проект Устное народное творчество как средство развития речи детей
проект

Мазитова Светлана Айратовна

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение  города Нижневартовск детский сад №56«Северяночка» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

«Устное народное творчество

как средство развития речи детей

среднего дошкольного возраста» 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Мазитова С.А.

 

 

 

Нижневартовск

Содержание

Пояснительная записка................................................................................ . 3

Актуальность проекта……………………………………………………....3

Проблема проекта………………………………………………………….. 4

Гипотеза проекта……………………………………………………………4

Цели и задачи................................................................................................ .4

Задачи по образовательным областям……………………………………. 6

Планируемые результаты............................................................................  7

Формы работы с детьми............................................................................... 8

Формы работы с родителями......................................................................  8

План реализации проекта с воспитанниками и родителями ................... 9

Материально - техническое обеспечение..................................................12

Заключительный этап..................................................................................12

Список литературы......................................................................................27

Приложение 1...............................................................................................15

Приложение 2...............................................................................................15

Приложение 3.............................................................................................. 16

Приложение 4.............................................................................................. 20

4. Пояснительная записка

К.Д.Ушинский

 Возраст от 4 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, заклички и т.д.).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

  Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей старшего возраста  я выбрала методическую тему «Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» 

 

Актуальность проекта

 Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». 

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.  

Проблема:  

ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ПЛОХО ГОВОРЯТ? МОЖЕТ, ПОТОМУ, ЧТО МЫ РАЗУЧИЛИСЬ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ. ОБЩАЯСЬ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛИ РЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ, А ВЕДЬ В НИХ

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ РАЗРЕШЕНИЕ ЛЮБОГО КОНФЛИКТА.  

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ

ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

ОТСУТСТВИЕ ЭПИТЕТОВ, СРАВНЕНИЙ, ОБРАЗНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ОБЕДНЯЕТ, УПРОЩАЕТ РЕЧЬ, ПРЕВРАЩАЕТ ЕЁ  

В  МАЛОВЫРАЗИТЕЛЬНУЮ, СКУЧНУЮ, ОДНООБРАЗНУЮ И МАЛОПРИЯТНУЮ. БЕЗ ЯРКОСТИ И КРАСОЧНОСТИ РЕЧЬ БЛЕКНЕТ, ТУСКНЕЕТ.

 Гипотеза проекта:

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.

Цель проекта:   

-раскрыть влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством. 

-развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми; 

-развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. 

 

Задачи проекта : .

  

-Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, обогащать словарный запас детей, развивать диалогическую и монологическую связную речь
  • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с  последовательно развивающими  событиями;  связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

-развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

 Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

  • Развивать воображение и творческую активность детей старшего дошкольного возраста;

-Формирование объектов окружающего мира, их свойствах и отношениях посредством знакомства с устным народным творчеством.

-Речевое развитие: 

-Понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, формирование связной речи (диалог – монолог). 

-Чтение художественной литературы (сказки, потешки, песенки);

-Воспитание у детей интереса к общению со взрослыми и сверстниками; - Обогащение и активизация словаря детей за счет слов - названий предметов, объектов, действий с ними;

  • Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов;

-Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.

Социально - коммуникативное развитие:

-Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;

-Совершенствовать уровень накопленных практических навыков (побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям»);

Художественно - эстетическое развитие:

  • Развитие целостно - смыслового восприятия фольклорных произведений;
  • Учить воспринимать произведение слухом, зрением, осязанием.

Искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться;

  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.

Физическое развитие:

-Правильное выполнение основных движений при обыгрывании героев произведений;

-Овладение подвижными играми с правилами.

Участники проекта: дети группы, воспитатель группы, родители.

Тип проекта: творческий, познавательно - игровой.

По содержанию:  социально - педагогический.

Возраст воспитанников: 4- лет  

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

 Планируемые результаты:  

 -Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

-Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

-У детей повысить интерес  к устному народному творчеству.  

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

-Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

-Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

-У детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;

-Сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей; -У родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка - Фотоотчет.

-Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

 Содержание проектной деятельности Этапы и сроки реализации: 

  1. этап – подготовительный,
  2. этап – практический,  
  3. этап – заключительный.
  1. подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
  2. собственно – исследовательский (основной):  выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
  3. завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. Фотоотчет.

  

 

Подготовительный этап: 

Методы и формы проекта с воспитанниками:  

ФОРМЫ: 

занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

( индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

 Методы:

-Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности; 

-Рассказ;

-Игры;

-Показ;

-Беседа с детьми; 

- Словесные игры. 

Формы работы с родителями:

 

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство «семья — детский сад». Задача – заинтересовать родителей перспективами развития устного народного творчества, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

-Анкетирование;  

-Родительские собрания, консультации для родителей;  

-Совместное разучивание произведений устного народного творчества; 

-Индивидуальные беседы;

  • Совместная деятельность;
  • Выставки;

-Помощь в изготовлении костюмов и декораций.

 

 

Практический этап

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ВОСПИТАННИКАМИ  И  РОДИТЕЛЯМИ  

         СРОК

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРОДУКТ  

сентябрь

Анкетирование детей и родителей .

Результаты анкет

сентябрь

Создание картотеки дидактических игр на развитие речи.

Картотека

сентябрь

 Занятие ООД по развитию речи :

«Портрет моего сказочного друга»

конспект

октябрь

Знакомство с народной куклой.

Изготовление куклы-оберега дома .

Выставка кукол в народных костюмах(совместная работа с родителями)

октябрь

Инсценирование сказок: «Репка», «Теремок».

Показ сказок

октябрь

Знакомство с русской избой.

Экскурсия в краеведческий музей

ноябрь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Рассказывание

Развлечение на тему «Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников».

Конспект

ноябрь

ноябрь

Работа с загадками, составление загадок.

Картотека

декабрь

Русские народные игры.

Картотека

декабрь

Совместные рисунки детей и родителей к любимым потешкам.

Выставка рисунков

декабрь

Настольный театр «Маша и медведь»

Показ сказки

январь

Сочиняем сказку сами.

Сказка «Колобок-великан»

январь

Знакомство с колыбельными песнями.

Создание альбома с иллюстрациями к колыбельным песням

январь

Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)»

Показ сказки

февраль

Создание библиотеки русских народных сказок

Выставка сказок

февраль

Мастер-класс для родителей: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

конспект

февраль

Рисуем скороговорки  вместе с родителями. Картотека скороговорок и чистоговорок.

Выставка рисунков, картотека

март

Знакомимся с предметами русского

Экскурсия в музей истории русского  

быта.

быта

март

Развлечение «Широкая Масленица»

Конспект

март

Составление комплекса закаливающей гимнастики после сна.

Картотека

апрель

Создание картотеки фольклор 

Картотека

апрель

Игра-викторина: «Знаем ли мы русские народные сказки?»

Конспект

апрель

Создание альбома с иллюстрациями «Альбом пословиц и поговорок, народных примет о временах года»

Альбом

май

Литературный КВН на знание потешек.

Конспект

май

Знакомство с историей русского костюма.

Показ слайдов

май

Квест-игра «Путешествие на остров Правильной речи»

Конспект

 

 

 

 

 

Материально - техническое оборудование:  

В группе имеется театральная зона, где отведено место для народных игр с пальчиковыми, настольным театром:

  • Пальчиковый театр;  
  • Театр би ба бо;
  • Настольный театр;  
  • Театральные маски, шапочки для детей;  
  • Сказки на фланелеграфе;
  • Кукольный театр;  
  • Оснащение для инсценировок сказки (театральные атрибуты);  
  • Вязаные и театральные куклы;  
  • Мягкие и резиновые игрушки;  
  • Уголок ряженья;  
  • Картинки для показа сказок;

 

Заключительный этап:

     Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

             Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

           С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинат знакомить детей еще в раннем возрасте, что   позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.                                                          

  Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

  Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

   Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

  Русские народные, хороводные игры  привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества.  Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными   и  пальчиковыми играми   не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

     Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Полученные результаты показали, что только 10% детей имеют высокий уровень развития речи, 3% -средний . 14% детей показали низкий уровень. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры устного народного творчества.  

         Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей. 

        Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игрудраматизацию отдельных эпизодов по желанию детей.Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев. 

         На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы). 

           Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки, скороговорки.Помогали создавать предметную среду. Готовили декорации для театра. 

           Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений. Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста. 

 

                                                             

Приложение 1 

Анкета для родителей старших дошкольников 

  1. Любите ли Вы читать книги? 
  2. Какие книги для детей есть в Вашей домашней библиотеке? 
  3. Как часто Вы читаете книги своему ребенку? 
  4. . Какие книги Вы читаете своему ребенку? 
  5. Какие книги любит Ваш ребенок? 
  6. Есть ли у Вашего ребенка потребность в том, чтобы ему читали книги? 
  7. Кто из членов семьи читает ребенку книги? 
  8. Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребенком? 
  9. Учите ли Вы ребенка различать жанры? 
  10. Умеет ли Ваш ребенок определять характерные признаки литературных жанров? 
  11. Сформированы ли навыки пересказа литературного произведения у Вашего ребенка? 
  12. Как Вы считаете приносит ли пользу домашнее чтение? Какую? 
  13. Умеет ли Ваш ребенок выразительно читать стихи? 
  14. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок любил книги? 
  15. . Какие имеются предложения и пожелания по улучшению отбора книг для детей, их усовершенствованию? 

 

 

 

Приложение 2 

 

Перспективный план «Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством устного народного творчества при знакомление с художественной литературой» Сентябрь. 

  1. Колыбельные. 

Сделать колыбельку, кровать-качалку, чтобы дети пели колыбельные песни куклам. 

  1. День рождения детей (корона, трон для именинника). 
  2. Праздник осени. Октябрь. 

1.Русские народные сказки. 

Чтение с детьми в свободное время, перед сном, после ужина. Театрализованная деятельность детей. 

  1. День рождения. 
  2. Путешествие в страну сказок со сказочницей Ариной. Сюрпризные моменты на занятиях. 
  3. Сделать новый театр «Кукла-кулек». 

Ноябрь. 

1.Авторские сказки. К.И.Чуковский. 

2. Драматизация сказки « Мойдодыр» 

3.День рождения. Декабрь. 

1. Обрядовые, традиционные песни. 

(Маленькой елочке…, Новый год, В лесу родилась елочка) 2. Праздник « Новый год» 

3. День рождения. 

Январь. 

  1. Народные песенки, потешки, прибаутки. 

(Солнышко - колоколнышко, Петушок-петушок) и т.д. 

  1. Рождество Христово. 
  2. День рождения. Февраль. 
  1. Частушки. 
  2. День рождения. 
  3. Масленица – широкая Боярыня. 

(пляшем « Барыню», делаем «петуха с лентами»). 

  1. 23 февраля – день защитника отечества. Март. 
  1. Дразнилки, скороговорки, прибаутки. 
  2. Праздник мам «8 марта» . 
  3. День рождения. Апрель. 
  1. Пословицы, поговорки. 
  2. День рождения. 
  3. Праздник Весны. Май. 

1. Народные приметы, заклички. 2. День рождения. 

 

 

 

Приложение 3 

Квест-игра «Путешествие на остров Правильной речи» 

                                                                       

                                                                                                     Подготовила: Зимирева И.В

Образовательная область «Речевое развитие»: по закреплению знаний, умений и навыков.

Цель: поддержание         интереса         к         интеллектуальной         деятельности,         желание играть, формировать умения находить решения на поставленные задания.

Программное содержание: 

Задачи: 

Обучающие задачи: 

Закреплять знания, полученные на логопедических занятиях, демонстрация детьми результатов, достигнутых по всем компонентам устной речи, чёткое произношение ранее изученных звуков, навыки звукобуквенного анализа слов, совершенствовать грамматическую сторону речи (упражнять в использовании слов-антонимов, составлять из слов предложение и согласовывать слова в предложении) Развивающие задачи: 

Развивать умения выслушивать высказывания товарищей, умение работать сообща и дружно; умения отвечать на вопросы, высказывать свои суждения. Воспитывающие задачи: 

Поддерживать инициативность и самостоятельность детей в игре, формировать умение взаимодействовать со сверстниками в командных играх. Создать у детей эмоционально-позитивный настрой

Интеграция с областями: «Речевое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды         детской         деятельности:         игровая,         коммуникативная,         двигательная, музыкально-художественная Оборудование: 

Мультимедийные: ноутбук, проектор презентация «Путешествие на остров «Правильной речи»

Наглядный материал: карта, бейджики для команд, карточки со словами и с чистоговорками, тучки с предложениями, герб Острова.

Музыкальные: музыкальные композиции с движениями «Капитан Краб»

Раздаточный материал: дидактическая игра «Маленькие помощники, пеналы для составления схемы предложений, медали победителям. Ход квест - игры: 1. Вводная часть (5 минут) 

Организационный момент: 

Стоя в кругу 

Давайте за руки возьмёмся 

И друг другу улыбнёмся 

Скажем «Здравствуйте» друзья Рады видеть вас всегда. 

  Кто-то стучит в двери:

  • Ребёнок открывает двери, а там посылка. Он её заносит. На ней написано для подготовительной группы, я предлагаю детям открыть её и посмотреть, что в ней.

Открываем посылку в ней письмо от королевы волшебного острова Правильной речи, и карта!

  • (Воспитатель читает письмо): У них пропал герб, и она просит нас, его найти. Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы помочь королеве и её жителям найти герб.
  • На этот остров попасть не просто, дорога дальняя. На нашем пути встретятся разные острова и много преград.
  • Перед началом нашего путешествия давайте немного разомнёмся, для этого выполним с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»   

Рыбка плавает в водице,       (покачивают сложенными вместе ладошками)

Рыбке весело играть.                                        (из стороны в сторону)

Рыбка, рыбка, озорница,                                 (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.                       (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,      (Медленно наклоняют вперед сложенные ладони)

Крошку хлебную взяла.       (Делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,      (Покачивают сложенными вместе ладонями        

Рыбка быстро уплыла                                      влево и вправо)

Воспитатель: - Как вы, догадались, сегодня наше путешествие будет в форме – игры.

На каком транспорте отправимся в путешествие?          

Отправляемся, друзья, Мы на чудо острова. Помоги нам ветерок,

Паруса надуй, дружок!        

(дети выстраиваются конусом – «нос корабля»). Давайте, поможем ветру!

(Дыхательная гимнастика: вдох носом – выдох ртом). 

Чтобы быстро и четко выполнять задания мы с вами разделимся на 2 команды. Дети  делятся на 2 команды: на подносе лежат бейджики с названиями команд, дети сами по желанию выбирают кем будут (осьминожки, морские звездочки).

В путь: 

На слайдах по очереди появляются картинки с изображением островов.

П. Основная часть (20 минут) 

        1.         Остров: «СЛОВА» 

Каждой команде нужно придумать одно предложение с заданным словом не менее 4 слов:

  1. Для команды «Осьминожки» 

  АПТЕКА, КАША, ГАРАЖ, БУТЕРБРОД, КАТОК. 

  1. Для команды «Морская звезда» 

 ШКОЛА, ПОГРЕМУШКА, СОМ, САНКИ, ЗЕРКАЛО 

Муз. пауза с движениями «Капитан Краб» (Делай так) 

     2 Остров: «Рифмы» 

Воспитатель: - Перед нами остров Рифмы. Здесь жители не договаривают конец предложений, но они говорят так складно, что можно подобрать рифму.

  Команда «Осьминожка: 

  1. Ла-ла-ла – прилетела к нам… (пчела)
  2. Су-су-су – не боимся мы … (осу)
  3. Чу-чу-чу – я подую на…  (свечу)
  4. Ро-ро-ро – в магазине есть … (ситро)
  5. Щи-щи-щи – ты нас мама не … (ищи)

   

Команда «Морская звезда»: 

  1. Лу-лу-лу – скачет лошадь по … (селу)
  2. Сы-сы-сы – у Семёна нет … (косы)
  3. Чи-чи-чи – улетели все … (грачи)
  4. Ру-ру-ру – красим … (конуру) 10. Жу-жу-жу – на животике … (лежу).
  1. Остров «Предлогов» 

Здесь жители учатся употреблять в речи простые предлоги: на, над, под, у, перед, в. между, за. 

(Учить детей понимать и правильно употреблять в речи простые предлоги на, над, под, у, перед, в, между, за. Совершенствовать умение составлять предложения с предлогами по предметным картинкам).

  1. Остров «Признаков» 

Игра «Шаги» (Кто быстрее доберется до...). 

Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры:

шаг можно сделать, только сказав нужное слово. Команда «Морская звезда»: «ЯБЛОКО»

Команда «Осьминожки»: «ЛИМОН»

  1. Остров «Антонимов» (с мячом) 

Воспитатель: Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение: 

Ночь - день, грязно - чисто, светло - темно, холодно - жарко, мир - война, ложь - правда, добрый - злой, друг - враг, радостный - грустный, храбрый -трусливый. 

Белый - черный, зима-лето, высокий - низкий, тихий - громкий, грустный -весёлый, медленный - быстрый, крупный - мелкий, назад - вперед, верх - низ, говорить – молчать, широкий - узкий 

Музыкальная пауза «Капитан Краб» (Бодрилка) 

  1. Остров: «Составления схем предложений» (исправить и составить схему предложений)

Дети по очереди снимают тучки, воспитатель читает предложение, дети его исправляют.

Ветер сильный набежал, Предложения сломал. 1.         Ёлка прыгнула на белку.  (Белка прыгнула на ёлку).

  1. Стул укатился под клубок.  (Клубок укатился под стул).
  2. Лошадь лаяла на собаку.  (Собака лаяла на лошадь).
  3. Новое платье испачкала Милу.  (Мила испачкала новое платье).
  4. Собирает землянику Лена лесную. (Лена собирает лесную землянику).
  5. Поливает из Лёня цветы лейки. (Лёня поливает из лейки цветы).
  6. Радуга небе на появилась. (На небе появилась радуга).
  7. Лёва липу полез на. (Лёва полез на липу).
  8. Лена лимонад Лиза и любят. (Лена и Лиза любят лимонад).
  9. Люда пластилина лепит из. (Люда лепит из пластилина).

Воспитатель: 

Друзья, посмотрите, что это за сундук здесь стоит, давайте дружно его откроем.

Дети находят в сундуке герб острова Правильной речи. 

8. Остров Правильной речи. 

  • На слайде появляется остров Правильной речи.

Воспитатель: Ну, вот наше путешествие подошло к концу, мы добрались до острова Правильной речи.

  • Мы дружно и правильно выполнили все задания, и нашли герб острова.
  • У каждого острова есть свой герб, давайте прочтём, что написано на гербе острова Правильной речи.

Дети все дружно, хором, читают: Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо! Ясно, чётко говорим, 

Потому что не спешим!

Ш. Итог (5 минут) 

Воспитатель: Все ребята молодцы, работали дружно, помогали друг другу, я вами очень довольна.

Вручение медалей соревнования (медали получают все, но у каждой команды своя медаль). Большое спасибо.

РЕФЛЕКСИЯ: 

Ребята на доске изображены три больших солнышка: веселое, грустное, и безэмоциональное но они без лучиков. Если вам понравилось наше путешествие, и вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, возьмите лучик и украсьте веселое солнышко; если вы считаете, что у вас что-то не получилось, положите лучики к безэмоциональному солнышку; если вам путешествие совсем не понравилось, было трудно украсьте лучиком грустное солнышко.

 

Приложение 4. Мастер- класс 

«Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

                                                                                                                                                                                                                   

Добрый день, уважаемые родители!

Тема мастер-класса «Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:

1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;

 

Перед  вами предметы: пустой сосуд, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.

(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.

Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые используются в работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. А как влияет устный народный фольклор на развитие детей, я предлагаю вам испробовать на себе и поучаствовать мастер - классе. Остановимся на некоторых видах устного народного творчества.

1.Скороговорки.

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

2. Пословицы

-У меня к вам есть вопрос,

-Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица.

  1. Волков бояться – в лес не ходить.
  2. Делу время – потехе час.
  3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  4. Не хвались началом – хвались концом.
  5. Человек без друзей – что дерево без корней.
  6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
  8. Поспешишь - людей насмешишь.

3. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом. Доскажите имена сказочных героев.

  • Кощей… (Бессмертный) 
  • Елена… (Прекрасная) 
  • Василиса…. (Прекрасная или Премудрая) 
  • Сестрица… (Аленушка) 
  • Финист… (Ясный сокол) 
  • Иван…. (Царевич или дурак) 
  • Братец… (Иванушка) 
  • Змей … (Горыныч) - Я буду задавать вопросы.
  • Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга) • Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
  • Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
  • От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
  • Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
  • Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
  • В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).
  • Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.) 
  • Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем (Репка.) 

Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах: • портки - штаны

  • косоворотка - рубаха с косым воротом
  • рать – войско
  • чело - лоб
  • изгородь - ограда
  • перст - палец
  • око – глаз
  • уста - рот, губы

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Именно поэтому мною была выбрана данная тема по самообразованию. Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе!

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
  3. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.
  4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.
  5. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9
  6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,
  7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9
  8. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967
  9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
  10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4
  11. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000
  12. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995.
  13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981.
  14. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972
  15. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.1998.-№9.
  16. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет.

–М.: Просвещение, 1960.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...

Творческий, познавательно - исследовательский проект "Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Проект нацеленный на ознакомление детей с устным народным творчеством, формирование интереса к русскому фольлору, расширению и активизации словарного запаса детей....

Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»

Проект «Устное народное творчество как средство развития речи» для детей раннего возраста по сказке «Курочка Ряба»...