проект зимующие птицы
проект (младшая группа)

Пугачева Алёна Николаевна

Проект "Зимующие птицы" В младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx447.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Проект

«Зимующие птицы» 

Познавательный

Младшая группа

с 19.12.2022 по 24.02.2023 гг

C:\Users\User\Desktop\КАРТИНКИ\Зимующие птицы\825312_1.jpeg

                                                                                                     Разработала:

                                                                                              Воспитатель Пугачева А.Н.

Редкая Дубрава

2022г.

Долгосрочный проект «Зимующие птицы»

младшая группа.

Название проекта: «Зимующие птицы»

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: долгосрочный

Сроки реализации: с 19.12.2022 по 24.02.2023 гг.

Актуальность проекта:

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель проекта: сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Проблемы: 

Недостаток знаний детей о зимующих птицах.

Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Задачи проекта:

Обучающие:

• Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями

• Научить детей правильно подкармливать птиц.

Развивающие:

• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности

• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

• Укреплять детско-родительские отношения

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- усвоение знаний детьми о зимующих птицах;

- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 

- способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);

- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.


Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап. 

- обозначение актуальности и темы будущего проекта;

- постановка цели и задач;

- подбор детской художественной литературы для чтения;

- изучение методической литературы по теме проекта;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- подбор наглядного материала по теме.


2. Основной этап. Реализация проекта.

- Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.

- Подкормка птиц зимой; ведение таблицы наблюдений за подкормкой птиц.

 Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе наблюдений за подкормкой птиц.

3. Заключительный этап проекта:

В итоге проведённых наблюдений дети научатся:

  • - кормить птиц различным кормом;
  • - наблюдать и вести дневник наблюдений

Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:

- работа воспитателей с детьми;

- работа воспитателей с родителями;

- совместная деятельность родителей и детей.

                       План график мероприятий

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Выход документа

                             1 этап

                  Подготовительный

1. Знакомство  детей с зимующими птицами нашего города через художественно- иллюстративный материал.

Познакомить детей с зимующими птицами.

19.12.-23.12

Альбомы, иллюстрации.

 2. Экскурсии по территории детского сада в зимний период.

Ознакомление с окружающей средой. Показать, что природа зимой не погибает, а погружается в глубокий сон. 

26.12-30.12

3. Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.

Поставить перед собой, детьми ,родителями цели. Наметить работу на проект.

19.12-23.12

4. Анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

Выявить у родителей, говорят ли они о природе с ребенком.

26.12-30.12

Анкеты

                            2 этап

                        Основной

  1. Беседа по познавательному развитию «Зимующие птицы»

Цель: Формировать представление детей о «зимующих птицах». Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

2 неделя января

Конспект беседы

  1. Беседа по познавательному развитию «Как живут наши пернатые друзья зимой».

 Расширение представлений о зимующих птицах, их образе жизни.

Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.

2 неделя января

Конспект беседы

  1. Беседа по познавательному развитию «Какую пользу приносят птицы»

Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.

3 неделя января

Конспект беседы

  1. Художественно-эстетическое развитие  (раскрашивание силуэтов птиц)

Закреплять умение детей рисовать разными материалами. Учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц. Развитие мелкой моторики,  усидчивости, старательности. Воспитание аккуратности в работе.

4 неделя января

Конспект НОД

  1. Художественно-эстетическое развитие «Воробьи к нам прилетели» (лепка)

 Закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание. Обобщать знания по теме «Зимующие птицы»

 4 неделя января

Конспект НОД

  1. Наблюдение за птицами зимой «Наблюдение за зимующими птицами»

Закрепление с детьми знаний о зимующих птицах. с детьми (назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу), умения их кормить. Развитие наблюдательности, интереса к окружающей природе. Воспитание заботливого отношения к птицам.

3 неделя января

Таблица наблюдения

  1. Наблюдение за птицами зимой «Воробышки возле кормушки»

Углубление знаний о жизни птиц в зимний период. Выяснить, какие птицы прилетают на наш участок. Подвести детей к пониманию того, что о птицах зимой надо заботиться.

4 неделя января

Таблица наблюдения

  1. Наблюдение за птицами зимой «Синицей»

Закрепление представлений о названии птиц, характерных признаках внешнего вида; они прилетают на участок, клюют зёрнышки и крошки, поют песенки. Воспитание желания заботиться о птицах.

1 неделя февраля

Таблица наблюдения

  1. Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»

Уточнить представления о зимующих птицах. Учить узнавать их по внешнему виду. Активизировать словарный запас детей.

4 неделя января

картины

10.Чтение художественной литературы о птицах (фольклор, поэзия, рассказ А.Яшин «Покормите птиц зимой», Ю. Никонова «Зимние гости», Р. Новикова «Поможем птицам», Г. Ладонщиков «Каждый день..», С. Маршак «Где обедал воробей?», В. Берестов «Воробушки», Ю. Марова «Кормушка», А. Прокофьев «Снегирь», И. Тургенева «Воробей», С.М. Горького «Воробьишко»     ы)

 

Цель: Формирование интереса и любви к потребности в чтении. Учить внимательно слушать текст, следить за развитием сюжета. Развитие умения отвечать на вопросы, делиться впечатлением, внимания. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Январь- февраль

Книги с картинками.

11.Отгадывание загадок о зимующих птицах

Продолжать знакомить малышей с самым распространённым видом народного творчества – загадками. Учить отгадывать их. Развитие мышления, речевого внимания, наблюдательности и смекалки.

Январь-февраль

Картотеки загадок

12.Дидактические игры: «Что за птица?», «Кто как голос подает?», «Сосчитай птиц», «Большой – маленький», «Один – много», «Угадай по описанию», «Скажи на оборот».

Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц. Пополнять активный словарь детей по теме «Зимующие  птицы»

Январь февраль

Дидактические игры

13.Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот», «Собачки и воробьи», «Совушка»

Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу воспитателя.

Январь-февраль

Атрибуты к играм.

14.Физминутки: «Вороны», «Скачет шустрая синица», «Птицы летят»

Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Активизация словарного запаса детей.

Январь-февраль

Картотека физминуток

15.Пальчиковая гимнастика: «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Воробьи – воробушки», «Мы кормушку смастерили», «Ну-ка посчитай-ка!» и т.д.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, освоению речи. Активизация словарного запаса детей.

Январь-февраль

Картотека пальчиковых игр.

16.Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Приучать внимательно слушать аудиозапись и распознавать птиц по голосу. Воспитание выдержки

февраль

Аудио запись

17.Сюжетно-ролевые игры: «Пригласи синичку в гости », «Больница птиц»

Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.

февраль

Атрибуты к игре.

                                3 этап

                    Заключительный

1.Изготовление кормушек.

Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.

февраль

Готовые кормушки дома.

2.Открытие «Птичьей столовой» (сбор корма для птиц)

Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.

февраль

3.Дневник наблюдений за птицами на кормушках

Познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке; поощрять желание наблюдать за поведением птиц и заботится о них

Февраль

Дневник

4.Папки-передвижки: «Зимующие птицы»,  «Как помочь птицам пережить зиму», «Покорми птиц зимой»

Расширить знания о птицах, формирование гуманного поведения

Январь -февраль

Папки передвижки.

Итог

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Научатся вести дневник наблюдения за птицами. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают, каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

Приложения к проекту

Беседа «Зимующие птицы»  

Цель: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города.

Программное содержание:

  •  Продолжать знакомить детей с   зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;
  • Учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске;
  • Активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;
  •  Продолжать учить детей отгадывать загадки, воспитывать умение  слушать литературные произведения, следить за развитием действия, оценивать поступки героев;
  • Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.

Ход беседы:

Дети сидят на стульчиках, полукругом. На магнитной доске предметные картинки с изображением вороны, голубя, воробья. Воспитатель предлагает посмотреть на доску и угадать, о ком мы будем сегодня беседовать на занятии (ответы детей).

- Правильно ребята, мы с вами будем говорить про птиц. Скажите мне, каких птиц вы знаете?

Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.

- А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:  

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

 Как называется эта птица? (воробей).

- Послушайте стихотворение про воробья:

Воробьи – воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

- А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:

Какой он по размеру?

Какого цвета его пёрышки?

Сколько у воробушка лапок?

Для чего нужны воробью лапки?

Как передвигается воробушек?

Чем питаются воробьи?

- А теперь послушайте еще одну загадку:  

«Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт.

Реагирует на свист и боится хищных птиц.

Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал?».

Ответы детей: голубь.

- А какой голубь по размеру?

- Как передвигается голубь по земле?

- Послушайте стихотворение про голубя:

«Кто воркует во дворе?
Крылья, словно в серебре,
Ходит очень важно,
Не боится даже.
Можно близко подойти,
Не свернет смельчак с пути.
Это сизый голубок,
Только он не одинок.
Голубей здесь стайка,
Корма птичкам дай-ка.
Можно хлебных крошек, 
И зерна немножко.
Ждет тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Поклевали хлеба,
Улетели  в небо!»
        

- А вот ещё одна загадка:  

«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы,

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её?... (ворона).

- Правильно, ребята ворона.

- Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас в городе и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:

«В гости к нам зима пришла

Мало света и тепла

Но зато как фонари

На деревьях … (снегири).

Воспитатель выставляет картинку снегиря и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.

- А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:

«Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её?... (синичка).

Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.

- А теперь давайте поиграем. Физкультминутка «Птички»:

«Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали»

(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).

Дети садятся на свои места

С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди  делают для них что? (кормушки).

- Правильно, ребята «В зимний день среди ветвей

                 стол накрыли для гостей», это кормушка.

Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картину «Птицы на кормушке». Дети рассматривают картину, называют птиц, которые прилетели к кормушке.   

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Г. Ладонщикова «Наши друзья»:             «Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетают к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут снегирь, чижи, синицы

И конечно, воробьи.

Все привыкли, не боятся,

Хоть руками их бери».

 - Что делают ребята каждое утро?... (кормят птиц).

- А они делают доброе дело или нет?

- Молодцы ребята.

Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой?».

Цель: Расширение представлений о зимующих птицах, их образе жизни.

Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.

Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица);

Карточки с загадками про птиц.

Ход беседы: Дети входят в украшенный зал, садятся на стульчики полукругом.

Рассказ воспитателя: С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.

- Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)

Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки (выставляем кормушку сделанную папой Вовы М.) и регулярно насыпать туда зёрна, крупу, хлебные крошки.

- А любые крошки кушают птицы? (нет, только от белого хлеба, крошить мелко)

- А почему, как вы думаете? (чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)

Отгадай те загадку, про кого мы буде говорить:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

- Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (правильно, синичка, садим на кормушку)

  • Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.

- Угадайте, кто следующий?

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

- Кто это? (правильно, воробышек, садим на кормушку)

  • Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.

- Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки)

Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, 
Прыжки на месте на левой ноге
Прыг-скок, прыг-скок, 
Прыжки на месте на правой ноге. 
Завертелась, как волчок. 
Кружимся на месте. 
Вот присела на минутку, 
Присели. 
Почесала клювом грудку, 
Встали, наклоны головы влево - вправо. 
И с дорожки — на плетень, 
Прыжки на месте на левой ноге
Тири - тири, 
Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! 
Прыжки на месте на двух ногах.
- А это кто?

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

- Кто это? (снегирь, правильно, садим на кормушку)

Молодцы!

  • Снегирь – одна из заметных птиц наших лесов. Они собираются в небольшие стайки и так зимуют в лесах, парках городов. Питаются растительной пищей – семенами деревьев, их почками, побегами, редко насекомыми. А зимой этого нет. Зимой они питаются ягодами рябины. Когда наступают сильные морозы, снегири вынуждены перебираться поближе к человеческому жилью.

- Почему?

Обобщение ответов детей: Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.

- А чем можно кормить птах?

- Что мы насыпим в кормушку для птичек?

Можно:

  • Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни;
  • Просо, овёс;
  • Свежие фрукты, ягоды кусочками;
  • Не солёное сало.

Нельзя:

  • Пшено;
  • Чёрный хлеб;
  • Жареное и солёное.

Итоги: - Почему зимой птицы держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)

- Легко ли им добывать себе зимой корм?

- Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)

Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!

Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.

Беседа: «Какую пользу приносят птицы».

Цель: Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.

Материал: Иллюстрации с изображение птиц.

Ход беседы: Дети садятся вокруг большого стола, где разложены иллюстрации с изображение птиц.

Новый материал.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Вспомните, почему их так называют?

- Какие птицы прилетают к нам зимовать? (снегирь, синица)

1. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами узнаем, какую пользу приносят птицы природе и человеку.

2. Рассказ педагога о судьбе птиц.

Во время сильных метелей и морозов многие птицы погибают от голода, особенно в конце зимы. Если мы будем постоянно подкармливать пернатых в наших кормушках, то, скорее всего, они будут снова и снова возвращаться к нам. А об их пользе, я думаю, вы знаете.

- Какую пользу приносят птицы людям и природе? (Ответы детей)

Птицы не только летом, но и зимой борются с вредителями, доставая их и их личинок из под коры деревьев.

Они самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Хищные птицы и совы поедают мелких грызунов – вредителей полей - приносят пользу сельскому хозяйству.

Одни птицы красиво поют и их приятно слушать.

Другие имеют красивое оперенье и ими можно любоваться.

Некоторые птицы дают человеку мясо (куры, утки, гуси, куропатки).

Люди часто сердятся на птиц, так как они поедают ягоды – плоды деревьев. А оказывается, они приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды – то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Косточки попадают в землю и на следующий год

вырастают молодые побеги рябинки.

Вывод: Получается так, что птицы разносят семена и сажают для нас с вами лес.

Итоги. – Какую пользу приносят птицы? (Высказывания детей).

- Понравилось вам занятие? Если да, то возьмите смайлик с улыбкой. Если нет или не очень, то возьмите грустный смайлик.

Прогулка «Наблюдение за зимующими птицами»

Цели:

1. Закрепление знаний о птицах, которые остаются на зимовку (воробьи, голуби, синицы, снегири)

2. Формирование знаний о том, как птицы зимой добывают себе еду

3. Воспитание детей заботиться о птицах зимой

Задачи:

1. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе и птицам

2. Научить детей заботиться о птицах

Ход проулки:

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,

Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек”.

Воспитатель задает детям вопросы:

-Каких птиц называют зимующими?

-Почему эти птицы не улетают в теплые края?

-Каких вы знаете птиц, которые зимуют у нас?

-А вы знаете, чем они питаются?

-Где они находят себе корм?

-Как мы можем им помочь?

-Как называется домик, где птицы могут найти себе корм?

Те птицы, которые не улетают от нас зимой они и называются зимующими. Если мы посмотрим по сторонам, то увидим летающих воробьёв, голубей и ворон. Иногда прилетают к нам снегири и синички. Они питаются семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми. Некоторые птицы находят себе пищу близ человеческого жилья.

Многие птицы зимой погибают от холода и голода, а мы можем им помочь. Для этого люди делают скворечники, кормушки и насыпают птицам корм.

Загадки

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это.

(Ворона)

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Трудовая деятельность:

Чистим дорожки от снега и насыпаем семечки подсолнуха и зернышки пшена в кормушки.

Цели: воспитывать трудолюбие и бережное отношение к птицам

Подвижные игры:

1. Запрещенное движение

Цели: развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий

2. Ловишки с приседанием

Цели: Развивать ловкость и быстроту

Индивидуальная работа:

«Попади в цель»

Цели:

• учить метать снежки

• развивать меткость, внимание

 

Наблюдение за птицами зимой «Воробышки возле кормушки»

Цели: Углубление знаний о жизни птиц в зимний период. Выяснить, какие птицы прилетают на наш участок. Подвести детей к пониманию того, что о птицах зимой надо заботиться.

Ход наблюдения

Птичьи гнезда опустели, Воробьишки игривые,

Птицы к югу улетели. Как детки сиротливые,

Оказался всех храбрей Прижались у окна.

Наш дворовый воробей. Озябли пташки малые,

Холода не испугался, Голодные, усталые,

С нами на зиму остался. И жмутся поплотней.

Непоседа, невеличка — С.Есенин

Желтая почти вся птичка

Любит сало, семечки...

Воспитатель задает детям вопросы.

- Что у них общего?

- Они живут поодиночке?

- Где ищут корм?

- Надо ли помогать птицам? Почему?

- Чем мы будем их кормить?

- Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Трудовая деятельность: «Сгребаем снег лопатками». Насыпать зёрнышки и хлебные крошки в кормушку

Цель: Учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями, выполнение поручений.

Подвижные игры:

«Ловлю птиц на лету» (русская народная) - Цели:  учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в цель» - Цель: Упражнение в броске в цель, развитие ловкости.

«Воробышки и автомобиль» - Цель: закрепить знание правил игры; упражнение в беге врассыпную.

Дидактическая игра «Какие бывают птицы?» - Упражнение детей в умении находить нужную птицу на картинке.

«Принеси зелёный/ красный/ жёлтый и т.д. мяч» - Цель: Закрепление знаний детьми основных цветов.

Элементарное детское экспериментирование: Просмотр, проведение и обсуждение опыта: рассмотреть и запомнить, какие зёрнышки едят воробушки.

Индивидуальная работа: Развитие меткости, умения махать руками, как птички крылышками.

Самостоятельная деятельность: Игры с выносным материалом.

Выносной материал: Лопатки, метлы, скребки, санки.

Наблюдение за птицами «Синицей»

Цели: Закрепление представлений о названии птиц, характерных признаках внешнего вида; они прилетают на участок, клюют зёрнышки и крошки, поют песенки. Воспитание желания заботиться о птицах.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой — это синичка.

Понаблюдать, как она будет клевать сало. Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать.

Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах.

- Как их называют и чем они питаются?

Маленькая птичка — Скачет, скачет воробей,

Желтогрудая синичка, Кличет маленьких детей:

По двору гуляет, - Киньте крошек воробью-

Крохи собирает. Я вам песенку спою,

Чик - чирик!

Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день,

Чик - чирик! Т.Бокова

Трудовая деятельность: Развешивание кормушек. Расчистка снега с воспитателем

Цели: Воспитание желания трудиться вместе с воспитателем, доводить начатое дело до конца; собрать с воспитателем лопаты и унести в группу.

Подвижные игры

«Вороны и собачка» - Цели: Учить детей быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«Попади в коробку» - Цель: Тренировка меткости бросков.

«Снежинки» - Цель: Закрепление знаний правил игры; совершенствование ритмической ходьбы и бега по кругу.

Дидактическая игра «Что в мешочке?» - Учить детей на ощупь определять, какие зёрна находятся в мешочке.

Индивидуальная работа. Учить самостоятельно ходить по ступенькам.

Потешка «Большие ноги шли по дороге…»

Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-оп-то-о-оп-то-о-п.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Выносной материал: Лопатки, ведерки, формочки для снега, куклы, одетые по сезону- игры со снегом – строим горку.

Загадки о зимующих птицах

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине,  

Он появятся опять (снегирь).

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/065e/00100bed-9826d3ef/img6.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/020f/0005804e-f8c7e2c0/hello_html_164d30f0.jpg

Кар- кар- кар кричит плутовка                                                                                                    Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица

И она вам всем знакома.  

Как её зовут? (ворона)

Чирик-чирик!                    

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей  

Кто это? (воробей)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bfd/000cf0c4-084f0127/hello_html_m7cb80e74.png

https://res.cloudinary.com/dk-find-out/image/upload/q_70,c_pad,w_1200,h_630,f_auto/MA_00824120_qkyfpe.jpg

Непоседа – невеличка       Желтогрудая птичка.  

Ем я сало и пшеничку  

А зовут меня? (синичка)

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимет стрекот – крик! (сорока)

https://magpiethoughts.com/uploads/magpie.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01ff/0006a536-5ecbaee4/hello_html_mbe97ec0.jpg

Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (дятел)

Стихи о зимующих птицах

На дворе морозище 
Градусов под сорок. 
Плачутся воробышки, 
Что весна не скоро. 
В. Звягина 

Скачет шустрая синица, 
Ей на месте не сидится. 
Прыг-скок, прыг-скок, 
Завертелась как волчок. 
А. Барто 

Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые, 
Прижались у окна. 
Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые, 
И жмутся поплотней. 
С. Есенин 

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
А. Чепуров

Выбегай поскорей, 
Посмотри на снегирей! 
Прилетели, прилетели! 
Стайку встретили метели, 
А Мороз Красный Нос 
Им рябинки принес. 
А. Прокофьев 

Вот ворона сидит на заборе. 
Все амбары давно на запоре. 
Все обозы прошли, все подводы, 
Наступила пора непогоды. 
Суетится она на заборе — 
Горе ей, настоящее горе! 
Ведь ни зернышка нет у вороны 
И от холода нет обороны. 
Н. Рубцов 

Голуби, голуби, 
Раз, два, три... 
Прилетели голуби-сизари. 
И. Токмакова 

Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Н. Рубцов 

Дидактические игры

«Что за птица?»

Цель: Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц.

«Кто как голос подает?»

Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.

Дети:

Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.

Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.

Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.

Я синица: тинь-тинь-тинь.  Я умею тинькать.

Я голубь. Я умею ворковать.

Я снегирь. Я умею свистеть.

Я воробей, я умею чирикать.

«Сосчитай птиц»

Цель: Учить согласовывать количественные прилагательные с существительными.

Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.

«Большой – маленький».

Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв – остренький клювик.

Тонкие лапки – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Черное крыло – черненькое крылышко.

Толстая шея – толстенькая шейка.

Короткий хвост – коротенький хвостик.

Светлые перья – светленькие перышки.

«Один – много»

Цель: Учить образовывать формы множественного числа существительных.

Одна ворона – много ворон,

Один воробей – много воробьев и т. д.

«Угадай по описанию»

Цель: Учить составлять описательный рассказ.

 «Скажи наоборот»

Цель: Учить образовывать антонимы.

Клюв толстый – клюв тонкий,    

Хвост длинный – хвост короткий

Подвижные игры

«Воробышки и автомобиль»

Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

«Птички в гнёздышках»

Цель: Учить детей быстро действовать по сигналу воспитателя; ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Упражнение в беге с увёртыванием. Развитие у детей решительности.

«Воробышки и кот»

Цель: Учить детей правильно спрыгивать на носки, сгибая ноги в коленях, мягко приземляться. Развитие умения бегать, не задевая друг друга, увёртываясь от ловящего; быстро убегать, находить своё место.

«Собачка и воробьи».

Цель: Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».

Скачет, скачет воробей   (дети скачут).

Скок-поскок!

Скок-поскок!

Кличет маленьких детей       (повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)

Чив! Чив! Чив!

Чив! Чив! Чив!

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

Чик-чирик!                      (повторяют: «Чик-чирик!»)

Чик-чирик!

Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.

«Воробьи» разлетаются.

 «Совушка»

Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего.

«День наступает – все оживает»,

Ночь наступает – все замирает».

Физминутки

«Вороны»

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.

Кар-кар-кар (громко)

Кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.

Кар-кар-кар (тихо)

(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

«Скачет шустрая синица» (А. Барто) 

Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, 
Прыжки на месте на левой ноге
Прыг-скок, прыг-скок, 
Прыжки на месте на правой ноге. 
Завертелась, как волчок. 
Кружимся на месте. 
Вот присела на минутку, 
Присели. 
Почесала клювом грудку, 
Встали, наклоны головы влево - вправо. 
И с дорожки — на плетень, 
Прыжки на месте на левой ноге
Тири - тири, 
Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! 
Прыжки на месте на двух ногах.

«Птицы летят»

А давайте поиграем, хорошо?

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья сложили назад.

Дневник наблюдений за птицами на кормушках

Цель: познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке; поощрять желание наблюдать за поведением птиц и заботится о них.

Для реализации проекта мною была разработана таблица наблюдений за подкормкой птиц; совместно с родителями и детьми изготовили кормушки и собрали корм для птиц.

В течение всего проекты мы с детьми ежедневно наблюдали за птицами и вели дневник наблюдений (заполняли таблицу наблюдений). Дети фишками заполняли таблицу, а воспитатель заполнял таблицу маркером. Из наших наблюдений можно сделать вывод: основными гостями нашей кормушки являлись синицы, воробьи. Прилетали снегири, но реже. За день у кормушки птицу появляются несколько раз, они очень подвижны. На активность птиц влияет и погодные условия. Если дует ветер и падает снег, то птиц к кормушке прилетает меньше, а если день спокойный, солнечный, то птиц прилетает больше. Так же мы заметили, что в холодную погоду птиц прилетает больше и едят быстро. Птицы ведут себя по разному: синица ведет себя осторожно, схватит семечку и отлетит в сторону, но освоившись, синицы воробьев в кормушку не пускают, пока все не съедят. Воробьям приходится кормиться тем, что выпало из кормушки. Снегири ведут себя спокойно, ни с кем не «ссорятся». Так же при заполнении дневника наблюдений за подкормкой птиц мы выяснили, что птицы предпочитают разный корм. Снегири едят семечки и пшено, воробей – семечки, хлебные крошки, пшено. А вот синичка самая прожорливая – ест семечки, хлебные крошки, пшено и сало. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Таблица наблюдений за подкормкой птиц  (виды корма).

Птицы нашей местности/

Виды корма

Семечки

 

https://oreh-dom.ru/image/cache/catalog/demo/tovary/semechki/semechki-podsolnechnika-700x700.jpeg

Хлебные крошкиhttps://media.istockphoto.com/photos/croutons-picture-id140256907?k=6&m=140256907&s=612x612&w=0&h=RbvlXTY81kYR0PSgKf9mKu7mXGbPkEgYS09jZDSuWos=

Крупа

 https://agropark-ug.ru/sites/default/files/s1200_3.jpg

Несоленое сало

https://img11.postila.ru/data/28/4d/d1/61/284dd1613b9f4263f45bbb1ec64b1dbe841a6b4cd339ab67e06590a979e61316.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0bfd/000cf0c4-084f0127/hello_html_m7cb80e74.png

https://res.cloudinary.com/dk-find-out/image/upload/q_70,c_pad,w_1200,h_630,f_auto/MA_00824120_qkyfpe.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/065e/00100bed-9826d3ef/img6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зимующие птицы"

Презентация проекта "Зимующие птицы"...

Проект «Зимующие птицы нашего края»

Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой".  Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Проект (младшая группа) на тему: проект "Зимующие птицы"

Актуальность: В современных условиях проблема экологического образования детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и инте...

Творческий проект «Зимующие птицы» Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»

Творческий проект «Зимующие птицы». Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»Цель педагога: создание социальной ситуации развития в процессе совместной творческой деятельности детей...

Познавательный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Зимующие птицы»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.Зад...

Проект «Зимующие птицы» «МАЛАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ» (5-7 лет)

Пособие направлено на уточнение и систематизацию представлений детей по теме «Зимующие птицы» (внешний вид, среда обитания, чем питаются, какие повадки). Развитие познавательных интересов....