Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей
статья
Что такое нетрадиционные формы?
Какие нетрадиционные формы можно использовать на занятиях?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы занятий
в дополнительном образовании детей
Хорьякова Н.В., методист, педагог дополнительного образования, МУДО ДЭБЦ, г.о. Павловский Посад, Московская обл.
Важную роль в дополнительном образовании играет выбор формы занятий. От того, какую методику вы выберете во многом зависит конечный результат.
Новые техники преподавания появляются ежегодно. И это неслучайно. «Всё течёт, всё изменяется» - говорил известный античный философ Гераклит. Меняемся и мы, и дети, которые приходят к нам на занятия. Поэтому все педагоги должны систематически совершенствовать свои методы обучения, изучать новые методики и внедрять их в учебный процесс. Только тогда занятия в детском объединении станут интересными детям, а значит и востребованными.
Более эффективны нетрадиционные формы дополнительного образования детей, основанные на играх, соревнованиях, тренингах, ролевых играх. Ведь благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.
Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта педагога. Можно организовать игру-путешествие, интеллектуальную игру «Самый умный» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора наиболее подходящей и эффективной формы обучения. Ведь необходимо учитывать и возраст детской аудитории, и уровень её подготовки.
Характеристика нетрадиционных видов деятельности:
• Занятие несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
• Используется вне программный материал, организуются коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
• Оформление помещения, доски, музыкальное сопровождение, использование видеофильмов и презентаций усиливают эмоции учащихся.
• Планирование и выполнение творческих заданий.
• Обязательное ппредварительное планирование занятия
• Четко определяются основные дидактические задачи.
• Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.
Так какие же нетрадиционные формы актуально использовать на занятиях в системе дополнительного образования?
1. Занятия-квесты
это игры, в которых детям необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице.
2. Занятие-сюрприз
Сюрпризные моменты можно включить в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей своего объединения. Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников и младших школьников. Сюрпризные моменты всегда красочны, неожиданны. Они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире. Ребенку интересно все, кроме скуки, бездействия. Неизвестность всегда дразнит воображение детей.
3. Занятие путешествие
это общий термин для обозначения различных видов игровой деятельности, таких как посещение выставок, зоопарка; экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти виды игровой деятельности объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания. Через такую ребята знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающем мире.
4. Занятие- сказка.
Дети объединяются по 2-3 человека, сочиняют сказку на заданную тему и представляют её группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.
5. Занятие -игра
Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством.
И это лишь небольшая часть нетрадиционных форм организации работы с обучающимися в системе дополнительного образования.
Подведём итог, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к преподаванию , это всегда праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к образовательной программе в целом.
И именно дополнительное образование имеет большие возможности для внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения, которые способствуют не только развитию познавательной деятельности обучающихся, но и формированию у ребят интереса к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ППО "Нетрадиционные техники рисования в дополнительном образовании детей раннего возраста"
Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования пальчиками и ладошками....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-449721-1426865403.jpg)
Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски» для детей от 3 до 4 лет 1 год обучения
Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного рисования у младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796220-1465302353.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Развивай-ка"(нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)
Рабочая программа "Развивайка" ( нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)...
План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования»
План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "нетрадиционные техники рисования"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/28/picture-941731-1503916213.jpg)
Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски»
Программа дополнительного образования детейпо нетрадиционному рисованию« Волшебные краски»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-960591-1526232471.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-960591-1526232471.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...