Консультация для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
статья

Консультация для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_nrav.vospit.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В последние годы в нашей стране произошли значительные изменения, затрагивающие нравственные ценности и отношение к событиям в нашей истории. У современных детей часто искажены представления о патриотизме, доброте и великодушии. В сегодняшней обстановке материальные ценности часто приобретают приоритет над духовными. Поэтому существует острая потребность в активизации нравственно-патриотического воспитания, что подчеркивается в содержании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

В сфере дошкольного образования эта проблема стоит особенно остро. Концепция дошкольного воспитания и ФГОС дошкольного образования определили основные принципы этого направления, включая "Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства".

Формирование чувств и нравственных ценностей у ребенка с самого начала его жизни представляет собой значимую задачу в области воспитания. Ребенок не приходит на свет с уже определенным характером, будучи злым или добрым, нравственным или безнравственным. Развитие нравственных качеств зависит в значительной степени от взрослых, которые окружают ребенка, включая родителей и педагогов. От их воспитательных усилий и впечатлений, которыми они обогатят ребенка, будет зависеть формирование его моральных ценностей.

В дошкольном возрасте ни одно из нравственных качеств не достигает окончательной зрелости; они только начинают формироваться. Это касается гуманизма, коллективизма, трудолюбия, чувства собственного достоинства и патриотизма. Несмотря на это, почти все нравственные черты начинают свое развитие именно в дошкольном возрасте.

Период дошкольного детства, с психологической точки зрения, является наиболее подходящим для формирования чувства патриотизма. В этом возрасте дети обладают доверием к взрослым, подражательностью, восприимчивостью к эмоциям и искренностью своих чувств. Знания и впечатления, полученные в детстве, оставляют глубокий след в жизни человека.

Воспитание, охватывающее нравственные и патриотические аспекты, представляет собой разносторонний и многогранный процесс. Однозначного определения "нравственно-патриотического воспитания" нет. Чувство принадлежности к своей Родине начинается с умения видеть красоту в окружающей природе.

В дошкольных образовательных учреждениях нравственно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, направленный на ознакомление детей с моральными ценностями человечества и конкретного общества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  1.  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2.  формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3.  воспитание уважения к труду;
  4.  развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  5.  формирование элементарных знаний о правах человека;
  6.  расширение представлений о городах России;
  7.  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  8.  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9.  формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание должно быть всесторонним и охватывать разнообразные сферы деятельности детей, учитывая разные аспекты их развития. Этот процесс должен осуществляться как в повседневной жизни, так и в образовательных учреждениях.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста следует строить, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным задачам. Этот процесс может быть представлен следующим образом:

Этапы патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

  1.  предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
  2.  художественно – ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
  3.  эмоционально – действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой действительности).

В дошкольном возрасте рекомендуется начать формирование патриотических чувств у детей, начиная с развития их любви к своей семье и своему месту рождения.

Дети должны осознать, что они являются частью большого и богатого народа, а именно - гражданами России, маленькими россиянами. Для этого наилучшим способом является знакомство детей с их маленькой родиной - местом, где они живут. Важно, чтобы дети знали свой район, могли увидеть красоту улиц, по которым они ежедневно проходят. Затем можно постепенно перейти к пониманию того, что их город - это часть большой страны, и они сами являются жителями России, её гражданами. Гражданин - это человек, который уважает законы своей страны (правила поведения), потому что он гордится своей Родиной.

Средства патриотического воспитания

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они слишком разнообразны.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

  1.  аудиальный - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;
  2.  визуальный - предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;
  3.  кинестетический - ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

Несмотря на широкое изучение средств воспитания, вопрос об эффективности конкретных методов остается открытым.

Для развития чувства патриотизма у дошкольников, педагоги должны применять разнообразные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут воспользоваться следующими приемами:

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)

  1.  рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
  2.  беседы с детьми о стране, родном городе;
  3.  использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
  4.  разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
  5.  знакомство детей с народной декоративной росписью;
  6.  привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
  7.  поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
  8.  личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Для этого используют различные формы работы:

  1.  прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера;
  2.  чтение сказок;
  3.  работа в книжном уголке;
  4.  ручной труд;
  5.  изготовление подарков;
  6.  выставки и экспозиции;
  7.  развлечения, досуги, праздники, концерты;
  8.  совместная проектная деятельность;
  9.  т.п.

(ООД) проводится раз в месяц или два, в зависимости от возрастной группы детей. Знания, полученные в ходе этой деятельности, укрепляются через различные формы работы вне занятий. В течение всего года воспитатели несколько раз возвращаются к уже изученным темам. Некоторые из них повторяются в каждой возрастной группе, но с добавлением более сложных аспектов. При проведении образовательной деятельности активно используется наглядный материал.

При знакомстве дошкольников с историей родного села, города и родной страны, воспитателю необходимо учесть следующие аспекты:

  1.  В ходе рассказа следует активно использовать наглядный материал, такой как фотографии, картинки, слайды, схемы и рисунки на доске. Это помогает визуализировать информацию и делает рассказ более интересным.
  2.  В рассказе воспитателя важно включать вопросы к детям. Это способствует активному участию детей, развивает их мышление, и делает обучение интерактивным.
  3.  При рассказе о исторических событиях не следует слишком часто использовать точные даты, так как дети дошкольного возраста не всегда могут понимать хронологию. Лучше использовать описательные выражения, такие как "Это было очень давно" или "Это случилось, когда ваши папы и мамы были маленькими".
  4.  Язык рассказа должен быть простым и понятным для детей. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, их следует объяснить. Следует избегать сложных грамматических конструкций.
  5.  При рассмотрении достопримечательностей родного города, воспитатель может выделить основные характеристики и отличительные особенности зданий, избегая подробного анализа и специализированной терминологии.

С помощью предлагаемых форм и методов патриотического воспитания можно достичь успеха. Это поможет детям увидеть красоту своего родного города, ознакомить их с творчеством русского народа, рассказать о героических страницах истории, научить детей любить свой город и страну, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.

Особую важность представляет работа с семьей. Взаимодействие между семьей и дошкольным учреждением должно базироваться на принципах единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, а также принципа совместной деятельности воспитателей и родителей.

Среди форм совместной работы ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию можно выделить следующие:

  1.  консультации и беседы;
  2.  круглые столы;
  3.  организация фотовыставок («Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», и т.п.);
  4.  совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок);
  5.  поддержание групповых традиций (чаепития, утренники);
  6.  т.п.

Становление личности гражданина зависит от того, каким образом ребенок воспринимает окружающий мир, что привлекает его внимание, какие уроки он извлекает из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Инновационные формы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов и родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить...

Консультация для педагогов на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Консультация для педагогов на тему: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разметать, не размельчить на пустяки, а сохранить и приумножить, вопл...

Консультация для педагогов на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...