер разгоняет тучи и совсем скоро появится солнышко!

Спасибо и до встречи!

И кошечка побежала дальше.

Рефлексия:

Вот и закончилось наше путешествие

Какая кошечка стала в конце сказки? (Спокойная, мечтательная).

С кем мы сегодня путешествовали?

По какой картине гуляла кошечка?

Что  с ней происходило?

Какие эмоции были у кошки?

Как художник показывал изменения в природе с приходом весны?

Какими красками он показывал погоду?

Что больше всего вам запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей среднего дошкольного возраста к искусству средством пейзажной живописи»

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их динамичного развития. Из своего опыта вижу как ребенок,  приобщаясь к искусству,  учится смотреть на о...

Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"

Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоцио...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: " Первые шаги к сцене" Приобщение детей среднего дошкольного возраста к сценическому искусству"

 Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей среднего дошкольного возраста.   Предложенный выпуск журнала   посвящён  ознакомлению родителей о процесс...

Сценарий занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к изобразительному искусству «Богатыри»

Цель - воспитывать у детей уважение к защитникам нашей Родины через восприятие картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....