«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»
статья (младшая группа)

Юлтыева Ирина Гаяровна

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства»

Подготовила:

воспитатель

«Художник – ухо, око, и сердце страны, он голос своей эпохи».

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа.

Как часто звучат в наше время слова: «падение нравственности», «деградация общества». Сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Следует научить ребенка видеть окружающий мир через искусство.

Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.

В соответствии с ФОП и ФГОС ДОО педагог формирует у детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью; воспитывает у детей художественный вкус и чувство гармонии; продолжает развивать у детей художественное восприятие, закрепляет у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, активно включая все органы чувств; учит детей видеть и восхищаться красотой изображенных предметов (формой, цветом) на картинах и при рассматривании народных игрушек, декоративно-прикладных изделий.

     Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

 

 Цели:

  • расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
  • развитие художественно-эстетического восприятия;
  • формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
  • воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами являются:

  • развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства;
  • учить понимать художественный образ произведения;
  • формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
  • развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
  • воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Данная работа может организовываться в различных формах:

  • В образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.
  • Интегрированная образовательная деятельность (познавательные художественно-литературное занятия с просмотром репродукций)
  • Интерактивные выставки репродукций картин известных художников
  • Беседы по  произведениям живописи
  • Игровые формы работы (познавательно-игровые программы, викторины, квесты)
  • Посещение памятных мест
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

     Данную работу нужно начинать уже с раннего возраста. Большую радость у детей раннего возраста  вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают младших дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания. Актуально использовать в процессе рассказывания художественное слово.

      На занятиях по изобразительной деятельности в младших группах  детей начинают знакомить с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя.

        Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

       Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Как развивать у ребенка творческие способности, научить системно думать, решать задачи творческого характера, освобождаясь от стереотипов мышления?...

Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"

Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоцио...

«Матрешечка-матрешка». Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста средствами народного искусства

quot;Матрешечка-матрешка" Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста...

Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Рабочая  программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры и взаимодействия с родителями

Фктуальность - формирование любви к родине, спорту, ценность семьи; формирование двигательных навыков у детей и родителей;чувство собственного достоинства;воспитание здорового, жизнерадостного, ж...

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Презентация на тему: "Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"...

Возрастная психология. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства....