Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании детей
статья

Что такое нетрадиционные формы?

Какие нетрадиционные формы можно использовать на занятиях?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы занятий

в дополнительном образовании детей

Хорьякова Н.В., методист, педагог дополнительного образования, МУДО ДЭБЦ, г.о. Павловский Посад, Московская обл.

 Важную роль в дополнительном образовании играет выбор формы занятий. От того, какую методику вы выберете во многом зависит конечный результат.

 Новые техники преподавания появляются ежегодно. И это неслучайно. «Всё течёт, всё изменяется» - говорил известный античный философ Гераклит. Меняемся и мы, и дети, которые приходят к нам на занятия. Поэтому все педагоги должны систематически совершенствовать свои методы обучения, изучать новые методики и внедрять их в учебный процесс. Только тогда занятия в  детском объединении станут интересными детям, а значит и востребованными.

 Более эффективны нетрадиционные формы дополнительного образования детей, основанные на играх, соревнованиях, тренингах, ролевых играх. Ведь благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.

 Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта педагога. Можно организовать игру-путешествие, интеллектуальную игру «Самый умный» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора наиболее подходящей и эффективной формы  обучения. Ведь  необходимо учитывать и возраст детской аудитории, и уровень её подготовки. 

 Характеристика нетрадиционных видов деятельности:

• Занятие несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

• Используется вне программный материал, организуются коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

• Оформление помещения, доски, музыкальное сопровождение, использование видеофильмов и презентаций усиливают эмоции учащихся.

• Планирование и выполнение творческих заданий.

• Обязательное ппредварительное планирование занятия

• Четко определяются основные дидактические задачи.

• Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

 Так какие же нетрадиционные формы актуально использовать на занятиях в системе дополнительного образования?

1. Занятия-квесты

это игры, в которых детям необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице.

2. Занятие-сюрприз

Сюрпризные моменты можно включить в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей своего объединения. Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников и младших школьников. Сюрпризные моменты всегда красочны, неожиданны. Они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире. Ребенку интересно все, кроме скуки, бездействия. Неизвестность всегда дразнит воображение детей.

3. Занятие путешествие

это общий термин для обозначения различных видов  игровой деятельности, таких как посещение выставок, зоопарка; экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти виды игровой деятельности объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания. Через такую ребята знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающем мире. 

4. Занятие- сказка.

Дети объединяются по 2-3 человека, сочиняют сказку на заданную тему и представляют её группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением. 

5. Занятие -игра

Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством. 

И это лишь небольшая часть нетрадиционных форм организации работы с обучающимися в системе дополнительного образования.

 Подведём итог, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к преподаванию , это всегда праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности.  Снимается напряжение, оживляется мышление, повышается интерес к образовательной программе в целом.

И именно дополнительное образование имеет большие возможности для внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения, которые способствуют не только развитию познавательной деятельности обучающихся, но и формированию у ребят интереса к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация ППО "Нетрадиционные техники рисования в дополнительном образовании детей раннего возраста"

Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования пальчиками и ладошками....

Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски» для детей от 3 до 4 лет 1 год обучения

Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного  рисования у младшего дошкольного возраста....

План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования»

План дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "нетрадиционные техники рисования"...

Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски»

Программа дополнительного образования детейпо нетрадиционному рисованию« Волшебные краски»...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...