Об экологии, лэпбуках и картотеках дидактических игр. 2023г
консультация (подготовительная группа)

Шаехова Альбина Рузильевна

«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов, и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.

Картотека Дидактических игр экологического содержания используются мною на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, а также во время прогулок.

Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.

Например: игра закрепляет знания о трех природных средах, развивает слуховое восприятие и скорость мышления.

Воспитатель, бросив мяч ребенку, называет живое существо. Ребенок отвечает, в какой природной среде оно обитает. Например: «ворона» – «воздух», «карась» – «вода», «енот» – «земля».

Игра закрепляет понимание, на какие классы разделяются живые существа.

Воспитатель, бросив мяч, называет класс живых существ. Ребенок называет вид, принадлежащий этому классу. К примеру: «птица» – «соловей», «животное» – «лошадь», «рыба» – «сом». Повторяться нельзя.

Цель дидактической игры по экологии – сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу.

Многие пособия являются многофункциональными, и использовать их можно для закрепления знаний в разных образовательных областях. В своей работе с детьми гр. Колокольчик, я использую:

Методические пособия-лэпбуки «Экология» и «Моя Югра, край в котором я живу».

Лэпбук представляет собой самодельную книжку-раскладушку, которая состоит из множества карманчиков, вкладок, открывающихся окошек, в которой материал соответствует определённой теме. Весь материал представлен в виде фотографий, рисунков, игр и т. д.

Цель работы: закрепить знания детей дошкольного возраста об экологии и правилах поведения на природе. 

Задачи: дать дошкольникам первоначальное представление об экологии и природе в целом; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в природе.

 В игровой форме расширить знания о пищевых цепочках в природе; Закрепить знания о лекарственных растениях, животных, птицах, занесенных в Красную книгу.

 Развивать познавательный интерес детей;

 Воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе.

Дать возможность познавать красоту Югорской земли;

Познакомить с животными, птицами, природой Югры и закрепить эти знания;

Развивать бережное отношение к природе родного края;

На разворотах лэпбука мы знакомим детей с понятием «экология»

Экология - наука о законах жизни природы. Главный закон экологии - все связано со всем"

Содержанием методического пособия может быть:

1. Игра «Что такое хорошо, что такое плохо?»

2. Игра «Кто создал: Природа или человек?»

3. Экологическая игра «Почему планета грустит, радуется?»

4. Дидактическая игра лото «Сортировка мусора»

5. Игра «Мамы и детки».

6. Экологический театр.

7. Игра «Переработка мусора»

8. Пищевые цепочки.

9. Энциклопедия «Почему исчезают животные?»

10. Экологические раскраски.

11. Дидактическая игра «Экологические знаки»

12. Дидактическая игра «Угадай природное явление»

В моем лэпбуке представлены вкладки: Загадки, Польза или вред, Экологические сказки, Лото «Сортировка мусора», Найди пару «Эко – знаки», Красная книга, Разрешено на природе, Запрещено на природе.

Лэпбук, как форма организации образовательной деятельности помогает лучше понять и запомнить материал по заданной теме, отличный способ повторения пройденного материала, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, развивает мышление, внимательность, развитие речи, мелкую моторику. Таким образом в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют информацию.

В лэпбуке «Моя Югра. Край, в котором я живу» представлены игры и упражнения, наглядный материал, мнемотехника и мастер - классы. Все его материалы несут в себе познавательную и развивающую функции, систематизацию полученных знаний, облегчают и ускоряют процесс запоминания. Его структура и содержание доступны ребенку, обеспечивают игровую, исследовательскую и творческую активность. Материал в лэпбуке можно менять и добавлять.

На разворотах расположены игры: Четвертый лишний. Почему? (ягоды), Хантыйские, мансийские и русские загадки, Правила поведения, Животный мир Югры, Собери пазл (деревья), Четвертый лишний. Почему? (птицы, животные), Мастер – классы: летний чум, деревья тайги, грибная поляна.

Итог: Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактические игры экологического содержания и методические пособия используются мною на занятиях и в самостоятельной деятельности детей, а также во время прогулок. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Так же в экологическом воспитании помогает проводимые мероприятия в детском саду «Огород на подоконнике», в ходе которых дети получают знания о жизни растений; создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними; развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки. развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями; вовлечение родителей в жизнь детского сада. Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы

Я разработала  серию  дидактические игры для  детей 2 младшей группы по экологии...

картотека дидактических игр по экологии

для экологического развития ребенка...

Картотека дидактических игр по экологии

Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников

Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...

Дидактическое пособие по экологии ЛЭПБУК

Цель: изучение возможностей использования ЛЭПБУКа, как средство экологической грамотности для детей дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр во второй младшей группе Дидактические игры по экологии (картотека)

Экологическое воспитание детей — это не только готовность беречь природу, но и формирование основ нравственности.Проблемы экологии в наше время остро стоят перед человечеством. Воспитывать детей...

Картотека дидактических игр о спорте 18.09.2023г

Дидактические игры помогают расширить кругозор ребёнка, способствуют формированию знаний....