Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР"
статья (младшая группа)

Кадырова Виктория Аркадьевна

Предварительный просмотр:

Кадырова В.А.,

Санкт-Петербурга

ocharovashca83@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация: в статье рассмотрено сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр, предлагаются методы и приемы, способствующие сенсорному развитию детей

Ключевые слова: сенсорное развитие, дидактические игры

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей раннего и дошкольного возраста. В познавательном развитии предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира:  форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени, их свойствах и отношениях. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание [4].

Ранний возраст является временем интенсивного сенсорного развития детей, от уровня которого зависит успешное умственное, физическое, эстетическое развитие. Сенсорное развитие рассматривается как процесс постижения общественного сенсорного опыта, который приводит к развитию восприятия и формированию представлений о внешних свойствах вещей.

Однако на сегодняшний день существует необходимость в  исследовании уровня сенсорного развития ребёнка, с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.

Кроме важности  решения задач сенсорного развития, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека» [5].

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются работы  отечественных авторов  А.П. Усовой, А.В. Запорожца, А.Г. Рузской, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгиной, Е.И. Тихеевой и многие других, а также зарубежных педагогов: Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли.

Одним из наиболее эффективных методов сенсорного развития, по мнению большинства педагогов и психологов, выступает игровая деятельность. По мнению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности» [7]. Наблюдая за играющим ребенком, можно определить его интересы, представления об окружающей жизни, обнаружить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Анализ психолого-педагогической литературы позволили нам определить условия, влияющие на эффективность  сенсорного развития детей младшего возраста:  использование комплекса дидактических игр и создание предметно-игровой среды в группе. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что проблемой данного исследования является выявление педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста с использованием дидактических игр.

Авторы отмечают ряд противоречий, которые существуют на современном этапе решения данной проблемы:

•        с одной стороны в психолого - педагогической литературе полно описано сущность и содержание сенсорного развития детей раннего возраста, в тоже время мало современных источников, посвящённых методике работы с данным возрастом детей, в педагогических программах колледжей недостаточно отводится времени для изучения феномена ребёнка до 3 лет;

•        с одной стороны, между необходимостью формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего и дошкольного возраста, с другой стороны недостаточностью выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность решения данной проблемы; частично утрачен практический опыт организации сенсорного воспитания в условиях ДОУ;

•         с одной стороны, педагоги понимают, что результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребёнка, но задачи и содержание работы на каждом возрастном этапе работы с детьми до 3 лет представляют недостаточно.

Нами был определен методологический аппарат исследования.

Цель: теоретическое обоснование проблемы педагогического сопровождения сенсорного развития детей третьего года жизни средствами дидактических игр, разработка и апробация условий организации и проведения игр, направленных на развитие детей третьего года жизни.

Объект: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет: дидактическая игра как средство педагогического сопровождения сенсорного развития детей третьего года жизни.

Гипотеза: мы предполагаем, что педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

•        проявления со стороны воспитателя заботы и поддержки индивидуального развития каждого ребёнка;

•        при отборе содержания дидактических игр, соответствующих развитию сенсорного развития детей, придавая им личностно - смысловую направленность;

•        осуществления  сопровождения ребёнка с опорой на его личностные достижения.

Задачи:         

1.        Проанализировать современные научные подходы по отношению к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность понятий «педагогическое сопровождение», «сенсорное развитие», «дидактическая игра».

2.        Выявить особенности развития сенсорного развития детей раннего возраста, охарактеризовать показатели и критерии оценки.

3.        Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр.

4.        Определить эффективность педагогических условий процесса сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр, сделать выводы о результативности работы.

Методы:

•        анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

•        педагогическое наблюдение;

•        беседа;

•        педагогический эксперимент.

Практическая значимость: исследования заключается в том, что на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается разработка конспектов дидактических игр для сенсорного развития.

В нашем исследовании дидактическая игра является наиболее эффективным средством развития сенсорных способностей у детей раннего возраста: дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов).

Экспериментальная часть исследования проводились на базе ГБДОУ комбинированного вида детского сада № 51 г. Санкт - Петербурга в группе раннего возраста в период с декабря 2015г. по апрель 2016г.

В детском саду реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, написанная в соответствии с ФГОС ДО и с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Воспитатели группы работают по рабочей программе, написанной на основе ООП ДО. [2]

 Работа проходила в 3 этапа:

•        констатирующий эксперимент;

•         формирующий эксперимент;

•         контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего этапа - выявить уровень развития сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

•        подобрать и апробировать методики определения уровня сенсорного развития у детей раннего возраста;

•        определить уровни интерпретации полученных результатов;

•        провести анализ полученных данных, сделать выводы.

В исследовании приняли участие дети экспериментальной и контрольной групп по 10 детей.

Нами были использованы следующие диагностики:

Диагностика сенсорного развития О. Л. Канонко;

Методика оценки сенсорного развития Т. В. Николаевой;

Диагностический материал для определения уровня сенсорного восприятия детей на основе показателей познавательного развития методик Е. Б. Власовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)» и Е. А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития». [3, 8]

Данные методики были проанализированы и адаптированы к теме нашего исследования.

Рисунок 1

Уровень сенсорного развития у детей констатирующий

эксперимента

По результатам констатирующего эксперимента, целью которого было выявить уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста, были сделаны следующие выводы: в экспериментальной группе преобладает низкий уровень (80%), средний и удовлетворительный (по 10%) и совсем не наблюдается высокий и достаточный уровень (0%); в контрольной группе детей также как и в экспериментальной группе преобладает низкий  уровень - 70%, но и средний уровень достаточно высок - 30%, в то время как высокий и достаточный уровень не наблюдается.

Отсюда вывод: что с детьми экспериментальной и контрольной группы в дальнейшем необходимо проводить работу, способствующую сенсорному развитию. Что мы и будем делать в формирующем эксперименте.

Анализ материальной базы для дидактических игр показал, что в группе достаточно разнообразный и соответствующий возрасту детей набор дидактических игр, но вместе с тем в большинство игр дети не играют, т. к. просто не имеют опыта их использования, и как следствие слабо выраженный интерес к данному виду игр.

Формирующий эксперимент

Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении уровня сенсорного развития детей раннего возраста с помощью дидактических игр.

Задачами формирующего этапа эксперимента являлись:

•         создание условий для сенсорного развития;

•         развитие интереса к дидактической игре как средству усвоения сенсорных преставлений;

•        развитие сенсорных способностей в процессе организации дидактических игр.

В исследовании приняли участие дети экспериментальной группы.

Для решения поставленной цели был составлен тематический план дидактических игр-занятий по развитию сенсорных способностей, в который вошли игры, рекомендованные Л. А. Венгером для детей второй младшей группы, а т. ж. игры, рекомендованные Э. Г. Пилюгиной, Е. А. Янушко, Г. А. Широковой, а т. ж. включены ряд разработанных авторами игр. [6, 1]

Представленная работа не ограничилась лишь проведением заявленных дидактических игр, для получения более эффективных и прочных результатов, мы включали дидактические игры и в занятия по разным направлениям жизнедеятельности детей в ДОУ (занятия по ознакомлению с окружающим, развитие речи, изодеятельность, конструирование, игра, прогулка, режимные процессы, свободная деятельность детей).

В своей работе мы учитывали индивидуальные особенности детей (темперамент, умственные способности). Усвоение предъявляемого детям материала шло поэтапно, с разной скоростью.

Те игры, задания, в которых возникали трудности, мы использовали индивидуальную форму работы, неоднократно повторяли или дублировали похожими играми.

Нами активно использовались похвала, поощрение, подбадривание, эмоциональная поддержка каждого из детей. В целом игры вызывали у детей радость, интерес. Им очень нравился дидактический материал, подобранный нами: матрешки, новые куклы в платьях разного цветового спектра и разного размера. Особое внимание детей привлекли такие приемы как: внесение новых игровых персонажей, проблемная ситуация.  Мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могли бы вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, чудесный мешочек).

Контрольный эксперимент:

Цель сделать сравнительный анализ результатов работы.

Задачи контрольного эксперимента:

•        провести повторную диагностику;

•        сравнить данные;

•        сделать выводы о работе.

Рисунок 2

Результат изменения уровня сенсорного развития детей

По результатам контрольного эксперимента получены следующие показатели дают нам возможность утверждать, что положительные изменения есть в обеих группах, но в экспериментальной группе чуть выше, чем в контрольной, так как с экспериментальной группой ежедневно проводились дидактические игры на формирование сенсорного развития. Дети с удовольствием выполняли задания и выполняли их быстро и правильно, при выполнении заданий дети использовали метод проб, примеривание, а также зрительный способ ориентировки, интерес к результату деятельности сохраняется на протяжении всего обследования, если допускают отдельные ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно исправляют.

Итак, проведенное нами исследование подтверждает гипотезу о том, что педагогическое сопровождение будет эффективно способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры.

Список литературы

  1. Венгер Л.A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
  2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е.Б. Волосова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 72 с
  4. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2012. – 253 с.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2012. – 203 с.
  6. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Пилюгина Э.Г. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
  7. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн. - М., СПб.:Питер, 2005. - 712с.
  8. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития [Текст] /Е.А. Стребелева// Альманах ИКП РАО. - 2001. - №  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием ф...

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры».

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»....

Отчет по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» на 2018 – 2019 учебный год

Научить детей различать основные цвета;Познакомить детей с величиной и формой предмета;Сформировать навыки самостоятельной деятельности;Повысить самооценку детей, их уверенность детей;Развивать творче...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Проект«Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»...

Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"

Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"...