Семинр практикум "Речевое развитие дошкольников
статья

Екатерина Александровна Тарасова

МДОУ Красночикойский деткий сад "Солнышко"

Семинар -практикум

на тему

 «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников»

                                                              Семинар подготовила:

                                           Ст. воспитатель

                                                                     Тарасова Е.А.

Форма проведения: педагогическая мастерская.                                                

 Участники: педагоги ДОУ.

Цель семинара:
• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

Материал: столы, картина, бумага, свернутая в трубу, презентация, мяч, шкатулка , картинки сказочных персонажей, игра «Круги Луллия».

ХОД семинра.

      В наше время развитие речи  является актуальной проблемой.

Мало когда услышишь из уст детей, что они с мамой или папой читали сказки или рассказы, рассматривали иллюстрации.  Разговаривая  с детьми, я обратила внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких - то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все  это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в  дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.

     выделены следующие задачи:

- продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа слова;

- обогащать словарный запас на основе углубления знаний об окружающем;

- формировать умение правильно согласовывать слова в предложении;

- совершенствовать умения пользоваться краткой и развёрнутой формой ответа;

- развивать связную(диалогическую и монологическую) речь;

Сегодня я вам хотела бы продемонстрировать некоторые  технологии, которые  можно использовать  в развитии речи  воспитанников. И сейчас я предлагаю вместе со мной отправиться в чудесный мир прекрасной речи и самим прочувствовать ценность предлагаемых приёмов и методов в развитии речи детей.

1. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Эти технологии помогают развитию и укреплению речевого аппарата детей, мышц губ, языка, развитию мелкой моторики.

 

2. При рассматривании картины использую приемы:

«Подзорная труба»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить педагогам  найти объекты по описанию.

Прием «Вхождения в картину»

Цель: развивать воображение, связную речь, умение выражать через речь свои чувства, эмоции.

Ход: педагогом предлагается посмотреть на картину, представить себя любым объектом внутри этой картины, задаются вопросы: «Кто ты?», «Что ты видишь вокруг?», «Что ты чувствуешь?».

3. Мнемотаблицы

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая, суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематичною

Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.                                      

Как и любая работа, процесс строится от простого к сложному.

Педагогом предлагается назвать сказки, рассказы, загадки, по мнемотаблицам на слайдах.

4. Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

 Игра проходит в кругу. Педагог поймав мяч подбирает существительные к прилагательному по ассоциации.
5. Игра «Шкатулка со сказками»
В шкатулке  лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из неё картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. У этой игры существуют многочисленные вариации: « Салат из сказок»-  смешивание разных сказок, « Что будет если?» -  сюжет задаёт воспитатель, « Изменение характера персонажей» - добрая баба яга, злая снегурочка, « Использование моделей» -  картинки- геометрические фигуры, « Введение в сказку новых атрибутов» -  волшебные предметы, бытовые приборы и т. д, « Введение новых героев» современных, «Тематические сказки» - цветочные, ягодные и т. д. 

6. Технология ТРИЗ

Творческие задания по  игре «Круги Луллия» :

1)"Необычные вещи"

Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом - изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).Задания: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором", "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

Педагогам предлагается поиграть в игру. Игра проводится индивидуально с каждым педагогом за столом.

2)"Новая сказка"

Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. Материал. Два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок). Задания: "Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". ("Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. (Иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского.) Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"

3)"Необычное место"

Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия. Материал. На верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад (прикрепляет воспитатель). На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев (дети прикрепляют самостоятельно). Задания: "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.), "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.)

Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки. 5)Игровое упражнение  «Придумай необычное существо»

Пособие: бумага, карандаши

Ход: педагогам предлагается нарисовать необычное существо и составить рассказ по рисунку. Игра проводится сидя на стульях.

6) Морфологические таблицы

Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. В ТРИЗ - методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица.

Рассмотрим примеры. Творческое задание - фантазийный дом (справа таблицы помещается карточка). Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет, рельеф, части, материал.

Затем размещаем варианты признаков по горизонтали. Дом может быть в форме сердечкав форме пик, круглый, спиральный, в форме креста. Цвет дома: «хаки», в горошек, в клетку, радужный, в полоску. Рельеф дома: пупырчатый, волнистый, пушистый, колючий, гладкий. Дом имеет части животного, растения, зонта, мебели и насекомого. Из чего будет дом –определяем строительный материал: ткань, бумага, песок, стекло, резина. Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и пытаемся соединить их воедино. В результате получаются «ушастые» дома, с мебельными ящичками вместо входа, в форме сердца, из песка и резины.

Педагогам предлагается составить новую модель машины по морфологической таблице на слайде.

7. Кинезологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное воздействие. В комплекс входят  – растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Это  специально  разработанные комплексы пальчиковых игр, игры – конструкторы, мозаика, игры с песком и т.д. Но, учитывая интересы детей, я для развития межполушарного взаимодействия применяю в своей работе природный и бросовый материал. Одним из таких материалов являются пуговицы разной величины, формы и структуры.  Наблюдая за детьми, могу сказать, что они, перебирая, рассматривая и создавая удивительные рисунки, могут сидеть часами с желанием творить.  И сегодня вам предлагается коллекция пуговиц для игры «Незаконченный рисунок»,

где вы, не подозревая сами, не имея специально подготовленных художественных способностей, сможете создать удивительные шедевры.

8. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.

Педагогам предлагается составить синквейн. Педагоги подбирают слова по очереди.

9. ЛЕГО – технология.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-конструирование и робототехника. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Использование ЛЕГО-технологий даёт возможность осуществлять работу над пересказом, рассказом, диалогом. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Одним из самых эффективных методов развития коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).

На этом свой мастер класс хочу закончить. Спасибо за внимание!


 

Список использованной литературы

  1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
  3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.

 4.      Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009

 5.       Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994

6.       О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002

7.       Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmo/260025.pdf

8.      Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. – М., 2007

9.    Зверева О. Л. , Кроткова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ.» Издательство ТЦ Сфера ,Москва, 2005 год.                

10.    Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство  Сфера,2012 год.

11.    Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.

12. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. Москва, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем  и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников    "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...