Проект "День народного единства" старшая группа
проект (старшая группа)

Сафина Наталья Николаевна

МДОУ «Детский сад №109»

“Изюминка”

image

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект в старшей группе

На тему «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

 

 

 

 

 

Воспитатель: Сафина Н.Н.

 

 

 

 

 

г.Ярославль, 2023

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_narodnogo_edinstva_2023_st_gr.docx560.89 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №109»

“Изюминка”

Педагогический проект в старшей группе

На тему «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Воспитатель: Сафина Н.Н.

Свеженцева М.Н.

г. Ярославль, 2023

Паспорт проекта

Вид проекта

Познавательный

Творческий

Тип проекта

Краткосрочный

Групповой

Срок реализации

1 неделя

(30.10.2023 -03.11.2023)

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели

Образовательные области

-Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Социально – коммуникативное развитие

-Художественно – эстетическое развитие

- Физическое развитие

Актуальность: В современном мире развивается тенденция обесценивания традиций, обычаев, а также патриотического сознания. Поэтому, на данный момент, проблема гражданско-патриотического воспитания у младшего поколения стоит особенно остро и требует пристального внимания к себе. Если мы не хотим потерять нашу этническую индивидуальность, то должны научить наших детей таким простым истинам, как любовь к Родине, к близким, забота о дорогих людях, гордость за подвиги предков и уважение к старшим поколениям.

Цель: формирование патриотизма у детей, воспитание в детях уважительного отношения к защитникам нашей Родины, а также расширение знаний детей о народах России.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей формирования праздника;
  • Дать детям знания о народах РФ;
  • Познакомить детей с символикой России;
  • Развивать поисковую деятельность детей, расширять и систематизировать знания;
  • Развивать у детей познавательную активность, творческие способности;
  • Сформировать патриотическое сознание и любовь к Родине у детей.

Задачи по работе с родителями:

Привлечь семью к формированию патриотического воспитания детей. Приобщить родителей к совместной деятельности.

Ресурсы:

Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, игры, подборка стихов о России.

Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, презентации о народах России, о символах России.

Кадровые: рассказы о народах и символах России.

     Материально-технические: фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги.

План реализации проекта:

Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.

Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Деятельность родителей: беседы с детьми, рассказы о членах семьи, которые когда-либо служили в армии, помощь воспитателям в создании дидактических пособий.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный:

- выбор темы проекта;

- постановка цели и определение задач;

- предварительная работа с детьми;

- выбор и подготовка материалов по теме «День народного единства».

  1. Основной этап:

- решение поставленных задач

  1. Заключительный этап:

- обобщение и анализ результатов работы;

- закрепление полученных знаний о народах, живущих в Российской Федерации.


Подготовительный этап

  • Сбор информации по теме «День народного единства»;
  • Подбор художественной и методической литературы;
  • Выбор иллюстраций, загадок, стихов, пальчиковых и дидактических игр.

Подбор методической и художественной литературы:

  • Мы живем в России. Елена Запесочная. 2014 г.
  • Наша Родина – Россия. Энциклопедия подготовки к школе.  2015 г. Киктев С.М. Редькина Т.В.
  • Я живу в России Л.Б.Дерягина2015 г.
  • Народы России. Детская энциклопедия РОСМЭН 2016 г.
  • Стихи к любимым праздникам. Татьяна Бокова 2014 г.
  • С чего начинается Родина. Составитель В.Г. Ермолаева.
  • Былины: Добрыня и Змей Горыныч, Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алеша Попович и Тугарин Змей.

Подбор дидактических игр:

  • «Символы России»;
  • «Скажи, как называется человек, который»;
  • «Юный путешественник»;
  • «Собери флаг»;
  • «Найди флаг России»;
  • «Назови по образцу».

Подбор сюжетно-ролевых игр:

  • «Главный город земли»;
  • «Путешествие по России»;
  • «У кремлевской стены»;
  • «Военный парад».

Подбор настольно-печатных игр:

  • «Четвертый лишний»;
  • «Костюмы народов России»
  • «Народные промыслы»;
  • «Найди тень»;
  • Пазлы;
  • Собери картинку.

Подбор подвижных игр:

  • Игра «Стой! Кто идет?»;
  • «Мышеловка»;
  • «Ручеёк»;
  • «Перетягивание каната»;
  • «Переправа»;
  • «Попади в цель».   

 Н О Д:

  • Ознакомление с окружающим миром «Символы России»;
  • Развитие речи «Народы России»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Итоговое занятие по теме «День народного единства».

ХЭР:

  • Коллективная поделка гирлянда «Матрешки в национальных костюмах»;
  • Рисование «Подарок для Родины»;
  • Аппликация «Флаг»;
  • Лепка из пластилина по образцу «Народы России».

Основной этап

ВТОРНИК

Беседа «Моя Родина».

Чтение художественной литературы Мы живем в России. Елена Запесочная. 2014 г 

Пальчиковая гимнастика: «Родная земля!»;

Ознакомление с окружающим миром «Символы России»;

Д/и «Скажи, как называется человек, который», «Назови по образцу».

П/и «Стой! Кто идет?», «Перетягивание каната»;

С/р игра «Главный город земли»;

Настольная игра «Найди тень», пазлы;

Коллективная поделка гирлянда «Матрешки в национальных костюмах»;

Чтение художественной литературы былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», обсуждение прочитанного

СРЕДА

Беседа «Символы России»

Чтение художественной литературы Наша Родина – Россия. Энциклопедия подготовки к школе.  2015 г. Киктев С.М. Редькина Т.В.

Пальчиковая гимнастика: «Родная земля!»

Д/и «Символы России»;

П/и «Ручеёк»;

С/р игра «У кремлевской стены»;

Настольная игра «Собери картинку»;

Решение проблемных вопросов: «Все люди имеют право жить в России»

Рисование «Подарок для Родины»;

Чтение художественной литературы былина «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», обсуждение прочитанного

ЧЕТВЕРГ

Беседа «Народы России» (презентация)

Чтение художественной литературы Народы России. Детская энциклопедия РОСМЭН 2016 г.

Пальчиковая гимнастика: «Родная земля!»;

Развитие речи «Народы России»;

Д/и «Юный путешественник»;

П/и «Переправа», «Попади в цель»;

С/р игра «Военный парад»;

Настольная игра «Костюмы народов России», «Народные промыслы»;

Аппликация «Флаг»;

ПЯТНИЦА

Проблемная ситуация: «Почему народы Росси должны жить в мире?»

Чтение художественной литературы Народы России. Детская энциклопедия РОСМЭН 2016 г., беседа о прочитанном.

Пальчиковая гимнастика: «Родная земля!»

Итоговое занятие по теме «День народного единства».

Д/и «Собери флаг»; «Найди флаг России»;

П/и ««Мышеловка»;

С/р игра «Путешествие по России»;

Настольная игра собери картинку, «Четвертый лишний»;

Лепка из пластилина по образцу «Народы России».

Чтение художественной литературы былина «Алеша Попович и Тугарин змей», обсуждение прочитанного


Заключительный этап

Обобщение знаний и представлений детей о празднике «День народного единства», о народах России (быт, национальные костюмы, национальные игры). У детей сформировался интерес к истории своей Родины, а также народах, которые ее населяют.

Продукты проекта:

  • Коллективная поделка гирлянда «Матрешки в национальных костюмах»;
  • Рисование «Подарок для Родины»;
  • Аппликация «Флаг»;
  • Лепка из пластилина по образцу «Народы России»;
  • Папка-передвижка «День народного единства»;
  • Работа с родителями: изготовление браслетов к «Дню народного единства».

Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.


Приложение 1

Итоговое занятие по теме «День народного единства»

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Воспитатель.

Ребята, послушайте загадку.

Где белоствольные берёзки

Растут кругом под небом синим?

Они милы и так неброски,

Берёзки родом из…

Дети: России.

Правильно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.

2. Основная часть.

Воспитатель. Россия – страна очень большая и красивая. Наша Родина огромная, просторная и необъятная. Ни одно государство не имеет такой территории, как Россия.

Воспитатель.
А как можно назвать всех людей, которые постоянно живут в этой стране?
Ответ детей: Граждане, жители, россияне.

Воспитатель. Значит мы кто?

Дети: Россияне.

Воспитатель. Россия – величественная и прекрасная страна! Мы с вами живём в ней и называют нас, правильно – россиянами. И этим нужно гордиться!

Послушайте стихотворение «Родина»

Родина любимая – Россия!

Облака плывут в воздушной сини,

Реки полноводные, хребты.

Это ты, моя Отчизна, ты!

И легчайшие пуховые снега,

И грустная хвойная тайга,

Озеро хрустальной чистоты,

Это ты, моя Отчизна, ты!

И поля, где хлебушек родится,

Где пшеница буйно колосится,

Где в лугах медовые цветы,

Это ты, моя Отчизна, ты!

И берёза, красная девица,

Что листвой осенней золотится-

Нет такой на свете красоты.

Это ты, моя Отчизна, ты!

Воспитатель. Вы, конечно, знаете, что на земном шаре множество и других стран – больших и маленьких. И у каждого их этих государств есть свои государственные символы.

А какие символы у России, вы узнаете, отгадав загадки.

1.Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

Единству народа поётся в ней слава,

И восхваляется наша держава.

Дети: Гимн.

2.По ветру вьется полотно,

К шесту оно прикреплено,

У полотна три цвета.

Кто ответит, что же это?

Дети: Флаг.

3.Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй.

Дети: Герб.

Воспитатель. Правильно, это– гимн, флаг и герб.

Они объединяют людей данной страны, выражают их нравственные идеалы, служат опознавательными знаками страны. Что же такое гимн?
Дети: гимн – главная песня государства.

Воспитатель. Верно! Это музыкальное произведение, торжественное, величественное. Его исполняют в особых, важных случаях. Каждый гражданин России должен знать Государственный гимн своей Родины.

Послушайте, внимательно.

Воспитатель. Мы с вами поиграем в игру, которая называется

«Узнавание Гимна России»

(Воспитатель включает аудиозапись.)

Детям надо узнать Гимн своей страны среди множества других мелодий и

встать, когда он будет звучать.

(Дети слушают Гимн России).

Воспитатель. Слова гимна – особенные, они несут высокий патриотический смысл, ведь мы гордимся своей Родиной, её просторами, народом, достижениями.

Воспитатель. Кто же создатели Государственного гимна России?

Ответ детей.

Воспитатель. Это поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров.

Поэт написал слова, композитор – музыку.

Воспитатель. - Ребята, посмотрите на экран, найдите среди других флагов –наш Российский флаг.

(Дети находят флаг).

Воспитатель. Молодцы! Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников.
Звучит музыка, в зал входят дети с российским флагом.

Чтение стихотворения. «Флаг России – триколор»

Флаг России – триколор,

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет

Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

В середине флага – синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он – войнам нет!

(И. Агеева)

У России флаг трёхцветный, три полосы – белая, синяя и красная.
Воспитатель. Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед. Действительно, на нашем государственном флаге три ярких полосы красная, синяя, белая. Каждая полоса несет свой определенный смысл:

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Поэтому его и называют триколор, три цвета, три брата, которых нельзя разделить и победить. Наш флаг называется стягом, трехцветным полотнищем. В конце августа в России отмечают День российского флага.
Воспитатель. Ребята встаньте и возьмите флажки, слушайте стихотворение и выполняйте движения.

Вышли дети на парад.

Друг за другом встали в ряд.

Как красиво все шагают.

Дружно ноги поднимают.

Руки вверх поднимем,

Руки вниз опустим.

В стороны, помашем

На пояс – и попляшем.
Покажи мне свой флажок,

Спрячь-ка за спину, дружок.

(Дети садятся на свои места.)

Воспитатель. А сейчас все вместе рассмотрим флаг.

- Что вы видите на флаге?
Дети: полотнище красного, синего и белого цвета, на флаге изображен герб нашей страны.

Воспитатель.

Правильнона флаге изображен герб нашей страны, орел с двумя головами его так и называют двуглавый орел.

Ребята, посмотрите одной головой он смотрит на запад, а другой на восток. Как вы думаете для чего?

(Ответ детей)

Воспитатель. Наша страна мирная, она не желает войны. Поэтому орел смотрит, чтобы никакой враг не смог помешать мирно жить.

Ребёнок читает стихотворение.

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

Воспитатель. Есть у России и другие символы характерны только нашей страны, это русские матрёшки, песня «Калинка», хоровод «Во поле берёза стояла». Этот хоровод водили много - много лет назад, его знают до сих пор.
Предлагаю всем встать в хоровод.

2. Физминутка.

Игра – хоровод «Во поле берёза стояла».

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.

Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.

Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стоя - ла.

Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.

В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.

Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.

Воспитатель. - Ребята, проходите на свои места. (Проводится беседа).

  1. Заключительная часть.

Задание «Моя мечта»

Давай мы подумаем, чтобы мы сделали хорошего, полезного и доброго для своей страны?

Я начну, а вы – продолжите: мы могли бы поливать деревья и т. д. (ответы детей).

Ещё я предлагаю вам помечтать о том, какой подарок вы подарите своей стране, своей Родине, когда вырастете.

Кем вы будете, когда вырастете?

Предлагаю вам нарисовать свои «подарки», а – затем объяснить, что вы хотели об этом сказать.

Самостоятельная деятельность.

(Дети рисуют свои «подарки», затем объясняют).

Начало предложения воспитатель придумывает сам, например: «Я мечтаю подарить своей Родине…., а дети продолжают.

  1. Итог занятия.  

Воспитатель. Вы - маленькие россияне. Вы вырастите и сделаете нашу страну крепкой и могучей, для этого надо любить своих друзей и близких. Учиться и узнавать много нового и интересного, мечтать и стремиться к цели.

Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о российском флаге, символах нашей страны.  Я предлагаю вам рассказать об этом вашим папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Пусть они гордятся своим юными россиянами.

Рефлексия: А что нового вы узнали сегодня о России, государственных символах?

Какое новое слово мы сегодня узнали?

Как вы, считаете, справились ли вы с работой?


Приложение 2

Семья народов России.

Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 150 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием.

С начала возникновения огромного государства, страна была перенасыщена различными национальностями. После присоединения к России новых территорий, количество наций только увеличивалось. Формирование русского общества началось с образованием Руси.

Сегодня в пределах нашей страны живет больше 150 национальностей.

  • Татары (слайд № 2)

Нация татар в России насчитывает примерно 5,3 млн. Большое количество татар живут на средней Волге и так же они дали свои корни в Сибири и на Дальнем Востоке. Татары входили в национальный состав Золотой орды. В начале 16 века Орда распалась, и образовалось Казанское ханство.

  • Украинцы (слайд № 3)

Сегодня число Украинцев в России составляет около 1,93 млн. Название «украинцы» появилось не так давно. До этого их народ называли «малороссы» или «русины». В Древней Руси народ Украины, Белоруссии и России были единой нацией. Украинские владения принадлежали Российскому государству, а после распада СССР, Украина стала отдельным государством и часть людей переехали в Россию.

  • Чуваши (слайд № 4)

Чувашей в России около 1,58 млн. Половина нации проживает на исторической родине, а другая часть на территории России. До присоединения, народ был язычниками, в настоящее время большинство из них с христианской верой. Совсем не много людей можно встретить с мусульманской религией.

  • Чеченцы (слайд № 5)

Около 1,43 млн. в России проживает Чеченцев. Коренные жители Чечни появились вследствие возникновения этнических процессов на Кавказе. Нация Чечни исповедует ислам и строго придерживается своего этнического кодекса чести «Къонахалла».

  • Армяне (слайд № 6) Число Армян в России составляет около 1,18 млн. Армянский и русский народ всегда были связаны и их первые контакты были зафиксированы еще при Киевской Руси. Сейчас большинство из населения армян живет в Краснодарском, Ставропольском крае и в Крыму.
  • Аварцы (слайд № 7)

Аварцев в России около 0,9-1,1 млн. Они относятся к андо-цезским общностям и считаются основными жителями Северного Кавказа. Эта нация сохранила свой государственный язык, культуру и приняла мусульманскую веру.

  • Мордовский народ (слайд № 8)

Мордовский народ имеет численность около 800 тысяч человек (примерно 750 тысяч), это 0,54% от общего числа населения. Большая часть народа проживает в Мордовии – около 350 тысяч человек, далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская.

  • Удмуртский народ (слайд № 9)

Удмуртский народ имеет численность 550 тысяч человек – это 0,40% от всего населения нашей необъятной Родины. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам – Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ.

  • Народ Якутии (слайд № 10)

Якуты представляют коренное население Якутии. Их численность равняется 480 тысячам человек – это около 0,35% от общего национального состава в Российской Федерации. Якуты составляют большую часть жителей Якутии и Сибири.

  • Народ Калмыкии (слайд № 11)

Народ Калмыкии является коренным для республики Калмыкии. Их численность составляет 190 тысяч человек, если сравнивать в процентах, то 0,13% от всего населения, проживающего в России. Больше всего этого народа, не считая Калмыкию, проживает в Астраханской и Волгоградской областях – около 7 тысяч человек.

  • Алтайский народ (слайд № 12)

Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях.

Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России. Однако список далеко неполный, ведь в нашем государстве есть и народы других стран. Например, немцы, вьетнамцы, арабы, сербы, румыны, чехи, американцы, казахи, украинцы, французы, итальянцы, словаки, хорваты, тувинцы, узбеки, испанцы, британцы, японцы, пакистанцы и т.д. Большинство из перечисленных этносов составляет по 0,01% от общей численности, но есть народы, имеющие больше 0,5%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «День народного единства» группа дошкольного возраста 4 – 5 лет

Актуальность проекта:Патриотизм был и остаётся главным приоритетом в нашей стране! Ведь любовь к родине, родной природе, семье, культуре, истории страны – это важное и неотъемлемая часть каждого...

Календарно-тематическое планирование на тему: « Россия –великая наша Держава (День народного единства)» Группа раннего возраста

Дата: 28.10.2019-08.11.2019  Тема недели: « Россия –великая наша Держава (День народного единства)»Цель: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоч...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «У солнышка в гостях» рассказывание словацкой народной сказки.Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Программное содержание:познакомить детей с новой сказкой, учить понимать её содержание, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.Развивать у детей способность внимательно слушать сказку, п...

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"

laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...

Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"

Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...