Сценарий занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к изобразительному искусству «Богатыри»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Сударева Наталья Васильевна

Цель - воспитывать у детей уважение к защитникам нашей Родины через восприятие картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Богатыри63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия в подготовительной к школе группе

«Богатыри»

Задачи:

  • Продолжать воспитывать у детей уважение к защитникам нашей Родины через картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
  • Развивать умения внимательно рассматривать произведение, понимать ценности и смыслы изображенного образа.
  • Формировать умение отвечать на вопросы связно и последовательно, описывая внешность, характер богатырей и окружающий пейзаж

Материалы и оборудование:  Картина В. М. Васнецова «Богатыри», портрет  В. М. Васнецова, А.Бородин «Симфония № 2 «Богатырская»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5609ce2e3ce8d91bf937bccd28044d0b08010abb-5858704-images-thumbs&n=13

Ход:

Дети проходят в картинную галерею, садятся на стулья перед мольбертом, на котором установлена картина. Картина закрыта полотном.

Включается музыкальное сопровождение (А.Бородин «Симфония № 2 «Богатырская»), воспитатель открывает картину.

Дети рассматривают картину, воспитатель читает отрывок из былины:

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней

И поехали раздольицем чистым полем…

А с той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними стал…

Ребята, вы узнали картину? Как она называется?

А кто помнит, кто написал эту картину?

Нравится вам эта картина?

Видели ли вы её раньше? Где видели?

Кто нарисован в центре картины? (Богатыри).

Если знаете, назовите их по имени? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

Послушайте теперь мой рассказ:

На заставе три богатыря. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и длинное копье. Одет Илья Муромец в железную кольчугу, на голове шлем – шишак, защищенный бармицей, предохраняющий шею богатыря от попадания стрелы.

Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь лить не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью.

Конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь искоса поглядывает да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила богатырей и послала  их  на  свою  защиту.  Трудно  представить  себе  богатырей  иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

Какие чувства вызывает у вас картина? (Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы).

Что чувствуется во взглядах, позах богатырей? (Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом).

Ребята, давайте еще раз вспомним, как называется оружие. Расскажи и покажи нам (Маша, Саша…) что в руках у Ильи Муромца?

(Булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и длинное копье).

А (другой ребенок) у Добрыни Никитича?

(Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный).

А у Алеши Поповича?

(В левой руке у него лук).

А что еще у него есть? (Гусли)

Подсказка для педагога:

Булатная палица — это два слова: булат и палица.  

Булат — старинная узорчатая сталь, а палица — тяжёлая дубинка с утолщённым концом. 

Колчан со стрелами — это сумка или футляр для стрел. 

Щит — это защитное вооружение древнего воина в виде округлой или прямоугольной плоскости из дерева или металла, которое использовалось для предохранения от ударов холодным оружием. 

Копье - это колющее или метательное древковое холодное оружие. Оно состоит из длинного древка и острого металлического наконечника. 

Меч — это холодное колющее и рубящее оружие с длинным прямым клинком. 

Гусли – старинный музыкальный инструмент,  изготавливаются из дерева, на которое натянуты струны. Играют на них, держа инструмент на коленях, щипая струны, издавая звук. На гуслях исполнялись инструментальные пьесы, плясовые и народные песни. 

Ребята, а кто из вас знает, как называется одежда воинов? (Грудь богатырей защищает металлическая кольчуга, а на головах – защитный шлем; обратить внимание детей, что на одежде воинов можно заметить декоративные украшения, т.е. одежда не только защищала воинов, но и была их украшением).

А теперь приглашаю вас размяться

Динамическая пауза «Богатырский конь»

Конь меня в дорогу ждёт  (Руки за спиной сцеплены в замок),

Бьет копытом у ворот  (Ритмично по очереди поднимаем согнутые в колене ноги)

На ветру играет гривой 

Пышной, сказочно красивой

Быстро на седло вскочу        

Не поеду – полечу      (Покачиваем головой),

Цок, цок, цок, цок    (Подскакиваем на месте),

Цок, цок, цок, цок

Там за дальнею рекой  (Руки полусогнуты в локтях)

Помашу тебе рукой        (Перед собой, машем рукой)

Каким изобразил каждого коня художник? Какой конь у Ильи Муромца? (У Добрыни Никитича? У Алёши Поповича?)

(Сильный вороной конь Ильи Муромца, белый конь Добрыни Никитича, который готов уже броситься вскачь; спокойный, даже покорный, золотистый конь Алёши Поповича).

Ребята, а как вы думаете, что делают в поле богатыри? (У богатырей важная цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины).

Как вы думаете, где находится родная земля богатырей? Она изображена на заднем плане картины или на переднем? Художник очень хотел, чтобы мы догадались об этом. ( Родина изображена за могучими плечами богатырей, врагу не пробиться через эту заставу).

А посмотрите на небо. Каким его изобразил художник? (Холодное, низкое, покрытое тёмными тучами и белыми облаками, оно придаёт картине настроение напряжённости и тревоги).

Ребята, попробуйте придумать другое название к этой картине.

Давайте придумаем для этой картины интересный конец: что будут дальше делать богатыри и чем всё закончится. (2-4 рассказа детей).

Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. А я вам хочу зачитать завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"

Вашему вниманию предлагается игра , которая включает в себя игровые методы, элементы соревнования, способствует лучшему осмыслению изобразительного образа.Она в игровой форме закрепляет знания детей о...

План-программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству

В течение пяти лет я работала руководителем театрального кружка детского сада и собирала материал. Сюда включены не только задания для детей, но и для педагогов. Может быть, кому-либо эти материалы пр...

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?...

Программа саморазвития воспитателя по теме: «ЛЭПБУК — СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»

В программе описана новая форма организации образовательной деятельности - тематическая папка или лэпбук. Определены цель и задачи самообразования. Разработан план реализации программы....

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Сценарий занятия по приобщению детей среднего дошкольного возраста к изобразительному искусству «В гости к нам пришла весна»

Цель - развивать у детей представления о пейзажной живописи по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»...