Консультация для педагогов "Коллекционирование в экологическом воспитании дошкольников"
консультация

Шарова Олеся Викторовна

             Экологические коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами,

              для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.   Они делают детей более внимательными, вдумчивыми наблюдателями, знакомят детей с различными природными объектами, учат их любить и беречь окружающую природу, расширяют кругозор, развивают навыки классификации объектов по различным признакам, сенсорику. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 110»

Консультация для педагогов

«Коллекционирование

 в экологическом воспитании дошкольников»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории  Шарова Олеся Викторовна

г. Оренбург, 2023

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком.

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование.

Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.

Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Особенность коллекционирования заключается в соответствии основным требованиям ФГОС;

в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;

в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей;

способность к принятию и реализации собственных решений;

Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка).

Экологические коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Они делают детей более внимательными, вдумчивыми наблюдателями, знакомят детей с различными природными объектами, учат их любить и беречь окружающую природу, расширяют кругозор, развивают навыки классификации объектов по различным признакам, сенсорику. 

 Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должен быть доступен для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

- Доступность объектов сбора, коллекции составляются из образцов, которые собирают сами дети и их родители: камни, семена, сухая кора, сухие листья различных растений, мох, образцы песка, глины, различной почвы, речные и морские ракушки.

- Разнообразие - в зоне коллекций могут быть представлены, как объекты живой, так и неживой природы: кусочки кирпича, гипса, бетона, различные виды пластмасс, резина и т. д.

- Краеведческий аспект - в коллекции могут быть представлены природные объекты Оренбургской области. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.

- Страноведческий аспект - объекты которые привезены дошкольниками из других стран, выезжая на отдых с родителями: морские ракушки, морские звезды, кораллы, морские камушки, морские сухие водоросли. Любой привезенный объект может служить поводом для разговора о странах, обычаях, природе Земли.

- Природоохранный аспект - коллекций насекомых, земноводных можно приобрести в магазинах, которые сделаны из синтетических материалов.

- Безопасность. Оформление экологического центра должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы.

Для поднятия интереса детей к коллекционированию важно не только создавать саму коллекцию, но и стараться про неё рассказывать, что в ней интересного, занимательного, чем она отличается от других коллекций. Чем интереснее представляет свой материал коллекционер, тем увлекательнее будет этот материал для слушателей.

К работе с коллекциями существуют определённые требования

1. Собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.

2. Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка.

3. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент.

4. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.

5. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними. Учитывается также и природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

6. В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции.

Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

  • в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира)
  • в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры
  • в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд
  • в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий
  • в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.
  • в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества – рисунки, аппликации, макеты.
  • в конструировании. Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Примеры экологических коллекций

1. Коллекции «Летающих семян». Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

2. Коллекция других семян и плодов. Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция «орехов», коллекция «ягод», бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

3. Коллекция соцветий. Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

4. Коллекция камней. В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру, тяжести и т. п., подбрасывать, конструировать, стучать друг об друга, сжимать в ладошке, бросать в воду, — и т. п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

5. Коллекции песка, глины, почвы. Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

6. Коллекция морских ракушек. Коллекция «Морское дно» позволяет детям рассказать о многообразии обитающих на дне моря организмов. Она предполагает знакомство детей с ракушками как частью разнообразного природного мира.

7. Коллекция сухих листьев (гербарий). Разнообразные листья деревьев и кустарников находящихся на территории детского сада, лекарственные растения,  растения луга, растения леса и парка и т.п.

Экологическое коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников

Формирование экологической культуры дошкольниковЧто у человечества нет будущего, если оно не изменит своего отношения к окружающей среде, – это общепризнанный факт. Сейчас многое делается, чтобы отвес...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей.«Как увлеч  ребенкаво время прогулки?»Все родители гуляют со своими детьми. Малышам нужен свежий воздух. С этим никто не спорит. Когд...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников

   Давайте же будем стараться         Учить детей в природу влюбляться.Чтоб каждый ребёнокПочти что «с пелёнок»Мог сразу и твёрдо сказать:«Природу мы ценим, х...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников

Береги свою планету –Ведь другой, похожей, нету!...

Консультация на тему: «Методы экологического воспитания дошкольников»

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Эта передача осуществляется согласно программе, с использованием различных методов – наблюдения, ...

Консультация "Роль ИЗО в экологическом воспитании дошкольников"

Консультация "Роль ИЗО в экологическом воспитании дошкольников"...