Участие в научно-практических конференциях и семинарах
статья (старшая группа)

Ашурова Светлана Абдулгалимовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 23»

Структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

        Сообщение на тему :

«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС».

Составил воспитатель:

Ашурова С.А.

Опыт работы «Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые…» (В. А. Сухомлинский).

         Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

· развитие индивидуальности воспитанников;

· развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

· повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

· стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

· повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления.

Актуальность инновационных технологиях в театрализованной деятельности дошкольников заключается в следующем:

· приобщение детей дошкольного возраста к искусству;

· знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности;

· пополнение активного словаря и формирования фонетической культуры речи.

Нельзя отрицать и тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

· красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении;

· грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

Многие педагоги, как и я, заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой и музыкальной деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

Как же сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Следовательно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.

Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Здесь для детей предлагается придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, я вместе с ними рада любому проявлению творчества, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами, хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок. Во второй половине года начинаю знакомить их с театральной ширмой. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых — научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Здесь используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики, которые создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма. Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

В старшей группе в начале года продолжается работа по кукловождению. Для этого используется ширма, кукол из разных сказок и предлагаю ребятам придумать с этими куклами не большие истории. Сочиненные сценки помогают детям закрепить навыки игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.

Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям очень нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы. Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

Во второй половине года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать настроение и переживания героев, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам. К концу года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами на ширме, куклами с «живой рукой»).

В подготовительной группе продолжается работа с куклами с «живой рукой»: дети импровизируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской. Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства. Работа над спектаклем ведется двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем.

Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Кукольный театр и детское творчество в жизни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.

В театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также ИКТ технологии.

Новизна состоит в следующем:

· Нетрадиционная форма проведения театрализованных представлений, с использованием многофункционального использования мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу)

· Проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.

· Использование яркого, нетрадиционного набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления;

· Применение кукол – образов в качестве альтернативы театральному костюму; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

Использование таких нетрадиционных форм дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей. И важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ, где новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагога.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 23»

Структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

 

                                      Сообщение на тему:

 « Использование конструктора Лего в конструктивно-модельной деятельности в старшей группе детского сада»

Составила воспитатель :Ашурова С.А.

        2023

Конструктор «Лего»- является самым популярным, доступным и любимым

среди детей всего мира. И это неслучайно! Ведь ребёнок – это маленький

инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, строить

необычные конструкции.

Не зря специалисты относят «Лего» -конструирование к особому виду

детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе

которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.

( Слайд 2)

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их

легко применять в дошкольном образовательном процессе.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-

дошкольника возможностями.

(Слайд 3)

Основными и считаю следующие

преимущества конструкторов:

широкие технические характеристики;

многофункциональность;

эстетичный внешний вид;

возможность при конструировании совмещать игровую и

образовательную деятельность.

(Слайд 4)

Знакомство дошкольников с конструкторами начинаю постепенно в процессе

занимательной игры. В своей работе по дополнительному образованию Лего-конструирование, использую такие формы реализации, как

повседневное, самостоятельное конструирование, строительные игры в

свободное от занятий время, индивидуальную работу с небольшой

подгруппой одарённых или отстающих детей.

(Слайд 5)

На начальном этапе ребята конструируют по образцу, по условиям, по

простейшим чертежам и наглядным схемам. Затем начинают придумывать и

создавать свои модели по определенной теме. Чаще всего, конструируя по

замыслу, дети выбирают темы для своих построек на основе желаний,

переживаний, сюжетом постройки могут стать любимые герои из

мультфильмов, сказок или книг.

(Слайд 6)

В процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа:

постановка технической задачи;

сбор и изучение нужной информации;

поиск конкретного решения задачи;

материальное осуществление творческого замысла.

(Слайд 7)

Основное внимание ребят уделяется самому процессу конструирования, а не

его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то

нового. Вопрос ценности созданной ребенком модели отступает на второй

план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если отметить

оригинальность и самобытность творческой работы.

 

(Слайд 8)

Для успешной организации игровой деятельности по кружковой деятельности  с Лего-конструктором каждый год мы  обогащаем  предметно-пространственную среду группы.

Кроме того, необходимо создавать больше проблемных ситуаций, где у детей

возникло бы желание починить, отремонтировать механизм, машину.

Например, в процессе подготовки ко Дню защитника Отечества и 9 мая

Ребята  могут собирать военные машины, самолёты, вертолёты и при

этом все собранные модели будут все разные.

У кого-то машина будет передвигаться на колёсах, у кого-то вертолёт будет приземляться на

аэродром, а у другого самолет взлетает с площадки военного корабля.

В процессе работы постоянно отмечаю, что дети занимаются

конструированием с огромным интересом и увлечением. Конструктор

«Лего»- помогает мне пробудить у них познавательную и творческую

активность, привить навыки общения с взрослыми и сверстниками.

За время использования конструктора мои дошкольники научились работать

с предложенными инструкциями и схемами, а зачастую осуществляют

постройки из конструктора по своему замыслу.

Дети быстро и легко научились ориентироваться в цвете, размерах и

способах скрепления деталей. Стали при постройках использовать разные

способы соединения, комбинировать детали. Значительно вырос интерес к

конструкторской деятельности.

Кроме того, мои дошкольники стали чаще использовать конструктор для

сюжетных игр, изготавливать недостающие предметы для игры. Например,

для сюжетно-ролевой игры «Дом» конструируют, дома, мебель, транспорт,

предметы быта.

(Слайд 9, 10)

А также, я в своей работе использую  проектную деятельность, проводим

неделю конструирования, где детям совместно с  родителями  предлагается выполнить постройки .

(Слайд 11)

После выполнения сделать фото своих работ, проводим фото выставки работ,

что стимулирует ребят к творчеству.

 (Слайд 12,13,14…)

Заключение

Конструктор «ЛЕГО» является эффективным средством, обеспечивающим

интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному

возрасту.

Активное использование «ЛЕГО» - конструирования с дошкольниками

способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению

дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных

технических навыков. Так же в дальнейшем собираюсь вести кружок по Лего-конструированию и усовершенствовать свои навыки и навыки детей .


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 23»

Структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

 

                                       Статья на тему:

 «Организация конструктивно-модельной деятельности с целью формирования предпосылок инженерного мышления».

Составила: воспитатель

Высшей квалификационной категории

МДОУ № 26 «Василек»

Ашурова С.А.

                                                   Коломна 2019г.

Организация конструктивно-модельной деятельности с целью формирования предпосылок инженерного мышления.

Дошкольный возраст - это значимый период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга - это кора. Именно в это время  формируется образное мышление, а главным средством его формирования являются наглядные модели и объекты реальной природы. Первая ступень образного мышления развивается в разных видах детской деятельности – игре, конструировании, экспериментировании. 

Мышление как особый психический процесс имеет ряд характерных признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности.

Развитие мышления ребенка-дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практической  деятельности и освоением способов самой мыслительной деятельности.

Наиболее актуальным в современном мире является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение конструктивно мыслить. Формирование конструктивного мышления начинается именно в дошкольном возрасте.

Одним из наиболее естественных для ребенка и любимым им занятием является конструирование. Занятие конструированием является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации детьми дошкольного возраста.

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его созидательным способностям.

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, совокупность интеллектуальных процессов и их результатов, направленной на исследование, создание и потребность новой высокопроизводительной и надежной техники,   технологии автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Основными  из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

«Задатки» инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим  для изучения  техники, «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс – результат», вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).

Для развития конструкторского мышления необходимо создать образовательное среду, в которой ребенок будет развиваться. В группе должны быть созданы условия для осуществления  возможностей детей, склонных к научно-техническому и инженерному творчеству, условий для формирования инженерных компетенций. Разные виды конструкторов «Полидрон», «Лего», «Дары Фребеля» позволят детям развивать мелкую моторику, творческое мышление, способность решать проблемы, когда, например, детали не подходят друг к другу. Дети смогут сооружать замки, башни, машины, лодки и даже дома с тоннелями, по которым можно проползти! У детей будет возможность возводить как огромные, так и небольшие  конструкции, одновременно осваивая понятия фигур, двух- и трёхмерных объектов, а также обучаться работе в команде, претворяя идеи в реальность.

На первоначальном  этапе необходимо развивать умение ребенка видеть проблему, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение давать определения понятиям.

 Особое место в развитии основ инженерного мышления занимает исследовательская деятельность, в процессе которой развивается умение систематизировать, проводить наблюдение или эксперимент, умение делать выводы, структурировать материал, работать с чертежами, моделями, отстаивать свою точку зрения. Необходимо создавать условия для развития познавательной активности ребенка через накопление собственного опыта.

Сочетание индивидуальных и совместных форм конструирования повышает продуктивность, понимание способов деятельности, что позволяет создавать содержательное общение детей. Включение конструирования в различные повседневные  события (праздники, игры, развлечения) – способствуют формированию потребности, желания конструировать. Организация целенаправленных наблюдений за различными  объектами (на улице, в природном окружении) – является важным этапом для развития детских замыслов.

Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является началом  технического, а затем и инженерного мышления.

Инженерно-техническая направленность весьма актуальна в условиях быстрого развития науки, техники и производственных технологий. Инженерное образование сегодня формирует экономический потенциал страны, поэтому очень важно заложить основы инженерного мышления в детском саду.

Современный инженер должен осуществлять переработку научных идей в технологию и затем в производство, а также выполнять последовательность «исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации». Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. По данным ученых, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности в дошкольном возрасте, чаще всего не соединит свою будущую профессию с техникой. Поэтому, важно как можно раньше выявить и развивать технические наклонности у дошкольников. Это позволит выстроить модель обучения всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Готовить детей к изучению технических наук, значит обучать, и развивать техническое творчество. Это будет содействовать воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОС ДО) обучению основам технических наук поможет внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» целью которой является  именно формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Реализация данной программы возможна при создании соответствующей среды. Среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Чтобы реализовать намеченные  принципы организации развивающей среды, необходимо наполнить ее конкретным оборудованием, предметами и игрушками. Для ознакомления дошкольников с профессией инженера нужна специальная развивающая среда. Реализация программы – это поэтапная работа с конструкторами: игровой набор «Дары Фрёбеля»; конструкторы; робототехника.  Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля». Эти шесть «даров» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Такой предметный материал позволяет, по мысли Ф. Фрёбеля, в простой форме смоделировать всё многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям.  При конструировании происходит непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. Работа с конструктором способствует всестороннему развитию дошкольников, создает условия для формирования способности к волевым усилиям, направленным на достижение результата. А также закладывает у человека основы трудолюбия, где дети учатся решать конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции.

 Таким образом, использование робототехники в образовании способствует развитию инженерно – конструкторских способностей дошкольников.

 Робот в образовательном процессе – это, прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область  приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной технической среде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений. Создавая роботов, дошкольники приобретают политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. А еще робототехника – это новое средство наглядности, которое считается эффективным для индивидуализации обучения.

Работа по программе позволит выполнить цель сопровождения профессионального самоопределения на этапе дошкольного образования – формирование первичного представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 Список литературы

1Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами».М.: Педобщество России. 1998. - 399 с.

2 Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1966. - 387 с.

3 Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.

4 Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000. - 208 с.

5. Куцакова Л.В. «Оригами». М. «Владос».1994. - 129 с.

6. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 4-5 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО.1998. - 346 с.

7. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 5-6 лет на учебный год. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. - 392 с.

8. Куцакова Л.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 1998. - 321 с.

9 Ермолаева С.А.  «Сборник статей 2018»



Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 23»

Структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

 

Статья на тему:

"Особенности духовно-нравственного развития ребенка на разных ступенях дошкольного образования"

Составила: воспитатель

Высшей квалификационной категории

Ашурова С.А.

        

2019г.

Дошкольное детство – это период, когда у ребенка появляется потребность в самостоятельной деятельности, формируются осознание собственных возможностей, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе, о семье и родной земле и стране. Именно в этом возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно осуществляться совместными усилиями дошкольной образовательной системой и семьей. 
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе, основывается основной общеобразовательной программе ДОУ « От рождения до школы» и включает в себя все образовательные области. 
Основной задачей духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ является воспитание духовно-нравственной личности, посредствам осознания принадлежности к семье, к детскому саду, к малой Родине и стране, приобщения к народному творчеству и традициям русского народа. 
Основные задачи, которые мы ставим перед собой в работе с детьми: 
Расширять представления о культуре, праздниках и народных традициях русского народа.(
слайд  2)
Способствовать формированию духовно-нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. 
Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, к малой Родине, к родной стране.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Вовлекать родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
Вначале учебного года  мы продумали план совместной работы с педагогом психологом в которой был прописан план работы с родителями.

( Слайд 3)

 Познакомили родителей с «уголком семьи», рассказали об играх для того, чтобы родители узнали, что жизнь ребенка, отношение друг к другу, могут стать содержанием детских игр. 
Так же был изготовлен стенд семейных фотографий, оформленный в виде «Семейной мозаики», это и было знакомство с семьей каждого ребенка. 
Проводила  занятие на тему «Как я помогаю маме», тогда каждый ребенок мог понять, что и у других детей есть своя семья, что все родные любят и заботятся друг о друге. 
(Слайд 4)

Для стимулирования активности детей, для того чтобы они больше интересовались настроением, самочувствием родных людей мы создавали проблемные ситуации. Проводила праздники «День матери», «8 марта», Спортивный праздник посвященный дню защитника отечества, весенний праздник.
С целью формирования интереса к традиционным праздникам, обогатить духовный мир детей.

(слайд 5)

И конечно поделки подарков мамам, папам, бабушкам и дедушкам. 
Также чрезвычайно важно любая совместная трудовая деятельность детей и взрослых – прежде всего своей мотивационной основой – я вместе с мамой и папой, бабушкой и дедушкой, мы помогаем друг другу. Именно здесь можно узнать много интересного друг о друге. 
На следующем этапе(слайд 6)

Мы разработали комплекс мероприятий на год для сближения детей и родителей, стимулирования активности, творчества ребенка, желания показать себя, осознания своей значимости. 
Наша совместная работа с родителями даст большое душевное тепло детям, поможет им понять, что такое доброе, сердечное отношение в семье, а они не забываются на протяжении всей жизни. 
Совместная подготовка к учебному году.
Для родителей в приемной была представлена наглядная информация в виде статей: «Режим дня», «Интересные занятия», «Памятка родителям», «Учите и читайте вместе с нами», «Нам 4 года», «Объявления».
(Слайд 7)

Совместно с родителями  был изготовлен лепбук на тему «Мой лучший друг собака», в группе был создан мини музей в которой были представлены собаки разных пород, родителями были сделаны мини книжки на эту же тему и собрана очень много материала. Цель:обогощать представления детей о домашних животных, в данном случае собак ,воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным . Дать понять о пользе животных и о том, что собака еще и является другом для человека. О том как собаки могут помогать людям в трудную минуту, что они являются защитниками. 

последнем  этапе:

В группе был создан уголок где выставлена литература об охране здоровья;  и разные атрибуты, консультации для родителей «Наши привычки – привычки наших детей». 
Проводила конкурсы поделок на разную тематику.
Ежегодно совместно с родителями обогощаем  предметно-развивающую среду в группе и на детской площадке
.(Слайд 8)

Ко дню защитника отечества проводила Фотовыставку «Наши замечательные папы».
Оформляла семейнную газету, посвященных Дню Защитника Отечества. Совместно с детьми делали  открытки  для пап, дедушек с 23 февраля.
Ко дню победы 9 мая ходила с детьми возлагать цветы к памятнику неизвестного солдата. С целью воспитать у детей патриотические чувства, побуждать  детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время великой отечественной войны.

Воспитать духовно-нравственную личность  и патриота своей Родины  - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается но мы будем продолжать работу над этой темой  . Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия нас – воспитателей вместе с родителелями , ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты .  Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 23»

Структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

 

Статья на тему :

Духовно-нравственное  воспитание личности

В процессе обучения в ДОУ.

Составила :                                                                                                      воспитатель высшей квалификационной категории                                            Ашурова С.А.

2020г.

Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты.

Целью моей работы по данному направлению является поиск  конструктивных  форм  взаимодействия  между  всеми  участниками образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным краем,  городом,   народным  искусством,  формирования  основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических документах федерального значения:    

  Для  повышения  педагогического  потенциала  и  профессиональной компетенции за последнее время мною были использованы:  

 •  Экспресс-опрос «Духовно-нравственное воспитание детей»

•  Дискуссия «Актуальность проблемы духовно-нравственного

воспитания современных дошкольников»;

•  Консультация «Что такое духовно-нравственное воспитание?»

•  Семинар «Духовно-нравственное воспитание в детском саду»

•  Обмен мнениями «Перспективы совершенствования работы по

духовно-патриотическому воспитанию дошкольников».

•  Консультация «Планирование работы по патриотическому воспитанию по блокам: « Моя семья», «Любимый город», «Моя Родина-Россия».

•  Экскурсия с детьми подготовительной группы в библиотеку, в школу искусств «Фламинго» « Аллея Славы» и другим достопримечательностям г.Белоозерский.

Становление духовного потенциала  наших  воспитанников, формирование  у  них  духовно-нравственных ориентаций  осуществляется путем использования культурных практик дошкольного детства:  

- игровой деятельности;

- чтения художественной литературы и работы с книгой;

- трудовой деятельности;

- познавательной деятельности;

- художественно-продуктивной;

- театрализованной и музыкальной деятельности;

- социально-значимой проектной деятельности;

- взаимодействия с социокультурным окружением;

- общения в разновозрастных сообществах.

 Мы используем следующие формы работы:

- организованную образовательную деятельность по познавательному

развитию;  

- беседы, дискуссии с детьми духовно- нравственной направленности;  

- слушанье классической и народной музыки;  

- чтение художественной литературы духовно- нравственной тематики;

- посещение краеведческого музея;  

- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и

родителей;  

- проведение совместных праздников с родителями;  

- просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и

технических средств обучения и др.

 

   Формирование  духовно-нравственных  качеств  мы  начинаем  с  раннего возраста.  На  примерах  стихотворений  А.Барто  цикла  «Мои  игрушки» малыши  учатся  доброму,  бережному  отношению  к  окружающему. Сочувствуют,  переживают  больному  мишке  с  оторванной  лапой,  жалеют промокшего  зайку,  который  не  смог  сам  слезть  со  скамейки.

Игры, общения друг с другом и со взрослыми малыши постепенно усваивают морально-этические нормы.

      Одной  из  наиболее  эффективных  форм  работы  с  дошкольниками  в данном направлении мы считаем чтение рассказов и сказок, так как сказка и учит  и  лечит  и    воспитывает.  Сказка  всегда  насыщена  социальными действиями  и  сильна  нравственной  основой.  Духовно  –  нравственные понятия,  ярко  представленные  в  образах  сказочных  героев,  закрепляются  в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в  нравственные  эталоны,  которыми  регулируются  желания  и  поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика событий (гуси – лебеди, царевна лягушка, колобок), причинно – следственные связи и явления (сказка «Колобок»  -  хвастовство,  хитрость,  осторожность),  -  все  это  делает  сказку интересной,  волнующей  для  детей,  незаменимым  инструментом формирования нравственно – здоровой личности ребенка.

   Произведения таких писателей как В.Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», А.Барто «Вовка добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо и что  такое  плохо»,  Л.Толстого  «Рассказы  для  детей»  обличают  плохое поведение  и  учат  детей  правильным  поступкам.  Дети  слушают  их  с замиранием сердца.

   Ещё одной интересной формой являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные  темы,  в  ходе  которых  воспитатели  обсуждают  с  детьми поступки,  побуждают  их  думать,  принимать  верные  решения.  Темы  мы подбираем  в соответствии с возрастом детей, они разнообразны и доступны для  их  понимания.  Например,  в  младшем  возрасте  это  темы  «Хорошо  и плохо»,  «Не  надо  ссориться».  В  старшем  дошкольном  возрасте  это  «Что такое  дружба»,  «Правда  и  ложь»,  «Лень  и  трудолюбие»,  «Добрые  слова»  и др.  «Уроки  доброты»  учат  детей  понимать  переживания  людей,  разделять плохое и хорошее.  

Экскурсии в  природу и  в  краеведческий  музей  очень  нравятся  детям. Это возможность  увидеть  красоту  природы,  познать  историю  родного  края  и возможность расширения кругозора.

Большое  значение  в  духовно-нравственном  воспитании  дошкольников имеют  русские  обрядовые  праздники.    В  старшем  дошкольном  возрасте традиционно организуется праздник «Масленица». В преддверии Пасхи дети с  удовольствием  принимают  участие  в  раскрашивании  и  украшении бумажных силуэтов яиц.     Знакомя  детей  с  русскими  традициями,  воспитатели  организуют познавательные мероприятия о русском гостеприимстве, формируют знания о декоративно-прикладном творчестве русского народа.  

   Во  время  музыкальных  занятий  детей  знакомят  с  народной  музыкой, народными инструментами, учат водить хоровод.     Ежегодно  в  детском  саду  отмечается  «День  Матери»,  «День  Пожилого человека»,  празднуются  «День  Защитника  Отечества», « День  Победы», « День Дружбы»,  «День  России»,  календарные  праздники  «Осень», «Новый Год», «Восьмое Марта», « День защиты детей».

Формирование  нравственно-патриотических  чувств  обогатило жизненный  опыт  детей  и  позволило  овладеть  первоначальными  умениями осуществления  нравственного  выбора  в  проблемных  ситуациях.  Дети  стали менее эгоистичны, более ориентированы на чувства и состояние сверстников, близких  взрослых.  В  детско-взрослых  отношениях  значительно  вырос уровень взаимного доверия и принятия.  

  Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к  добру,  справедливости,  истине.  Сохранить  человечность  в  наших  детях, заложить  нравственные  основы,  научить  их  правилам  общения  и  умению жить  среди  людей  -  вот  главные  идеи  воспитания  духовности  и нравственности.  В  первую  очередь  мы  сами  должны  стать носителями духовно-нравственной  культуры,  которую  стремимся  привить детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.    

Список использованной литературы

1.  Бабаева Т.И. У школьного порога..- М.: Просвещение .1993. 2.  Волков  Г.Н.  Этнопедагогика:  учеб.  для  студ.  сред.  и  высш.  пед.  учеб. заведений.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. 3.  Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте. Психологический очерк. - М., Просвещение, 1967.

 4.  Григорьева  Г.Г.  Развитие  дошкольника  в  изобразительной  деятельности: Учебное пособие для студентов  высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999. – с.344  

5.  Детские  частушки,  шутки,  прибаутки:  популярное  пособие  для  родителей  и педагогов. / Составители Т.И. Бахметьева, Т.Г. Соколова/ Академия развития. – 2002. – с.224.

6.  Дмитриева Е. Как читать детям народные сказки. //  Дошкольное воспитание.- 1984.-№6, с. 32-35.

7.  Ельницкий К.В. о  воспитании : Золотой фонд педагогики /  Сост.  – редактор А.П.Фурсов : - М.: Школьная Пресса, 2004.

 8.  Жуковская  Р.И.  Родной  край  /  Р.И.  Жуковская,  Н.Ф.  Виноградова,  С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1981. – с.208.

9.  Знакомство  детей  с  русским  народным  творчеством:  конспекты  занятий  и сценарии  обрядовых  праздников:  методические  пособия  для  педагогов дошкольных  образовательных  учреждений.  /  Автор  –  составитель  П.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Мркеева и др. – СПБ.: Детство – Пресс, 2001.

10 Современные векторы образования: Теория и практика

Статья и материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 24 декабря 2019г. Коломна-2020г                   Ермолаева С.Н.с.16



Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №23»

структурное подразделение дошкольные группы «Василек»

140250 Московская область, Воскресенский р-н, пгт. Белоозёрский, ул.Молодёжная, д.38; тел./факс: 8(49644) 75-626; e-mail: MDOU_26_VASILEK@mail.ru

Статья на тему:

« Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников».

Из опыта работы

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории

Ашурова С.А.

(Сооавторы:воспитатели

Пирмагомедова Ф.М.

 Бороданева О.А.

Структурного подразделения  МОУ Лицей 23

Дошкольные группы «Василек»

2021г.

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли  за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.   Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.  Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.  В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над  воспитанием  души своего ребёнка, над развитием  нравственных  и духовных качеств маленького человека.  Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования  духовно-нравственное воспитание  является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения.  Актуальной проблемой для каждой образовательной организации на сегодняшний день стало создание поликультурной среды, которая максимально отвечала бы  задачам приобщения обучающихся к мировой и национальной их культуре

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  Именно в этом возрасте ребёнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого  человека к миру и его проявлениям во  всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и  к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками,  даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город)  и далеком окружении (край, страна).  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это  любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ,  и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников  с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.  
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…»  В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком.  Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор  вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления  в детском саду  детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками  происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из  жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки.  Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.  Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора,  и,  конечно же, побуждают  ребенка найти выход из  данной ситуации. В пословицах и поговорках в  краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей. 

Важную  роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают  национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и  семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.  Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других  близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах  из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю  необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 

Задача,  стоящая перед педагогом  из огромного количества впечатлений, который получает ребенок,  отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что  и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является  наиболее характерным для данной местности или данного края.

Над темой духовно – нравственного воспитания дошкольников работаю давно и хочу поделиться своим опытом работы.

Свою работу веду по трем направлениям:

1.Создание образовательного пространства, обеспечивающего формирование духовно – нравственного воспитания личности.

2. Образовательная деятельность с детьми.

3.Работа с родителями.

Дошкольный возраст – это время воспитания духовных ценностей и нравственных поступков. Поэтому особое внимание   уделяю  развивающей среде в группе. Зоны   наполнены разнообразным  практическим материалом.  В нашей группе оформлен патриотический  уголок с российской символикой.

В уголке по приобщению детей к русской народной культуре находятся куклы в  народных костюмах, матрешки, деревянные ложки и  посуда.

Уголок театрализованной деятельности представлен театрами различных видов: теневой, пальчиковый, перчаточный, настольный. Имеется и ширма для театрализованной деятельности.

В книжном уголке   находятся русские народные сказки, рассказы, загадки, потешки  которые красочно оформлены, картины и опорные схемы для самостоятельного рассказывания.   Для прослушивания  художественных произведений использую средства ТСО. (диски, флеш накопители, сенсорную доску).

Реализовать свои творческие желания дети могут в уголке художественной деятельности. Здесь же находятся раскраски : «Дымковские игрушки», «Гжель», «Хохлома», «Городец». Дети после ознакомления с росписью закрепляют  раскрашивая.

 

В центре «Здоровья» расположен спортивный инвентарь (массажные коврики, мячи разных размеров, кегли, скакалки ).Только физически и психически здоровые дети уверены в себе, способны решать задачи, находить выход из нестандартных ситуаций. Из таких детей выходят настоящие  защитники нашей Родины.

В уголке природы дети учатся ухаживать за цветами, за растениями,  беречь природу вокруг себя. Такой подход воспитывает добрые чувства у детей, наполняет его духовный мир желание заботиться о природе и о человеке как части природы, начиная осознавать, что в природе все связано.

Предметно - развивающая среда отвечает всем принципам.( доступность, полифункциональной, вариативной, безопасной, здоровьесберегающей и эстетически – привлекательной).

Духовно – образовательное направление работы включает в себя: проведение ООД, бесед и ситуативных разговоров на темы нравственности и морали, предпраздничные посиделки.

Знакомим детей с русскими народными потешками и  колыбельными песнями. Духовно – нравственное  воспитание осуществляю через проведение тематических народных, православных праздников, таких как: «Праздник осени», « День Матери», « Новый год»,  «День Защитника Отечества», « Масленица», «Пасха», « День Победы»,  «Выпускной бал», «День России». Организую подвижные ,сюжетно - ролевые, строительные игры. Провожу прогулки, экскурсии в природу.

Работу в культурно – познавательном направлении веду через экскурсии к военным памятникам. Так же  показываю детям познавательные фильмы и презентации («Дымковская игрушка», «Русская традиционная тряпичная кукла Колокольчик»). Духовно – нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями родителей и воспитателя. Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители меня поддерживают , помогают шить костюмы для театрализованной деятельности, тряпичные куклы,  участвуют  в конкурсах поделок к тематических  праздникам.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью и театром – является мощным источником духовно – нравственного воспитания. Главный результат моей работы заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла. Направление этой деятельности мне очень нравится, и дальше планирую работать по этой теме.

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Издво МГУ, 1982. - С. 161-165

3. Ермолаева С.А. Современные методы модернизации содержание и методов организации высшего педагогического образования// Соременные векторы образования: теория и практика .Статьи и материалы Всероссийской научно-практической конференции(с международным участием)- Коломна : МГОСГИ,2020-С 16-21

4.Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общ. ред. Г. А. Дубровский. Изд. 3-е. - М.: Дет. лит., 1989. - 238 с

5. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника.– М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.

6. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Пед. соч.:В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1988. – С. 27-58.

7.Янушкявичене О. Л. Духовное воспитание: история и современность. - М.: «ПРОПРЕСС», 2009. - 176 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

Участие в научно-практической конференции "Психолого-педагогические основы развития и воспитания дошкольников в контексте перехода на ФГОС ДО".

15 декабря 2015 года  состоялась научно-практическая конференция по итогам курсов повышения квалификации, в которой приняли участие педагоги образовательной организации....

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

Участие в научно-практической конференции " Наш вклад в развитие отечественного психолого-педагогического образования"

Участие в научно-практической конференции " Наш вклад в развитие отечественного психолого-педагогического образования"...

Участие в научно-практической конференции. "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника"

Воспитанник подготовительной группы "Медвежата" Панин Игорь подготовил проект  "Из каких материалов состоит автомобиль". Он провел опыты с металлом и пластмассой . Защита прое...

Сертификат-Участие в научно-практической конференции регионального уровня

Участие в научно-практической конференции регионального уровня...