"Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"
статья

Белоногова Екатерина Николаевна

Статья в образовательном СМИ "Педагогический альманах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publication.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

   Актуальность гендерного воспитания  на данный момент значительна, поскольку направление программы гендерного воспитания учитывает то, что современное общество против того, чтобы мужчины и женщины располагали только набором преимуществ по своему половому признаку.

   Под «гендером» понимается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности и включает в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

   Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о мужчинах и женщинах, которые необходимы для нормальной и эффективной социализации личности ребенка. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, то есть гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

   Гендерные стереотипы — устойчивые для общества в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин, но и различные представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.

Стереотипы в отношении пола встречают ребёнка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Всё это сопровождается педагогическими комментариями: «Не плачь, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления эмоциональности у мальчиков; «Будь послушной и тихой — ты же девочка!», что формирует подчинённость у девочек. Человек приобретает традиционные гендерные стереотипы с детства и они могут сильно различаться в разных культурах, что часто не находит понимания.

  Как показывает практика, в настоящее время в системе дошкольного образования возникают некоторые  проблемы по вопросам гендерного воспитания. Во-первых, это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности и в результате, содержание воспитания и образования ориентировано только на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые различаются в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений и  в проявлении агрессии и многом другом.

  Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году.

    В результате психолого-педагогических исследований установлено, что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли, а именно:

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.

   Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставит перед педагогом и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому нужно учитывать, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо.

   Так же важно в работе с детьми проводить различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых будет формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей.

   Особое значение в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре.

Поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков требует особого внимания. Необходимо руководствоваться задачами общего развития детей и федеральными государственными стандартами.

   При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия. Мальчики хуже воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

   На занятиях по творческой деятельности необходимо создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для них интересно или эмоционально значимо.

   При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, важно обращать внимание на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью отражения в игре социальных образцов женского и мужского поведения, а также достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель поведения женщины-матери, и наличие атрибутики игрового пространства для игр – «путешествий», в которых мальчикам предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

  Успех гендерного  воспитания детей можно обеспечить способами взаимодействия взрослого с ними, такими как:

  • мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
  • медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
  • частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;
  • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  • частые похвалы в адрес детей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
  • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

    Заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста  и в игровой деятельности.  Многие исследования отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики же любят дружеские активные игры, но не являющиеся проявлением агрессии, а создающие у детей положительный эмоциональный фон.  Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих играх и прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, будто это лишь бессмысленная беготня, приводящая к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишаются истинно «мужских игр», и это отрицательно сказывается на их личностном развитии.

   Мальчика и девочку не рекомендуется воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.  Взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития и понимать способ мышления.

   При совместном воспитании мальчиков и девочек важной педагогической задачей, которую стоит отметить, является преодоление разобщенности между детьми и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать вместе, но с учетом их гендерных особенностей.  Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена, например, через театрализованную деятельность. Также стоит отметить в развитии игровой деятельности детей младшего возраста и конструирование из крупного строительного материала.

   Важно добавить, что для развития детей в игровой деятельности и для их воспитания с учетом гендерных особенностей в детском саду, необходимо ежедневно играть с воспитателем, а в семье – с родителями.

В дошкольных учреждениях, с учетом гендерного воспитания, с детьми проводятся различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых является формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом.

   Проблема гендерной социализации является одной из актуальных в контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет активный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в комплексе педагогической системы. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в большой мере зависит от содержания воспитания, где важна роль игры.

   В играх реализуются желания детей. В игре ребенок освобождается от чувства одиночества и познает радость сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

   Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто взрослые неправильно понимают, что значат их поступки, и возможно неправильно на них реагируют. 
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат.
  Таким образом, хочется призвать всех постараться  понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, таким разными и прекрасными, какими создала их природа.

Список литературы:

  1. Темаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ, Москва 2012г.
  2. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.
  3.  Радзивилова М.А. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4 (часть 2).
  4. Микляева Н.В. « Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГОС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по гендерному воспитанию дошкольников в условиях детского сада

Направление: Социально-личностное.Образовательная область: Социализация.Цель:Повысить свой профессиональный уровень по теме,Систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании де...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

План работы по самообразованию "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Повышение профессионального уровня по теме, систематизация работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Мальчики и девочки - два разных мира.... Как организовать педагогу  (родителям) работу с детьми с учетом гендерной принадлежности?  В статье Вы найдете рекомендации и ответ на этот вопрос....

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....