Доклад Экологическая акция
статья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Введение.

Живешь ты в атомный наш век

И сам — не муравей,

Будь Человекомчеловек,

Ты на земле своей!

СМихалков

 

В современном мире наиболее актуальной является проблема взаимоотношения человека с

окружающей средой. В природе все взаимосвязано: уничтожая или нанося вред природе мы нарушаем равновесие. Нельзя только брать, ничего не отдавая взамен!

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к приро-де, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо формировать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с 

дошкольного возраста. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда 

они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрос-лых - воспитателей и родителей.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?                                                                                 

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных инновационных  форм работы по формированию экологического сознания дошкольников, на мой взгляд, является природоохранная экологическая акция. Раскроем ее понятие.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekologicheskaya_aktsiya.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная  научно-практическая конференция

воспитателей  дошкольных образовательных учреждений

и педагогов общеобразовательных учреждений

Перелюбского муниципального района Саратовской области

«Обучение, развитие, воспитание в современном образовательном процессе»

Номинация «Применение инновационных методов и технологий в работе с обучающимися»

Доклад - презентация

«Экологическая природоохранная акция

 как одна из активных инновационных  форм работы

 по формированию экологического сознания  дошкольников»

(из опыта работы)

                                         Выполнила: воспитатель МБДОУ

«Детский сад п.Октябрьский»

 Нигматуллина В.Е.

Стаж работы в ДОУ: 10 л.

Аттестационная категория: 1

                                                                                         

                                                                                           

2023 г.

План доклада

Введение                                                                                                           2

1. Теоретические основы экологической природоохранной акции          3 - 4                                                                                            

2.  Экологическая акция «Поможем пернатым» (из опыта работы)            4

                                                               

2.1. Актульность  экологической акции                                                        4 - 5

2.2. Этапы, цель, задачи, методы и приемы                                                   5 - 7

реализации экологической акции                                                                                      

                                                                                                   

2.3. Результаты экологической акции                                                            8

Заключение                                                                                                       9 - 10

Список литературы                                                                                          11

Введение.

Живешь ты в атомный наш век

И сам — не муравей,

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

С. Михалков

В современном мире наиболее актуальной является проблема взаимоотношения человека с

окружающей средой. В природе все взаимосвязано: уничтожая или нанося вред природе мы нарушаем равновесие. Нельзя только брать, ничего не отдавая взамен!

Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к приро-де, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо формировать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с 

дошкольного возраста. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда 

они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрос-лых - воспитателей и родителей.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?                                                                                 

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных инновационных  форм работы по формированию экологического сознания дошкольников, на мой взгляд, является природоохранная экологическая акция. Раскроем ее понятие.

1. Теоретические основы экологической природоохранной акции.                                                                                                

Экологическая природоохранная акция — социально значимое, деятельное, комплексное событийное, протяженное  во времени мероприятия, которое проводится в дошкольном учреждении педагогами с  детьми при участии родителей (законных представителей). Экологическая акция – это комплексное мероприятие. В ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические. Реализуется  экологическая акция  через все виды детской деятельности.  Акция проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание  эко- акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, игры, чтение, наблюдения, конкурсы, посвящённые объектам акции. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность.
Эффективность  данной формы работы по формированию экологического сознания дошкольников заключается  в том, что:
- акция направлена на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
- акция позволяет добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
-  акция позволяет детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

 В основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск. Акция - это «игра - всерьез». Её результаты значимы для детей и взрослых.

- Уважаемое жюри и коллеги, разрешите поделиться своим опытом формирования экологического сознания дошкольников  посредством эко-акции  в разновозрастной группе 5-7 лет нашего ДОУ.

2. Экологическая  акция «Поможем пернатым» (из опыта работы).

Как птице перезимовать?

Известно, что у птах,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,

Когда снега метут?

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

“Спасибо вам великое!”

2.1. Актуальность экологической  акции.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встаёт жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. С наступлением холодов в поисках корма синицы, голуби, снегири, воробьи и многие другие пернатые начинают искать корм вблизи жилых домов. Что бы как то помочь птицам, мы с детьми и их родителями решили  провести эко - акцию “Поможем пернатым”.

2.3. Этапы, цель, задачи, методы и приемы реализации экологической акции.

Акция реализовалась в три этапа. На первом этапе, подготовительном, мною был составлен план работы с детьми и родителями. Намечены  и доведены до родителей цель и задачи акции.

Цель: Помочь зимующим птицам пережить холодный период.

Задачи:

- Формировать у детей обобщенное представление  о зимующих птицах, о роли человека в их жизни;

- Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц;

- Научить детей правильно их подкармливать;

- Вовлечь детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

 Перед детьми во время прогулки была поставлена проблема: почему на игровом участке детского сада  стало больше птиц?  Выслушав мнения детей, сделали обобщение:  с наступлением холодов спрятались насекомые, дует холодный ветер, снег заметает семена трав и деревьев, корма становится все меньше для птиц и они стремятся к человеческому жилью, тем самым просят нашей помощи. Как же мы, люди, можем помочь птицам в трудное для них  время? Дети предложили позаботиться о них: построить кормушки, подкармливать  их. Что бы больше узнать о братьях наших меньших – птицах, научиться заботиться о них, предложила ребятам   провести экологическую акцию «Поможем пернатым».

Второй этап, основной (практический),  включил в себя такие методы и приемы по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах  как:

-  ОД по познавательному развитию на тему «Зимующие птицы»;

- продуктивная деятельность – конструирование на тему «Кормушка для птиц», лепка «Птицы на кормушке», рисование «Снегирь на ветке рябины»;

- беседы о птицах: «Птицы зимой» (снегирь), «Знакомство с воробьем», «Синица у нашего дома», «Голубь - чудесная птица»;

-  игровое упражнение «Покормим птицу»;

- индивидуальная работа: дидактические игры природоведческого характера -  «Что склевали птицы?», «Чем питаются птицы?», «Посчитай птиц», «Один-много», «Где какая птица находится?», «Чей? Чья? Чье? Чьи?», «Какая птица лишняя?», «Кто прилетел к кормушке, улетел от кормушки?», «Закончи предложение»;

- трудовая деятельность в помещении и в природе – изготовление  «съедобных кормушек», развешивание их  на участке, уборка в кормушках, кормление птиц;

- наблюдение «Следы птиц на снегу».

- подвижные игры на прогулке и в спортивном зале: «Совушка», «Птички и кошка», «Воробушки», «Птицы в гнезда летят», «Птички и клетка», «Перелет птиц», «Вороны и воробьи», «Воробушки и автомобиль», «Голубь»;

-  чтение х/л: Г. Скребицкий и В. Чаплина  “Чем дятел зимой питается”; Н.Сладков «Волшебная полочка», «Где обедал воробей?», «Кусок хлеба»; Г.Скребицкий «В зимнюю стужу»; авторская сказка «Чудесные домики или сказка о зиме и птицах».

- разучивание пальчиковой гимнастики «Кормушка»;

- совместная продуктивная деятельность детей и родителей – сбор корма, изготовление и презентация «съедобных кормушек», участие в оформлении экологического альбома «Зимующие птицы», изготовление фигурок-оригами для панно «Пернатые друзья»;

Третий этап эко-акции (заключительный) включил в себя итоговое мероприятие – познавательно-игровую программу  «Птицы - наши друзья» и организацию «птичьей столовой» на участке детского сада.

2.4. Результаты экологической акции.

В ходе реализации экологической акции «Поможем пернатым» были достигнуты следующие результаты:

- Сформированность у всех участников акции  определенной системы природоведческих знаний и желания помогать птицам  в зимний период;

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков, экологической культуры.

Заключение.

Экологические природоохранные акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и  по праву являются одной  из эффективных инновационных  форм работы по формированию экологического сознания дошкольников.

С уверенностью могу сказать, что участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Сотрудничество педагогов с семьями детей по экологическому направлению, совместные организованные мероприятия не только обеспечивает единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

Хочется верить, что любовь к природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Список литературы:
1. Т. Зенина «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. — С. 18 — 21.

2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
5. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009г.
8. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 — 7лет», с.62 — 63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание активной гражданской позиции через проведение акций. Часть 1. Экологические акции.

Задачи: •Способствовать формированию активной жизненной и гражданской позиции у детей            •Способствовать укреплению внутрисемейных отношений, сплочению члено...

Доклад на тему: Работа с детьми младшей группы по формированию позитивного отношения к природе в форме экологических акций

Доклад к презентации Работа с детьми младшей группы по формированию позитивного отношения к природе в форме экологических акций...

Акция «Бумажный бум» С 27.03.18 по 6 апреля в дошкольной образовательной площадке «Ивушка»проходила экологическая Акция «Бумажный бум».Спасибо всем участникам за то, что присоединились к нашему проекту!

Акция "Бумажный бум"  - это эколого-просветительский проект по сбору макулатуры, который официально поддержал Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и котора...

Акция «Бумажный бум» С 27.03.18 по 6 апреля в дошкольной образовательной площадке «Ивушка» проходила экологическая Акция «Бумажный бум». Спасибо всем участникам за то, что присоединились к нашему проекту!

Акция "Бумажный бум"  - это эколого-просветительский проект по сбору макулатуры, который официально поддержал Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и котора...

В нашем дошкольном образовательном учреждении, мы ежегодно проводим экологические акции. Одной из таких была акция «Сохраним зеленую красавицу» Цель акции – привлечение внимания населения и в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки елок в канун Н

В нашем дошкольном образовательном учреждении, мы ежегодно проводим экологические акции. Одной из таких была акция «Сохраним зеленую красавицу»Цель акции – привлечение внимания насел...

Экологическая акция в детском саду «Покорми птиц зимой» (приурочена к Всероссийской акции ко Дню Птиц)

laquo;Мы кормушки  смастерили,Мы столовую открыли,Воробей, снегирь – сосед,Будет здесь для всех обед»           З.Александрова...