Технология -Вокально-хоровая работа в детском саду. М.Ю. Картушина.
методическая разработка (старшая группа)

Цель- Развитие певческих способностей детей, воспитание у ребенка интереса и любви к пению, создание условий для интеллектуального и личностного развития дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения пению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология хорового пения

В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции.  Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению.  Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.

            Технология хорового пения направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Технология разработана на основе Программы  по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева),  на основа методике «Вокально-хоровая работа в ДОУ» М.Ю. Картушина , дополнена и переработана.

Цель :            Развитие певческих способностей через организацию  хорового пения.

 Задачи:

  1. Воспитывать  интерес к вокальному искусству.
  2. Научить детей правильно и выразительно петь.
  3. Учить детей  петь естественным голосом, без напряжения. 
  4. Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
  5. Развивать умение различать звуки по высоте.
  6. Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое  дыхание, артикуляцию.
  7. Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет

На пятом году жизни дети имеют уже музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты, квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Особенности слуха и голоса детей 5-6  лет

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности.    Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.  Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки  ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон  (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

 Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон;
  • хоровыми группами (дуэт, трио, ансамбль);
  • при включении в хор солистов;
  • пение под фонограмму;
  • пение по нотам.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).

Артикуляция

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения 

отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание

Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

 

Структура занятий

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

·         знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

·         работа над вокальными и хоровыми навыками;

·         проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

·         споем песню с полузакрытым ртом;

·         слоговое пение («ля», «бом» и др.);

·         хорошо выговаривать согласные в конце слова;

·         произношение слов шепотом в ритме песни;

·         выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.

·         настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

·         задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

·         обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

·         использовать элементы дирижирования;

·         пение без сопровождения;

·         зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

·         выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

·         образные упражнения, вопросы;

·         оценка качества исполнение песни.

 

Перспективный план работы с детьми 4 – 5 лет

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Музыкальный репертуар

 Распевание

Развивать диапазон детского голоса.
Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

 Упражнения на развитие   слуха и голоса

«Кто как поет», «Песенка про смех», «Поезд», «Вежливые слова»

 Разучивание и  

исполнение

песен

Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне ре – си. Учить вместе начинать и заканчивать песню.
Петь с музыкальным сопровождением и без него.
Выразительно исполнять песни  с разным эмоционально-образным содержанием. Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко, отрывисто

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по руке (кулачок - ладошка), по фразам, пение мелодии на гласные, на слоги.

«Манная каша» Л.Абелян,

«Осень»А. Филиппенко,

 «Два веселых гуся» укр. нар. песня, «Хомячок» Л.Абелян,

 «Гномик» О.Юдахиной,

«Веселый паровоз» З. Компанейца, «Белый снег»   А. Филиппенко,

 «Детский сад» А. Филиппенко, «Веселый жук» Р.Котляревского «Песенка друзей» В.Герчик, «Веселый музыкант» А.  Филиппенко.

          Музыкальная грамота

Упражнять в различении звуков по высоте, по длительности. Учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев.

 

«Музыкальный букварь»

Разучиваемые произведения

Ритмические и

рече – ритмические

игры и  упражнения

Развивать чувство метро – ритма, ритмический слух.

Картотека игр и упражнений

 

 

Исполнение

знакомых

песен

Развивать музыкальную память.
Учить сольному исполнению
 

Пение песен подгруппой и по одному.Пение с движением, инсценирование песен.

«Паучок», «Два веселых гуся» «Манная каша», «Хомячок» Л. Абелян, «Гномик» О. Юдахиной

 

Перспективный план работы с детьми 5 - 7 лет

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание                занятия

Музыкальный репертуар

Распевание

Расширять диапазон детского голоса.
Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз.

Упражнения для развития музыкального слуха и голоса.

Система упражнений Т.Орловой.
«Три синички», «Шутка-прибаутка»

Разучивание и исполнение

новых песен

Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Учить петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать эмоциональное

настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка.

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка)

«Что такое детство» сл. И муз. Т.Бокач

«Мир похож на цветной луг»муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского

«Край в котором ты живешь»

муз. Г. Гладкова, сл. Ю.Энтина

«Пестрый колпачок» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой

 «Мурлыка» муз  А.Морозова, сл. Ю.Марцинкевич

«Зелёные ботинки»

 муз. С. Гаврилова, сл. Р.Алдонин

Музыкальная

грамота

Познакомить с основными средствами выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение
Дать понятия «хор», «солист»

 

Разучиваемые произведения

Ритмические и

рече - ритмические

игры и упражнения.

 Тренировать чувство метро – ритма,

ритмический слух.

Картотека игр и упражнений.

 

 

Исполнение

знакомых

песен

 Закреплять навыки выразительного    исполнения. Исполнять песню слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок.

Пение подгруппой и индивидуально.
Пение с движением, инсценирование песен.

«Что такое детство» сл. И муз. Т.Бокач

«Мир похож на цветной луг»муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского

«Край в котором ты живешь»

муз. Г. Гладкова, сл. Ю.Энтина

«Пестрый колпачок» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой

 «Мурлыка» муз  А.Морозова, сл. Ю.Марцинкевич

«Зелёные ботинки»

 муз. С. Гаврилова, сл. Р.Алдонин

Требования к уровню достижений ребенка

  1. Любит петь, эмоционально передает в пении общий характер песни, смену ярких интонаций. Выразительно исполняет песню.
  2. Владеет основами звуковедения,  интонирования, певческого дыхания.
  3. Проявляет себя в творческих песенных импровизациях.
  4. Знает, играет простые пьесы на металлофоне, а также в ритмическом оркестре на инструментах, не имеющих звукоряда.
  5. Передает характер пьесы, используя различные средства музыкальной  выразительности.
  6. Импровизирует на детских музыкальных инструментах.

Оценка результатов:

5 балла – Всегда самостоятельно

4 балла – Обычно самостоятельно, иногда необходима помощь взрослого

3 балла – Выполняет задания, но почти всегда требуется помощь взрослого

 Уровень:  3 – ниже среднего, 4 – средний, 5 – высокий.

Ожидаемый результат

  •       Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
  •       Поют естественным голосом, протяжно.
  •       Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
  •       Умеют контролировать слухом качество пения.
  •       Выработана певческая установка.
  •       Могут петь без музыкального сопровождения.
  •       Дети проявляют интерес к вокальному искусству.
  •       Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно.
  •       Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
  •       Могут петь без помощи  педагога.
  •       Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.

 

Используемая литература

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
  4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  5. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г.
  6. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.



Предварительный просмотр:

М О Н И Т О Р И Н Г

«Развития вокально-хоровых навыков

детей дошкольного возраста»

Анализ музыкальных способностей – важное условие правильного построения музыкально-воспитательной работы с детьми. Он даёт возможность достаточно точно установить не только объём усвоенных знаний, умений и навыков, но и качество усвоения. Благодаря систематическому учёту педагог видит недостатки и достижения в своей работе. Систематически проверяя уровень музыкального развития детей, музыкальный руководитель в конце года может иметь чёткое представление о музыкальности в широком смысле слова не только каждого ребёнка, но и всей группы.

Данная диагностика дает возможность педагогу выяснить в целом уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку каждого воспитанника, как главного компонента музыкальности, а также когнитивного и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

                Цель – выявление основных свойств певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными ребенка.

     Критериями к оценке результатов являются сформированные знания, умения и навыки, полученные в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности, в ходе режимных моментов, а также степень овладения программным материалом.

     Мониторинг уровня развития вокально-хоровых навыков проводился 2 раза в год.

     Перед началом пения отмечаются особенности звучания голоса в речи – тембр, динамика, приблизительная высота основного тона. Для этого ребенок рассказывает любое стихотворение, или можно побеседовать с ним.

     Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение ребенка аккордами (для определения природного регистра детского голоса).

     Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса).

     В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность наметить план дальнейшей работы.


Оценка результатов

У детей успешно формируются музыкальные способности, улучшается тембр голоса, что содействует выразительности пения и речи, расширяется музыкальный кругозор, прививаются артистические навыки.

Развиваются умственные способности, такие как, память, внимание, восприятие и многие другие. Занятия пением помогают укрепить здоровье дошкольников.

 

 Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

-дети любят петь,

-научились владеть своим голосом (поют естественным голосом, протяжно)

- понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

- научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, умеют правильно передавать мелодию в пределах своего диапазона, чисто интонируют

- точно воспроизводят и передают ритмический рисунок

- различают звуки по высоте, слышат движение мелодии

- внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов

- научились начинать петь после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук, могут петь без музыкального сопровождения, могут петь без помощи руководителя, могут петь под фонограмму сольно и в ансамблях

 - научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение, выработана певческая установка, поют дружно, не отставая и не опережая друг друга

- используют песенный материал в свободной самостоятельной деятельности.

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.

Анализируя конечный результат опыта работы, можно увидеть уверенный рост уровня развития певческих навыков.

Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми 4 – 5 лет

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Музыкальный репертуар

 Распевание

Развивать диапазон детского голоса.
Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

 Упражнения на развитие   слуха и голоса

«Кто как поет», «Песенка про смех», «Поезд», «Вежливые слова»

 Разучивание и  

исполнение

песен

Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне ре – си. Учить вместе начинать и заканчивать песню.
Петь с музыкальным сопровождением и без него.
Выразительно исполнять песни  с разным эмоционально-образным содержанием. Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко, отрывисто

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по руке (кулачок - ладошка), по фразам, пение мелодии на гласные, на слоги.

«Манная каша» Л.Абелян,

«Осень»А. Филиппенко,

 «Два веселых гуся» укр. нар. песня, «Хомячок» Л.Абелян,

 «Гномик» О.Юдахиной,

«Веселый паровоз» З. Компанейца, «Белый снег»   А. Филиппенко,

 «Детский сад» А. Филиппенко, «Веселый жук» Р.Котляревского «Песенка друзей» В.Герчик, «Веселый музыкант» А.  Филиппенко.

          Музыкальная грамота

Упражнять в различении звуков по высоте, по длительности. Учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев.

 

«Музыкальный букварь»

Разучиваемые произведения

Ритмические и

рече – ритмические

игры и  упражнения

Развивать чувство метро – ритма, ритмический слух.

Картотека игр и упражнений

 

 

Исполнение

знакомых

песен

Развивать музыкальную память.
Учить сольному исполнению
 

Пение песен подгруппой и по одному.Пение с движением, инсценирование песен.

«Паучок», «Два веселых гуся» «Манная каша», «Хомячок» Л. Абелян, «Гномик» О. Юдахиной

 

Перспективный план работы с детьми 5 - 7 лет

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание                занятия

Музыкальный репертуар

Распевание

Расширять диапазон детского голоса.
Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз.

Упражнения для развития музыкального слуха и голоса.

Система упражнений Т.Орловой.
«Три синички», «Шутка-прибаутка»

Разучивание и исполнение

новых песен

Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2. Учить петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией. Петь с музыкальным сопровождением и без него. Учить передавать эмоциональное

настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка.

Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок - ладошка)

«Что такое детство» сл. И муз. Т.Бокач

«Мир похож на цветной луг»муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского

«Край в котором ты живешь»

муз. Г. Гладкова, сл. Ю.Энтина

«Пестрый колпачок» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой

 «Мурлыка» муз  А.Морозова, сл. Ю.Марцинкевич

«Зелёные ботинки»

 муз. С. Гаврилова, сл. Р.Алдонин

Музыкальная

грамота

Познакомить с основными средствами выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение
Дать понятия «хор», «солист»

 

Разучиваемые произведения

Ритмические и

рече - ритмические

игры и упражнения.

 Тренировать чувство метро – ритма,

ритмический слух.

Картотека игр и упражнений.

 

 

Исполнение

знакомых

песен

 Закреплять навыки выразительного    исполнения. Исполнять песню слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам, точно воспроизводить ритмический рисунок.

Пение подгруппой и индивидуально.
Пение с движением, инсценирование песен.

«Что такое детство» сл. И муз. Т.Бокач

«Мир похож на цветной луг»муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского

«Край в котором ты живешь»

муз. Г. Гладкова, сл. Ю.Энтина

«Пестрый колпачок» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой

 «Мурлыка» муз  А.Морозова, сл. Ю.Марцинкевич

«Зелёные ботинки»

 муз. С. Гаврилова, сл. Р.Алдонин



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №25 «КАЛИНКА»

Сценарий праздника

                                   «Паровозик «Ромашка»»

Средняя группа.

Подготовлено музыкальным

руководителем высшей категории

Алексеевой Л.В..

Городской округ Химки, Московской области

  2021 год

Под фонограмму дети входят в музыкальный зал.

Ведущий: В марте есть такой денек

                   С цифрой, словно кренделек.

                   Кто из вас, ребята, знает,

                   Цифра что обозначает?

                   Дети хором скажут нам:

Дети (хором):

                         Это праздник наших мам!

Реб:       День весенний, золотой

              Солнышко сияет!

              С женским днём 8 Марта

              Мам мы поздравляем!

  Реб:     Мы сегодня нарядились

              Будем петь и танцевать,

              Будем вместе веселиться,

              Будем маму поздравлять!

                     Песня «Поздравляем мам» муз. О. Филипповой.

Реб:     Лучше мамочки моей

              Никого не знаю

              «Милым солнышком» свою

              Маму называю

   Реб:  Моя мама лучше всех

            У неё хрустальный смех

            Нет, добрей её на свете

            Маму очень любят дети!

   Реб:   Мамочек красивых,

           Добрых и любимых,

           Мы сейчас поздравим,

           Песню им подарим!

                 Песня  « Мама!» муз. Бакалова.

Ведущий: Вот уже подходит час

                   Всем пуститься в дружный пляс

                   Дорогие наши мамы

                   Полюбуйтесь-ка на нас!

                   Хорошо, что на пороге –

                   Долгожданная весна,

                   Солнце, радость и веселье

                   Нам на праздник принесла

                        Танец парами.

Звучит фонограмма стука колёс.

Ведущий: Ребята, вот раздался стук колёс

                   К нам приехал паровоз

                   Этот поезд необычный,

                   Поезд очень симпатичный

                   В праздник он приехал к нам,

                   Чтоб порадовать всех мам

                    Вы, ребята, проходите

                    И места свои займите

Дети рассаживаются на места.

Звучит фонограмма паровозного гудка.

Ведущий: Паровоз даёт гудок,

                   Отправляемся, дружок!

               Исполняется  песня  «Паровоз» муз. Волгиной.

                              (дети сидя поют)

Ведущий: Паровоз, паровоз, новенький, блестящий

                   Он ребяток повёз на весенний праздник

                   Мамам любимым мы везём подарки

                   Шутки, веселье в этот праздник яркий!

Ведущий:  Первая остановка –  деревня Ромашково.

                    Здесь живут замечательные люди.

                                  Входит Бабушка.

Бабушка. Здравствуйте ребятишки, здравствуйте дорогие взрослые! Услышала стук колес, и дай думаю посмотрю, кто это подъехал к нам в  гости? Какие вы все нарядные и красивые!

Ведущий. У нас сегодня праздник – мы поздравляем мам и бабушек с   женским Днем. Для тебя и всех бабушек мы станцуем веселый танец.

                      Танец  «Топни ножка моя»

Бабушка: Хорошо танцуете, а любите вы играть? Посмотрите, какой красивый у меня есть платок!

                     Игра «Под платком»

Бабушка: Платочек поднимается – девочки (мальчики) собираются!

                 (Дети заходят под платок и  танцуют. )

Бабушка: Платочек опускается – детки разбегаются!

Звучит гудок паровоза.

Ведущий: Паровоз даёт гудок

                   Отправляемся, дружок,

                   Вы, ребята, проходите

                   И места свои займите

Бабушка: Ну, что ж и мне пора  домой. Счастливого пути!  (Уходит)

               Исполняется  песня  «Паровоз»

Голос диктора: Остановка «Почитай-ка!»

Ведущий: Здесь не будем мы скучать,

                   Будем мы стихи читать.

                   С праздником весенним

                   Женщин поздравлять!

Реб:           Солнышко сегодня

                    Рано разбудило.

                     Ведь уже восьмое марта

                     Наступило.

                     Я поздравляю маму,

                      Бабушку свою.

                     Ведь их очень-очень

                     Сильно я люблю!

    Реб:          «Подарок маме»  О. Чусовитина

          Маму я свою люблю,

           Ей подарок подарю.

           Я подарок сделал сам-,

            Из бумаги с красками.

             Маме я его отдам,

             Обнимая ласково!

Реб (мальчик):    У меня большая стирка,
                             Мне белье стирать не лень,
                             Я в корыто лью водицу,
                             И стираю целый день,
                             В мыльной пене, в мыльной пене,
                             Станет чистым все белье,
                             Если мамочка захочешь,
                             Постираю и твое.

Ведущий. Да, стирать белье – тяжелое занятие, а развешивать его, пользуясь прищепками – серьезная работа! Кто же сможет с такой работой справиться?

                          Игра «Развесь платочки» (играют мальчики)

                             (веревка, прищепки)

  Реб:                    «Моя бабуленька»  О.Чусовитова.

                                       Я бабуленьку родную

                                       Очень крепко поцелую.

                                         Ведь, бабуленька моя-

                                         Очень-очень добрая!

     Реб:            «Мы с бабуленькой друзья!  М. Дружинина.

                           Мы с бабуленькой друзья,

                           Ведь она, совсем, как я.

                           Ходит в цирк на представленья,

                           Любит сказки и варенье.

                           И, конечно, бабушке

                           Нравятся оладушки.

                            И без устали печет,    

                             Ну, а я-кладу их в рот!  

   Реб:             Если праздник и веселье

                        К нам стучится в дом

                        Мы для бабушки и мамы

                        Спляшем и споём.

                Песня «К нам гости пришли» муз.Александрова

                           Гудок паровоза –фонограмма

Ведущий: Паровоз даёт гудок,

                   Отправляемся, дружок!

                               Исполняется  песня  «Паровоз»

                                (дети едут и поют)

            Голос диктора: Остановка «Потанцуй-ка!»

Ведущий: Ах, какая здесь лужайка

                  Пахнут в небе и цветы

                  Солнце в небе светит ярко

                  Танцевать здесь будем мы!

                 Выходит мальчик с цветочком.

 Реб:      Вот подснежник на поляне,

           Я его нашел.

           Отнесу подснежник маме,

            Хоть и не расцвел.

            И меня с цветком так нежно,

             Мама обняла.

             Что раскрылся мой подснежник,

             От ее тепла.

       Исполняется «Танец с цветами»

            Гудок паровоза – фонограмма

Ведущий: Паровоз даёт гудок,

                   Отправляемся, дружок!

               Исполняется  песня  «Паровоз»

                      (дети едут и поют)

                       Голос диктора: Остановка «Запоём-ка!»

Ведущий: Это необычная остановка.

                   Здесь споём мы звонко-звонко!

                  Чтоб звенел веселый смех, детвора не плакала,
                 Светит солнышко для всех, светит одинаково!
                 Будет солнышко светить – будем мамочку любить!

             Песня «Очень я мамочку люблю» муз. Л. Старченко

                    Гудок паровоза – фонограмма

Вед: Вот и закончилась наша весёлая поездка.

          Ах, как весело сегодня!
         Очень рады малыши!
         И для мам своих готовы,
         Танцевать от всей души!

                      Танец «Хочу танцевать»

Вед:    Милые женщины, добрые, верные!
           С новой весной вас, с каплями первыми!
            Мирного неба вам, солнца лучистого,
           Счастья заветного, самого чистого!

                   Выход  детей.

                         

               



Предварительный просмотр:

УЧИТЕ  ДЕТЕЙ  ПЕТЬC:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\Консультации для родителей\Музыкальжные фоны\musik_stend\11a.jpg

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.

        Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

    Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией. Один из важнейших компонентов пения - дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).  У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.                      

    А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песен-

ку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо,

чтобы в его памяти отложилось правильное

звучание, иначе он не увидит разницы между

верным вариантом и своим собственным

неуверенным исполнением. Хвалите!

Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша,

подпевайте ему.  Пойте! Не бойтесь петь дома,

даже если это не очень хорошо получается.

Говорите ребенку, что петь – это замечательно.

Пойте вместе с ним! Пение – это своеобразный

антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает,

вдохновляет.                                      

 



Предварительный просмотр:

Проблемы  развития  музыкальности

        Музыкальные  способности  у  детей  проявляются  по-разному. У  одних – очень  рано  (уже  на  первом  году  жизни)  и  развиваются  очень  легко  и  быстро. У  других  детей – позднее (в  четырёх – пятилетнем  возрасте, в  меньшей  степени - позже)  и  раз-виваются  труднее  и  медленнее. Раннее  проявление  способностей  не  всегда  свиде-тельствует  об  одарённости, так  же  как  и отсутствие  проявления  таковых  в  раннем  возрасте  не  всегда  является  показателем  их  отсутствия. Известно, что  успеха  порой  добивается  не  тот, у  кого  способности  выше, а  тот, кто  имеет  силу  воли, веру  в  себя  и  огромное  трудолюбие. Часто  задают  вопрос: «Стоит  ли  развивать  музыкаль-ные  способности  ребёнка, если  они  не  проявляются?» однозначно, стоит. Даже  если  ребёнок  в  будущем  не  будет  профессиональным  музыкантом (ведь  это  и  необяза-тельно), занятия  музыкой  помогут  развить  мышление  ребёнка, интеллект, другие  его  способности.

        Одной  из  распространённых  проблем, в  том  числе  и  у  одарённых  детей, являет-ся  недоразвитость  музыкального  слуха. Иногда  встречается  сильный  звонкий  голос, но  ребёнок  с  трудом  осваивает  совсем  не  сложную по  мелодической  линии  песню. Примером  недоразвитости  слуха  может  служить  и  то, как  ребёнок  на  слух  опреде-ляет  высоту  звука. На  вопрос, какой  звук  выше – первый  или  второй, он  отвечает  правильно, или  может  отличить  неправильное  пение  другого  ребёнка, но  сам  не  мо-жет  воспроизвести  мелодию  даже  в  удобном  для  него  диапазоне. Эта  проблема  лег-ко  поддаётся  коррекции  путём  тренировок  в  дошкольном возрасте. У  взрослого  или  даже  у  старшего  школьника  она  часто  неразрешима.

        Для  развития  звуковысотного  слуха  рекомендуются  следующие  упражнения:

«Гудок» - умение  сливаться  с  голосом  взрослого  на  длинной  ноте.

«Дразнилка» - повторение  звуков  с  голоса педагога  или  инструмента  на  разные  сло-ги  в  тонах  доступного  диапазона, постепенно  расширяя  диапазон звучания на тон или  полтона  вверх  и  вниз

«Точка» - закончить  последний  (тонический  звук)  пропетой  педагогом  мелодии. По-чувствовать устойчивость  завершения

«Капельки» - пение  на  слог  «кап»  одной  ноты, повторяя  её  много  раз  (капли  дож-дя). Нота  должна  быть  удобной  ребёнку  по  высоте. Затем  необходимо  на  тон  или  полтона  опускаться  и  подниматься. Подпевать  взрослому, затем  петь  самостоятельно  попевки  в  интервале -  полтона, тон, полтона, два  тона. Например, «Я  шагаю, я  гуляю, никому  я  не мешаю, никого не замечаю. Ох!». На «Ох!» выдох  сильный, полный  сброс  дыхания.

        После  совершенствования  звуковысотной  проблемы  следует  работать  над  проб-лемой  развития  мелодического  слуха. Для  коррекции  подходят  следующие  упражне-ния:

  • Учить  определять  движение  мелодии  вверх  и  вниз
  • Использовать  простейшие  попевки  для  запоминания  мелодии
  • Работать  вначале  над  освоением  попевки  или  песни  без  текста, на  слоги  с  глас-ными  («у», «ю», «я», «е», «и»), что  укрепляет  все  виды  памяти  (слуховую, логии-ческую, двигательную) и  автоматизирует  вокальную  моторику
  • Отказаться  от  механических  бесцельных  повторов  запоминания  мелодии

        К  одной  из  распространенных  проблем  музыкального  воспитания  дошкольников  относится  выработка  певческого  дыхания, которое  является  основой  певческого  зву-кообразования. Часто  несформированный  навык  певческого  дыхания  является препят-ствием, тормозом  в  развитии  певческого  звучания  голоса. И  наоборот, освоив  пра-вильное  дыхание  при  пение, ребёнок  легче  и  с  интересом  занимается, результат  за-нятий  становится  намного  выше.

        При  постановке  правильного  певческого  дыхания  важно  помнить, что  процесс  дыхания  состоит  из  вдоха  и  выдоха, и  при  пении  особенно  важен  выдох, во  время  которого  мы  поём. Детей  нужно  учить  с  самого  начала  понять, как  правильно  ды-шать  при  пении.

        Учимся  вдыхать  через  нос – представим, что  наш  живот – это  шарик, который  нам  необходимо  надуть. На  мгновение  задерживаем  дыхание, не выпускаем  воздух, который  вдохнули, фиксируем  его  мышцами  живота  и  диафрагмы – создаём  опору  дыханию. Затем  медленно  через рот  (на  звук  «пф») выпускаем  воздух, который  вдох-нули («шарик  нужно  сдуть»), постепенно  втягиваем  живот  («шарик  уменьшается»).

        У  некоторых  дошкольников, в  том  числе  и  с  хорошими  голосовыми  данными, встречается  так  называемая  «зажатая  нижняя  челюсть». При  пении  она  как  бы  не-подвижна. Поэтому  важно  именно  в  дошкольном  возрасте  откорректировать  этот  недостаток  упражнениями, которые  предполагают  пение  «на зевке» (с  хорошо  откры-тым  ртом)  на  гласные  («а», «о», «ы»), затем  на эти  же  гласные  в  сочетании  с  сог-ласными  («м», «д», «г», «з»). После  нескольких  таких  упражнений  ребёнок  успешно, как  правило, справляется  с  заданием  и легко  решается  проблема, которая  с  большим  трудом  поддаётся  коррекции  (а  иногда  и  не  поддаётся) у  старших  школьников.

        Если  в  системе  дошкольного  учреждения  будет  постоянно  проводиться  работа  как  с  музыкально  одарёнными  детьми, так  и  с  остальными, то  результат  обязатель-но  будет  положительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему «Реализации здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Задача для педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить ...

Статья. Реализация здоровьесберегающих технологий в практической работе воспитателя детского сада.

Реализация здоровьесберегающих технологий в практической работе воспитателя детского сада....

Мастер- класс для педагогов ДОУ "Дыхательная гимнастика –здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада"

Мастер- класс      Тема: "Дыхательная гимнастика – здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада"     Цель: По...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

Вокально-хоровая работа в детском саду по Картушиной

Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной. Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыш...

Вокально-хоровая работа в детском саду по М. Ю. Картушиной.

Немецкий музыковед Курт Закс, живший в прошлом веке, говорил, что музыка начинается с пения.Ещё несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Снача...