"Зимние забавы - полезно и весело!"
проект (старшая группа)

Широносова Наталья Алексеевна

Зима - это волшебное время года, прекрасный сезон для увлекательных игр и забав на свежем воздухе. Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для укрепления их здоровья. Специалисты доказали, что прогулки на свежем воздухе укрепляют иммунитет. Для этого достаточно тепло одеться и около часа пройтись пешком. Ежедневные подобные прогулки позволят оставаться зимой в форме и подарят заряд энергии и бодрости. Игры на свежем воздухе очень полезны. В это время организм насыщается кислородом и оздоравливается, прохладный воздух закаливает, а быстрый бег заряжает энергией. С наступлением зимы в душе возникают особые чувства и желание провести это время весело и радостно. Ощущение праздника и тепла дают тот заряд энергии, который сохраняет настроение на высоте. Поэтому решили повысить интерес детей к двигательной деятельности в зимнее время года. Привить любовь к русской зиме, красоте зимней природы. Познакомить детей с зимними видами спорта и зимними забавами. Заинтересовать родителей и привлечь их к участию в данном проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx298.88 КБ
PDF icon zabavy_20.pdf2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колобок»


Проект «Зимние забавы – полезно и весело!»

«Непоседы»

Старшая группа (5 – 6 лет)

Подготовила воспитатель:

Широносова Н.А.

        

                

Пояснительная записка

   Зима - это волшебное время года, прекрасный сезон для увлекательных игр и забав на свежем воздухе. Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для укрепления их здоровья. Специалисты доказали, что прогулки на свежем воздухе укрепляют иммунитет. Для этого достаточно тепло одеться и около часа пройтись пешком. Ежедневные подобные прогулки позволят оставаться зимой в форме и подарят заряд энергии и бодрости. Игры на свежем воздухе очень полезны. В это время организм насыщается кислородом и оздоравливается, прохладный воздух закаливает, а быстрый бег заряжает энергией. С наступлением зимы в душе возникают особые чувства и желание провести это время весело и радостно. Ощущение праздника и тепла дают тот заряд энергии, который сохраняет настроение на высоте. Поэтому решили повысить интерес детей к двигательной деятельности в зимнее время года. Привить любовь к русской зиме, красоте зимней природы. Познакомить детей с зимними видами спорта и зимними забавами. Заинтересовать родителей и привлечь их к участию в данном проекте.

  Актуальность проекта заключается в том, что родители и дети не имеют достаточных знаний об играх и забавах, в которые можно поиграть в зимний период на улице.  Современная жизнь все больше ориентирует свободное время ребенка на различные электронные устройства, что снижает уровень двигательной активности. Особенно в зимнее время дети много времени проводят у телевизора, мало гуляют на улице. На сегодняшний день запас знаний о зиме, зимних праздниках, развлечениях, способах укрепления здоровья, в холодное время года недостаточно сформирован, а это играет большую роль в формировании личности ребёнка и его развитии.

Цель: создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми в зимний период.

Задачи:

  • познакомить с народными забавами наших бабушек, дедушек;
  • создать развивающую среду для организации зимних забав;
  • формировать у детей привычку к здоровому образу жизни; развивать у детей физические качества: ловкость, быстроту, выносливость;

  • создать условия для активного сотрудничества всех участников образовательного процесса при подготовке и проведению зимних забав.

Вид проекта: групповой, познавательно-развлекательный

 Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя

Участники проекта:  все участники образовательного  процесса

Обеспечение проектной деятельности: подготовка разнообразных игр о зимних забавах, подбор литературы по теме, иллюстраций,  подбор оборудования.

Методы: наглядный, игровой, практический, словесный

 Формы: основная форма – игра (дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые); беседы, загадки, изодеятельность, рассматривание иллюстраций, рассматривание картин.

Предполагаемый результат:

  • формирование интереса к народным играм, умение использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, формирование привычки к здоровому образу жизни;
  • имеют представление о зимних видах спорта, умение играть с использованием элементов этих игр;
  • умение творчески подходить к изготовлению  рисунков, аппликаций;

  • активное участие родителей в мероприятиях группы

План – график мероприятий

1 этап - предварительный: сбор информации: работа с методической литературой, составление плана работы над проектом,  подбор игр: подвижных, пальчиковых, дидактических, иллюстраций, стихов, загадок о зимних видах спорта, пословиц и поговорок.

2 этап -  основной:

Понедельник

1. Беседа «Зима полна чудес и забав». Цель: дать представление о значении физической активности для здоровья человека, формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

2. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: закрепить зимние приметы.

3. Пальчиковая гимнастика «Снежок» Цель: развитие мелкой моторики, речи детей.

4. Чтение художественной литературы Г. Скребицкий «Как белочка зимует». Цель: отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; учить пересказывать текст рассказа; прививать любовь к животным и заботу о них.

5. Игра «Нос снеговика» Цель: доставить детям радость.

Принести книги с иллюстрациями о зиме, зимних забавах детей. Расспросить родителей, бабушек: в какие игры они играли зимой.

Вторник

1. Обсуждение принесённого материала, составление рассказов по иллюстрациям, рассказы о новых играх. Разучить самые интересные игры.

2. Экспериментирование «Цветные льдинки» Цель: показать одно из свойств воды (лёд).

3. Подвижная игра «Салки» . «Снежный ангел»- доставить детям радость. Катание на лыжах.

4. Беседа «Как был наказан любопытный язычок». Цели: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми руками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

5. Чтение  сказки П.Бажова «Серебряное копытце» Цель: Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце».

Памятка о безопасной зимней прогулке для родителей.


Среда

1.Беседа «Зимние  виды спорта», рассматривание  иллюстраций. Цель: продолжать знакомить детей с разными видами спорта, с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

2. Экспериментирование «Воздушные шары, вода, мороз» Цель: показать, что вода принимает на морозе форму, которую её предоставили.

3. Русская народная забава «Льдинка» Цель: познакомить с игрой-забавой наших предков.

4. Пальчиковая гимнастика « Прогулка» Цель: развитие мелкой моторики, речи.

5. Аппликация «Зимние забавы» коллективная работа Цель: формирование дружеских отношений.        

Сделать дома кормушки для птиц.

Четверг

1. Рассматриваем принесённые кормушки, из чего сделаны…..

2. Загадки о зимних видах спорта. Цель: Учить разгадывать загадки по словесному описанию. Развивать логическое мышление, воображение.

3. Раскраски на зимнюю тематику. Цель: обучение правильному подбору цветовых сочетаний.

4. П.и. «Царь горы» Цель: познакомить с правилами игры, (первым забраться на гору и продержаться там определённое время), формирование дружеских отношений.

5. Чтение Н.Носова « На горке». Цель: формировать умение слушать,

оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним

Пятница

1. Д/и «Продолжи предложение:  - Зимой я люблю с мамой и папой…» Цель: развитие связной  речи детей.

2. Развешивание кормушек на участке. Цель: способствовать проявлению заботы о птицах в зимнее время года.

3. П.и. «Зима пришла!» Цель: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.

4. Аппликация из ватных дисков «Снеговик» Цель: знакомство со способом изготовления снеговика из ватных дисков.

5. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зимний лес» Цель: договариваться о последовательности совместных действий в игре, считаться с интересами сверстников.

3 этап – заключительный:

Фотоколлаж  «Как мы отдыхаем зимой»

Совместное развлечение с родителями на прогулке «Эх, прокачу» санки, лыжи.

Итоги проекта:  В процессе реализации проекта дети были очень увлечены различными видами деятельности. Проводимая работа объединила детей, создала доброжелательную атмосферу в коллективе. Дети овладели достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту, познакомились с народными играми в группе и на воздухе. Приобретённые навыки помогут детям повысить и разнообразить самостоятельную  двигательную деятельность.

Приложение

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять  (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять 
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили 
("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли 
(ладошки под щечку).


Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили 
(лепить, меняя положение ладоней) 
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим, 
("подбросить", посмотреть вверх) 
Два – поймаем. (" ловят", приседают) 
Три – уроним 
(встают, "роняют") 
И … сломаем! 
(топают)

П.и. «Царь горы» Цель: познакомить с правилами игры, (первым забраться на гору и продержаться там определённое время), формирование дружеских отношений.  

Правила игры:

  1. После команды "На старт! Внимание! Марш!" все участники игры лезут на горку наперегонки.
  2. Тот, кто залез первым, встает на вершине и кричит: "Я царь горы!".
  3. Теперь задача "Царя горы" удержать свою власть: он должен сталкивать соперников, которые пытаются занять его место.
  4. Тот из игроков, кому удалось побороть "Царя горы" и столкнуть его, становится новым "Царём".
  5. Победителем становится тот, кто смог удержаться на горке дольше заранее условленного времени: например, минуты.

«Зима пришла!» Цель: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.
Ход игры: дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т.д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.

Русская народная забава «Льдинка» Цель: познакомить с игрой-забавой наших предков. На хорошо утоптанном снегу чертят окружность диаметром около 5 метров. В ее центре делают небольшое углубление, куда укладывают 10-12 льдинок. Выбирается водящий, который встает внутрь большого круга, а остальные играющие равномерно распределяются за пределами диаметра. Их цель — выбить за границу большого круга все льдинки, при этом они могут заходить внутрь диаметра. Задача водящего помешать играющим и осалить одного из них, чтобы поставить его на свое место. Игра заканчивается, когда все льдинки будут выбиты и выведены за круг.

Игра «Нос снеговика» Цель: доставить детям радость. На большом листе бумаги рисуется Снеговик без носа и вешается на стенку. Нос слепите из пластилина.
Завяжите глаза детям и дайте пластилиновый нос-морковку. Ребенок должен прикрепить нос снеговику.

«Мороз – красный нос»
Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстыванием  голени, боковой галоп.
Ход игры:
На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз - красный нос, он говорит:
«Я мороз – красный нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»
Дети отвечают хором:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить. Учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

Г. Скребицкий «Как белочка зимует».

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит.

Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко — будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.

Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.

А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена — в дупле старого дерева. Там у нее и желуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит.

Загадки про зимние виды спорта

Там в латах все на ледяной площадке
Сражаются, сцепились в острой схватке.
Болельщики кричат: «Сильнее бей!»
Поверь, не драка это, а — ...(Хоккей)

На льду танцует наш артист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется
…(Фигурное катание)

Трудно, что ни говори,
Мчать на скорости с горы!
И препятствия стоят –
Там флажков есть целый ряд.
Лыжнику пройти их надо.
За победу ждёт награда,
Хлынут поздравленья валом.
Этот спорт зовётся …(Слалом)

И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он. 
А вид спорта называют
Очень просто: (биатлон).

Как они на льду прекрасны:
И спортсмены, и артисты,
И танцуют просто классно!
Кто же это? – ...(Фигуристы).

Посмотрите: лыжник мчится,
А потом летит как птица,
Совершив прыжок с вершин. 
А помог ему... (трамплин).

Мчатся сани по жёлобу,
Лёд с обеих сторон.
А вот как называется
Этот спорт? – ...(Скелетон).


Очень мужественный спорт!
А поможет чемпионам
В этом спорте ...(сноуборд).

Во дворе с утра игра,                                                
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» —
Значит там игра — ….
(Хоккей)

На белом просторе две ровные строчки,
А рядом бегут запятые да точки.
(Лыжня)

С горки я лечу стрелой,
Резвы кони подо мной.
Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи)

Мчусь как пуля я вперед,
                                                                           Лишь поскрипывает лед,
                                                                          Да мелькают огоньки.
                                                                           Кто несет меня? …
                                                                             (Коньки)

Дождались зимы друзья;
По реке бегут, скользя.
Лед срезают, как ножи,
Выполняя виражи.
(Коньки)

Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.(Санки)

Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка – для хоккея
И   зовется она…
(Клюшка)

Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка)

До чего же повезло –
Сколько снегу намело!
Выходим спозаранку
Кататься мы на …
(Санках)

Безопасность ребенка на прогулке в зимний период.

(памятка для родителей)

 

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.

Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила.

Одежда для зимней прогулкиhello_html_7d2eee25.jpg

Собираясь на прогулку, заботливых родителей всегда мучает вопрос: как одеть ребенка, чтоб он и не замерз, и не перегрелся? Надо помнить главное: ребенка не надо кутать! Перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину! Кроме того, одежда не должна сковывать движения, она должна быть удобной, легкой и теплой одновременно. Зимняя обувь как и любая другая, должна быть удобной. Даже теплым, но все равно собирающим снег, ботинкам лучше предпочесть сапожки, в которые можно заправить штаны, изолировав от попадания снега. Проследите, чтобы подошвы были рельефными - ребенок меньше будет скользить по снегу и льду. Чтобы застраховаться от потери варежек или перчаток, пришейте к ним резинку.

Зимние забавы и безопасность

У каждой зимней забавы есть и свои особенности, свои правила безопасности.

Катание на лыжахhello_html_m177716f9.jpg

В целом, катание на лыжах - наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.

Катание на конькахhello_html_m4330ce66.jpg

В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Необходимо иметь в виду следующее:

1.     Катайтесь на коньках на специально оборудованных катках, опасно кататься на открытых водоемах.

2.     Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик.

3.     Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду.

4.     Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.

Катание на санках, ледянкахhello_html_48c7c832.jpg

Для прогулки на санках ребенка надо одеть потеплее.

1.     Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей.

2.     Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках.

3.     Объясните ребенку заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность.

4.     Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.

5.     Нельзя разрешать ребенку кататься на санках, лежа на животе, он может повредить зубы или голову.

6.     Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу.

7.     Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то ребенка необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому будьте особенно бдительными.

«Игры около дома»hello_html_m3cc9fe28.jpg

Не разрешайте детям играть у дороги. Учите детей, что нельзя выбегать на проезжую часть.

Нежелательно валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Неизвестно, что таит в нем пушистый снежок: под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень, либо проволока, может там оказаться и мусор, который кто-то не донес до мусорки – да все что угодно!

Объясните детям, что нельзя брать в рот снег, ледяные корочки, сосульки: в них много невидимой для глаз грязи и микробов, которые могут вызвать болезнь.

При игре в снежки расскажите ребенку, что кидаться в лицо нельзя, и вообще кидать нужно не с силой! И не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться!

Опасности, подстерегающие нас зимой

Обратите внимание ребёнка на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыш домов. Расскажите, чем они опасны и почему такие места надо обходить стороной. Объясните ребенку, что ни в коем случае нельзя заходить в огражденные зоны.

Осторожно, гололед!

Учите детей, что ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву. Старайтесь по возможности обходить скользкие места.

Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу - машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!

Осторожно, мороз!

Сократите или вовсе исключите прогулку с детьми в морозные дни: высока вероятность обморожения.

Зимой на водоеме

Не выходите с ребенком на заледеневшие водоемы! Если лед провалился - нужно громко звать на помощь и пытаться выбраться, наползая или накатываясь на край! Барахтаться нельзя! Если получилось выбраться, надо отползти или откатиться от края.

Вот основные правила безопасного поведения в зимнее время года, которые следует помнить взрослым и учить детей соблюдать их.

Как и когда обучать детей безопасному поведению?

1.     «Курс безопасности» для ребёнка лучше начинать как можно раньше: всё, что мы познаём в раннем детстве, остаётся в нашей памяти на всю жизнь;

2.     Регулярно проводите беседы, но без нотаций и бесконечных наставлений;

3.     Очень важно, чтобы ребенок понял, почему нужно строго выполнять правила безопасности.

4.     Ребёнок должен чётко усвоить, чего нельзя делать никогда.

5.     Будьте для ребёнка образцом – не делайте для себя исключений.

6.     Лучше ребёнку важную информацию предоставить в форме символов и образов, что отлично действует на подсознание.

7.     Для обучения безопасности используйте все «подручные средства»: сказки, стихи, иллюстрации, мультфильмы; всякие, удобные для обучения, случаи, примеры из жизни.

Уважаемые родители! Помните о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, гуляет во дворе под присмотром взрослых, а завтра он станет самостоятельным. Многое зависит от вас.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой проект «Зимние забавы. Кто веселится, тот мороза не боится»

Паспорт проектаВид проекта: игровойПродолжительность: среднесрочный.Сроки проведения: с января по февраль.Участники: воспитатели, дети и родители.Возраст детей: 1,5– 3 лет Цель: содействовать раз...

Презентация на тему «Зимние забавы» в подготовительной группе. «Веселись детвора - настала снежная пора!»

Зима приносит нам щедрый  подарок - огромные сугробы снега.  Игры со снегом - любимая зимняя забава детей. Из снега можно построить  много разных сооружений: снежную бабу, горку, ...

"Зимние забавы с веселым снеговиком"

quot;Зимние забавы с веселым снеговиком" спортивный досуг на улице 3-7 лет...

Веселые старты «Зимние забавы на свежем воздухе - как залог здоровья и сильной дружбы».

Привлечение внимания родителей к спортивным формам семейного досуга; воспитание физической культуры и нравственной сплоченности....

Сценарий развлечения на улице «Зимние забавы. Веселая эстафета со снеговиком» (старшая группа)

Цель: укрепление здоровья детей, совершенствование физических качеств; создание у детей бодрого, радостного настроения. Задачи:·        показать детям пр...