Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе.
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Бугакова Надежда Вениаминовна

Проект по художественно- изобразительной деятельности на тему "В мире дымковской игрушки" в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект «В МИРЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

Автор проекта: Бугакова Надежда Вениаминовна.

Продолжительность: среднесрочный

Тип:  Информационно- творческий.

Предмет исследования: дымковская игрушка

Участники проекта:        

Воспитатели группы, дети, родители

Возраст детей: 4- 5 лет

Использованы технологии:

  • игровые;
  • интеллектуального развития;
  • Художественно-творческого развития

Актуальность проекта:

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.

Проблема проекта

«Игрушка, в которую никто не играет…»

Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава?  Её лепят  в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь  под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке. У детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно освоены педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, развлечений, организации различных выставок.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:

 в группе появляются дымковские игрушки. У детей возникает вопрос, что это за игрушки и как с ними играть.

Цель проекта:

Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка».Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства.

Задачи проекта:

Для детей:

  • получить знания о дымковской игрушке.
  • научиться составлять узоры на основе росписи дымковской народной игрушки, выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые, широкие и тонкие, чёрточки, расписывать силуэты дымковской игрушки.

Для педагогов:

 – Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.

 – Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.

 – Учить детей выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композицию, расположение узора на предмете, связь формы предмета и его назначение.

 – Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.

 – Научить превращать глину, пластилин в дымковскую игрушку.

 – Развивать художественный вкус, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого  и современности.

 – Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.

Для родителей:

 – закрепить полученную информацию с детьми

Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение, презентация

Название итогового мероприятия проекта: «Ярмарка»

Продукты проекта:

Для детей:

  • рисунки, аппликации, поделки, коллажи .(выставки)
  •  альбом- книжка «Дымковская игрушка» из детских работ и рассказов.
  • Выступление детей перед родителями и педагогами «Что мы узнали о дымковской игрушке»(круглый стол)

Для педагогов:

  • создание тематических альбомов, презентации.
  • Оформление  выставки рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково»
  • Проведение итогового развлечения «Ярмарка»,
  • Картотеки

Для родителей:

  – создание фигурок для театра и игры в магазин.

- Круглый стол «Что мы узнали о дымковской игрушке» и участие в развлечении «Ярмарка»

Предполагаемые  результаты  по проекту:

Для детей:

1) Дети будут знать:

*традиции и обычаи русского народа;

*орнаменты и узоры народных промыслов (дымковская роспись) ;

*Дети научатся ориентироваться на листе бумаги, хорошо усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью.

*народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

*пополнят словарный запас (традиция, обряд, гончар, промысел, ярмарка и т. д.)

* Все это будет способствовать развитию художественных и интеллектуальных способностей.

*у них будет развито чувство гордости за свою родину.

Для педагогов:

*расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

*пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

*разработают проект «В мире дымковской игрушки» для последующего его использования в других группах (обмен опытом) ;

*разработают конспекты непосредственной образовательной деятельности, бесед для детей, консультации для родителей;

*пополнят словарный запас детей;

*будут лучше знать семьи своих воспитанников, что будет способствовать тесному сотрудничеству.

Для родителей:

*приобретут знания о народных традициях, праздниках;

*укрепят внутрисемейные связи;

*у них будет развито чувство гордости за свою родину;

*они научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «В МИРЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Подготовительный

(в группе появляются дымковские игрушки. Дети задают вопросы- что это за игрушки и как с ними играть)

1. Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей

2. Выбор материала, информации.

 3. Подбор необходимой литературы (стихи, рассказы, загадки), иллюстрации, наглядные пособия, определение целей и задач совместной деятельности.

4. Оснащение и оформление развивающей среды в группе. Оформление группы  с использованием элементов и изделий дымки.

5. Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту). Анкетирование. Наглядная агитация «Дымка»

6. Создание презентации «Дымковская игрушка»

7.Изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек

8. помощь детям в

постановке проблемы и

определении детской

цели.

1. Рассматривание иллюстраций, дымковских игрушек.

2. Вопросы к воспитателю.

3. Определение

проблемы,

формулировка

цели, определение

содержания

деятельности.

1. Участие в индивидуальных консультациях, в анкетировании

  1. Составление договора сотрудничества.
  2. Принятие детской

проблемы и цели,

определение задач по содействию в

достижении детских целей в соответствии

с амплуа.

4.

Деятельностный

содействие

выполнению всех

видов работ по проекту

выполнение

всех видов работ

по проекту:

– просмотр театра,

– художественное творчество

– народные игры

– сюжетно-ролевые игры

– рассматривание иллюстраций, альбомов, ихделий

– Содействие в

достижении детских

целей через

индивидуальное

общение с ребенком и

участие в

коллективных

мероприятиях;

– самостоятельное посещение музеев, выставок;

  • участие в мастер-классе
  • домашнее задание: разрисовывание фигурок дымковской росписью вместе с детьми
  •  изготовление ложкового и настольного театра (по дымке)

Информационный:-- беседы;

– виртуальная экскурсия;

– чтение загадок и стихов о дымке;

– проигрывание народных игр с использованием стихов о дымке;

– Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров

  • проведение театрализованной деятельности

Практический:

– занятия по рисованию, аппликации и лепке

– сюжетно-ролевые игры

- проведение мастер-класса с родителями

Завершающий:

– проведение итогового развлечения «Ярмарка»,

– Изготовление альбома- книжки «Дымковская игрушка» из детских работ

– Оформление  выставки рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково».

– Оформление результатов проекта (как презентация, коллаж, выставка)

– Художественное творчество,

коллаж

  • Выступление детей перед родителями и педагогами «Что мы узнали о дымковской игрушке»(круглый стол)
  • Участие в развлечении
  • участие в изготовлении альбома- книжки «Дымковская игрушка»

Участие в подготовке и проведении итогового  развлечения «Ярмарка»,

 подготовка

сюрпризов и

подарков для

поощрения детей.

Участие в обсуждении «Что мы узнали о дымковской игрушке» (круглый стол)

Системная паутинка по проекту

Образовательные области

Мероприятия

Развивающая среда

Познание

Ознакомление с окружающим

Метод 3 вопросов- выяснить, что дети знают о дымке

Виртуальная экскурсия по Вятскому краю

Беседы: «Один день из жизни народного умельца», "Из чего делают дымковские игрушки";

Экскурсия в магазин дымки с родителями;

Фотовыставка «дымковская игрушка»

Игры

Настольно-печатные игры «Русские узоры», «Собери игрушку» (разрезные картинки) ; «Поиграй-ка: мир народного творчества», «Учись, играя: народные промыслы»;

“Что сначала, что потом»

Речевое развитие

Художественная литература

Чтение книги В. Крупинина «Дымка»;

Чтение и заучивание стихов и загадок о дымковской игрушке;

рассматривание иллюстрации о дымковских игрушках»;

Книжный уголок

1) Иллюстрации по дымковской игрушке

2) Книга «Дымковская игрушка»

3) Картотека загадок, прибауток, стихотворений о дымке

Развитие речи

составление описательного рассказа по дымковской игрушке;

Перессказ сказки из книжки-самоделки  «Путешествие в мир дымковских игрушек»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Занятия по рисованию: «Знакомство с дымковской игрушкой. Дымковские узоры»; «Волшебные лошадки»; «Уточка с утятами»;  «Барыня »;

«Распишем наряды козлятам»; «Домашние животные»; «Сказочные птицы»; «Блюдца с узорами»;

" Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек”.

Занятия по апликации:«Царство Дымково» (коллективная композиция, «Веселая карусель»

Занятия по лепке: «Уточки»; «Мой конь».

Дид.игры по изо: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Парные картинки», «Дымковское домино», «Собери целое», «Найди пару», «Продолжи рисунок».

Искусство

1) Раскраски с образцом раскрашивания для самостоятельного творчества

2)Заготовки всех поделок и схемы для самостоятельного творчества (лепка, аппликация, ручной труд)

3)Бросовый материал — открытки, для самостоятельного вырезания и изготовления аппликации

Театральный уголок

Настольный театр «Царство Дымково»

Музыкальный уголок

диски с русскими народными песнями

Театрально-музыкальная деятельность

Театр:  «Царство Дымково», “Баран- золотые рога»

Музыка: слушание русских народных песен

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин»; «Ярмарка»

Пополнение материала игровых уголков для игры в сюжетно-ролевые игры

Безопасность

Правила работы с краской.

Индивидуальные и групповые беседы од экскурсии в музей, правилах поведения на дороге и в транспорте.

Здоровье

Проведение физкультминуток в течение дня с использованием стихов о дымке

Картотека физкультминуток

Физическое развитие

Народные игры в сопровождении стихов о дымке

Картотека игр

Информационный материал для родителей,

работа с родителями

1. Доклад "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"

2. Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"

3. Консультация для родителей "Народные игры в семье"

4. Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

5. Выставки детских работ

6. Мастер- класс «Дымковские лошадки»

7. разрисовывание фигурок дымковской росписью вместе с детьми

8.  изготовление ложкового и настольного театра (по дымке)

9. Анкетирование

Брошюры, наглядная агитатция по дымке, консультации, выставки в раздевалке , шаблоны фигурок, анкеты

Объем и содержание работы:

Направления деятельности

Область образовательная

Содержание деятельности

Исполнители

Сроки реализации

Ознакомление с окружающим

Познание

«Один день из жизни народного умельца»

Воспитатели, дети

1-я неделя

октября

" Беседа с детьми "Из чего делают дымковские игрушки"

Воспитатели, дети

2-я неделя

октября

Экскурсия в магазин дымки

Воспитатели, дети

3-я неделя

октября

Фотовыставка «дымковская игрушка»

Воспитатели, дети

4-я неделя

октября

Художественная литература

Речевое развитие

Чтение книги В. Крупинина «Дымка»

Воспитатели, дети

1-я неделя

октября

Чтение и заучивание стихов о дымковской игрушке

Воспитатели, дети

3-я неделя

октября

заучивание загадок о дымке

Воспитатели, дети

4-я неделя

октября

рассматривание иллюстраций о дымковских игрушках».

Воспитатели, дети

1-я неделя

ноября

Развитие речи

Речевое развитие

Перессказ сказки из книжки- самоделки «Путешествие в мир дымковских игрушек»

Воспитатели, дети

2-я неделя

октября

Художественная деятельность

рисование

Художественно-эстетическое развитие

«Знакомство с дымковской игрушкой. Дымковские узоры»

Воспитатели, дети

1-я неделя

октября

«Волшебные лошадки»

Воспитатели, дети

2-я неделя

октября

«Уточка с утятами»

Воспитатели, дети

3-я неделя

октября

 «Барыня »

Воспитатели, дети

4-я неделя

октября

«Распишем наряды козлятам»

Воспитатели, дети

1-я неделя

ноября

 «Домашние животные»

Воспитатели, дети

2-я неделя

ноября

 «Сказочные птицы»

Воспитатели, дети

3-я неделя

ноября

«Блюдца с узорами».

Воспитатели, дети

4-я неделя

ноября

" Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек

Воспитатели, дети

1-я неделя

декабря

Художественная деятельность

аппликация

Художественно-эстетическое развитие

«Царство Дымково» (коллективная композиция, «Веселая карусель»

Воспитатели, дети

2-я неделя

декабря

Художественная деятельность

лепка

Художественно-эстетическое развитие

«Уточки»

Воспитатели, дети

3-я неделя

октября

«Мой конь»

Воспитатели, дети

2-я неделя

октября

Художественная деятельность

дид.игры по изо

Художественно-эстетическое развитие

«Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Парные картинки», «Дымковское домино», «Собери целое», «Найди пару», «Продолжи рисунок».

Воспитатели, дети

3 и 4-я недели октября

Театрализованная деятельность

Художественно-эстетическое развитие;

речевое развитие

 «Царство Дымково»

Воспитатели, дети

декабрь

«Баран- золотые рога»

Воспитатели, дети

ноябрь

Сюжетно-ролевая игра

Социально-коммуникативное развитие

«Село Дымково»

Воспитатели, дети

октябрь

 «Ярмарка»

Воспитатели, дети

ноябрь

Игра

Физическое развитие

х/и «Как у дяди Трифона»

Воспитатели, дети

октябрь

х/и «Кострома»

Воспитатели, дети

ноябрь

х/и «Ваня, Ваня простота»

Воспитатели, дети

декабрь

Информационный материал для родителей,

работа с родителями

Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту). Анкетирование.

Воспитатели, родители

1-я неделя

октября

Доклад "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"

Воспитатели, родители

3-я неделя

октября

Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"

 

Воспитатели, родители

4-я неделя

октября

Консультация для родителей "Народные игры
в семье"

Воспитатели, родители

1-я неделя

ноября

Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Воспитатели, родители

3-я неделя

ноября

Выставки детских работ

Воспитатели, родители

еженедельно

Мастер-класс

Воспитатели, родители

ноябрь

Изготовление ложкового и настольного театра по дымке

родители

декабрь

Домашнее задание: совместное с детьми  разрисовывание шаблонов дымковской росписью.

родители

ежемесячно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы",  в з...

Групповой проект "Художественно-эстетическое восприятие декоративно-прикладного искусства России" (Дымковская игрушка) средняя группа

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному твор...

Конспект НОД в средней группе по изобразительной деятельности ( Лепка по мотивам дымковской игрушки)

Конспект НОД в средней группе по Изобразительной деятельности Лепка по мотивам дымковской игрушки.    На тему : «Утка-Марфутка»      ...

Конспект НОД в средней группе по изобразительной деятельности ( Роспись по мотивам дымковской игрушки)

Конспект отрытого занятия в средней группе                                  по изобразительной деятельности...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Лепка «В мастерской дымковской игрушки» Старшая группа

Конспект образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюЛепка  «В мастерской дымковской игрушки»Старшая группа Подготовила:Воспитатель Станчу О.И...

Проект «Дымковская игрушка» (средняя группа).

Описание : данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям детских садовЦель проекта:Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры ...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) на тему: «Укрась сервиз» в средней группе

Цель: Закрепить навыки рисования ватными палочками при помощи нетрадиционной техники изобразительной деятельности Задачи:Образовательные: Продолжать развивать умение детей рисовать ватными палочк...