Проект "Народные промыслы"
статья (средняя группа)

Смирнова Алёна Александровна 08121987

 

Проект

Средней группы

(4 – 5 лет)

«Народные промыслы»

Проект подготовила воспитатель: Смирнова А.А.

Аннотация проекта:

Проект разработан для реализации с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и их родителями. Проект направлен на формирование познавательного и творческого интереса детей к русской народной культуре. Способствует развитию и расширению знаний детей в области народного творчества, включая ознакомление дошкольников с народными промыслами России и родного края. Позволяет повысить художественно-творческий уровень умений и навыков воспитанников. Приобщает детей к нравственно-духовным ценностям национальной русской культуры. Помогает воспитывать в детях гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Каждому человеку нашей богатой славными традициями, страны, важно знать о её истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве.  Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к русской культуре и традициям.

Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам: роспись посуды, глиняную и деревянную игрушку, кружевные плетения и др.

В своей работе, я уделяю особое внимание таким народным промыслам, как роспись предметов быта в разных техниках. Это «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка» и «Матрёшка».

Народное творчество учит ребёнка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе стем ребёнок овладеет таким понятием, как форма, цвет и размер, а также специфическими художественными навыками. Любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развить личность ребёнка. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программе не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углублённое знакомство с народным творчеством.  

Адресация проекта: дети и родители  средней группы № 14 «Лучики».

Участники проекта: воспитатели, дети и родители средней группы № 14 «Лучики»».

Возраст воспитанников: 4 – 5 лет.

Характер контактов: внутригрупповой.

Продолжительность: долгосрочный - 9 месяцев.

Особенности проекта: по характеру  создаваемого результата –практико-ориентированный.

Предметно-содержательная область: межпредметный проект (познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество).

Постановка и обоснование проблемы: дети  дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о народном творчестве, о том, какие виды росписи бывают, какие названия имеют, из какого материала выполняются.

Гипотеза: если знакомить дошкольников  с народными  промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, и будет способствовать развитию у них нравственно-патриотических качеств.

Цель проекта: знакомство детей с народными промыслами нашей страны, формирование у детей познавательного интереса  к русской культуре через ознакомление с декоративно - прикладным искусством и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Во взаимодействии с  детьми:

-Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

- Приобщать к многообразию и особенностям  декоративно – прикладного искусства.

- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам.

- Развивать художественно – творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Во взаимодействии с родителями:

- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Объект: народно-прикладное творчество (игрушки филимоновская, дымковская, матрёшка и разные виды росписи).

Предмет: формирование представлений у детей о своей стране и родном крае, в процессе художественно-эстетической деятельности.

Методы проекта:

Словесные:

1. Беседы, указания, словесные инструкции

2. Чтение художественной литературы.

3. Чтение стихотворений, сказок.

4. Разгадывание загадок.

5. Развлечения.

Наглядные:

1. Организация выставок.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Информационные стенды.

5. Личный пример взрослых.

 Практические:

1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности детей.

2. Использование раскрасок (филимоновской, дымковской игрушки, матрёшки) в режимных моментах.

3. Использование костюмов (сарафаны, кокошники, косоворотка) в праздниках и мероприятий проходящих на базе детского сада (праздник «Коляда», встреча на неделе  открытых дверей, ярмарке,  при постановки театрализованной сказки).

4. Дидактические игры.

5. Использование накопленного материала на занятиях.

Формы реализации проекта:

  • беседы (стихи, сказки, загадки);
  • познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление, изучение);
  • организация НОД и дидактические игры на закрепление  представлений образнообразии народного творчества;
  • художественно – продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка);
  • творческая деятельность (создание альбома «Народные промыслы», создание картотеки  картинок «Народные промыслы»);
  • обогащение развивающей среды группы по теме народные промыслы.

Средства реализации проекта: иллюстративный материал, художественнная литература, сказки, рассматривание книг, музыкальные произведения,  слайды, короткие мультфильмы о русской народной одежде.

Ресурсы проекта:

- материально – техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, цветной принтер, ламинатор, матрёшки, игрушки филимоновская, дымковская, матрёшка, свистульки, кухонная утварь, сарафаны, кокошники, косоворотка, шкатулки и др;

- кадровые: родители, дети, воспитатели группы;

- информационные: методическая, художественная литература, предметные картинки, дидактические материалы и иллюстрации по теме

Продукт  проектной деятельности:

- получение детьми знаний о народном творчестве своей страны;

- знакомство детей с  новыми профессиями (художник, гончар, плотник и др;

- повышение речевой активности детей;

- положительные эмоции от полученных результатов всеми участниками проекта (дети, воспитатели, родители);

- улучшение работы по взаимодействию с родителями (активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду);

Итог проекта: создание мини-музея «Народные промыслы», альбом «Народные промыслы» для средней группы №14 «Лучики».

Разработка и организация проекта: создать развивающую среду: подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок на тему «Народные промыслы», дидактических, театрализованных игр, фотографий, стихотворений, песен, загадок, НОД.

Прогноз негативных последствий и способы их коррекции:

- низкая заинтересованность родителей – распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений  проекта, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Планирование работы с детьми средней группы в рамках работы над проектом «Народные промыслы»

I. Подготовительный этап – начало сентябрь.

- Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта.

- Разработка конспектов организованной образовательной деятельности.

- Обогащение развивающей среды группы по теме «Народные промыслы».

-  Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

II. Основной этап – октябрь - апрель.

Беседа на тему «Русская матрёшка»

 Беседа на тему «Какие виды росписи вы знаете?».

Беседа на тему «Филимоновская игрушка»

НОД «Лепка филимоновской игрушки».

НОД «Рисование дымковской игрушки».

Театрализованная сказка «Заюшкина избушка».

Чтение художественной литературы
Чтение стихов о народных промыслах Боргуль А.В..

Чтение русской народной сказки «Алёнушка и братец Иванушка»

Чтение стихотворений, потешек, разгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных сарафанов.

Художественное творчество:
Аппликация: «Сарафан».

Рисование  «Матрёшка».
Лепка игрушка «Филимоновская».

Рисование  поднос «Жостово».

Театрализованная сказка  «Заюшкина избушка».

Оформление мини-музея «Народные промыслы» в группе.

Дидактические игры: «Собери матрёшку – 7, 9 частей»; «Отгадай название орнамента», «Разрезные картинки - матрёшки»,  «Дергунчик».

Физминутки:

«Ванька-встанька, приседай-ка», «Дружные матрёшки», «Носок-пятка, перетоп», «Скоморохи».

Пальчиковые игры:  «У Матрёшиной сестрицы», «За работу», «Жили-были», «Пастушок».

III. Заключительный этап конец мая.
Показ театрализованной сказки «Заюшкина избушка» для родителей.

Оформление центра «Народные промыслы».

Оформление альбома «Народные промыслы».

Оформление картотеки картинок по теме.

Работа с родителями 
Оказание помощи в пошиве сарафанов для девочек и косоворотки для мальчика.

Помощь в пополнении центра «Народные промыслы»

Используемые литературные источники при разработке  проекта:

  1. Вераксы Н.Е,  Васильева М.А  «От рождения до школы»/ под редакцией Вераксы Н.Е .Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозайка Синтез, 2014.
  2. Измайлов А.Б Сказочные материалы в русской народной педагогике для воспитания дошкольников. Мир детства и образования , 2007.
  3. ШайдуроваВ. «Народные промыслы». Издательство «Детство-пресс» 2014.
  4. Скоролупова О.А., знакомство детей дошкольного возраста  с русским народным декоративно-прикладным искусством.
  5. Понамарёва Н.И., Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста.
  6. Куликовская Т.А., «Народные промыслы».
  7. «Народное искусство детям»  для детей от3 до 7. МОЗАЙКА СИНТЕЗ 2015.
  8. Бойчук И.А., Попушина Т.Н., «Ознакомление детей  младшего и среднего дошкольного возрастас русским народным  творчеством». ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016.
  9. Интернет ресурсы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Средней группы

(4 – 5 лет)

«Народные промыслы»

Проект подготовила воспитатель: Смирнова А.А.

Аннотация проекта:

Проект разработан для реализации с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми и их родителями. Проект направлен на формирование познавательного и творческого интереса детей к русской народной культуре. Способствует развитию и расширению знаний детей в области народного творчества, включая ознакомление дошкольников с народными промыслами России и родного края. Позволяет повысить художественно-творческий уровень умений и навыков воспитанников. Приобщает детей к нравственно-духовным ценностям национальной русской культуры. Помогает воспитывать в детях гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Каждому человеку нашей богатой славными традициями, страны, важно знать о её истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к русской культуре и традициям.

Изделия русских умельцев выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам: роспись посуды, глиняную и деревянную игрушку, кружевные плетения и др.

В своей работе, я уделяю особое внимание таким народным промыслам, как роспись предметов быта в разных техниках. Это «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Жостово», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка» и «Матрёшка».

Народное творчество учит ребёнка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе стем ребёнок овладеет таким понятием, как форма, цвет и размер, а также специфическими художественными навыками. Любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развить личность ребёнка. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программе не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углублённое знакомство с народным творчеством.

Адресация проекта: дети и родители средней группы № 14 «Лучики».

Участники проекта: воспитатели, дети и родители средней группы № 14 «Лучики»».

Возраст воспитанников: 4 – 5 лет.

Характер контактов: внутригрупповой.

Продолжительность: долгосрочный - 9 месяцев.

Особенности проекта: по характеру создаваемого результата –практико-ориентированный.

Предметно-содержательная область: межпредметный проект (познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество).

Постановка и обоснование проблемы: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о народном творчестве, о том, какие виды росписи бывают, какие названия имеют, из какого материала выполняются.

Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, и будет способствовать развитию у них нравственно-патриотических качеств.

Цель проекта: знакомство детей с народными промыслами нашей страны, формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с декоративно - прикладным искусством и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Во взаимодействии с детьми:

-Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

- Приобщать к многообразию и особенностям декоративно – прикладного искусства.

- Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам.

- Развивать художественно – творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Во взаимодействии с родителями:

- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Объект: народно-прикладное творчество (игрушки филимоновская, дымковская, матрёшка и разные виды росписи).

Предмет: формирование представлений у детей о своей стране и родном крае, в процессе художественно-эстетической деятельности.

Методы проекта:

Словесные:

1. Беседы, указания, словесные инструкции

2. Чтение художественной литературы.

3. Чтение стихотворений, сказок.

4. Разгадывание загадок.

5. Развлечения.

Наглядные:

1. Организация выставок.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Информационные стенды.

5. Личный пример взрослых.

Практические:

1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности детей.

2. Использование раскрасок (филимоновской, дымковской игрушки, матрёшки) в режимных моментах.

3. Использование костюмов (сарафаны, кокошники, косоворотка) в праздниках и мероприятий проходящих на базе детского сада (праздник «Коляда», встреча на неделе открытых дверей, ярмарке, при постановки театрализованной сказки).

4. Дидактические игры.

5. Использование накопленного материала на занятиях.

Формы реализации проекта:

  • беседы (стихи, сказки, загадки);
  • познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление, изучение);
  • организация НОД и дидактические игры на закрепление представлений образнообразии народного творчества;
  • художественно – продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка);
  • творческая деятельность (создание альбома «Народные промыслы», создание картотеки картинок «Народные промыслы»);
  • обогащение развивающей среды группы по теме народные промыслы.

Средства реализации проекта: иллюстративный материал, художественнная литература, сказки, рассматривание книг, музыкальные произведения, слайды, короткие мультфильмы о русской народной одежде.

Ресурсы проекта:

- материально – техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, цветной принтер, ламинатор, матрёшки, игрушки филимоновская, дымковская, матрёшка, свистульки, кухонная утварь, сарафаны, кокошники, косоворотка, шкатулки и др;

- кадровые: родители, дети, воспитатели группы;

- информационные: методическая, художественная литература, предметные картинки, дидактические материалы и иллюстрации по теме

Продукт проектной деятельности:

- получение детьми знаний о народном творчестве своей страны;

- знакомство детей с новыми профессиями (художник, гончар, плотник и др;

- повышение речевой активности детей;

- положительные эмоции от полученных результатов всеми участниками проекта (дети, воспитатели, родители);

- улучшение работы по взаимодействию с родителями (активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду);

Итог проекта: создание мини-музея «Народные промыслы», альбом «Народные промыслы» для средней группы №14 «Лучики».

Разработка и организация проекта: создать развивающую среду: подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок на тему «Народные промыслы», дидактических, театрализованных игр, фотографий, стихотворений, песен, загадок, НОД.

Прогноз негативных последствий и способы их коррекции:

- низкая заинтересованность родителей – распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Планирование работы с детьми средней группы в рамках работы над проектом «Народные промыслы»

I. Подготовительный этап – начало сентябрь.

- Подбор художественной и методической литературы, игр и дидактических пособий для реализации проекта.

- Разработка конспектов организованной образовательной деятельности.

- Обогащение развивающей среды группы по теме «Народные промыслы».

- Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

II. Основной этап – октябрь - апрель.

Беседа на тему «Русская матрёшка»

Беседа на тему «Какие виды росписи вы знаете?».

Беседа на тему «Филимоновская игрушка»

НОД «Лепка филимоновской игрушки».

НОД «Рисование дымковской игрушки».

Театрализованная сказка «Заюшкина избушка».

Чтение художественной литературы
Чтение стихов о народных промыслах Боргуль А.В..

Чтение русской народной сказки «Алёнушка и братец Иванушка»

Чтение стихотворений, потешек, разгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных сарафанов.

Художественное творчество:
Аппликация: «Сарафан».

Рисование «Матрёшка».
Лепка игрушка «Филимоновская».

Рисование поднос «Жостово».

Театрализованная сказка «Заюшкина избушка».

Оформление мини-музея «Народные промыслы» в группе.

Дидактические игры: «Собери матрёшку – 7, 9 частей»; «Отгадай название орнамента», «Разрезные картинки - матрёшки», «Дергунчик».

Физминутки:

«Ванька-встанька, приседай-ка», «Дружные матрёшки», «Носок-пятка, перетоп», «Скоморохи».

Пальчиковые игры: «У Матрёшиной сестрицы», «За работу», «Жили-были», «Пастушок».

III. Заключительный этап конец мая.
Показ театрализованной сказки «Заюшкина избушка» для родителей.

Оформление центра «Народные промыслы».

Оформление альбома «Народные промыслы».

Оформление картотеки картинок по теме.

Работа с родителями
Оказание помощи в пошиве сарафанов для девочек и косоворотки для мальчика.

Помощь в пополнении центра «Народные промыслы»

Используемые литературные источники при разработке проекта:

  1. Вераксы Н.Е, Васильева М.А «От рождения до школы»/ под редакцией Вераксы Н.Е .Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозайка Синтез, 2014.
  2. Измайлов А.Б Сказочные материалы в русской народной педагогике для воспитания дошкольников. Мир детства и образования , 2007.
  3. ШайдуроваВ. «Народные промыслы». Издательство «Детство-пресс» 2014.
  4. Скоролупова О.А., знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.
  5. Понамарёва Н.И., Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста.
  6. Куликовская Т.А., «Народные промыслы».
  7. «Народное искусство детям» для детей от3 до 7. МОЗАЙКА СИНТЕЗ 2015.
  8. Бойчук И.А., Попушина Т.Н., «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возрастас русским народным творчеством». ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016.
  9. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Художетсвенное творчество" - "Знакомство с народными промыслами"

Цель: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору....

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Народные декоративно-прикладные промыслы

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления....

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера"...

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

презентация "Неувядающая ветвь" (народные промыслы)

презентация по народным промыслам...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...