Проект "Узоры Севера"
проект (старшая группа)

Калина Галина Валерьевна

Здравствуйте! Данный проект познакомит детей с орнаментами народов Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Узоры Севера"33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Узоры Севера"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Северные узоры»

Разработчики проекта: воспитатель: Калина Галина Валерьевна

Продолжительность проекта: октябрь – май 2021 года

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: творческий, познавательный

Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители

Возраст детей: 6-7 лет

Актуальность

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является -развитие интереса к традициям своего народа. Но в наши дни дети мало получают информации о родной культуре и быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры родного края. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: песни, танцы, игры, устный народный фольклор народов Севера. Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Приобщение детей к культуре народов Севера является проблемой, так как в современном мире разорвана нить, которая связывает поколения и делает их представителями одной нации. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к фольклору, к декоративному искусству – задача первостепенной важности. Чтобы сохранить и продолжить национальную культуру народов Севера, поэтому, был разработан проект «Северные узоры». В нем дети знакомятся с орнаментами народов Севера в частности ненцев, хантов и селькупов.

Орнамент является основой декоративного искусства. Его специфика, особенности художественного образа, характер (национальный и исторический) способствует тому, что орнамент смело можно назвать хранителем художественной культуры любого народа.

Проблема, значимая для педагогов:

- недостаточный уровень знаний детей в области декоративного творчества народов Севера;

Цель проекта: приобщение детей к истокам культуры народов Севера, познакомить детей с орнаментами народов Севера; развивать знания об окружающем мире, формировать у детей чувства любви к Родине.

Задачи.

Образовательные:

- расширить познавательный интерес к декоративному искусству народов Севера;

- активизировать детей на приобретение и закрепление умений и навыков в области художественного творчества.

- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Развивающие:

- развивать любознательность, стремление к творческому познанию к декоративному искусству народов Севера - развивать эстетическое восприятие чувство ритма цвета, творческие способности;

Воспитательные:

- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;

- формировать творческую личность;

- воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, любовь к декоративному искусству, чувство патриотизма и любви к Родине.

Этапы проекта

1этап: Нахождение темы проекта и осознание ее. Планирование.

2 этап: Реализация проекта (см. план мероприятий проекта)

3 этап: Завершение и анализ проекта. Документирование проекта. Итоговая презентация.

Итоговое мероприятие проекта: Экскурсия в дом ремёсел

План мероприятий по реализации проекта

Месяц

Недели

Наименование мероприятий

Цели

Формы работы

Октябрь

1 неделя

«Знакомство детей с одеждой народов Севера»

Познакомить детей с национально одеждой народов Севера

Беседа, рассматривание орнаментов

2 неделя

Рисование «Национальная одежда народов Севера»

Закрепить полученные знания о национальной одежде народов Севера, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни

Практическая деятельность

3 неделя

«Лепка фигура человека в селькупском национальном костюме»

Учить детей с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, продолжать знакомить детей с национальной одеждой селькупов

Беседа, рассматривание иллюстрация, практическая деятельность

4 неделя

«Украшения народов Севера»

Познакомить детей с украшениями народов Севера, налобниками, женскими и мужскими поясами, расширить словарный запас

Выставка, рассматривание налобников, поясов, элементы орнаментов

Ноябрь

1 неделя

Знакомство детей с орнаментами народов Севера

Познакомить детей с орнаментами и их значениями народов Севера, расширять словарный запас

Беседа, рассматривание орнаментов

2 неделя

«Орнаменты народов севера»

Продолжать знакомить детей с орнаментами. Учить узнавать и правильно назвать элемент орнамента

Мини –экскурсия на выставку, рассматривание орнаментов,

3 неделя

«Северные орнаменты»

Учить детей узнавать и правильно назвать элементы орнаментов

Викторина, загадывание загадок

4 неделя

«Животные нашего края»

Дать знания о животном мире родного края, развивать связную речь, расширять словарный запас

Беседа, презентация

Декабрь

1 неделя

«Глаза и уши»

Познакомить детей с селькупской сказкой, развивать образное мышление, развивать знания об окружающем мире

Чтение селькупской сказки

2 неделя

Аппликация «Ягушка с орнаментом «Заячьи уши»»

Продолжать знакомить детей с орнаментами и их значением,

Практическая деятельность,

3 неделя

«Северный олень»

Дать детям знания о северном олене и его повадках; рассказать детям о его пользе для человека

Беседа, рассматривание иллюстраций

4 неделя

Новогодняя игрушка на ёлку»

Вызвать у детей желание изготовить новогоднюю игрушку, используя элементы орнамента для поделки развивать фантазию

Практическая работа, поделка

Январь

2 неделя

«Обведи по точкам и раскрась оленя»

Вызвать желание работать в тетради, развивать мелкую моторику рук, учить обводить образ оленя по точкам

Практическая работа в тетради «Алма»

3 неделя

«Медведь»

Расширять представления детей о медведе; расширять словарный запас

Беседа о медведе, рассматривание иллюстраций

4 неделя

Знакомство с ненецким орнаментом «Медвежий след»

Аппликация «Малица с орнаментом «Медвежий след»»

Продолжать знакомить детей с элементами орнамента и его значением «Медвежий след»

Рассматривание элементов орнамента, практическая работа аппликация

Февраль

1 неделя

«Предметы одежды народов Севера»

Развивать логическое мышление, внимание, формировать у ребёнка чувства любви к Родине

Игры на сенсорной доске «Алма»

2 неделя

«Глухарь»

Расширять представления детей о глухаре; расширять словарный запас

Беседа, рассматривание иллюстраций практическая работа лепка

3 неделя

Орнамент «Хвост глухаря»

«Сумка с орнаментом «Хвост глухаря»

Продолжать знакомить детей с элементами орнамента и его значением «Медвежий след»

Презентация, рисование

4 неделя

«День оленевода и охотника»

Познакомить детей с праздником народов Севера «День оленевода и охотника»

Развлечение, подвижные игры народов Севера

Март

1 неделя

«Красивая открытка для мамы»

Вызвать у детей желание изготовить праздничную открытку с элементами орнамента «Заячьи ушки»

Практическая работа

2 неделя

«Растения нашего края»

Познакомить детей с растительным миром родного края, расширять словарный запас

Беседа, рассматривание иллюстрация

3 неделя

Аппликация «Рукавицы с орнаментом «Большой кедр»

Познакомить детей с орнаментом «Большой кедр»; развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику ру

Практическая работа, аппликация

4 неделя

Орнамент «Две берёзы»

Познакомить детей с орнаментом «Две берёзы», развивать умение видеть и понимать красоту в природе

Рассматривание орнамента, практическая работа

Апрель

1 неделя

Знакомство детей с селькупским орнаментом «Глаза росомахи»

Познакомить детей с орнаментом «Глаза росомахи»

Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование

2 неделя

Знакомство детей с селькупским орнаментом «Зубы росомахи» «Обведи и продолжи узор»

Познакомить детей с орнаментом «Зубы росомахи», развивать мелкую моторику рук

Рассматривание иллюстраций, практическая работа в тетрадях

3 неделя

«Прямоугольные узоры северных селькупов»

Продолжать знакомить детей с узорами народов Севера, учить детей вырезать и создавать на листе бумаги орнамент

Рассматривание иллюстраций, практическая работа

4 неделя

Мастер-класс «Красивый налобник»

Познакомить детей с налобником, учить детей создавать орнамент

Совместная работа с родителями изготовление поделки

Май

1 неделя

Чтение селькупской сказки «Халей», орнамент «Крыло чайки»

Познакомить детей с селькупской сказкой, развивать образное мышление, фантазию; учить детей слушать внимательно сказку не мешая другим детям

Беседа, рассматривание орнаментов,

2 неделя

Подвижные игры народов Севера «Рыбаки и рыбки»

Познакомить детей с играми народов Севера, развивать двигательную активность, учить правилам игры

Подвижные игры на прогулке

3 неделя

«Найди 5 отличий», «Соедини ягоды с её названием»

Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края

Игры на интерактивной доске «Алма»

4 неделя

Экскурсия в дом ремёсел

Продолжать знакомить детей с культурой народов Севера, расширять словарный запас

Рассматривание выставки национальной одежды, предметы быта, украшения, изделия из кости и др.

Ожидаемые результаты:

  • дети имеют первоначальное представление о традиционной культуре народов Севера;
  • имеют знания о живой и неживой природе Севера;
  • знают и правильно называют орнаменты и украшения народов Севера;
  • проявление интереса к изготовлению поделок;
  • расширение и активизация активного и пассивного словаря;
  • формирование творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....