Задержка психического развития и аутизм. В чем разница?
материал

Автамонова Анна Алексеевна

Задержка психического развития и аутизм. В чем разница?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya_i_autizm.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития и аутизм. В чем разница?

1. Общение ( коммуникация).

  • Дети с ЗПР рады бы пообщаться, но часто не знают, как это сделать, что сказать, с чего начать.
  • Дети с аутизмом общаться не любят, эта функция для них безразлична. Они любят говорить сами с собой, находятся в своем мире.

2. Зрительный контакт.

  • У детей с ЗПР он сохранен. Они с радостью слушают родителей, когда те читают сказки, листают книги, задают вопросы.
  • У аутистов потерян зрительный контакт. Одним словом, они отворачиваются, прячут взгляд или отводят глаза в сторону, проявляя равнодушие к собеседнику.

3. Игровая сфера.

  • Дети с ЗПР рады начать игру вместе со сверстниками или родителями. Со временем запоминают правила и способны выполнять просьбы, поручения, задания. С охотой манипулируют разными видами игрушек, любознательны ( в плане времяпровождения в игре)
  • Дети с аутизмом избегают сюжетно-ролевых игр, равнодушны к совместной деятельности. Все игры однотипны: строят башни и разбирают, ставят машинки в один ряд, пересыпают крупу до бесконечности.

4. Однотипность движений.

  • У детей с ЗПР таких признаков не наблюдается, только если к данному диагнозу добавляется иное неврологическое нарушение, вследствие которого появляются тики.
  • У аутистов наблюдается стереотипность движений: кручение на одном месте, качание головой, стучание рукой по столу и т.д.

5. Вкусовые предпочтения

  • У детей с ЗПР не наблюдаются особые предпочтения, они любят кушать разную пищу, со временем сами учатся кушать ложкой, как только созреет эмоционально-волевая сфера и улучшатся моторные навыки.
  • Аутисты склонны к однообразию в еде. Иные продукты вызывают отвращение и капризы.

6. Эмоции.

  • Ребенок с ЗПР с радостью встречает родителей, пришедших с работы, с легкостью распознает чужие эмоции.
  • Ребенок с аутизмом имеет сложности с определением эмоций, он безучастен, когда родители возвращаются домой, проходит мимо, словно никого не замечает.

7. Обыденное поведение

  • Дети с ЗПР могут себя занять игрой, имеющей определенный смысл. Могут капризничать, но это связано с тем, что какая-то деятельность не удается ( например, собрать паззл, мозаику и др.). При включении родителей и похвале, они с радостью завершают начатое. Активны, иногда чрезмерно активны, имеют желание узнавать новое, с радостью спешат на улицу.
  • Дети с аутизмом любят находиться одни. Компания для них абсолютно не важна. Подолгу могут лежать на полу, смотря вдаль, мысленно улетать в свой выдуманный мир, "в своем измерении", часто не могут справиться с эмоциями, прячутся, выполняют одни и те же действия множество раз ( часто- ходят по кругу).

8. Речевые навыки

  • Дети с ЗПР имеют словарный запас, характерный для того уровня развития, на котором они находятся. Например, если ребенку 5 лет, а его психическое развитие находится на отметке 3 года, то и речевые навыки часто совпадают ( речь есть, но она имеет ошибки, не все звуки выговариваются и др).
  • Дети с аутизмом нередко имеют развитую речь, но говорят они в большей степени сами с собой.

9. Бытовые навыки самообслуживания

  • При ЗПР дети могут достаточно долго иметь трудности с туалетными навыками, самостоятельным приемом пищи, но при корректирующих занятиях быстро выходят в норму и больше не имеют подобных проблем.
  • У детей с аутизмом также имеются перечисленные трудности, но наряду с улучшениями состояния происходят частые откаты ( когда ребенок все делал сам, вдруг в какой-то момент приходится все начинать с самого начала)

10. Тактильная среда ( обьятия)

  • Дети с ЗПР с радостью идут на контакт, любят прижиматься к родителям, обнимаются, неравнодушны к прикосновениям.
  • Дети с аутизмом сторонятся любых прикосновений, это приводит их в ярость и вызывает негативизм по отношению к окружающим людям. Может начаться истерика.

Дети с ЗПР, проходящие коррекционные занятия достаточно быстро показывают положительные результаты и выходят в норму. Дети с аутизмом, к сожалению, не имеют возможности стать нормотипичным ребенком, их поведение всегда будет требовать наблюдения и помощи со стороны родителей и специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития

К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...