МО Доклад "Использование социальных и экологических акций в познании окружающего мира и социальной действительности".
материал

Баязитова Айгуль Динарисовна

Эффективным средством решении задач является социализации дошкольников являются акции. Для детей дошкольного возраста социальная акция - это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование социальных и экологических акций в познании
окружающего мира и социальной действительности»

Баязитова А.Д. воспитатель

МБОУ «Излучинское ОНШ №2»

Эффективным средством решения задач социализации дошкольников являются  акции.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление опыта общения.

Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается. С одной стороны, участие в акции позволяет ребенку освоить социальный опыт внутри социальных отношений, с другой – это активная деятельность по воспроизводству социальных отношений и действий, приводящих к положительному результату. Социальная акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.

В чем же значимость и ценность социальных акций для дошкольника?

  1. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
  2. С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
  3. Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
  4. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.

Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.

Какие существуют подходы к классификации социальных акций?

С детьми дошкольного возраста акции могут иметь различную направленность: исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их целевой группе); социально-педагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему-либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и другой, толерантность).

 При планировании и организации социальных акций следует придерживаться следующих принципов:

Дети должны заранее представлять себе, каким будет их участие в акции.

Каждой акции предшествует разнообразная подготовительная работа.

Недопустимо включать в акцию соревновательные элементы.

Обязательным требованием при проведении акций является соблюдение основ безопасности.

Дети участвуют в акции по-настоящему, а не понарошку.

Действия участников акции должны быть доведены до логического завершения.

Одноразовой акцией цели не достигнешь, поэтому необходимо

предусмотреть повторные мероприятия.

Участники должны проявлять активность на всех этапах проведения акции.

Организаторы заранее согласовывают проведение акции.

При подготовке социальных акций педагог может руководствоваться следующим алгоритмом:

1 шаг. Выбрать и обосновать социальную проблему.

2 шаг. Определить цели и задачи.

3шаг.Организовать творческую группу из педагогов и родителей         воспитанников для подготовки к предстоящей акции.

4 шаг. Подобрать материалы, изучить проблему.

5 шаг. Определить форму проведения акции.

6 шаг. Составить план (сценарий) проведения акции.

7 шаг. Включить родителей воспитанников и социальных партнёров         в подготовку и проведение акции.

8 шаг. Провести социальную акцию.

9 шаг. Подвести итоги акции

При проведении социальной акции всегда следует учитывать возраст, возможности и индивидуальные особенности детей участников. Им должны быть понятны цель, смысл деятельности и конечный результат (польза).

Социальные акции можно классифицировать:

  • по масштабу участия ДОО:

− Одна группа;

− возрастная параллель (только подготовительные группы);

 − все группы ДОО.

  • по уровню участия:

− в ДОО;

− районный;

− в городе;

 − междугородний:

− Всероссийский;

− Международный.

  • по предмету преобразования:

− Социально-благотворительные (для человека);

− Экологические (для природы);

− Культурные (для объектов и предметов культуры); − Патриотические (для района, города, страны).

Примерная тематика социальных акций, организованных в детском саду:

  • Акции, ориентированные на помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому», «Оберег для особого ребенка»,

«Милосердие», «ДоброПочта» и др.);

  • Акции экологической направленности («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы», «Герб природы», «Превращения мусорной кучи», «Спаси лес – утилизируй батарейку» и др.);
  • Акции здоровье сберегающей направленности («Как сохранить здоровье», «Витамины на подоконнике», «Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Режим дня для малышей», «Пьем кефир вместе» и др.);
  • Акции, направленные на безопасное поведение, заботу и порядок в быту («Безопасная дорога», «Идем в гости», «Защити себя сам», «В гости к книгам», «Книжка заболела», «Сломанные, но любимые», «Вторая жизнь игрушек», «Починим, зашьем, помоем» и др.);
  • Акции патриотической и исторической (культурной) направленности: («Патриоты», «Моя малая Родина», «Такие разные традиции», «Письмо в прошлое», «Письмо неизвестному солдату», «Наш бессмертный полк» и др.);

Акции, посвященные праздничным дням, памятным датам и иным значимым событиям («Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «День города», «День рождения детского сада», «Добрые дела к Новому году», «День этикета», «День красивой речи», «День улыбки» и др.).

Силами педагогов нашего дошкольного учреждения разработаны и внедрены в жизнь следующие акции: 

1. Акция «Покорми птиц зимой». Акция проводится с целью привить детям любовь к природе и воспитать навыки бережного и ответственного отношения к ее обитателям, а также познакомить с природным материалом- деревом.
2. Акция «Сдай батарейку- спаси ежика». Акция развивает представления детей об энергоносителях, о вреде батареек для окружающей среду, формирует желание больше узнать об обитателях леса и желание заботиться о них.
3. Акция «Сохраним елочку в лесу». В рамках этой акции дети узнают больше информации о деревьях, о бережном отношении к «легким нашей планеты», о возможности использовать искусственные елки
4. Акция «Берегите воду». Акция направлена на формирование экологического мировоззрения детей, воспитание бережного отношения к сохранению водных ресурсов.
5. Акция «Добрая крышечка». Акция проводится с целью сбора пластиковых крышечек от ПЭТ бутылок. Направлена на привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач. Данная акция является важным элементом в развитии культуры раздельного сбора отходов, привлекающим внимание к проблемам свалок и переработки мусора в России. И тд.

6. Трудовая акция «Наш уютный детский сад» .Такие мероприятия оказывают на детей огромное воспитательное действие. Приучаясь к труду раннего возраста , дети овладевают  полезными умениями и навыками, получают определенные знания, учатся беречь результаты труда.

Задачи  ФОП дошкольного образования  для детей старшего и подготовительного возраста включает знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте.

Педагог знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в  поселке.

Виды волонтерской деятельности для дошкольников:

1.Обгораживание окружающего пространства: посадка деревьев, уход за растениями на участке, уборка участка от снега

2. Выступление в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, подготовка для них подарков.

3. Ремонт книг.

4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

5.Обучение малышей новым способам действия в лепке, художественном труде, рисовании.

6.Изготовление подарков для ветеранов.

7. Подготовка праздничных концертов

8. Изготовление подарков для «Дома ребенка»

9.Создание птичьей столовой на территории детского сада

Для организации социальных акций и детского волонтерского движения в детском саду необходимо иметь социальных партнеров, осуществлять сетевое взаимодействие между образовательными и иными учреждениями, отталкиваться от событийного подхода в образовании, поскольку событийность часто становится основой социальной         активности

В заключение хочется сказать, что  акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы, развивают познавательный интерес детей, позволяют самим находить ответы на свои вопросы, глубоко изучить интересующую детей тему. Участвуя в  акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Экологические акции закладывают основу экологической культуры детей, дают возможность проявить творческую, познавательную активность, формируют мышление, развивают исследовательскую деятельность, способствуют целостному развитию личности детей дошкольного возраста ребенка и взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Тема: «Кто работает в детском саду»

Дети всегда проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать.  Они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслужива...

"Воспитание «Маленького гражданина» через ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью".

Мы должны научить наших детей видеть доброту, любовь, должны помочь понять, что они часть великого русского народа....

Конспект НОД в старшей группе с ТРН по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью.

Конспект НОД в старшей группе с ТРН по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью "Один ствол"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью "Один ствол"...

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью в первой младшей группе Тема: «Транспорт»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью в первой младшей группе Тема:  «Транспорт»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью "Праздник русской берёзки", старшая группа

Данный конспект поможет воспитателям приобщить детей к традициям национальной русской культуры....