Статья Работа с родителями
статья (подготовительная группа)

Захарьина Ирина Александровна

В статье рассказывается о вариантах работы с родителями .И описывается досуговое мероприятие с родителями  на тему Вместе весело шагать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_roditelyami.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в детском саду.

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.

Т.Харри

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада на благо ребенка.

Общей целью является формирование общего пространства «детский сад — семья». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей. Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу педагоги стараются организовать компактной, но эффективной.

Цель нашей работы: установление доверительных, партнерских отношений с родителями. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

•        открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

•        сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

•        создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

•        диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1.        Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2.        Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

3.        Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье.

4.        Ознакомление педагога с индивидуальными проблемами семьи в воспитании ребенка.

5.        Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Все формы работы с родителями подразделяются на:

•        коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

•        традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

•        внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

•        работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников, независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Рассмотрим эти формы работы поподробнее.

Традиционные формы работы: общие и групповые родительские собрания, тематическое  консультирование, анкетирование родителей, проведение опросов, срезов, посещение семей воспитанников на дому, родительские уголки, папки – передвижки, выставки детских работ,  изготовленных вместе с родителями, оформление фотовыставок, совместные экскурсии, прогулки, праздники, дни открытых дверей, дни общения, дни добрых дел, семейная мастерская, педагогические беседы, «Почтовый ящик», «Ларец пожеланий», КВН, Доска объявлений, выпуск ежемесячной газеты, оформление информационных стендов.

Нетрадиционные формы общения с родителями: презентация группы и дошкольного учреждения, семейные клубы, семинары – практикумы, конференции родителей и воспитателей, педагогическая мини-библиотека для родителей, «Паспорт здоровья», дискуссии, симпозиумы, «Родительская педагогическая лаборатория», аукцион «Продажа полезных советов», «Душевный разговор», занятия с участием родителей, участие родителей в творческих конкурсах, мини-собрания, педагогические консилиумы, «Деловая игра», тренинговые игровые упражнения и задания, «Вечер вопросов и ответов», «Телефон доверия»,  «Дискуссионный клуб», «Круглый стол» с родителями, дежурства родителей, «Заочные» консультации, «Родительская почта», «Телефон доверия», день родительского самоуправления, проведение акций и мастер-классов, выпуск семейных газет и плакатов, деловые игры, брошюры, листовки, буклеты, проекты, «Встречи-знакомства», ток-шоу, «Педагогическая гостиная», педагогический брифинг, читательская конференция, электронное портфолио на каждого ребёнка, «Еженедельные записки», «Неформальные записки», Устные педагогические журналы, выставки семейных реликвий, «Родительские ринги», «Интеллектуальные игры», «Банки идей», Клубы отцов, дедушек, бабушек и другие.

Все эти мероприятия делают родителей активными участниками педагогического процесса, оказывая им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

На сегодняшний день можно сказать, что в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Педагоги продолжают искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у них одна цель —воспитывать будущих созидателей жизни.

Предлагаю вашему вниманию досуговое направление в своей работе с родителями, которое оказалось  привлекательным, востребованным и  полезным.

Проблема в том, что дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны взрослых, поэтому я решила для сплочения семьи и дошкольного учреждения провести увлекательный совместный досуг.  

  Тема моего мероприятия была - работа с родителями посредством досуговой деятельности и  называлась  «Вместе весело шагать».

Участниками встречи были  педагоги, дети и их родители (мамы, папа, бабушка, крестная тётя). Встреча проходила в музыкальном зале, оформленном  в виде большого, уютного дома с фотографиями  воспитателей и детей подготовительной группы, где около него росли семейные деревья, которые оформили родители с фотографиями родственников ребенка. Гостям предложили посетить замечательную страну под названием   «ПОНИМАНИЕ», в прекрасном городе «СЧАСТЬЕ», на улице  «ДРУЖНОЙ», дом «7-я».

Для начала мы познакомились с присутствующими детьми и их родителями, а также узнали их семейный девиз  (дети называли своё имя, фамилию и имя, отчество родителя и девиз семьи), что было организовано в форме  игры «Знакомство». Далее родители начали обмениваться своим нестандартным опытом.

Одна из  мам предложила  несколько увлекательных игр, которыми можно занять ребёнка в нужный момент (в транспорте, поликлинике…), они проводятся без подготовки, имея в руках только дамскую сумочку. Такие игры как «Чего не стало?»,   «Что изменилось?», « Какой по счёту?»,  «На какую букву начинается этот предмет?», «Придумай слова на эту букву», «Необычное применение», «Узнай по описанию!», «Перечисли всё!», «Узнай на ощупь!». В одну из них с удовольствием поиграли.

В  другой семье большое внимание уделяют здоровью. Они используют оригинальный способ точечного массажа стоп в домашних условиях.  Тётя ребенка рассказала о его удивительных лечебных свойствах и  предложила всем желающим разуться и пройти под расслабляющую мелодию  по мешочкам с  солью, орехами, шишками, пуговицами. Считается, что «точки жизни» на стопе - это своеобразная клавиатура, с помощью которой звучит музыка выздоровления.

Есть в нашей группе и музыкальная семья. Они любят в свободное время сочинять стихи и  музыку.  Мама с дочкой исполнили гимн своей семьи, который  часто звучит на семейных праздниках.

Затем папа ребенка  предложил  всем поиграть в подвижную игру, которая называется «Весёлые шары», она не требует особого приготовления, понятна для любого возраста и вызывает положительные эмоции. Мы поделились на две команды, придумали им название, а затем под весёлую музыку поиграли с  разноцветными, воздушными шарами, перебрасывая их на противоположную сторону.

В других семьях увлекаются рукоделием, творчеством. Креативная семья, мама с дочкой, продемонстрировала всем  мастер – класс работы с воздушными шарами, которыми можно не только играть, но и интересные фигуры изобретать. Это называется твистингом. Родительница  показала, как делать лебедя из шарика, а  дочка ей в этом помогла. Мы все попробовали оживить шары и превратили их в прекрасных птиц, ведь  лебедь — символ верности и  чистоты.

Еще одна мамочка с дочкой сделали уже дома чудесную поделку. Отгадав их загадку, мы узнали, что это торт. Но торт необычный, он из конфет. На этот торт они потратили не один день, но закончить его они предложили всем участникам досуга. Девочка рассказала, как его мастерить при помощи скотча и конфет. Всем очень понравилось заниматься свит–дизайном и на экране гости смогли увидеть удивительные поделки из этой техники.    Как гласит пословица,  «Где родители трудолюбивы, там и дети не ленивы».

Бабушка с внучкой  увлекаются кулинарией, к  праздникам они любят выпекать всевозможные «вкусняшки». К нашему досугу они приготовили печенье «Смайлики». Рецепт выпечки  рассказали и показали в игровой форме. Все встали в круг, изображая миску, где смешивают продукты для печенья. А дети и взрослые были разными продуктами, мы надели им карточки на ленточках мука, молоко, сахар, соль, сода, яйца, масло. Девочка, завязав фартук, называла ингредиенты для теста, которые становились в круг и перемешивались.  В конце нарисовали смайлики на печенье, улыбнувшись.  Попробовать вкусное  домашнее печенье мы решили  попозже в группе, за чашкой чая.

В конце мероприятия я  подготовила цветик – семицветик (ведь участвовало  7 семей).  Дети подходили  к цветку и,  отрывая по лепестку,  относили его своим родителям, где на обратной стороне лепестка были  написаны вопросы, на которые они сообща отвечали (Кто в Вашей семье больше проводит времени с ребёнком?   Понравилось ли Вам сегодняшнее мероприятие  и чем?  Как Вы проводите выходные дни?  Загадайте любое желание  волшебному лепестку...)

Поблагодарив всех за участие в досуге «Вместе весело шагать», родителям вручили «Памятки» на тему «Интересные советы в воспитании дошкольников», а детям шоколадные  медальки. В завершение мероприятия под весёлую музыку сделали совместное фото на память.

Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Теперь у нас в группе традиция - ежегодно отмечать семейные праздники. Тесный контакт ребенка с членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.  

Воспитатель детского сада №2 «Теремок»

Захарьина Ирина Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа с родителями в детском саду".

Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас рабо...

Статья «Работа с родителями дошкольников» по правилам дорожного движения.

Цель: формирование родителями у детей культуру поведения на проезжей части. Памятка для родителей....

Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников"

В статье описаны направления работы с родителями, для воспитания гармоничной личности дошкольника....

Статья Работа с родителями "Воспитываем внимательность и усидчивость"

Ребенку 4-6 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. Это обусловлено возрастными особенностями. Ребёнок не рождается внимательным и усидчивым. Внимание и усидчивость тесно связаны друг с д...

Статья. Работа с родителями. «Воспитание дружбы в дошкольном возрасте»

   Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности его самосознания, его отношение к миру и сам...

Статья «Работа с родителями через проектную деятельность»

«Работа с родителями через проектную деятельность»Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает...

Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошколников"

Статья "Работа с родителями, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания дошкольников"...