Адаптированная программа.Возраст 4-5лет.
рабочая программа (средняя группа)

Подолкова Олеся Александровна
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

        

УТВЕРЖДАЮ

приказом  от 00.00.00 №_____

Заведующий МБДОУ

__________

Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации

ребенка – инвалида

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Михайловский детский сад «Буратино »

Срок реализации программы: с 2023 г.  До 2024 г

Срок исполнения заключения о нуждаемости в проведении

мероприятий   психолого - педагогической

 реабилитации: с     по

с. Михайловка

Содержание

I

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи

3

1.3

Принципы и подходы

4

1.4

Индивидуальные особенности

6

1.5

Планируемые результаты

7

II

Содержательный раздел

7

2.1

Взаимодействие с педагогами и специалистами

7

III

Организационной раздел

13

3.1

Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов

13

3.2

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

14

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (ред. от 27.08.2015).
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказом Минздравсоцразвития РФ№ 379н от 4 августа 2008 г. «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
  • Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 (ст.18,19).
  • Указом Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.1992г. №1157.
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ150/06«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами».

Срок исполнения заключения о нуждаемости в проведении мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (по ИПРА) с 25.01.2018г. до 01.02.2020 г.

1.2.Цели и задачи Программы

Цель программы: обеспечение коррекции нарушений развития ребенка-инвалида, оказание квалифицированной помощи в освоении Программы.

Задачи:

- сформировать умение положительного отношения к себе;

- сформировать способность адекватно воспринимать окружающую обстановку;

- сформировать способность к эмоционально-деловому контакту со взрослыми и детьми;

- развить координацию движений у ребенка - инвалида;

- развить основные движения, обеспечивающие двигательную активность детей;

- сформировать осознание собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

Реализация Программы осуществляется на основе принципов и подходов:

  • Принципа гуманизма – предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребенка;
  • Принципа системности– предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с ребенком - инвалидом, имеющим трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство диагностики, коррекции развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка – инвалида. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
  • Принципа непрерывности – гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;
  • Принципа реальности – предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
  • Принципа  деятельностного подхода – предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка;
  • Принципа позитивной социализации ребенка – предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
  • Принципа индивидуализации дошкольного образования – предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития, с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка;
  • Принципа возрастной адекватности образования – предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности;

Содержание Программы построено в соответствии со следующими подходами:

  • Социокультурный подход образования определяется характером взаимодействия детей с взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми;
  • Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка-инвалида (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности, обусловленные его возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития ребенка;
  • Личностно-ориентированный подход – основана на выборе форм воспитательного процесса, не наносящих ущерба здоровью воспитанника: доброжелательность в отношениях, поддержание эмоционального благополучия ребенка, формирование его положительной самооценки;
  • Деятельностный подход – предполагает, что в основе развития ребенка-инвалида лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней;
  • Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка-инвалида определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанника. Он же предусматривает обеспеченность для ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка - инвалида (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к ребенку-инвалиду.

Вышеперечисленные принципы и подходы позволяют педагогам наметить стратегию коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать ее результат.

1.4.Индивидуальные особенности ребенка – инвалида

Ребенок  - инвалид посещает группу общеразвивающей направленности для детей от  4 до 5  лет.

Категория «ребенок – инвалид» установлена до ______________-г

При разработке адаптированной Программы для ребенка – инвалида учитывались возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка.

Краткая психолого – педагогическая характеристика ребенка - инвалида

Социальное развитие. Ребёнок испытывают трудности в процессе общения и  восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций, его сенсорный опыт не закрепляется и не обобщается в слове. Ребёнок в контакт не вступает, испытывает трудности в понимании и употреблении даже  не сложных лексико- грамматических конструкций и некоторых частей речи. Представления о себе, своей семье (родственные связи, профессии) и об окружающем  не соответствуют возрастной норме.

Эмоционально-волевая сфера. У ребёнка общая психическая незрелость, низкая познавательная активность, которая проявляется неравномерно во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы ребёнка.  Познавательный интерес  очень пассивен.

Навыками самообслуживания  Навыками самообслуживание владеет очень плохо, требуется помощь взрослого. Ест самостоятельно, но с большими трудностями.

Физическая  сфера. Передвигается самостоятельно. Функции рук и ног  сохранны, но отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Игра на уровне предметно-процессуальных действий. Когда ребёнку предлагают игры на выбор, он проявляет интерес к конструктивно-модельной деятельности. Каких либо попыток начать играть самостоятельно ребёнок не проявляет.

Познавательное развитие. Уровень знаний и представлений об окружающем мире не соответствует возрастной норме. Зачастую ребёнок не может целостно воспринимать наблюдаемые объекты, он воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Очень беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Затруднён процесс анализирующего восприятия. Ребёнок испытывают трудности ориентировки во времени и пространстве. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов.  Представления о цвете и форме не сформированы. Самостоятельного интереса к играм не проявляет.

Речевое развитие. Словарный запас не соответствует  возрастной нормы. Ребёнок говорит отдельные слова Значительное отставание, и своеобразие обнаруживается и в развитии его мыслительной деятельности. Отличается от нормы и речь. Недоразвитие речи проявляться в бедности и недостаточной дифференцированности словаря. Значительно отстаёт в развитии лексическая, семантическая стороны речи. Имеющиеся в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Это затрудняет понимание речи окружающих людей.

Самообслуживание.  Самостоятельно одеваться и раздеваться ребёнок не умеет. У него не сформированы навыки мытья рук с мылом перед едой, после пользования туалетом или по мере загрязнения.

1.5 Планируемые результаты освоения адаптированной

образовательной программы

- сформировано умение положительного отношения к себе;

- сформирована способность адекватно воспринимать окружающую обстановку;

- сформирована способность к эмоционально-деловому контакту со взрослыми и детьми;

- развита координация движений у ребенка - инвалида;

-  развиты основные движения обеспечивающие двигательную активность детей;

- формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

II. Содержательный раздел адаптированной образовательной программы

2.1. Взаимодействие с педагогами и специалистами

Ребенок – инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико – социальной экспертизы, имеет ограничения по степени выраженности:

- II степень- способность к ориентации  - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

- III степень - способность к общению– неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

- II степень-способность к контролю за своим поведением – постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц.

Воспитатели

Создают для ребенка-инвалида комфортные во всех отношениях условия развития, воспитания и обучения. Учитывают возрастные, индивидуальные особенности развития ребенка при проведении занятий и индивидуальной работы. Определяют ведущие направления в работе с ребенком-инвалидом. Обеспечивают проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, формирование навыков самообслуживания, участие ребенка-инвалида в совместных мероприятиях с детьми и взрослыми. Повышают психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей.

Музыкальный руководитель

Проводит индивидуальные занятия с ребенком-инвалидом. Осуществляет взаимодействие с педагогическим персоналом по вопросам организации деятельности ребенка-инвалида на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.; дает рекомендации воспитателям и родителям.

Педагог -  психолог

Проводит работу с ребенком-инвалидом по формированию у него положительного отношения к себе, к сверстникам, к взрослым. Проводит работу с родителями ребенка-инвалида по повышению педагогической компетенции родителей и оказании помощи в интеграции ребенка в общество. Дает рекомендации воспитателям и родителям.

Медицинская сестра

Осуществляет контроль за состоянием здоровья, своевременное прохождение диспансеризации ребенка-инвалида.

Родители ребенка

Создают в семье условия, благоприятные для развития ребенка. Тесно взаимодействуют с сотрудниками ДОО, принимающих участие в организации коррекционной работы.

Способность к ориентации  4 – 5 лет

Сроки выполнения

Мероприятия

План работы воспитателей

реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности

Январь-февраль

2024

Учить ребенка ориентировать в группе, различать понятие "направо", "налево», игры "Найди место", "Бабочка", "Путешествие в зимний лес"

Март -май

2024

Развивать умение  ориентировки в группе по основным пространственным направлениям.  Игра "Волшебный сундучок», Разрезные картинки из 4 частей.  Д/и «Куда спрятался жучок?», «Где Маша?», «Расставь мебель в кукольном уголке так, как нарисовано на карте»

Июнь- август

2024

Учить действенной ориентировке в пространстве по основным пространственным направлениям.  Д/и «Куда пойдешь - что найдешь» (определить сразу несколько пространственных направлений), «Найди предмет», «Найди флажок», «Покажи мне в группе большой кубик красного цвета»

План педагога – психолога

реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности

Январь-февраль

2024

Игры на ориентацию:  «Покажи, где право-лево»,  «Куда спрятался жучок?», «Где кукла Маша?»

Март -май

2024

Упражнения, направленные на ориентацию  на плоскости по основным пространственным направлениям

Игры с песком: «Что там спряталось»

Июнь- август

2024

Игры и упражнения, направленные на ориентацию: «Расставь мебель как на картинке», «Где кукла Маша?»

План музыкального руководителя

реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности

Январь  -февраль

2024

Развивать умения слушать и находить источник звука.

Развивать способность концентрировать внимание.

Развивать умения слушать.

Развивать координацию движений и ориентацию

Манипулировать погремушкой  «Погремушка» Е. и С. Железновы

Знакомить с инструментом «Музыкальный колокольчик»  «Колокольчики» муз. Тиличеевой

Различать контрастную динамику звучания инструмента (тихо-громко) Игра «Тихо-громко» муз.р.н. «Ах, вы сени»

Танцевальные упражнения на формирование умений

ориентироваться в пространстве, в согласованности движений – «Дудочка», «Полька» муз. И. Шуберта

Март -май

2024

Развивать умения слушать.

Развивать умения наблюдать.

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

Развивать способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию.

Различать темп: быстро, медленно «Барабанщик» М. Красева Прислушиваться к стихающему звуку «Убегающий звук».

«Пойду ль я, выйду ль я»; с помощью взрослого стучать музыкальными палочками, изображая цоканье копыт-Игра с палочками  «Лошадка» Н. Потоловского; знакомить с голосами домашних животных (уткой). Электронный носитель  «Малыш в деревне»; различать высокие и низкие звуки (регистры).

Пальчиковая игра «Сказка про зайчика»  (Бодраченко «Муз.игры»)

Июнь- август

2024

Развивать способность к различению и воспроизведению звуков различной силы (громкости)

Развивать умения слушать и находить источник звука.

Формировать способность к осознанию собственной личности,  схемы тела и его частей

Муз.дидактическая игра «За дверью на лугу» -сб. «Тропинка в мир музыки». Различать силу звука.

Игра « Передача платочка» муз. Т. Ломова- услышать и

передать в движениях контрастный характер 2х частей

пьесы.

Игры на ориентировку в схеме тела: «Где же ручки?»

«Птицы и птенчики» Е. Тиличеевой; отстукивать с помощью взрослого простой ритмический рисунок по бубну  «Игрушки» Е. Железновой (с бубном)

Способность к общению 4 - 5  лет

Сроки выполнения

Мероприятия

План работы воспитателей

реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности

Январь-февраль

2023

Организация бесед по фотографиям из жизни ребенка (прогулки, игры, занятия, сон, пробуждение и т. д), С.Р.И «Семья»

Март-май

2024

Игры «Разноцветное путешествие», «Веселые обезьянки»

Июнь-август

2024

Игра «Зайчик и лиса», «Угадай, что я делаю», пальчиковые игры «Ежик», «Дружная семья».

План педагога – психолога

реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности

Январь-февраль

2024

Игры и упражнения, направленные на формирование навыков общения: «Угадай, что я делаю?», «Солнышко».

Пальчиковые игры (стихотворные упражнения) направленные на речевое развитие: «Целый день», «Домик»

Игры на развитие мелкой моторики ( шнуровки, вкладыши и т.д.)

Март-май

2024

Игры-занятия  направленные на формирование навыков общения: «Оденем куклу после сна»,   «Накормим куклу обедом».

Игры  на песке: «На дне морском»

Игры на развитие мелкой моторики : шнуровки, вкладыши

Развивающие игры: «Найди по описанию»

Пальчиковые игры (стихотворные упражнения) направленные на речевое развитие: «Дружба», «В гости»

Июнь-август

2024

Игры и упражнения, направленные на формирование навыков общения: «Угадай, что я делаю?», «Зеркало».

Этюды:  «Эхо»,  «В саду».

Игры на развитие мелкой моторики ( шнуровки, вкладыши и т.д.)

Развивающие игры: «Что сначала, что потом»

Пальчиковые игры (стихотворные упражнения) направленные на речевое развитие: «Домик», «Прогулка»

План музыкального руководителя

реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности

Январь-февраль

2024

Приобщать ребенка  к восприятию разнохарактерной музыки и способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, формировать навык прислушиваться к мелодии, словам песни и узнавать ее при повторном прослушивании, при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Игры, направленные на формирование навыков позитивного общения со сверстниками «Попевка с клубочком»

«Баю-баю» Красева, «Плясовая» р.н.м. – Слушание.

Развивать умение слушать и находить источник звука

Игра –

импровизация « Учим куклу танцевать», предложить

поиграть кукле на бубне.

Колыбельная «Покачай куклу».

Различать темп: быстро, медленно «Барабанщик» М. Красева - Слушание.

Вызывать эмоциональный отклик «Маленькой елочке» муз. Красева - Слушание.

«Убегающий звук»Поднести к уху ребенка музыкальный инструмент «треугольник», ударить палочкой и слушать, пока не стихнет звук.

«Прятки» р.н.м. «Пойду ль я, выйду ль я»Взрослый прячется за платком, сопровождая свое нахождение за ним словами «Ку-ку»

Март-май

2024

Развивать  внимание, умение ориентироваться в открытом пространстве.

При этом необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке – показ игрушки.

Формировать  представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании

«Поймай ритм» Отстукивать ритм на разных частях тела (пальчиками, ладошками)Ритм можно сопровождать словами. Например, «Ла-душ-ки» русская народная потешка, «Анд-рей, во-ро-бей». Для сопровождения можно использовать музыкальную аудиозапись.

Играть  развивая  чувство ритма. Кулачки и ладошки

Музыкальный материал Е. Тиличеева, сл. Ю. Островского

Источник. Ветлугина Н., Музыкальный букварь

«Хлопай и качайся»: «Ладушки, ладушки, где были у бабушки…». Закончив фразу, педагог продолжает петь в другом темпе, значительно медленнее, с изменением слов: «Ветер дует нам в лицо (тихонько подуть на ребенка), закачалось деревцо (качать руками). Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше (ручки поднять вверх)». Источник –М. Картушина

Попевка «Джон-зайчик», Источник - сб. «Ушки на макушке»-побуждать к звуковой активности.

Июнь-август

2024

Развивать  внимание, умение ориентироваться в открытом пространстве.

При этом необходимы наглядные приемы, привлекающие ребенка к музыке – показ игрушки.

Формировать  представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании

Где мои детки?Цель. Игра для развития звуковысотного слуха Пособия. Три больших карточки (утка, кошка,курица) и несколько маленьких (утята, котята, цыплята) (по числу играющих)

Музыкальный материал.

Источник. Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

«Прятки»  р.н.м. «Пойду ль я, выйду ль я» р.н.м.

"Жмурки с колокольчиком" Прислушиваться к источнику звука - игра «Чудесные бубенцы».

Реагировать на динамические изменения «На горе-то» р.н.м. -

Пропевать мелодию с показом движений «На горе-то» р.н.м. Игра «Пальчики и ручки».МакшанцеваЕ.Д

Знакомить с голосами домашних животных (уткой) «Музыкальная табакерка» Лядов. Диск «Малыш в деревне».

Способность  к контролю за своим поведением 4-5 лет

Срок выполнения

Мероприятия

План работы воспитателей

реализуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога с ребенком в различных видах детской деятельности

Январь-февраль

2024

Игра «Слушай хлопки», «Расскажем и покажем»

Март –май

2024

Игры-импровизации:  «Кошка и котята».

Июнь-август

2024

Игры-импровизации: «Кто в лесу живет?»

III. Организационный раздел Программы

3.1. Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов

Для коррекционной работы по инклюзивному образованию педагоги используют следующие специальные методы:

Наглядные методы  - практическая деятельность на занятиях организованна на основе наглядного показа, демонстрация изображений, картинок, просмотр слайдов, видеофильмов.

Словесные методы - рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам),  беседа на темы «Я и мое здоровье», чтение художественной литературы (стихотворения, произведения, сказки и другое).

Игровые методы – дидактическая игра,  воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием, создание игровой ситуации.

Практические методы – упражнение (подражательно-исполнительского характера), моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о здоровом образе жизни, самообслуживании и взаимодействии с окружающим. Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Индивидуальные методы – обеспечивают структуру отношений, при помощи которой ребенок может сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их желания и потребности.

Используются различные методические пособия:

  1. Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС – М.: Мозайка-синтез Москва, 2014 г.
  2. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Подвижные игры на прогулке», ТЦ Сфера, 2016г.
  3. Коноваленко С.В.,Кремовская М.И. «Развитие психофизической базы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития», СПб Детство Пресс, 2017;
  4. Набойкина Е.Л. «Сказки и игры с «особым» ребёнком», СПб.  Речь 2006;
  5. Семаго Н.Я. «Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов», М..ТЦ Сфера, 2012
  6. Ткач Р.М. «Сказкатерпия детских проблем». СПб   Москва Сфера 2008;
  7. Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. Тропинка в мир музыки: учеб.нагляд.пособие. – Минск: Нац.ин-т образования, 2009г.;
  8. Картушена М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.;
  9. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Мн.:Книжный дом, 1999г.;
  10. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет.
  11. Т.А. Ткаченко Если дошкольник плохо говорит. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – Москва: Эксмо, 2017. – 96 с.;
  12. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 110 с.;

3.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

В группе, которую посещает ребенок-инвалид создана специальная развивающая предметно-пространственная среда, способствующая полноценному развитию, предусматривающая свободу передвижения.

Зонирование группы предусматривает наличие учебной зоны, игровых и развивающих центров, оснащённых разнообразным оборудованием и материалами, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Мебель в группе подобранна по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями СанПиН.

Игровой и дидактический материал в групповой комнате расположен согласно принципам развивающего обучения, индивидуального похода, дифференцированного воспитания. Материалы многослойны, полифункциональны, обеспечивают занятость ребенка-инвалида с разной степенью освоения того или иного вида деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместные игры с детьми 4-5лет

Рекомендации по организации совместных игр родителей и детей в домашних условиях...

сценарий праздника "ко дню смеха". 5лет

Праздник проводиться совместно с родителями. Буду рада, если  кому-нибудь пригодится....

ПРОЕКТ Прогулки – путешествия « По следам зимы» Для детей 4-5лет

Материал содержит планирование прогулки для детей средней группы....

Утренник для детей 4-5лет, посвященный Международному женскому дню.

Название утренника: Мамин день.Цель утренника: Познакомить ребят с праздником, посвященным 8 марта, Международному женскому дню. Формировать благоприятного морального климата между детьми и их м...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5лет"

Вданной консультации родители познакомчтся о нормах развития речи детей 4-5 лет и приемах ее развития в условиях семьи....

«Развитие личности ребёнка 4-5лет»

представлены возрастные особенности детей 4-5 лет...