Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»
проект по развитию речи (средняя группа)

Абдуллина Ольга Викторовна

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dolg.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через  чтение сказок»

Проект подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Абдуллина Ольга Викторовна

Вид проекта: исследовательско-творческий,   долгосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, сотрудники детской  библиотеки.

Актуальность

Значение художественной  литературы в  воспитании детей  определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

 Искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к  окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок, которые  сопровождают все его детство и остаются с ним на всю  жизнь.

К сожалению, в настоящее время существует проблема - дети не очень любят  слушать и читать художественную  литературу, они увлечены компьютерными играми.

 Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект «Приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок».

Цель - развивать устойчивый  интерес  к  художественной литературе, как к источнику  знаний.                                               

Задачи реализации  проекта  

Работа с  детьми:                                                                                                      - способствовать накоплению эстетического опыта, читая  и обсуждая литературные произведения;

- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять    свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей;

 - поощрять    творческие проявления   в ролевых  играх по сюжетам  произведений,  в   инсценировках;                                                           

 - формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды  сказок;

 - развивать артистические способности;

 - развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;                                                                                                               

 - воспитывать бережное отношение  дошкольников  к книге  как результату труда многих  людей;

  - обеспечить расширение социальных связей  семей с сотрудниками детской   библиотеки, развивать коммуникабельность  и умение  общаться со взрослыми в разных ситуациях.    

 Методическая работа с педагогами:

- формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;

- повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

- развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

- внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

 Взаимодействие с родителями:

- познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации,

- участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе, разработке проектов книжных уголков;

- оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздника открытия уголка книги, экскурсий в библиотеку.

- способствовать зарождению традиции семейного чтения.

       Основные формы реализации проекта:

- с детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;

- с педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, рекомендации;

- с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительское собрание, участие в выставках, экскурсиях;

- с социумом: тематические экскурсии, выставки, детские интерактивные программы.

Предметно-пространственная среда: экран, проектор, фонотека сказок, детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия,  различные виды  кукольных театров, зал районной  детской  библиотеки.

                               Этапы реализации проекта

1. Подготовительный  этап

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Заключение договора с детской  библиотекой.
  • Разработка плана взаимодействия  детского сада с сотрудниками  детской  библиотеки.
  • Организация развивающей среды в группе.
  • Составление перспективного  плана  работы по проекту.

                              Перспективный   план  работы

Сентябрь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой».

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома».

3. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей».

2. Чтение сказок русские народные «Теремок», «Волк и семеро козлят».

3. Заключение договора с районной библиотекой.

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Роль сказок в жизни ребенка».

2. Инсценировка сказки « Волк и семеро козлят».

3. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», немецкой сказки « Три поросенка», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера.

4. Оформление книжного уголка в группе.

Декабрь

1. Разработка и утверждение плана взаимодействия детской библиотеки  с детским садом.

2.Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказки».

3. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена.

Январь

1. «Рождественские посиделки» - развлечение (совместно с работниками  библиотеки).

2. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского (подбор литературы , иллюстраций).

3. Дидактические игры по сказкам.

Февраль

1. Консультация для воспитателей.

2. Досуг «Путешествие по сказкам».

3. Изготовление  родителями  «Книжек-малышек со сказкам».

Март

1. Литературная гостиная «Творчество  С. Михалкова».

2. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой».

3. Создание «Книжкиной больницы».

Апрель

1. Литературная гостиная «Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина».

2. Викторина «Мои любимые сказки».

3. Создание книжек-самоделок.

Май

1. Участие в конкурсе драматизаций сказок.

3.  Отчет-презентация   по проекту  «Путешествие по сказкам».

                     

2. Основной  этап

                                        Содержание работы с детьми

1. Чтение разных сказок.

2. Рисование детьми героев сказок.

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4. Рассматривание  картин , беседы  по их содержанию.

5. Экскурсия в детскую библиотеку

6. Загадки о сказках, героях сказок.

7. Пересказ прочитанных сказок.

8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

9. Организация выставок  произведений детских писателей совместно с работниками районной библиотеки .

10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

11. Инсценирование сказок.

Содержание работы с родителями

12. Анкетирование  родителей.

13. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

14. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

15. Чтение сказок с детьми.

16. Оформление папок-передвижек по теме  проекта. Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами».

               17. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

               18. Изготовление книжек-малышек.

               19. Консультации: памятка «Воспитывайте будущего читателя».

               20. Консультация «Что и как читать ребенку дома».

Взаимодействие  с педагогами детского сада, с сотрудниками   детской  библиотекой

  1. Педагогический совет «Развитие речи детей» - мастер-класс «Приобщение детей к художественной литературе через  чтение сказок».
  2. Консультация  для воспитателей «Оформление книжного уголка в группе».
  3. Презентация проекта «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» в рамках педсовета.

4. План работы  с сотрудниками детской библиотеки.

                       3.  Заключительный этап

  1. Анализ результатов проекта, обобщение.
  2.  Выставка  творческих работ  родителей и детей: книжек-малышек, рисунков по сказкам.

3. Драматизация сказки.

4. Презентация проекта  в рамках педсовета.

Предполагаемые результаты

  1. Оснащение развивающей среды в группе: подбор фонотеки сказок, оформление уголка книг и библиотеки; выставка творческих рисунков по   сказкам.

 2. Формирование умения  воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Популяризация семейного чтения.

5. Развитие интереса к  литературе, творчеству русских писателей.

6. Формирование умения  выразительно читать наизусть и инсценировать  произведение или отрывок из него.

7. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

8. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.

Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе

Целевая аудитория: воспитатели,методисты.Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Ребёнок и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, через взаимодействие с детской библиотекой.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для...

Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщению детей  младшего дошкольного возраста  к художественной литературе...

Проект "Город читателей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе"

   Проект «Город читателей» направлен на осуществление задач литературного образования в семье. В рамках проекта предлагается расширить читательский опыт детей и литератур...

Перспективное планирование по приобщению детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе (сказки)

Данное перспективное планирование будет полезно педагогам для реалихзации педагогических проектов по развитию речи....