Проект "В мире Дымковской игрушке"
проект (средняя группа)

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Она привлекает детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_dymkovskoy_igrushke.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ерзовский детский сад «Ромашка»

В мире Дымковской игрушки.

Неупокоева Мария Александровна

Р. п. Ерзовка 2022 г.


Актуальность

Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров – русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски, павлопосадские платки, тканые полотенца и многое другое. Интерес к произведениям народных мастеров усиливается. И наша задача – поддержать и приобщить детей к народному искусству, декоративно-прикладному творчеству. Так при знакомстве с народными промыслами, мы рассматривали народные игрушки. Ребятам очень понравились  игрушки дымковских мастеров (Индюк, лошадка, козлик и др.)  Конечно же, дети задались вопросом: «Почему игрушки назвали дымковскими»,  «Откуда они появились?». Дети делали всевозможные предположения, но верного ответа не было. В ходе беседы выяснилось, что знания детей об этих игрушках  незначительны. Таким образом, возникла проблема «Откуда же берутся эти игрушки? Кто  их изготавливает? Для чего они нужны?». Так  возникла идея   реализации проекта  «В мире Дымковской игрушки».

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Она привлекает детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. На наш взгляд  знакомство с разнообразием дымковских игрушек,   научат ребят восторгаться предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. Это позволит детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Тип проекта:  познавательно-творческий.

Сроки проведения:  с 15 сентября  по 15 декабря 2021/22 уч. год.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги,  родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель проекта:

Создать благоприятные  условий для формирования и развития основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным промыслом - дымковской игрушкой,  росписью.

Задачи проекта:

1. Познакомить  детей с историей дымковской игрушки,  с элементами дымковской росписи.

2. Формировать у детей потребность получать новые знания об истории русских традиций.

3. Развивать  творческие способности детей, самостоятельность в создании задуманного образа.

4. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения.

 5. Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

6. Активизировать творческий потенциал родителей

Предполагаемые результаты:

Личностные для детей:

  • Дети познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек, с историей их создания.
  • Дети усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы.
  • Смогут передать элементы росписи дымковской игрушки в технике пластилинографии.
  • Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр, пополнят свой словарный запас.

Методические для педагогов:

  • Создание базы методических разработок занятий, бесед и дидактических игр;
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;
  • Развитие творческой инициативы педагогов;
  • Повышение уровня профессиональной и личностной самореализации.

Организационно – методические для учреждения:

  • Представленный проект может быть использован в широкой практике педагогов ДОУ.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный

Сроки реали-зации

Мероприятия

Задачи

Участники

Приложение

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1. Постановка цели, определение формы работы.
2. Мониторинг


3. Подбор методической литературы наглядно – дидактического, литературного, иллюстративного материала.

4. Разработка конспектов занятий, бесед.

5. Создание презентации «Прекрасная Дымка».

6. Анкета для родителей «Русское народное декоративно-прикладное творчество в жизни ребенка».

7. Подготовка и оформление папки-передвижки для родителей.«Русские народные игры в семье»

Выявить уровень знаний и умений детей  по задачам, поставленным  в рамках реализации проекта для планирования работы, отслеживания динамики и прогнозирования результатов.
Создать условия для реализации проекта.
Пополнение предметно-развивающей среды.





Дети, воспитатели.

Воспитатели.

Воспитатели

Воспитатели




№ 1.


Итоговое мероприятие I этапа.


8.Совместнаявыставка  работ детей и родителей «Дымковская слобода».

Предложить родителям совместно с детьми изготовить  из глины дымковскую  игрушку. Обогатить детско – родительские отношения опытом совместной деятельности.


Дети, родители.


№ 2.

2 этап - основной

  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Сро-киреа-лизаци

Мероприятия

Задачи

Участники

Приложение

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь






1.Беседы на тему:

 а) «Истоки Дымковской игрушки»,

б) «Обозначение элементов росписи на дымковской игрушке»,

2. Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Дымковские игрушки». Рассматривание дымковских игрушек.

3. НОД по лепке

Темы: Плоскостная лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки

а) «Козленок»,

б) «Дымковская барышня»

в) «Дымковская уточка»

4. НОД Аппликация

а) «Украшение платья дымковской барышни».

5. НОД по рисованию

 А) «Дымковская барышня»

Б) «Дымковский узор»

В) «Роспись  хвоста индюка»

Г) «Лошадка»

6. НОД по развитию речи.

а) «Опиши дымковскую барышню»,

б) «Какие мы знаем народные промыслы»

 в) «Петушок, расскажи какой он»

7. Чтение художественной литературы.

а) «Стихи, загадки, русские потешки о Дымке»;

б) «Чем знаменито Дымково? В.Фофанов,

в) «Дымка» Г. Громыко,

г) «Волшебные игрушки» Т. Неунылова,

д) «Весёлая Дымка» А. Дьяков.

8. Пальчиковая гимнастика «Конь», «Дымковские барышни».  Физминутка  «Дымковская игрушка».

9. Подвижные игры:

а) «Холодно – горячо», «Ворота», Карусель», «Краски», «Дударь», «Растеряхи», «Медок или сахарок», «Жмурки», «Золотые ворота».

б) Д/и «Подбери узор», «Укрась дымковского коня», «Найди лишнее», «Угадай игрушку»
Игра «Дымковское лото». Игра «Собери дымковскую игрушку» (из частей целое).
«Найди цвета Дымковской росписи»

в) Сюжетно-ролевая игра: «Магазин сувениров».

10.Оформление папки-передвижки дляродителей «Загадка Дымковской игрушки» и «Русские народные игры в семье».

11. Консультация «Народная игрушка и ее роль в развитии дошкольника».

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа

Продолжать знакомить с дымковскими народными игрушками;  продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания. Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы дымковской росписи.

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии); упражнять в рисовании элементов дымковского узора; учить самостоятельно выбирать цвета для узора.

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи; совершенствовать диалогическую речь. продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, расширять словарный запас детей.

Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству

Развивать речь, моторику руки.

Развивать двигательные навыки детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, знакомить с русскими народными играми.  

Закреплять знания детей о дымковских игрушках, элементах дымковской росписи, умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона, развивать зрительное внимание, память.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели

Дети, воспитатели.




Дети, воспитатели

Дети, воспитатели.


Дети, воспитатели

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели.

Дети, воспитатели

Воспитатели, родители


№ 3

№ 4


№ 5



№ 6.












№ 7

3 этап – заключительный

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  • Обобщение материалов проекта.

Срок

реализации

Мероприятия

Задачи

Участники

Приложение

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


Мониторинг (анализ результативности)

Оформление альбома «Удивительные узоры» и  создание презентации «Чудеса Дымковской игрушки».

Создание лэпбука «Дымковская игрушка»


Выявить качество знаний, полученных детьми в ходе реализации проекта.

Обогатить предметно-развивающую среду группы новым альбомом и игровым материалом.


Дети, воспитатели.

Дети,
воспитатели.

№ 8

Итог

проекта.

Конкурс чтецов «Мудрость народная»

Закрепить знания детей, полученные в ходе реализации проекта. Доставить детям, и гостям эмоциональное наслаждение, удовлетворение от реализации проекта.  

Дети, воспитатели,  гости.


№ 9

Итоговая таблица по результатам проведенного мониторинга:

(анализ результативности)

Уровень

Формирование элементарных представлений об истории дымковской игрушки,  и элементами дымковской росписи.

Развитие познавательного интереса к народным промыслам, и их применение человеком.

Воспитание к  интересуизучения народных промыслов, любви и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Сентябрь 2020 г.

Декабрь
2020 г.

Сентябрь 2020г.

Декабрь
2020 г.

Сентябрь 2020 г.

Декабрь
2020 г.

Высокий

11%

62%

10%

73%

19%

77%

Средний

39%

38%

49%

27%

46%

23%

Средне-низкий

50%

0%

41%

0%

35%

0%

Исходя из комплексного мониторинга видно, что проектная деятельность дала положительные результаты по поставленным задачам. Все данные представлены в таблице в процентном соотношении. Дети многое узнали и многому научились. Родители воспитанников, педагоги ДОУ, следившие за ходом реализации проекта оставили свои отзывы.

Методическое сопровождение проекта.

Методы и приемы:

  • Беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;
  • Рассматривание элементов росписи;
  • Рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения;
  • Занятия;
  • Познавательные рассказы воспитателя;
  • Просмотр слайдов;
  • Дидактические игры;
  • Чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках;
  • Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек;
  • Лепка дымковской игрушки из соленого теста;
  • Рассматривание иллюстраций и др.

Формы организации:

Для детей:

  • Познавательная;
  • Продуктивная деятельность;
  • Совместные игры и развлечения;

Для родителей:

  • Стендовая информация;
  • Консультации;
  • Оформление выставки;

Ресурсное обеспечение проекта:


Информационное обеспечение:

  • Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6
  • Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
  • Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
  • Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
  • Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
  • Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез,2005.

Материально – техническое обеспечение:

Методический инструментарий. Наглядный материал: настоящие дымковские игрушки, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, альбом «Дымковские игрушки».. Проектор, ноутбук, фотоаппарат, DVD –проигрыватель, подборка видео и аудио материалов.

Практическая значимость проекта:

Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

Результат проекта

  • Дети ознакомлены с историей происхождения дымковской игрушки.
  • У детей появился устойчивый познавательно-творческий интерес к дымковской росписи;
  • Дети знают семантику элементов росписи, могут назвать все ее элементы;
  • Передают элементы росписи дымковской игрушки в технике пластилинография.
  • На протяжении всего проекта дети с большим удовольствием и интересом принимали участие во всех видах деятельности, заучивание стихотворений и чтение потешек оказало благотворное влияние на речевое развитие.
  • В процессе изготовления Дымковских игрушек дети не только продолжили знакомство с русской народной игрушкой, но и получили положительные эмоции.

Выводы и рекомендации для образовательной практики:

Мы создали уникальный проект. Он был насыщен интересной творческой  работой. Детям очень понравилось. У них возник  интерес не только к игрушке Дымковских мастеров, но и к другим видам народного творчества. Они усвоили цвета данной росписи, могут называть все ее элементы. Узнали приемы рисования и научились составлять узоры. Дети получили первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширили кругозор с помощью стихов, загадок, игр.

Все участники проекта: дети, родители, воспитатели получили огромное удовольствие от совместной деятельности и реализации проекта. Конечно, нам не хочется останавливаться на достигнутом, мы будем и дальше стремиться использовать новые не менее интересные формы работы, чтобы развивать наших детей и развиваться самим.

Перспективы развития и дальнейшего применения проекта.

  • Использовать выполненную детьми продуктивную деятельность в создании эстетической среды, в оформлении праздников и досугов, подарков гостям.
  • Продолжать знакомство с другими народными промыслами России.
  •  Создать серию альбомов «Народные промыслы России».

Разработка данного проекта  может быть использована воспитателями детских садов и другими образовательными учреждениями района с целью основ духовно-нравственного и художественно- эстетического воспитания детей, а также окажется полезной детям с ОВЗ для положительной динамики в развитии психических процессов.          а также рекомендован в общей практике образовательных учреждений.

Некоторые материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные с...

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...

Презентация «В мире дымковской игрушки»

Образовательный проект  «В мире дымковской игрушки» ...

Проектная деятельность "В мире дымковской игрушки"

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных нав...

Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе.

Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе....

В мире Дымковской игрушки

Закрепление знаний детей о Дымковской игрушке, её истории возникновения, особенностях росписи, колорите, основных элементах узоров, практическом применении – сувениры....

Проектная деятельность "В мире дымковской игрушки"

Название проекта «В мире дымковской игрушки».Актуальность:  Во время занятия по рисованию, когда мы разрисовывали дымковскую игрушку, нам стало интересно. Откуда к нам пришла дымковск...