Технология А.И. Бурениной - Формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений и способностей детей.
методическая разработка

В музыкально-ритмической деятельности наиболее комфортно происходит целостное развитие личности ребенка, укрепление его физического и психического здоровья,раскрытие творческого потенциала, приобщение к музыкальному искусству.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Технология развития танцевального творчества дошкольников.

А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»

Эта технология в основе имеет – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 7 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Актуальность технологии. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше проблем будет у наших детей с развитием речи, внимания, мышления, формированием красивой осанки... А приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально- телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д

Цель технологии — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. 

Описание порядка использования (алгоритм применения)  технологии в
практической профессиональной
 деятельности:

1.Разработано перспективное планирование. Подобрана методическая литература. Изготовлены и приобретены атрибуты (ленточки, флажки, платочки, листочки, цветы и др.).

2. Подготовлены сообщения для родителей по развитию музыкальных способностей детей. Написан ряд сценариев занятий по  музыкально – ритмическим    движениям. Использую на занятиях, досугах, праздниках, утренниках.    

3.Для реализации раздела базисной программы «музыкально – ритмические движения» использованы  элементы системы разработанной А.И. Бурениной, которая условно разделена на 3 этапа:

1 – основан на подражании, основными методами этого этапа являются: вовлекающий показ, зеркальный показ, словесные указания;

2 – развитие у детей самостоятельно выполнять ранее разученные упражнения, композиции. Основными методами этого этапа являются: зрительный показ, словесные указания, «провокация»;

3 – развитие способности к самовыражению под музыку – умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные упражнения.

    4.Активное использование танцевальных импровизаций и творческих заданий на праздниках и досугах.

5..Постановка ритмопластических мини - спектаклей: «Птицы», «тучки и капельки»,  « Муха цокотуха».

Результат использования образовательной  технологии:

В ходе работы по данной технологии  у детей сформировалось умение двигаться под музыку.

 - ритмично, согласно темпу и характеру, выполнять упражнения с предметами и без них, реагировать на силу звучания музыки, на её начало и окончание.

 - исполнять пляски, парами  и  в кругу .

 - умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности.

 - сформированы навыки ориентировки в пространстве и коммуникативные навыки

Программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных).

Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех летей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

 Движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально ее особенности.

Во-первых, ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

  • все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
  • динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
  • форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

  1. I. Развитие музыкальности:

развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти.

II. Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;
  • развитие гибкости и пластичности;
  • воспитание выносливости, развитие силы;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

III. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
  1. IV. Развитие и тренировка психических процессов:
  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
  1. V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
  • воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.

Этапы

1-й этап: Подражание детей образцу исполнения движений педагогом

2-й этап: Развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции.

3-й этап: Творческое самовыражение

3 — 4 года

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Основное содержание

  1. Развитие музыкальности:
  • воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
  • обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;
  • развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое— грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр (высоко — низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

Содержание работы

  1. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки"и т.д.);

прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", подскоки (4-й год жизни);

общерразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;

имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);

плясовые движения ~ простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное   место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

  1. Развитие творческих способностей:
  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых*ситуациях, под другую музыку;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
  1. Развитие и тренировка психических процессов:
  • развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался", "Мишка радуется меду" и др.;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь — по показу взрослого или старшего ребенка.
  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
  • воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции, например, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебурашка" и др.);
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики" — дополнительно к другим ритмическим упражнениям и пляскам под инстурментальное сопровождение):

1-е полугодие: "Плюшевый медвежонок", "Веселые путешественники", "Рыбачок", "Чебурашка", "Маленький танец", игра "Птички и Ворона".

2-е полугодие: "Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню", "Кузнечик", "Разноцветная игра", "Лошадки", "Белочка".

Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.

  • Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.

4 — 5 лет

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

Основное содержание

  1. Развитие музыкальности:
  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх;
  • обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков, (например, из "Детского альбома" П.Чайковского: "Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек" М.Майкапара: "Мотылек", "В садике"и др.);
  • развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое - - спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: теми (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму произведения, вариации с контрастными но характеру частями;
  • развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соотвествующих движениях и в слове.
  1. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "горячему песку"); i

прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", легкие поскоки;

обще развивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на гибкость, плавность движений;

имитационные движения -- разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (*весслый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида -прощение — радость";

плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации - например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстстве: самостоятельно находить сво-

бодное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

  1. Развитие творческих способностей:
  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.
  1. Развитие и тренировка психических процессов:
  • развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с

музыкой -~ развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;

  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется" и др.;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;
  • развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности;
  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
  • формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить се на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):

1-е полугодие — повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций: "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята".

2-е полугодие: "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций).

Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

5 — 7 лет

В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительныму, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основное содержание 1. Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средни, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
  • развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
  1. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящимдопающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег -— легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;

общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - " в воде", "в воздухе" и т.д.);

плясовые движения -- элементы народных плясок и детского бального танца, доступные ло координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

  1. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
  2. Развитие творческих способностей:
  • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
  1. Развитие и тренировка психических процессов:
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов -- умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
  • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
  • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

Тема

Композиция

 Варианты включения в другие виды деятельности

1.

Мир игрушек

«Неваляшки», «Кукла», «Кукляндия», «Танец Кукол и Мишки», «Танец Солдатиков и Куколок», «Танец Колокольчиков» и

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения

2.

« В мире сказок

«Красная Шапочка», «Птичка польку танцевала», «Поросята», «Танец Троллей», «Бальный танец», «Танец Месяца и Звездочек», «Танец Стрелок часов» и др.

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

3.

Любимые  персонажи мультфильмов

Чебурашка», «Крокодил Гена», «Кот Леопольд», «Кузнечик», «Три поросенка» и др. «Красная Шапочка», «Птичка

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

4.

Природа и животные

«Упражнение с осенними листьями», «Дети и природа», «Белые кораблики», «Белочка», «Аквариум», «Голубая вода»

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

5.

Юмор и  шутка

«Два барана», «Озорники»,

«Кошки-Мышки», «Антошка»,

«Кошка и Девочка», «Птичий двор»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

6.

Путешествия

«Едем к бабушке в деревню», «Веселые путешественники», «Вместе весело шагать»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

7.

Настроения в музыке и пластике

«Цыганские напевы», «Турецкий марш», «Осенний парк», «Лирический танец» и др.

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

8.

Любимые песни малышей, а также их мам и бабушек

«Веселые путешественники», «Рыбачок», «Цыплята» и др

Семейные праздники и развлечени

Парные  танцы

«Маленький танец», «Кремена», «Полкис», «Старинная полька», «Менуэт», «Полонез», «Танец моряков» («Морячка»)

Сюжетные танцы

«Домисолька», «Танец Богатырей», «Танец Месяца и Звездочек»», «Танец Вьюги и Снежинок», «Танец Троллей», «Танец Придворных»

Театрализованные представления, праздники и развлечения

Композиции физкультурно й направленности

«Упражнение с обручами» (2), «Воздушная кукуруза», «Танцкласс», «Жаворонок», «Голубая вода», «Мельница», Аэробика», пластические этюды на музыку А. Петрова, «Озорники»,

Комплексы общеразвивающих упражнений. Физкультурные занятия, праздники

Игры и этюды

«Игра с мячом», «Найди себе пару», «Козочки и Волк», «Птички и Вороны», «Пляска-игра с крокодилом Геной»

Интегрированные занятия, праздн

  • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):

1-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар — по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности):

"Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена" и др.

2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Голубая вода", "Мельница" и др.

Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Троллей". Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.

Показатели уровня развития детей:

  • выразительность исполнения движений под музыку;
  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

 

Результат использования технологии

   У воспитанников развито слуховое и зрительное внимание. Сформированы навыки ориентировки в пространстве и коммуникативные навыки; чувство ритма, умение различать фразы и части музыки.

Конспекты занятий:

«Разноцветные колпачки»

- Цикл занятий по ритмическим движениям в старшей и подготовительной группе.

Консультация для родителей:

 - «Значение ритмики»

Планирование содержание работы по ритмопластике.

А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»



Предварительный просмотр:

Методика  развития музыкально – ритмических движений «Ритмическая мозаика», автор  А. И. Буренина                     Сравнительный анализ результатов диагностики                                                                                       музыкально-ритмических навыков и умений детей в образовательной области                                                     «Художественно-эстетическое развитие»                                              2019 -  2023 учебные года



Предварительный просмотр:

Тема

Название  произведения

Авторы

Программное  содержание

Интеграция   образова-

тельных

 областей

Практи-ческий материал

Сентябрь

День  знаний:

«Вот  и лето  пролетело!»

1. «Рыбачок»

М.Старокадом-ский

2. «Кузнечик» В.Шаинский

Развивать координацию  движений, воображение, фантазию; формировать  правильную  осанку

Учить  детей  двигаться  в  соответствии  с настроением  музыки

Развивать  умение  ориентироваться  в пространстве

Применить  на  утренней  зарядке, в  интегрирован-ных развлечениях, в  самостоятель-ной  игровой  деятельности  на  прогулке, других  образователь-ных  областях

Стр.44

Кассета 1

СД 1

Стр.49

Кассета 1

СД 1

Осень:

«Осень  разноцветная»

3. «Разноцветная  игра» Б.Савельев

4. «Белые  кораблики» В.Шаинский

Учить  детей выразительности  движений, быстроте  реакции; развивать музыкальную  память, эмоциональность,  обогащать разнообразными  видами  движений:   имитационными движениями

Применить  на  празднике  и развлечении  с  родителями, на  утренней  зарядке  и физкультминутках  в  интегрирован-ной  образователь-ной  деятельности

Стр.48

Кассета 1

СД 1

Стр.55

Кассета 1

СД 1

Октябрь

 

«Я  вырасту здоровым»

5. «Мячик»

М.Минков

6. «Танцуйте  сидя» Б.Савельев

Учить  детей  воспринимать музыку, чувствовать  её  настроение и передавать  в  движении, развивать  чувство  ритма.

Развивать  умение передавать  игровые  образы с  помощью   жестов, мимики

Применить  на  утренней  зарядке,   физкультуре, физкультминут-ках  в образователь-ной  деятельности  в  группе, в  самостоятель-ной  игровой деятельности  

Стр. 68

Кассета 1

СД 1

Стр.74

Кассета 2

СД 2

Праздники  России:

«День  народного  единства»

7. «Вместе  весело  шагать»

В.Шаинский

Формировать  коммуникативные  навыки, нравственные  качества: дружбу, взаимопомощь, доброту; красивую походку, осанку

Применить  на  празднике, на  утренней зарядке, физкультуре  и  других  образователь-ных  областях

Стр. 67

Ноябрь

Праздники  России:

«День  народного  единства»

8. «Всё  мы  делим  пополам»

В.Шаинский

Учить  детей новому  движению  руками «на  себя», «от  себя»; развивать  чувство  ритма, музыкальный  слух, чувство  темпа

Применить на  празднике, развлечении, на  утренней  зарядке

Стр. 78

Кассета 2

СД 2

Мониторинг:

 Заполнение  персональных  карт  детей

9. Повторение  знакомых  композиций

Оценить  музыкальность -  способность  к  отражению  в движении   характера  музыки  и   основных  средств   выразительности Эмоциональная  сфера, проявление  некоторых психологических  особенностей  ребёнка (скованность – общительность)  Творч. способности

Взаимодей-ствие  с  инструктором  по  физкультуре, с  психологом, логопедом, воспитателями групп, родителями, старшим   воспитателем.

Разработка индивидуаль-ного  маршрута  ребёнка

Декабрь

Новый  год

«Гости  из  сказок»

10. «Поросята»

Д.Уотт

11. «Танец  Кукол  и  Мишки»  Д.Кабалевский

Развивать  имитационные  движения –«бросание  снежков», «стряхивание  снега»

Развивать  выразительность  пластики, творческого  воображения,  осваивать  «шаг  с  каблучка»

 

Применить  на  празднике, в развлечении  для  родителей, детей  младших  групп, в  художествен-ной  деятельности (рисунок, аппликация, лепка)

Стр.53

Кассета 1

СД 1

Стр. 71

Кассета 1

СД 1

Январь

Зима:

«Шутка  и  юмор»

  1. Парный  танец

«Кремена»

А.Арскос

14. Повторение  знакомых  танцев

Учить  детей танцевать  парами  в подвижном  темпе, чувствовать форму  произведения, музыкальные  фразы, осваивать  шуточное  движение-дразнилку «носик  направо-налево»

Применить  в  самостоятель-ной  деятельности  детей в  играх  на  прогулке.

Стр.72

Кассета 1

СД 1

Февраль

День  защитника  Отечества:

«Папин   праздник»

15.Парный танец

 «Финская  полька»

Формировать навык движения   «спиной  из  круга», учить  коммуникативным умениям  в  танце  парой; мальчики  приглашают  девочек  и провожают  на  место

Применить  на  праздниках  и развлечениях, на  утренней  зарядке

Стр.126

Международ-ный  женский  день:

«Мамин  праздник»

16. «Кукляндия»

П.Овсянников

Развивать  координацию  движений, творческое  воображение, смекалку  и быстроту  реакции

Применить  на  праздниках  и развлечениях, на  утренней  зарядке, в концертной  деятельности

Стр.  69

Кассета 1

СД 1

Март

Международ-ный  женский  день:

«Мамин  праздник»

17. Исполнение  знакомых  танцев

Формировать  навык  публичного  выступления  в  музыкально-ритмической  деятельности, тренировать  выдержку, волю; показывать  эмоции  в  каждой  композиции

 

 Применить в  концертной  деятельности  (концерт  для  малышей), для  родителей

Народная  культура:

«Русский  танец»

18. «Красный  сарафан»А.Варла-мов   или  

«Светит  месяц»

Русская народная  мелодия

Учить  детей(девочек) выполнять  движения  хоровода («круг», «змейка»  и  др.)

Применить  в других  образователь-ных  областях: художествен-ное  творчество, познание  и коммуникация

Стр.150

Кассета 4

СД 4

Стр.152

Кассета 4

СД 4

Мониторинг

19. Повторение  всех  знакомых  композиций

Оценить  музыкальность  детей – способность  воспринимать  и передавать  в  движении  образ  и совпадение  точно  под  музыку(темп, ритм, начало  и  конец  произведения).

Сравнить начальный  уровень  развития  ребёнка  и  проявление  его  музыкально –ритмических  способностей  в  конце  года.

Оценить  эффект  педагогического  воздействия

Взаимодей-ствие  с  инструктором  по  физкультуре, с  психологом, логопедом, воспитателями групп,  с  семьёй, старшим  воспитателем.

Заполнение  персональных  карт

Апрель

Весна:

«Природа  и животные»

20. «Кошка  и девочка»

Песня «Расплата» литовская н.м.

21. «Весёлая  пастушка»

Французская  народная  песня «Весёлая  пастушка»

Развивать  творческое  воображение, способность   импровизировать, выразительно  передавать игровой  образ, пластику, чувство  ритма

Учить детей  умению  создать положительную  эмоциональную  атмосферу; воспитывать нежное  отношение  к животным  и друг  к  другу

Применить  на  празднике, в  образователь-ной  области – художествен-ное   творчество, в  самостоятель-ной  игровой  деятельности

Стр.76

Кассета 2

СД 2

Май

Праздник

«День  Победы»

22. «Упражнение  с цветами» Г.Гладков «Добрая  фея»

Развивать  музыкальность, плавность  движений  руками  с  предметами, координацию  движений

Применить на  празднике, в  развлечении  с  родителями, малышами  других групп

Стр. 81

Кассета 2

СД 2

Лето:

« Дети  и природа»

23. Танец  мотыльков

С.Рахманинов «Итальянская  полька»

Развивать  координацию  слухового  восприятия  музыкального произведения   и  двигательную   активность

Применить на  летнем  празднике с  родителями, малышами  других групп

Стр.106

СД 2

Кассета 2



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №25 «Калинка»

Сценарий праздничного утренника

 «Осенняя ярмарка»

Фольклорный праздник для детей

подготовительной группы.

Подготовлено музыкальным

руководителем высшей категории

Алексеевой Л.В.

                                            Городской округ Химки.

                                                     2020г.

Дети в костюмах  входят в зал под музыку «Светит месяц» р.н.м.

Вед:           В свой шатер волшебный и прекрасный

                    Осень нас на праздник собрала.

                    Из далеких и чудесных странствий

                   Сказку новую с собою принесла.      

         реб:    Осень щедрою рукою

             Всем подарки раздает.

             Хлеб, картофель и арбузы,

             Виноград и сладкий мед!

реб:     А сегодня так нарядно в зале,

            Мы осенний праздник отмечаем,

             Золотыми листьями качаем,

             Песенку про Осень запеваем!

                       Дети исполняют песню об Осени.

Вед:    С давних времен у русского народа был обычай: как заканчивались   осенние

             работы в садах, в поле, убирали хлеб в закрома и устраивали веселые

             ярмарки. На ярмарках продают и покупают овощи, фрукты,  различные товары.

             Показывают веселые представления, развлекаются шутками – прибаутками,   катаются на карусели.

Вед:    Раз осеннею порой

             Собрался народ честной.

             Порезвиться, погулять,

              Урожай свой показать!

Вед:    На Ярмарке – чего только нет!

            Расписная посуда, сладости, яркие ткани!

            Можно здесь купить

            И звонкую балалайку, и яркого коня!

Вед:    Ярмарка! Ярмарка!

            Кто тебе не рад?

            На ярмарку веселую

            Все вокруг спешат!

          Заходи, честной народ,

           Всех нас ярмарка зовет!

Ведущая ведет за собой детей, показывает им оформление, рассказывает:

         - У нас сегодня ярмарка!

          Сегодня привезли сюда хохломскую  посуду – какая она красивая!

          Узор так и светится, будто солнышко внутри!

          - А вот – дымковская игрушка!

            Ею можно украсить любой дом!

          -А здесь – народные музыкальные инструменты: веселые  трещетки,  гармошки,

            балалайки и свистульки!

        - Здесь, смотрите-ка, угощение на славу! В пузатом  самоваре кипит чай!

            Тут пряники и мед душистый.

         - Очень интересно на ярмарке! Присаживайтесь все на стулья!

             Послушайте русскую народную песню, в которой  об этом поется.

                    Песня «Где был, Иванушка?» р.н.м.

Вед:       Расписные короба, в них товары разные!

                 Нужные, отличные, вкусные, прекрасные!  

                             В зал входят коробейники.

1 Коробейник:   Я - веселый коробейник,

                                А на шапке – бубенцы!

                               Покупайте карамельки,

                               Покупайте леденцы!

                               Мятные конфеты,

                               Может, вам понравятся,

                               Наша деревенька

                               Очень ими славится!

                                Кому? Кому? Кому?

2 Коробейник:   У меня – с помпоном шапка!

                               А товар –не хуже!

                               Вот орешки, шоколад,

                                Тоже очень  нужен!

                                 Кому? Кому? Кому?

3 Коробейник:    А  вот сушки, бублики,

                                 Цена – всего два рублика!

                                  Вы их с радостью возьмете,

                                  С ними и чайку попьете!

                                   Кому? Кому? Кому?

4 Коробейник:       Пирожки горячие –

                                   С пылу, с жару!

                                    Подходи и покупай!

                                    Гривенник за пару!

                                    Нажарила, напекла

                                    Акулина для Петра!

                                    Кому? Кому? Кому?          

5 Коробейник:         Покупайте эскимо,

                                     Вкусное, прохладное!

                                      Лимонное, ванильное,

                                      Просто – шоколадное!

                                       Кому? Кому? Кому?

6 Коробейник:            Ленточки атласные –

                                        Все по цвету разные!  

                                         Булавки, иголки!

                                        В прическу – приколки!

                                         Румяна, помада – вам все это надо!

                                       Кому? Кому? Кому?

7 Коробейник:      А  вот – шелковый платок,

                                   С розочками уголок!

                                     Есть платки любого цвета,

                                       Вам для танца подойдут!

                                       Вы купите – наши гости,

                                        Хоровод уже ведут!

                                       Кому? Кому? Кому?

 Коробейники  присаживаются на стулья, девочкам раздают платочки.

                              Танец с платочками. р.н.м.

Вед: (находит под коробом шапку)   - Ребята, а чья это шапка?

                    Давайте положим ее аккуратно в коробочку,  кто будет ее искать,

                    тому и отдадим.

                    (прячет шапку в коробку)

                       В зал вбегает Петрушка.

Петрушка:   Тра - ля-ля, тра-ля-ля, здравствуйте, мои друзья!

                                           (хватается за голову)

                        Что-то голая макушка,

                         Я без шапки –не  Петрушка!

Вед:            А ты, Петрушка, поищи ее,

                    А мы тебе поможем!

                       Игра с Петрушкой.

                     (Петрушка ищет, а дети подсказывают-«горячо», «холодно»).

                     Петрушка находит шапку.      

Петрушка:    А куда же я пришел?

Дети:             На Ярмарку!

Петрушка:   На Ярмарку?

                       А что тут можно делать?

                             Ответы детей.

Петрушка:  (берет со стола одну дудочку)

                       Эти дудки по рублю?

                        Очень музыку люблю!

 Прикладывает ее то к уху, то к глазу ,то вертит ее – не зная, как играть.

Вед:       Научите, ребята, Петрушку , на дудочке играть!

                Дети «играют» на воображаемой дудочке.

Вед:      (обращается к Петрушке)

                Что ты будешь покупать?

Петрушка:   Мне пора уж торг начать,

                       И  потешку  выбирать.

           Выходят девочка и мальчик.

Дев:    Федул, что губы надул?

Маль:  Кафтан прожег.

Дев:   Починить можно?

Маль:  Да, иглы нет!

Дев:   А велика ли дыра?

Маль:  Остались ворот да рукава!

Петрушка:   Хорошая потешка!

                      Я ее покупаю!

                      А теперь – веселей!

                       Выходите, кто смелей!

                       Позабавьте-ка, нас,

                       Дразнилками!

Дети:            - Жадина – говядина,

                        Жарена капуста!

                        Съела мышку без хвоста,

                        И сказала – «Вкусно!»

                       - Коля – Коля, Николай!

                         Сиди дома, не гуляй!

                         К тебе девочки придут,

                         Поцелуют и уйдут!

Петрушка:    Эй, подружки и друзья!

                         Что стоять на месте?

                          Здесь  скучать никак нельзя,

                           Поиграем    вместе!

                          Выходите  плетень заплетать!

                     Танец – игра «Плетень» р.н.м.

                    (Петрушка играет вместе с детьми)

Вед:        Давай  ка, Петрушка,

                Загадки загадывать,

                Ребятишек радовать!

                Загадки про товары, которые можно купить  на ярмарке.

Петрушка:   Я загадывать мастак –

                        За отгадку – вам – пятак.

                       -Выпускает жаркий пар

                        Древний чайник………(самовар)

                       -Носят  женщины, старушки,

                         Носят малые  девчушки

                          К уголочку – уголок,

                          Сложен красочный …..(платок)    

                -Мне в частушках подыграет

                  Хоть и не  гармошка,

                  За обедом в суп ныряет

                   Расписная……..(ложка).

Вед:       А вот, посмотрите, здесь продаются красивые деревянные ложки, все они

               Красиво расписаны. Какая это роспись?

                        Ответы детей   (хохломская)

Вед:       Кто хочет поиграть немножко?

                Становитесь, дружно, в ряд.

                 Выбирайте все подряд!

                                  Оркестр.

                     Выходит несколько детей.

Реб:        Ах,  частушечки, частушки

                Мы сейчас вам пропоем.

Реб:         Петь частушки наши будем

                 Вчетвером или вдвоем?

Реб:         Сколько здесь у нас гостей?

                 Вчетвером петь веселей!

Реб:         Наши гости будут знать,

                 Мы еще пойдем плясать!    

                      «Частушки» р.н.м.

Звучит музыка. Появляется Ерема с коровой.

Ерема:    Здравствуй, честной народ!

                   Ответы детей.

Петрушка:   Куда идешь,  Еремушка?

                       Что продаешь, Еремушка?

Ерема:          Да, Коровушку!

Петрушка:   А как же ты ее продавал?

Ерема:          А я сейчас расскажу и покажу!

                       Выводит корову на середину зала.

Ерема:         Кому корова? Кому корова надо?

                       Корову продаю! Да никому ты не нужна такая!

                       (машет рукой, отходит  грустный)

                         К нему подходит ведущий.

Вед:       Хозяин, продашь ли корову свою?

Ерема:   Продам, я с утра с ней на рынке стою!

Вед:       А много ли просишь ты, за нее?

Ерема:   Да, где наживаться! Вернуть бы свое!

Вед:    Уж больно твоя коровенка худа,

Ерема:   Болеет, коровушка, прямо беда!

Вед:       А много ль, корова дает молока?

Ерема:   Да мы молока не видали пока!

Ерема машет рукой, садится в стороне. Ведущий обходит корову.

Вед:   Да, Ерема, рука у тебя не легка…..

          Я возле коровы твоей постою,

          Авось, продадим мы корову твою.

                         (гладит корову)

Вед:   Покупай, честной народ, мою коровушку!

            Круторогую красавицу Буренушку!

Петрушка ( подходит к ведущему ):  Корову продаешь?

Вед:    Покупай, коль богат!

            Корова, гляди, не корова, а клад!

Петрушка:   Уж выглядит, больно, корова, худой!

Вед:               Не больно жирна, но хороший удой!

Петрушка:  А много ль, корова, дает молока?

Вед:            Не выдоишь за день – устанет рука!

Ерема (вскрикивает):        Корову свою не продам никому!

                                                Зачем, я, Буренка, тебя продаю?

                                                Такая корова нужна самому!        

                                ( Целует корову, гладит ее).

Ерема:    А ты, иди, иди, не продается корова!

                 Коровушка моя дорогая, пойдем домой, милая!

Петрушка:     Нашим гостям пора в дорогу собираться!

                        Да с нами прощаться!

                       Все они успели,

                       На ярмарку поспели!

                       Товары купили, да нас повеселили!  

Вед:              Эй, Петрушка, веселись!

                       Да вовремя остановись!

                       Праздника без пляски нет!

                       От «Чеботухи»  всем – привет!

Петрушка:     Звонче музыка играй,

                         Всех на танец приглашай!

                                  Танец «Чеботуха»

                        Дети сели на стулья.

Петрушка:    Шутки, прибаутки, веселье,

                         Приглашаем кататься на карусели!

                     (выносится карусель)

Петрушка:   Как сегодня весело у нас!

                        С каруселью все пустились в пляс!

                      Каждому хочется покататься,

                      Места занимай – кататься давай!

                          Дети берутся за ленточки.

                            Катание на карусели.

                 Вед:  Тары – бары, растабары!

                            Продали мы все товары!

                            К нам со всех концов Земли

                            Все на ярмарку пришли!

Петрушка:      Вас на ярмарке встречаем,

                           Всех  сегодня угощаем!

                         Раздача подарков.

Вед:              Мы закрываем ярмарку сейчас!

                        Приятно было вместе веселиться!

                        Пусть будет настроение у вас,

                        И радостью сияют ваши лица!

                                     Уход детей.



Предварительный просмотр:

Музыка  как  средство  коррекции  поведения  и  развития  коммуникативных  способностей  дошкольников

«Посейте  поступок – и  вы  пожнёте при-вычку, посейте  привычку – и  вы  пожнёте  характер, посейте  характер – и  вы  пожнёте  судьбу»  

                                                                                           У.Теккерей  

        Роль  и  возможности  общения  как  в образовательном, так  и  в  процессах  интел-лектуального  и  психического  развития  дошкольников  огромны. Общение  позволяет  ребёнку, через  сравнение  себя  со  сверстниками, выработать  самооценку, найти  своё  место, что  весьма  часто  бывает  одной  из  главных  проблем  личности. Ведь  комму-никабельность – одна  из  составляющих  успешности. Навыки  поведения  начинают  формироваться  в  раннем  возрасте.

        Поведение  зависит  от  суммы  накопленных  знаний, которые  каждая  личность  пропускает  через  своё  сознание. А  оно, в  свою  очередь, определяет  способ  поведе-ния.

        Признание  за  музыкальным  мышлением  функции  общения, коммуникации, даёт  повод  рассматривать  музыку  как  один  из  самых  мощных  информационных  процес-сов, охватывающих, в  принципе, всё  общество. Существует  мнение, что музыка не  мо-жет  считаться  «языком… с  чётко  зафиксированным  значением». Однако  его  отсут-ствие  не  мешает  музыке  выполнять  основные  языковые  функции. А  это  значит, что музыка  может  и  является  одним  из  мощных  средств  общения, развития  коммуника-тивных  качеств  ребёнка.

         Для  того, чтобы  влиять  на  формирование  личности  дошкольника, педагог  дол-жен  уметь  среди  смен  его  настроений  и  различных  проявлений  характера, распоз-нать лучшие  для  последующего  закрепления, худшие – для  нейтрализации  в  процессе  восприятии  музыки. Восприятие  музыки  преображает  человека, ведь  каждый  одну  и  ту  же  музыку  чувствует  по-разному. Можно  сказать, что  восприятие  музыки  носит  личностно  значимый  смысл, который  зависит  от  многих  причин:

  • личного  жизненного  опыта
  • уровня  развития  образного  мышления
  • общей  культуры  восприятия
  • уровня  развития  ситуативного  мышления
  • уровня  развития  устойчивого  внимания, таких  его характеристик  , как  концентрированность  и  распределённость, переключаемость  и  др.
  • различных  видов  памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной  и  др.)
  • склада  нервной  системы, т.е. темперамента

        Важность  и  главная  ценность  музыки  как  вида  искусства  в  том, что  через  её  восприятие  человек  познаёт  себя. Воспринимая  музыку, ребёнок  может  испытать  те  чувства, которые  не  всегда  удобно  выставлять  напоказ, посредством  музыки  может  приблизиться  к  пониманию  чувств, которые  он  ещё  не  испытывал  в  жизни, но  ко-торые  уже  готовы  к  пробуждению, однако  пока  невостребованны.

          Наука  показала, что  музыка, её  выразительные  средства, такие  как  динамика, темп, тембр  голоса  или  инструмента, акценты, пульсации, последовательность  аккор-дов, развитие  мелодической  линии  могут  воздействовать  на  частоту  пульса  и  дыха-ния, биологические  процессы  в крови, биоритмы  мозга, мышечное  напряжение  или  расслабление, что  в  комплексе  определяет  эмоциональное  состояние, а порой и  общее  самочувствие  слушателя.

        Проявления  восприятия  музыки  могут  быть  различными:

  • внутреннее  подпевание, вызывающее  непроизвольное  движение  голосовых  связок, настраивание  дыхания  к  мелодической  линии  произведения
  • покачивание  головой, движения  пальцев  рук  или  ног, тактирование  рукой  или  ногой
  • изменение  мимики  (напряжение  или  расслабление  определённых  мышц)
  • подвижность  глазных  яблок, слёзы, улыбка  (при  слушании  с  закрытыми  глазами)

        Эти  и  другие  проявления  восприятия  музыки  педагогам  необходимо  использо-вать  в  своей  работе.

        Как  известно, слушать  музыку – ещё  не  значит  воспринимать  её. Способность  к  восприятию  музыки  можно  и  нужно  развивать  у  дошкольника  как  на  занятиях, так  и  при  индивидуальной работе  по  развитию  способностей. Ценность  умения  воспри-нимать  музыку  в  том, что  ребёнок  чувствует  произведение  по-своему, обращаясь  к  своему  внутреннему  миру, в  котором  безоговорочно  доверяет  эмоциям. Музыка  не  требует  от  ребёнка  жизненного  опыта  и  его  подтверждения, весь  арсенал  её  средств  является  для  юного слушателя  откровением  и, возможно, истиной. Ребёнок  восприни-мает  через  музыку  духовность  и  учится  принимать  её.

        Музыка  на  групповых  занятиях  выступает  как  средство:

  • общения
  • познания  нового
  • развития  общей  культуры
  • развития  духовности

        Она  способствует  умению:

  • сосредоточиться
  • выслушать  другую  точку  зрения  и  высказать  свою
  • вести  спор

       Музыку  можно  и  нужно использовать на  всех  этапах  развития  ребён-ка  как  воспитательное  средство, как  средство  общения, средство, которое  даёт  воз-можность  почувствовать  красоту  и  гармонию  не  только  музыкального  искусства, но  и  всего  мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа всестороннего развития ребенка средствами музыки и ритмических движений

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...

"Формирование, средствами музыки, музыкально-ритмических движений дошкольников.

Занимаясь вопросами музыки и движения на протяжении многих лет, я, проанализировав программу воспитания в детском саду, пришла к выводу, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошко...

Формирование речи, мыслительных умений и творческих способностей средствами музыки и ритмических движений у детей, имеющих речевые нарушения

Музыкальное развитие дошкольников с нарушениями речи  имеет особенности, которые определяют  содержание и методику музыкального воспитания детей с ОНР. Специфика музыкальной работы с детьми ...

Семинар «Формирование средствами музыки и ритмическим движениям, разнообразных умений, способностей, качеств личности»

laquo;Самое лучшее, что есть в жизни– это свободное движение под музыку»                              ...

Формирование речи, музыкальной памяти, творческих способностей средствами музыки и ритмических движений у дошкольников

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Дело в том, что когда мы танцуем – мы двигаемся. Но двигаемся мы не просто так, а под музы...