Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста методом моделирования
статья

Плотникова Екатерина Александровна

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по теме формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста. Теоретический материал раскрывает понятиекоммуникативная грамотность, условия успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников. Практический материал представлен описанием приема моделирования на плоскости и методапроблемно-практической  ситуации, а также вариантами игр и игровых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnikova_e.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Плотникова Е.А.

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста методом моделирования

Аннотация: Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по теме формирование предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста. Теоретический материал раскрывает понятие коммуникативная грамотность, условия успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников. Практический материал представлен описанием приема моделирования на плоскости и метода проблемно - практической  ситуации, а также вариантами игр и игровых ситуаций.

Ключевые слова: основы коммуникативной грамотности, эффективное общение, игровые ситуации.

Коммуникативную грамотность можно рассматривать как совокупность знаний, умений и навыков коммуникации, с помощью которых человек выстраивает эффективное общение независимо от различных обстоятельств. [3]

Исходя из данного определения, можно сказать, что субъект, обладающий коммуникативной грамотностью, знает правила общения и умеет их применять с учетом конкретной ситуации, владеет нормами и тактиками общения, речевым этикетом, которые эффективно использует в любой коммуникативной ситуации. Коммуникативно-грамотный человек выстраивает общение, учитывая такие параметры, как возраст и национальность собеседника, уровень его культуры, должность, эмоциональное состояние и прочее.[3]

Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и прочее.

Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.

Одним из условий успешного развития предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста является совместная деятельность и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

В работе по формированию предпосылок коммуникативной грамотности детей старшего возраста я использую такие методы и приемы, как проблемно-практическая ситуация, моделирование игровых ситуаций, плоскостное моделирование и моделирование из геометрических фигур.

Плоскостное моделирование - это построение на плоскости изображений из различных фигур, его можно использовать в играх на формирование речевого этикета. На плоскости можно выкладывать различные предметы и композиции, сопоставляя каждую деталь с вежливыми словами, комплиментами, приветствиями, словами благодарности, просьбы, прощания. Так мы с детьми играли в игру «Цветочная полянка», цель которой научить детей проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, т. е. делать комплименты. В начале игры педагог обращает внимание детей  на скучную картину (на полянке нет цветов), затем воспитатель проводит «параллель», говоря о том, что точно также и в жизни бывает, нам не хватает теплых слов, комплиментов. Далее  ребятам предлагается сказать приятные слова каждому из участников. Правила игры таковы, что сказанные добрые слова в адрес ребят и взрослых будут замещены лепестком цветка, так постепенно мы собрали целую цветочную полянку. Ее можно рассматривать как модель самой дружной группы ребят. Можно составлять и другие предметы, например, по кирпичику построить «Домик для друзей».

Еще одним методом и одновременно формой формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста выступает проблемно-практическая ситуация, которая способствует приобретению детьми позитивного коммуникативного опыта при решении социально-нравственных задач. [1, с. 10]

Проблемная ситуация  - это специально разработанная игровая модель. Она имеет короткий, несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий.

Проигрывая с детьми игровую ситуацию «Не поделили игрушку» я заметила, что дети успешно находят варианты решения проблемы, а вот в самостоятельной игровой деятельности не применяют такие варианты разрешения конфликтов.

Игровые ситуации могут быть как специально-подобранные, так и реальные, имеющие место в группе, например «Ребята не принимают Сашу в игру». Главное, научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности в обыденной жизни.

Если проводить подобные игры и игровые ситуации систематически, то результаты работы обязательно будут видны, пусть даже не сразу. Способности к коммуникации, конечно же, носят индивидуальный характер. Кому-то удается легче общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов, а другие дети могут испытывать затруднения, дискомфорт, но благодаря специальным приемам и методам можно улучшить, наладить взаимодействие дошкольников с окружающими.

Список литературы:

Букатов В. М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие. М.: Сфера, 2014.

Рылеева Е. В. 10 игр для социализации дошкольников. Методическое пособие. М.: Издательство: Скрипторий, 2015.

http://www.io.nios.ru/articles2/115/10/formirovanie-predposylok-kommunikativnoy-gramotnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Сведения об авторе:

Плотникова Екатерина Александровна, воспитатель БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области, г. Тара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

«Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоват...

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...