Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"
методическая разработка по рисованию на тему

Несмеянова Елена Александровна

Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания, используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка31.2 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»

 «Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства».

Программа групповых (подгрупповых) занятий «Акварелька».

Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания, используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры.

Для того чтобы дети занимались творческой деятельностью, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе я сделала акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективных на наш взгляд является подход - сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования, которыми могут заниматься не только дети, но и взрослые.

На подготовительном этапе, при планировании работы, нужно учитывать, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся - в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.

 Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями.

И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать.


Чтобы этого не происходило, мы стали использовать нетрадиционные техники изображения. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.

Своё общение с детьми я организую на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работу с детьми строю в два этапа.

На первом этапе решаем следующие задачи:

1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи были следующие:

1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с традиционными и нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

3. Формировать относительную устойчивость замысла.

4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Нетрадиционные техники привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими, интересными. В работе с детьми использовала следующие нетрадиционные техники.

"Рисование ватными палочками".

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные палочки, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку может набирается

краска разного цвета. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Восковые мелки или свеча + акварель".

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашинным.

"Кляксография обычная".

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

"Кляксография с трубочкой".

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное.

Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться. Очень важно ребёнку установить последовательность действий и не забывать об основном содержании.

Очень важно чтобы родители помогали своему ребенку овладевать той или иной техникой. Для этого проводится работа с родителями: оформляются стенды с описанием и образцами домашнего творчества, проводятся беседы, консультации, мастер-классы где родители могут не только увидеть, но и поучаствовать в процессе рисования, научиться творить вместе с детьми.

Программа по изобразительному искусству «Природа и Художник» Т.А. Копцевой. Москва, 2006г.

Программа художественного воспитания, и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова. Москва ,2007г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Акварелька»

Тема1. «Грибное семейство»

Теория: Вспомнить с детьми названия грибов, какие бывают грибы (ядовитые, не ядовиты, съедобные, не съедобные).

Практика: Рисование грибов с помощью ватных палочек.

Цель: обучение детей наносить краску ватными палочками в заданный контур. Воспитать интерес к творчеству. Развить мелкую моторику.

Материал: лист бумаги, карандаш, гуашь, ватная палочка, салфетки, палитра, непроливайка, иллюстрации грибов.

Тема2. «Украшение осени. Верочка рябины»

Теория: Знакомство с деревом –рябиной. знакомство с зимующими птицами.

Практика: рисование веточки рябины с помощью гуаши и ватной палочки.

Цель: продолжить учить рисовать с помощью ватной палочки, знакомство с зимующими птицами, учить заботиться о них зимой, обучать умению анализировать иллюстрации и выделять главное, описывать по плану, развивать мелкую моторику рук.

Материал: Шаблоны веточек рябины, иллюстрации «Ветка рябины», иллюстрация «Птицы на рябине», карандаши, красная гуашь, шаблоны дерева и птиц, ватные палочки.

Тема3. «Терем-теремок»

Теория: знакомство с понятием «Терем», рассматривание иллюстраций с изображением теремов с сказках.

Практика: Рисование высокого дома с башенкой наверху (терема)

Цель: учить детей передавать в рисунке образ сказки; развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика; совершенствовать приемы украшения.

Материал: картинки с изображениями домиков-теремков, игрушечный медведь, листы бумаги, фломастеры, салфетки.

Тема4. «Колючий ежик»

Теория: Знакомство с ежиком (его строением).

Практика: Изображение ежика или его семейства (ежик сердится — иголки во все стороны, ежик спокойный — иголки приглажены).

Цель: Научить рисовать ежика с помощью цветных карандашей. Закрепить знания детей о диких животных. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

Материал: листы белого цвета, цветные карандаши, изображение ежа.

Тема 5-6. «Дары природы»

Теория: Знакомство с овощами их свойствами. овощи и фрукты содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья.

Практика: рисование овощей акварелью.

Цель: Закрепить у детей знание родовых понятий: «овощи», «фрукты». Упражнять в рисовании овощей знакомыми способами, развивать композиционные умения.

Материал: лист бумаги, акварель, кисти, салфетки, стаканчики с водой, Корзинка с овощами и фруктами;

Тема 7-8. «Осенний лес»

Теория: Познакомить как меняется облик одного и того же пейзажа зимой, весной, летом и осенью. Повторить с детьми основные хроматические цвета — красный, синий, желтый и дополнительные — зеленый, оранжевый, фиолетовый, а также ахроматические (бесцветные) — белый, серый, черный. Напомнить детям правила работы кистью, красками, водой и тряпочкой

Практика: Изображение ствола лиственного дерева с наклоненной макушкой и ветками-ручками, украшение веток желтыми, красными и оранжевыми листочками методом точечной или пальчиковой живописи

Цель: Показать приемы работы гуашью, способы получения оранжевого оттенка (красный + желтый), зеленого (желтый + синий).

Материал: лист бумаги, гуашь, кисть, непроливайка, палитра, салфетка, изображение леса летом, осенью, зимой.

Тема 9. «Мудрая сова»

Теория: Показать репродукции совы и ее стилизованное изображение. Обратить внимание на большие глаза совы, которые светятся ночью.

Практика: рисование совы.

Цель: Учит детей изображать сову на листе бумаги, передавая характерные черты.

Материал: лист бумаги, карандаши цветные. Иллюстрация с изображением совы.

Тема 10-11. «Осенняя улыбка природы» (Яркое солнышко)

Теория: познакомить с изображением солнца в иллюстрациях сказок, в древние времена.

Практика: рисование ясного неба с облаками и солнцем.

Цель: Развить творческую фантазию, активность, мелкую моторику. Показать детям возможные способы изображения солнечного диска и лучей (точками, штрихами, волнистыми линиями, спиралью, зубчиками, запятыми и т.п.). Воспитать интерес к рисованию.

Материал: Бумага, масляная пастель (восковая пастель или мелки), акварель, кисть, баночка, тряпочка.

Тема 12- 13. «Медуза» («Морская звезда»)

Теория: Рассмотреть с детьми репродукции разных по форме медуз, звезд, кораллов и т.п. Обратить внимание на то, что обитатели подводного мира похожи на земные объекты. Так, кораллы напоминают травы или деревья, звезды — цветы, медузы — парашюты и т.п.

Практика: рисование медузы в море.

Цель: Учить использовать в работе различный материал, учить изображать медузу, передавая особенности ее строения

Материал: Альбом, гуашь, восковые мелки, баночка, кисти, тряпочка и др.

Тема 14. «Ожившая клякса»

Теория: игра «Что на что похоже». Разить творческое воображение.

Практика: На лист бумаги кистью наносят кляксу-каракулю (педагог может заранее изобразить несколько клякс). Ребенок внимательно рассматривает получившееся изображение, вертит лист в разные стороны и определяет, на что похожа та или иная клякса-каракуля, фломастером дорисовывает недостающие элементы (ноги, уши, руки и т.п.).

Цель: Развивать творческое воображение, учить рисовать с помощью коктейльной трубочки.

Материал: Альбом, цветные фломастеры, баночка, гуашь, тряпочка, коктейльная трубочка.

Тема 15- 16. «Кот усатый, полосатый» (контрольное занятие)

Теория: Внимательно рассмотреть фотографии кошек разных пород. Обратить внимание на форму и конструкцию мордочки кошки. Показать приемы работы простым карандашом.

Практика: рисование кота.

Цель: Учит детей изображать кота на листе бумаги, передавая характерные черты.

Материал: Альбом, акварель, карандаш, кисти, баночка, тряпочка, картины с изображением кота, тигра, льва.

Тема 17. «Забавные рожицы»

Теория: Рассмотреть рисунки со смешными рожицами.

Практика: рисование забавных рожиц.

Цель: способствовать развитию умения выполнять рисунки с помощью коктейльных трубочек, карандашей и фломастеров. Способствовать развитию творческого воображения.

Материал: Альбомный лист, акварель, палитра, кисть, фломастеры, баночка, коктейльная трубочка.

Тема 18-19. «Зимний лес»

Теория: рассматривание иллюстраций с зимним лесом, беседа о зиме, деревьях.

Практика: рисование зимнего леса техникой набрызга.

Цель: способствовать развитию умения рисовать лес в технике набразг

Материал: лист тонированной бумаги, белая гуашь, кисть щетинка, палитра, трафареты деревьев, баночка.

Тема 20. «Снеговик»

Теория: рассматривание снеговика, беседа об особенностях снега.

Практика: рисование снеговика.

Цель: способствовать развитию умения рисовать гуашью снеговика, умение правильно держать кисть.

Материал: лист тонированной бумаги, кисть, баночка, палитра, иллюстрации снеговика.

Тема 21-22. «Елочки растут в лесу»

Теория: Вспомнить какие деревья растут в лесу, рассмотреть картины с изображением леса. Изучить строение елочки. Воспитать интерес к творчеству. Развить мелкую моторику.

Практика: тонированние листа бумаги, рисование цветными карандашами елочек.

Цель: способствовать развитию умения рисовать елочку карандашами.

Материал: цветные карандаши, акварель, кисть, баночка, салфетка, альбомный лист.

Тема: 23-24. «Животные севера»

Теория: Рассмотреть иллюстрации с изображением животных севера, беседа о строении животных их характерных особенностях.

Практика: рисование животных севера.

Цель: Способствовать формированию умения выполнять рисунки в технике набрызг.

Материал: трафарет животных, кисть щетинка, белая и синяя гуашь, баночка, салфетка, альбомный лист.

Тема 25 «Рыбки в аквариуме»

Теория: рассмотреть морских и речных обитателей. Изучить строение рыбы

Практика: рисование аквариума с рыбками.

Цель: Способствовать развитию умения рисовать рыбу.

Материал: альбомный лист, кисть, баночка, восковые карандаши, акварель.

Тема 26. «Черепашка»

Теория: Внимательно рассмотреть с детьми фотографии черепахи.Сравнить внешний облик черепахи с образом человека, определите: «Что между ними общего? В чем различие?»

Практика: Показать приемы изображения больших и маленьких черепах восковыми мелками (восковой пастелью).

Цель: способствовать формированию умения рисовать черепаху.

Материал: альбомный лист, восковые или цветные карандаши.

Тема 27-28. «Петушок»

Теория: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, петуха. Беседа о сходстве и различиях петуха от других птиц.

Практика: рисование петуха.

Цель: способствовать формированию умения рисовать петуха.

Материал: акварель, альбомный лист бумаги, баночка, салфетка, простой карандаш, ластаик.

Тема: 29. «Капитошка»

Теория: просмотр отрывка из мультфильма «Капитошка»

Практика: рисование капитошки

Цель: способствовать развитию умения рисовать Капитошку (геометрические фигуры (Круг, вал))

Материал: альбомный лист, цветные карандаши.

Тема 31-32. «Одуванчики на лугу»

Теория: Рассмотреть с детьми картинки одуванчиков, выполненные различными художниками. Обратите внимание на строение, форму листьев.

Практика: Изображение одуванчика на полянке.

Цель: Учить изображать одуванчик, закреплять работу с акварелью

Материал: Альбом, акварель, кисть, баночка, иллюстрации, тряпочка.

Тема 33. . «Два барашка» (контрольное занятие)

Теория: просмотр мультфильма по стихотворению Сергея Владимировича Михалкова "Бараны".

Практика: рисование баранов на мостике.

Цель: способствовать формированию умения рисовать барана

Материал: карандаш простой, ластик, гуашь белая, черная и коричневая, кисть, барная палочка, баночка, салфетка, альбомный лист.

Тема 34 – 35. «Праздничный салют»

Теория: рассмотреть иллюстрации салюта, беседа, когда бывает салют.

Практика: рисование салюта

Цель: способствовать формированию умения рисовать салют.

Материал: альбомный лист, акварель, кисть щетинка, гуашь, баночка, салфетки.

Тема 36. «Заботливые пчелы» («Шмели», «Осы») (итог)

Теория: Рассмотрите с детьми фотографии пчел, шмелей, ос.

Рассмотрите иллюстрации с изображением шмеля (пчелы, осы), обратите внимание на их строение и форму

Практика: Изображение пчелки (шмеля, осы) и ее друзей, летающими вокруг цветов, — «Заботливые пчелы», «Трудолюбивое семейство» и т.п.

Цель: Учить способам изображения пчел/шмелей/ос.

Материал: Альбом, цветные фломастеры или другие материалы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. У детей имеется достаточный практический опыт в использовании различных техник.

2. Умеют пользоваться кистью и красками.

3. Самостоятельно придумывают сюжеты для своих работ.

Итогом работы по программе станет выставка «Наши лучшие работы»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Игровая постановка цели, сюрпризные моменты;

Беседы с детьми;

Показ и рассматривание;

Слушание музыки, сказочных историй, стихов;

Показ образца;

Словесные и дидактические игры;

Оценка качества работы;

Взаимопомощь;

Организация выставок.

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Совместное обыгрывание;

Оформление группы, стенда в ДОУ;

Организация выставок на родительских собраниях;

НЕОБХОДИМОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Гуашь различных цветов, акварельные краски, кисточки, салфетки, и т д.

2. Дополнительный материал: ластики, бумага, мелки восковые, картон цветной.

3. Стенд, доска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л.Е. Белоусова. «Ура! Я научился!» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009год.

2. И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Москва ,2010г.

3. Т.А. Копцевой. Программа по изобразительному искусству «Природа и Художник» Москва, 2010г

4. М.В.Трофимова, Т.И. Тарабарина. « И учеба, и игра – изобразительная деятельность» Ярославль «Академия развития» 2009г.

Анализ проведённой работы

Цель: научить детей рисованию, правильно держать кисть, карандаш используя различные техники.

Чтобы достигнуть этой цели я разработала интересные и увлекательные занятия, на которых дети научаться разнообразным способам и приёмам рисования.

От простейших упражнений на развитие мелкой моторики кисти до рисования забавных фигурок. На занятиях «Грибное семейство», Украшение осени. Верочка рябины дети знакомятся с приемом отпечатков, учатся правильно держать карандаш во время рисования. Создавая работу «Терем-теремок», «Колючий ежик», «Мудрая сова», «Кот усатый, полосатый», «Рыбки в аквариуме», «Черепашка», ребята учатся правильно держать карандаш, закрашивать не выезжая за контур, рисовать элементы геометрических фигур. Выполняя «Дары природы», «Снеговик», ребята учатся правильно держать карандаш, кисть, набирать краску на кисть, закрашивать краской фигуру не выезжая за контур. На занятии «Осенняя улыбка природы» (Яркое солнышко), «Медуза» («Морская звезда») дети знакомились с восковыми мелками, учились рисовать медузу и образ солнца. Закрепляли умение закрашивать фон кистью. Сначала рисуют солнце и облака, медузу и морское дно, а затем закрашивают краской фон на рисунки восковыми мелками краска не ложится. На занятиях «Ожившая клякса», «Забавные рожицы» дети закрепляют навыки работы с карандашами, знакомятся с новым приемом рисования выдуванием. Дети капают кистью на лист бумаги каплю краски затем с помощью коктейльной трубочки выдувают капельку, немного подождав пока капелька высохнет карандашами дорисовывают глазки, ротик и тд. На занятиях «Зимний лес», «Елочки растут в лесу» ребята учатся технике набрызга, продолжают закреплять умение правильно держать кисть. Детям раздается трафарет деревьев, трафареты обводятся простым карандашом, затем белой краской закрашивается обведенная фигура. Подождать немного пока все высохнет. Дети берут большую кисть щетинку обмакивают ее в белую краску и с помощью пальца начинают делать брызги на работу. Изготавливая «Животные севера» дети отрабатывают умения пользоваться красками и кистью, закрепляют умение рисовать в технике набрызга.

На занятии «Капитошка» ребята закрепляют навык рисования цветными карандашами геометрических фигур создавая определенный образ, развивают фантазию. На занятии «Два барашка» ребята закрепляют умение рисовать цветными карандашами, правильно держать карандаш, заштриховывать работу аккуратно, а также закрепляют навык рисования в технике отпечаток с помощью ватной палочки. Выполняя работы на тему «Петушок», «Праздничный салют», «Заботливые пчелы» («Шмели», «Осы») , дети закрепляют умение правильно держать кисть, карандаш, закрашивать фигуру не выезжая за контур. Всю работу дети проделывают с интересом и удовольствием. Ведь рисунки, сделанные своими руками, несут в себе частичку детской души и поэтому, никогда не надоедают.

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети научатся пользоваться ножницами; освоят навыки работы с клеем; научатся использовать в работе трафарет; разовьют мелкую моторику рук.

1. Развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с карандашами, красками.

С помощью загадок, приходящих игрушек-гостей, «путешествий» игр ребята узнают новую информацию, благодаря которой с интересом выполняют работы. Ребята выполняли «Грибное семейство, «Украшение осени. Верочка рябины», «Осенняя улыбка природы», «Медуза» («Морская звезда»), «Ожившая клякса», «Забавные рожицы», «Зимний лес» и др. работы знакомились с новыми техниками, учатся обводить трафарет. Выполняя рисунки с использованием ватных палочек, коктейльных трубочек дети узнают, что в творчестве можно использовать различные материалы, так как вата и легко оставляет отпечатки, а коктейльные трубочки легко выдувают воздух и направляя в ту или иную сторону краску создают интересный образ, то детям работа с такими материалами доставляет удовольствие.

2. Совершенствование умений и навыков работы с карандашами, красками.

На каждом занятии ребята отрабатывают умение пользоваться карандашами и красками. Учатся пользоваться карандашом, нажимая на него с разной силой, пользоваться ластиком чтобы убрать лишнюю линию, держать кисть и карандаш правой руке уверенней. На занятиях На занятиях «Грибное семейство», Украшение осени. Верочка рябины дети знакомятся с приемом отпечатков, учатся правильно держать карандаш во время рисования. Создавая работу «Терем-теремок», «Колючий ежик», «Мудрая сова», «Кот усатый, полосатый», «Рыбки в аквариуме», «Черепашка», ребята учатся правильно держать карандаш, закрашивать не выезжая за контур, рисовать элементы геометрических фигур. Выполняя «Дары природы», «Снеговик», ребята учатся правильно держать карандаш, кисть, набирать краску на кисть, закрашивать краской фигуру не выезжая за контур. На занятии «Осенняя улыбка природы» (Яркое солнышко), «Медуза» («Морская звезда») дети знакомились с восковыми мелками, учились рисовать медузу и образ солнца. Закрепляли умение закрашивать фон кистью. На занятиях «Ожившая клякса», «Забавные рожицы» дети закрепляют навыки работы с карандашами, знакомятся с новым приемом рисования выдуванием. На занятиях «Зимний лес», «Елочки растут в лесу» ребята учатся технике набрызга, продолжают закреплять умение правильно держать кисть.

Итоговым занятием будет организована выставка всех работ детей за год, и дети увидят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве подарка.

3. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, актуальности; способствовать эффективному развитию мелкой моторики рук.

Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное воображение, но раскрывают творческие способности, чему в дошкольном возрасте должно уделяться основное внимание. Оставляя отпечатки ватными палочками у детей развивается моторика рук, глазомер. Воспитывается аккуратность, усидчивость, терпение. На занятии «Ожившая клякса», «Смешные рожицы» дети учатся использовать коктейльную трубочку. Этот вид деятельности развивает творческие способности ребёнка: самостоятельность, аккуратность, укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом, вкус, чувство цвета. Дети сами выбирают цвет кляксы. Занятие «Зимний лес», «Животные севера», «Елочки растут в лесу» дети делали работу с помощью техники набрызга, они тщательно и с интересом выполняли работу, стараясь испачкать себя и товарищей. На этом занятии развивается аккуратность, мелкая моторика рук при работе с кистью, творчество, фантазия, воображение. При выполнении работ «Капитошка», «Рыбки в аквариуме», «Черепашка», «Медуза», «Мудрая сова», «кот усатый полосатый» и др. у детей развивалась воображение, чувство цвета, аккуратность, самостоятельность, учатся правильно держать карандаш, кисть. При выполнении своих работ дети проявляли свою аккуратность, усидчивость, трудолюбие, у детей развивается глазомер, воспитывается терпение, усидчивость. На всех занятиях дети развивают мелкую моторику, аккуратность, активно учувствуют в обсуждении, а значит, развивают речевую и умственну.

Задачи, направленные на общее развитие детей: формирование художественно вкуса, способности к рисованию, активизацию творческого воображения. Занятия организованны в систему, которая гармонично развивает образное мышление, усидчивость и аккуратность.

Чтобы проследить уровень развития детей, им предложены три занятия с усложнением. В начале года занятие «Украшение осени. Верочка рябины.» в декабре «Кот усатый, полосатый», в апреле-мае «Два барашка

Первое контрольное занятие «Украшение осени. Верочка рябины.»

Цель: учить рисовать с помощью ватной палочки ветку рябины.

Задачи: способствовать формированию умения правильно держать кисть, рисовать с помощью отпечатков, знакомство с зимующими птицами, учить заботиться о них зимой, обучать умению анализировать иллюстрации и выделять главное, описывать по плану, развивать мелкую моторику рук.

На нём дети учились правильно держать карандаш, кисть, оставлять отпечатки ватной почкой.

В декабре второе контрольное занятие «Кот усатый, полосатый»

Цель: Учить детей изображать кота на листе бумаги, передавая характерные черты. Задачи: способствовать формированию умения правильно держать карандаш, закрашивать фигуру не выезжая за контур, формировать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

На занятии дети рисовали кота. Закрепляли умение правильно держать карандаш, закрашивать фигуру не выезжая за контур.

В апреле третье контрольное «Два барашка»,

Цель: Учить детей рисовать баранов.

Задачи: Закреплять умение правильно держать карандаш, закрашивать фигуры не выезжая за контур, оставлять отпечатки ватными палочками.

Контрольные занятия покажут, научились ли дети правильно держать карандаш, кисть, создавать красивые композиции. У воспитанников развивается мелкая моторика рук, фантазия, творческие способности: вкус, чувство цвета. Дети становятся более усидчивыми, аккуратными.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»

 «Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства».

Программа групповых (подгрупповых) занятий «Акварелька».

Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания, используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочно-игровые ситуации и др. Осуществляется приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры.

Для того чтобы дети занимались творческой деятельностью, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе я сделала акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективных на наш взгляд является подход - сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования, которыми могут заниматься не только дети, но и взрослые.

На подготовительном этапе, при планировании работы, нужно учитывать, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся - в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.

 Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями.

И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать.


Чтобы этого не происходило, мы стали использовать нетрадиционные техники изображения. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.

Своё общение с детьми я организую на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работу с детьми строю в два этапа.

На первом этапе решаем следующие задачи:

1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи были следующие:

1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с традиционными и нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

3. Формировать относительную устойчивость замысла.

4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.

5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.

7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Нетрадиционные техники привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими, интересными. В работе с детьми использовала следующие нетрадиционные техники.

"Рисование ватными палочками".

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные палочки, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку может набирается

краска разного цвета. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

"Восковые мелки или свеча + акварель".

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся незакрашинным.

"Кляксография обычная".

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

"Кляксография с трубочкой".

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное.

Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться. Очень важно ребёнку установить последовательность действий и не забывать об основном содержании.

Очень важно чтобы родители помогали своему ребенку овладевать той или иной техникой. Для этого проводится работа с родителями: оформляются стенды с описанием и образцами домашнего творчества, проводятся беседы, консультации, мастер-классы где родители могут не только увидеть, но и поучаствовать в процессе рисования, научиться творить вместе с детьми.

Программа по изобразительному искусству «Природа и Художник» Т.А. Копцевой. Москва, 2006г.

Программа художественного воспитания, и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова. Москва ,2007г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Акварелька»

Тема1. «Грибное семейство»

Теория: Вспомнить с детьми названия грибов, какие бывают грибы (ядовитые, не ядовиты, съедобные, не съедобные).

Практика: Рисование грибов с помощью ватных палочек.

Цель: обучение детей наносить краску ватными палочками в заданный контур. Воспитать интерес к творчеству. Развить мелкую моторику.

Материал: лист бумаги, карандаш, гуашь, ватная палочка, салфетки, палитра, непроливайка, иллюстрации грибов.

Тема2. «Украшение осени. Верочка рябины»

Теория: Знакомство с деревом –рябиной. знакомство с зимующими птицами.

Практика: рисование веточки рябины с помощью гуаши и ватной палочки.

Цель: продолжить учить рисовать с помощью ватной палочки, знакомство с зимующими птицами, учить заботиться о них зимой, обучать умению анализировать иллюстрации и выделять главное, описывать по плану, развивать мелкую моторику рук.

Материал: Шаблоны веточек рябины, иллюстрации «Ветка рябины», иллюстрация «Птицы на рябине», карандаши, красная гуашь, шаблоны дерева и птиц, ватные палочки.

Тема3. «Терем-теремок»

Теория: знакомство с понятием «Терем», рассматривание иллюстраций с изображением теремов с сказках.

Практика: Рисование высокого дома с башенкой наверху (терема)

Цель: учить детей передавать в рисунке образ сказки; развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика; совершенствовать приемы украшения.

Материал: картинки с изображениями домиков-теремков, игрушечный медведь, листы бумаги, фломастеры, салфетки.

Тема4. «Колючий ежик»

Теория: Знакомство с ежиком (его строением).

Практика: Изображение ежика или его семейства (ежик сердится — иголки во все стороны, ежик спокойный — иголки приглажены).

Цель: Научить рисовать ежика с помощью цветных карандашей. Закрепить знания детей о диких животных. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

Материал: листы белого цвета, цветные карандаши, изображение ежа.

Тема 5-6. «Дары природы»

Теория: Знакомство с овощами их свойствами. овощи и фрукты содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья.

Практика: рисование овощей акварелью.

Цель: Закрепить у детей знание родовых понятий: «овощи», «фрукты». Упражнять в рисовании овощей знакомыми способами, развивать композиционные умения.

Материал: лист бумаги, акварель, кисти, салфетки, стаканчики с водой, Корзинка с овощами и фруктами;

Тема 7-8. «Осенний лес»

Теория: Познакомить как меняется облик одного и того же пейзажа зимой, весной, летом и осенью. Повторить с детьми основные хроматические цвета — красный, синий, желтый и дополнительные — зеленый, оранжевый, фиолетовый, а также ахроматические (бесцветные) — белый, серый, черный. Напомнить детям правила работы кистью, красками, водой и тряпочкой

Практика: Изображение ствола лиственного дерева с наклоненной макушкой и ветками-ручками, украшение веток желтыми, красными и оранжевыми листочками методом точечной или пальчиковой живописи

Цель: Показать приемы работы гуашью, способы получения оранжевого оттенка (красный + желтый), зеленого (желтый + синий).

Материал: лист бумаги, гуашь, кисть, непроливайка, палитра, салфетка, изображение леса летом, осенью, зимой.

Тема 9. «Мудрая сова»

Теория: Показать репродукции совы и ее стилизованное изображение. Обратить внимание на большие глаза совы, которые светятся ночью.

Практика: рисование совы.

Цель: Учит детей изображать сову на листе бумаги, передавая характерные черты.

Материал: лист бумаги, карандаши цветные. Иллюстрация с изображением совы.

Тема 10-11. «Осенняя улыбка природы» (Яркое солнышко)

Теория: познакомить с изображением солнца в иллюстрациях сказок, в древние времена.

Практика: рисование ясного неба с облаками и солнцем.

Цель: Развить творческую фантазию, активность, мелкую моторику. Показать детям возможные способы изображения солнечного диска и лучей (точками, штрихами, волнистыми линиями, спиралью, зубчиками, запятыми и т.п.). Воспитать интерес к рисованию.

Материал: Бумага, масляная пастель (восковая пастель или мелки), акварель, кисть, баночка, тряпочка.

Тема 12- 13. «Медуза» («Морская звезда»)

Теория: Рассмотреть с детьми репродукции разных по форме медуз, звезд, кораллов и т.п. Обратить внимание на то, что обитатели подводного мира похожи на земные объекты. Так, кораллы напоминают травы или деревья, звезды — цветы, медузы — парашюты и т.п.

Практика: рисование медузы в море.

Цель: Учить использовать в работе различный материал, учить изображать медузу, передавая особенности ее строения

Материал: Альбом, гуашь, восковые мелки, баночка, кисти, тряпочка и др.

Тема 14. «Ожившая клякса»

Теория: игра «Что на что похоже». Разить творческое воображение.

Практика: На лист бумаги кистью наносят кляксу-каракулю (педагог может заранее изобразить несколько клякс). Ребенок внимательно рассматривает получившееся изображение, вертит лист в разные стороны и определяет, на что похожа та или иная клякса-каракуля, фломастером дорисовывает недостающие элементы (ноги, уши, руки и т.п.).

Цель: Развивать творческое воображение, учить рисовать с помощью коктейльной трубочки.

Материал: Альбом, цветные фломастеры, баночка, гуашь, тряпочка, коктейльная трубочка.

Тема 15- 16. «Кот усатый, полосатый» (контрольное занятие)

Теория: Внимательно рассмотреть фотографии кошек разных пород. Обратить внимание на форму и конструкцию мордочки кошки. Показать приемы работы простым карандашом.

Практика: рисование кота.

Цель: Учит детей изображать кота на листе бумаги, передавая характерные черты.

Материал: Альбом, акварель, карандаш, кисти, баночка, тряпочка, картины с изображением кота, тигра, льва.

Тема 17. «Забавные рожицы»

Теория: Рассмотреть рисунки со смешными рожицами.

Практика: рисование забавных рожиц.

Цель: способствовать развитию умения выполнять рисунки с помощью коктейльных трубочек, карандашей и фломастеров. Способствовать развитию творческого воображения.

Материал: Альбомный лист, акварель, палитра, кисть, фломастеры, баночка, коктейльная трубочка.

Тема 18-19. «Зимний лес»

Теория: рассматривание иллюстраций с зимним лесом, беседа о зиме, деревьях.

Практика: рисование зимнего леса техникой набрызга.

Цель: способствовать развитию умения рисовать лес в технике набразг

Материал: лист тонированной бумаги, белая гуашь, кисть щетинка, палитра, трафареты деревьев, баночка.

Тема 20. «Снеговик»

Теория: рассматривание снеговика, беседа об особенностях снега.

Практика: рисование снеговика.

Цель: способствовать развитию умения рисовать гуашью снеговика, умение правильно держать кисть.

Материал: лист тонированной бумаги, кисть, баночка, палитра, иллюстрации снеговика.

Тема 21-22. «Елочки растут в лесу»

Теория: Вспомнить какие деревья растут в лесу, рассмотреть картины с изображением леса. Изучить строение елочки. Воспитать интерес к творчеству. Развить мелкую моторику.

Практика: тонированние листа бумаги, рисование цветными карандашами елочек.

Цель: способствовать развитию умения рисовать елочку карандашами.

Материал: цветные карандаши, акварель, кисть, баночка, салфетка, альбомный лист.

Тема: 23-24. «Животные севера»

Теория: Рассмотреть иллюстрации с изображением животных севера, беседа о строении животных их характерных особенностях.

Практика: рисование животных севера.

Цель: Способствовать формированию умения выполнять рисунки в технике набрызг.

Материал: трафарет животных, кисть щетинка, белая и синяя гуашь, баночка, салфетка, альбомный лист.

Тема 25 «Рыбки в аквариуме»

Теория: рассмотреть морских и речных обитателей. Изучить строение рыбы

Практика: рисование аквариума с рыбками.

Цель: Способствовать развитию умения рисовать рыбу.

Материал: альбомный лист, кисть, баночка, восковые карандаши, акварель.

Тема 26. «Черепашка»

Теория: Внимательно рассмотреть с детьми фотографии черепахи.Сравнить внешний облик черепахи с образом человека, определите: «Что между ними общего? В чем различие?»

Практика: Показать приемы изображения больших и маленьких черепах восковыми мелками (восковой пастелью).

Цель: способствовать формированию умения рисовать черепаху.

Материал: альбомный лист, восковые или цветные карандаши.

Тема 27-28. «Петушок»

Теория: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, петуха. Беседа о сходстве и различиях петуха от других птиц.

Практика: рисование петуха.

Цель: способствовать формированию умения рисовать петуха.

Материал: акварель, альбомный лист бумаги, баночка, салфетка, простой карандаш, ластаик.

Тема: 29. «Капитошка»

Теория: просмотр отрывка из мультфильма «Капитошка»

Практика: рисование капитошки

Цель: способствовать развитию умения рисовать Капитошку (геометрические фигуры (Круг, вал))

Материал: альбомный лист, цветные карандаши.

Тема 31-32. «Одуванчики на лугу»

Теория: Рассмотреть с детьми картинки одуванчиков, выполненные различными художниками. Обратите внимание на строение, форму листьев.

Практика: Изображение одуванчика на полянке.

Цель: Учить изображать одуванчик, закреплять работу с акварелью

Материал: Альбом, акварель, кисть, баночка, иллюстрации, тряпочка.

Тема 33. . «Два барашка» (контрольное занятие)

Теория: просмотр мультфильма по стихотворению Сергея Владимировича Михалкова "Бараны".

Практика: рисование баранов на мостике.

Цель: способствовать формированию умения рисовать барана

Материал: карандаш простой, ластик, гуашь белая, черная и коричневая, кисть, барная палочка, баночка, салфетка, альбомный лист.

Тема 34 – 35. «Праздничный салют»

Теория: рассмотреть иллюстрации салюта, беседа, когда бывает салют.

Практика: рисование салюта

Цель: способствовать формированию умения рисовать салют.

Материал: альбомный лист, акварель, кисть щетинка, гуашь, баночка, салфетки.

Тема 36. «Заботливые пчелы» («Шмели», «Осы») (итог)

Теория: Рассмотрите с детьми фотографии пчел, шмелей, ос.

Рассмотрите иллюстрации с изображением шмеля (пчелы, осы), обратите внимание на их строение и форму

Практика: Изображение пчелки (шмеля, осы) и ее друзей, летающими вокруг цветов, — «Заботливые пчелы», «Трудолюбивое семейство» и т.п.

Цель: Учить способам изображения пчел/шмелей/ос.

Материал: Альбом, цветные фломастеры или другие материалы.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. У детей имеется достаточный практический опыт в использовании различных техник.

2. Умеют пользоваться кистью и красками.

3. Самостоятельно придумывают сюжеты для своих работ.

Итогом работы по программе станет выставка «Наши лучшие работы»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Игровая постановка цели, сюрпризные моменты;

Беседы с детьми;

Показ и рассматривание;

Слушание музыки, сказочных историй, стихов;

Показ образца;

Словесные и дидактические игры;

Оценка качества работы;

Взаимопомощь;

Организация выставок.

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Совместное обыгрывание;

Оформление группы, стенда в ДОУ;

Организация выставок на родительских собраниях;

НЕОБХОДИМОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Гуашь различных цветов, акварельные краски, кисточки, салфетки, и т д.

2. Дополнительный материал: ластики, бумага, мелки восковые, картон цветной.

3. Стенд, доска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л.Е. Белоусова. «Ура! Я научился!» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009год.

2. И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Москва ,2010г.

3. Т.А. Копцевой. Программа по изобразительному искусству «Природа и Художник» Москва, 2010г

4. М.В.Трофимова, Т.И. Тарабарина. « И учеба, и игра – изобразительная деятельность» Ярославль «Академия развития» 2009г.

Анализ проведённой работы

Цель: научить детей рисованию, правильно держать кисть, карандаш используя различные техники.

Чтобы достигнуть этой цели я разработала интересные и увлекательные занятия, на которых дети научаться разнообразным способам и приёмам рисования.

От простейших упражнений на развитие мелкой моторики кисти до рисования забавных фигурок. На занятиях «Грибное семейство», Украшение осени. Верочка рябины дети знакомятся с приемом отпечатков, учатся правильно держать карандаш во время рисования. Создавая работу «Терем-теремок», «Колючий ежик», «Мудрая сова», «Кот усатый, полосатый», «Рыбки в аквариуме», «Черепашка», ребята учатся правильно держать карандаш, закрашивать не выезжая за контур, рисовать элементы геометрических фигур. Выполняя «Дары природы», «Снеговик», ребята учатся правильно держать карандаш, кисть, набирать краску на кисть, закрашивать краской фигуру не выезжая за контур. На занятии «Осенняя улыбка природы» (Яркое солнышко), «Медуза» («Морская звезда») дети знакомились с восковыми мелками, учились рисовать медузу и образ солнца. Закрепляли умение закрашивать фон кистью. Сначала рисуют солнце и облака, медузу и морское дно, а затем закрашивают краской фон на рисунки восковыми мелками краска не ложится. На занятиях «Ожившая клякса», «Забавные рожицы» дети закрепляют навыки работы с карандашами, знакомятся с новым приемом рисования выдуванием. Дети капают кистью на лист бумаги каплю краски затем с помощью коктейльной трубочки выдувают капельку, немного подождав пока капелька высохнет карандашами дорисовывают глазки, ротик и тд. На занятиях «Зимний лес», «Елочки растут в лесу» ребята учатся технике набрызга, продолжают закреплять умение правильно держать кисть. Детям раздается трафарет деревьев, трафареты обводятся простым карандашом, затем белой краской закрашивается обведенная фигура. Подождать немного пока все высохнет. Дети берут большую кисть щетинку обмакивают ее в белую краску и с помощью пальца начинают делать брызги на работу. Изготавливая «Животные севера» дети отрабатывают умения пользоваться красками и кистью, закрепляют умение рисовать в технике набрызга.

На занятии «Капитошка» ребята закрепляют навык рисования цветными карандашами геометрических фигур создавая определенный образ, развивают фантазию. На занятии «Два барашка» ребята закрепляют умение рисовать цветными карандашами, правильно держать карандаш, заштриховывать работу аккуратно, а также закрепляют навык рисования в технике отпечаток с помощью ватной палочки. Выполняя работы на тему «Петушок», «Праздничный салют», «Заботливые пчелы» («Шмели», «Осы») , дети закрепляют умение правильно держать кисть, карандаш, закрашивать фигуру не выезжая за контур. Всю работу дети проделывают с интересом и удовольствием. Ведь рисунки, сделанные своими руками, несут в себе частичку детской души и поэтому, никогда не надоедают.

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети научатся пользоваться ножницами; освоят навыки работы с клеем; научатся использовать в работе трафарет; разовьют мелкую моторику рук.

1. Развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с карандашами, красками.

С помощью загадок, приходящих игрушек-гостей, «путешествий» игр ребята узнают новую информацию, благодаря которой с интересом выполняют работы. Ребята выполняли «Грибное семейство, «Украшение осени. Верочка рябины», «Осенняя улыбка природы», «Медуза» («Морская звезда»), «Ожившая клякса», «Забавные рожицы», «Зимний лес» и др. работы знакомились с новыми техниками, учатся обводить трафарет. Выполняя рисунки с использованием ватных палочек, коктейльных трубочек дети узнают, что в творчестве можно использовать различные материалы, так как вата и легко оставляет отпечатки, а коктейльные трубочки легко выдувают воздух и направляя в ту или иную сторону краску создают интересный образ, то детям работа с такими материалами доставляет удовольствие.

2. Совершенствование умений и навыков работы с карандашами, красками.

На каждом занятии ребята отрабатывают умение пользоваться карандашами и красками. Учатся пользоваться карандашом, нажимая на него с разной силой, пользоваться ластиком чтобы убрать лишнюю линию, держать кисть и карандаш правой руке уверенней. На занятиях На занятиях «Грибное семейство», Украшение осени. Верочка рябины дети знакомятся с приемом отпечатков, учатся правильно держать карандаш во время рисования. Создавая работу «Терем-теремок», «Колючий ежик», «Мудрая сова», «Кот усатый, полосатый», «Рыбки в аквариуме», «Черепашка», ребята учатся правильно держать карандаш, закрашивать не выезжая за контур, рисовать элементы геометрических фигур. Выполняя «Дары природы», «Снеговик», ребята учатся правильно держать карандаш, кисть, набирать краску на кисть, закрашивать краской фигуру не выезжая за контур. На занятии «Осенняя улыбка природы» (Яркое солнышко), «Медуза» («Морская звезда») дети знакомились с восковыми мелками, учились рисовать медузу и образ солнца. Закрепляли умение закрашивать фон кистью. На занятиях «Ожившая клякса», «Забавные рожицы» дети закрепляют навыки работы с карандашами, знакомятся с новым приемом рисования выдуванием. На занятиях «Зимний лес», «Елочки растут в лесу» ребята учатся технике набрызга, продолжают закреплять умение правильно держать кисть.

Итоговым занятием будет организована выставка всех работ детей за год, и дети увидят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве подарка.

3. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, актуальности; способствовать эффективному развитию мелкой моторики рук.

Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное воображение, но раскрывают творческие способности, чему в дошкольном возрасте должно уделяться основное внимание. Оставляя отпечатки ватными палочками у детей развивается моторика рук, глазомер. Воспитывается аккуратность, усидчивость, терпение. На занятии «Ожившая клякса», «Смешные рожицы» дети учатся использовать коктейльную трубочку. Этот вид деятельности развивает творческие способности ребёнка: самостоятельность, аккуратность, укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом, вкус, чувство цвета. Дети сами выбирают цвет кляксы. Занятие «Зимний лес», «Животные севера», «Елочки растут в лесу» дети делали работу с помощью техники набрызга, они тщательно и с интересом выполняли работу, стараясь испачкать себя и товарищей. На этом занятии развивается аккуратность, мелкая моторика рук при работе с кистью, творчество, фантазия, воображение. При выполнении работ «Капитошка», «Рыбки в аквариуме», «Черепашка», «Медуза», «Мудрая сова», «кот усатый полосатый» и др. у детей развивалась воображение, чувство цвета, аккуратность, самостоятельность, учатся правильно держать карандаш, кисть. При выполнении своих работ дети проявляли свою аккуратность, усидчивость, трудолюбие, у детей развивается глазомер, воспитывается терпение, усидчивость. На всех занятиях дети развивают мелкую моторику, аккуратность, активно учувствуют в обсуждении, а значит, развивают речевую и умственну.

Задачи, направленные на общее развитие детей: формирование художественно вкуса, способности к рисованию, активизацию творческого воображения. Занятия организованны в систему, которая гармонично развивает образное мышление, усидчивость и аккуратность.

Чтобы проследить уровень развития детей, им предложены три занятия с усложнением. В начале года занятие «Украшение осени. Верочка рябины.» в декабре «Кот усатый, полосатый», в апреле-мае «Два барашка

Первое контрольное занятие «Украшение осени. Верочка рябины.»

Цель: учить рисовать с помощью ватной палочки ветку рябины.

Задачи: способствовать формированию умения правильно держать кисть, рисовать с помощью отпечатков, знакомство с зимующими птицами, учить заботиться о них зимой, обучать умению анализировать иллюстрации и выделять главное, описывать по плану, развивать мелкую моторику рук.

На нём дети учились правильно держать карандаш, кисть, оставлять отпечатки ватной почкой.

В декабре второе контрольное занятие «Кот усатый, полосатый»

Цель: Учить детей изображать кота на листе бумаги, передавая характерные черты. Задачи: способствовать формированию умения правильно держать карандаш, закрашивать фигуру не выезжая за контур, формировать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

На занятии дети рисовали кота. Закрепляли умение правильно держать карандаш, закрашивать фигуру не выезжая за контур.

В апреле третье контрольное «Два барашка»,

Цель: Учить детей рисовать баранов.

Задачи: Закреплять умение правильно держать карандаш, закрашивать фигуры не выезжая за контур, оставлять отпечатки ватными палочками.

Контрольные занятия покажут, научились ли дети правильно держать карандаш, кисть, создавать красивые композиции. У воспитанников развивается мелкая моторика рук, фантазия, творческие способности: вкус, чувство цвета. Дети становятся более усидчивыми, аккуратными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?...

Творческая работа на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (Ознакомительное занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка»)»

Важное место в современном  воспитании детей принадлежит художественно-эстетическому развитию.Творчество в детстве , несет в себе огромную роль в развитии и ребенка . Через творчество, ребенок зн...

Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Рабочая  программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...

Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Паспорт проектаТворческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей среднего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (г...

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Презентация на тему: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"...

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность ...