Подготовка руки ребенка к письму
консультация

Елена Александровна Марченко

Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. Многие родители не уделяют этому аспекту достаточно внимания или не знают, как начать двигаться в этом направлении. В результате в школе у ребенка могут возникнуть трудности, связанные с письмом, такие как неуверенный или неаккуратный почерк, медлительность. Подобных проблем можно избежать, если заниматься подготовкой руки к письму в дошкольном возрасте. Подготовительную работу следует начинать в три-четыре года. У детей младшего дошкольного возраста (2-4 лет) мышцы рук развиты еще недостаточно, поэтому традиционные занятия по прописям им не подходят. В этот период очень полезно выполнять упражнения, которые тренируют мелкую моторику и плавно готовят руку к письму. На каждом возрастном этапе следует использовать определенный перечень игр и упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_rebenka_k_pismu.docx226.92 КБ
PDF icon podgotovka_ruki_rebenka_k_pismu.pdf974.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

«Источник способностей и дарований

детей – на кончиках пальцев»
    В.А. Сухомлинский

Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. Многие родители не уделяют этому аспекту достаточно внимания или не знают, как начать двигаться в этом направлении. В результате в школе у ребенка могут возникнуть трудности, связанные с письмом, такие как неуверенный или неаккуратный почерк, медлительность. Подобных проблем можно избежать, если заниматься подготовкой руки к письму в дошкольном возрасте.

Письмо – это особая форма речи. Навык письма имеет сложную структуру, а процесс его формирования длительный и многоэтапный. Для того чтобы написать слово, ребенок должен правильно воспринять его на слух (для этого необходима также достаточно развитая артикуляция), соотнести звуки с буквами, вспомнить графические образы букв и их пространственную ориентацию, а также тонко отрегулировать движения руки.

Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость, аккуратность.

Формирование предпосылок к письму и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Подготовительную работу следует начинать в три-четыре года. У детей младшего дошкольного возраста (2-4 лет) мышцы рук развиты еще недостаточно, поэтому традиционные занятия по прописям им не подходят. В этот период очень полезно выполнять упражнения, которые тренируют мелкую моторику и плавно готовят руку к письму.

  • Игры с крупами: перекладывание из емкости в емкость, просеивание, выкладывание дорожек, бросание в отверстие и так далее. Крупы также могут стать замечательным наполнением сенсорных коробок для малышей.
  • Раскручивание юлы и волчка. Чтобы привести юлу в движение, ребенку необходимо напрягать руку и удерживать ее в определенном положении, а также производить движения вверх и вниз. Это отлично укрепляет кисти рук, а со временем, когда малыш научится запускать юлу тремя пальцами, тренирует правильных захват. Волчок внешне и по принципу действия схож с юлой. Чтобы раскрутить волчок, ребенку нужно совершить вращательное движение кистью, держась за ось тремя пальцами. Чем меньше размеры игрушки, тем сложнее малышу привести ее в движение.
  • Игры с кинетическим песком.
  • Лепка.
  • Мозаика и счетные палочки. Игры с разноцветными счетными палочками и мозаикой способствуют развитию восприятию цвета, формы, величины, пространства, формируют ручную умелость, ловкость и быстроту движений пальцами. Можно проводить в группах, парами и индивидуально.

1. Упражнение «Разложи в слепую» Развиваем мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику.

     Приготовить комплекты палочек по 10-20 шт. отличающиеся по длине и толщине, коробочки.

Палочки перемешиваются. Играющие с завязанными глазами сортируют палочки по размерам в отдельные коробочки. Побеждает тот, кто успешнее и быстрее выполнит задание.

   Аналогичную работу можно провести с мозаикой, пуговицами, рассыпанными бусинами, фруктовыми косточками.

2. Упражнение «Ловкость рук» Развиваем тонкие движения пальцев рук.

Потребуются комплекты палочек по 20 шт., коробочки.

По сигналу взрослого дети правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем по одной палочке кладут в коробку. Выигрывает самый ловкий и быстрый.

Это упражнение выполняется левой рукой, затем двумя руками одновременно.

  • Шнуровка.
  • Пальчиковая гимнастика. Это занятие подходит даже самым маленьким детям. Начинать упражнения рекомендуется с массажа пальцев (сначала массирует кончики пальцев, затем фаланги), а также поглаживания и растирания пястья и запястья. Пальчиковые игры развивают пластику пальцев, делают мелкие движения более скоординированными, что впоследствии помогает при письме. Такие игры очень нравятся малышам, поэтому они с радостью воспримут их как ежедневный ритуал.
  • Упражнения в штриховке

Детям 3-4 лет доступно использование мазков, линий, штрихов, точек, различные их сочетания разных цветов. Дети осваивают линии в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «столбиков», «проводов».

Нарисуй лучики у солнышка.                            «Натяните провода»

 

Нарисуй прямые дорожки                               Нарисуй извилистую лесную тропинку

     

Дорисуй ниточки к шарикам

Формирование предпосылок к письму и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

  • Упражнение в рисовании и раскрашивании

   В процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего первоклассника, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом педагога. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях.

   Упражнения:

  • «Дорисуй», «Волшебный кружок», «Чудесные превращения овала» превращение геометрических фигур в предметы;
  • «Оживи рисунок» превращение обведенной ладошки в предметы;
  • «Бабочки на лужайке», «Разложи картинки» - ориентация на листе бумаги: верх, низ, право, лево, верхний левый (правый) угол, нижний левый (правый) угол;
  • «От линии к рисунку»: дети охотно обводят клеточки в тетрадных листах цветными карандашами.

Раскрашивание предполагает четыре вида штриховки:

1. Раскрашивание короткими, частыми штрихами

2. Раскрашивание мелкими штрихами с возвратом

3. Центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка)

4. Штриховка длинными параллельными линиями.

Уже с этого возраста учим ребенка при раскрашивании не выходить за границы контурной линии. Желательно раскрашивать карандашами, равномерно наносить штрихи.

  • Игры с разноцветными счетными палочками

1. Выкладывание фигур, предметов по образцу, по памяти.

2. «Найди фигуры»

 

«Найди треугольники», «Найди четырехугольник», «Сколько фигур» и т.д.

  • Ориентировка на листе бумаги в клетку: лист бумаги в крупную клетку, фишки (фанты), простой карандаш.

Учим ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки, развиваем внимание.

Яркой точкой обозначается начало движения фишки. Участники игры точно выполняют инструкцию водящего.

  • Рисование орнаментов и штриховка рисунков

         Рисование орнаментов, штриховка, не только тренируют руку ребенка, но и формируют его представление о цвете, форме, развивают вкус.

Примерные задания:

  • Рассмотреть образец, выполнить рисунок по образцу;
  • Рассмотреть и заполнить образец, выполнить рисунок по памяти;
  • Рассмотреть образцы и выполнить один из понравившихся рисунков;
  • Самостоятельно выполнить рисунки.

Штриховка сплошной линией.

Дидактические задачи:

  • Учить целостному восприятию геометрической фигуры;
  • Учить штрихованию сплошными прямыми, косыми и волнистыми линиями;
  • Развивать зрительно-моторную координацию.

  • Рисование по клеткам

Дидактические задачи:

  • Учить ориентироваться на листе тетради;
  • Формировать представление о правой и левой стороне, о различных видах линий;
  • Учить слушать и запоминать инструкцию;
  • Развивать пространственные представления и зрительно-двигательную координацию;
  • Воспитывать творческое отношение к заданиям.

 

  • Рисование по точкам

Дидактические задачи:

  • Развивать пространственные представления;
  • Формировать зрительно-двигательные навыки

   

Формирование предпосылок к письму и развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

  • Декоративное рисование

     Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем освоении письма.

 

  • Графические диктанты

Для выполнения заданий используется карандаш, бумага в клетку. Выполнение инструкции взрослого является условием правильного выполнения графического образа предмета. Играть можно вдвоем и коллективно.

Инструкция: найди левый верхний угол листа. Отсчитай две клетки вниз и две клетки вправо, поставь точку.

Начинаем рисовать: 3 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки влево.

В норме дошкольники к 5–7 годам овладевают такими умениями:

• хорошо ориентируются в пространстве листа, различают правую и левую стороны;

• способны изобразить человека, отражая пропорции фигуры, части тела;

• используют в предметном и сюжетном рисовании различные техники;

 • дополняют недостающие детали, по памяти восстанавливают образец;

 • воспроизводят геометрические фигуры по образцу и по памяти;

• обводят по контуру и по точкам предметы, геометрические фигуры, элементы букв, буквы;

• умело пользуются ножницами, аккуратно вырезают из бумаги картинки, геометрические фигуры, буквы;

• составляют сюжетные композиции;

• правильно передают форму предметов, расположение частей, соотношение деталей по величине.

Виды неправильного навыка письма:

  • Неправильное положение пальцев: «щепоть», «горсть», кулак, большой палец ниже указательного или перпендикулярно ему, ручка не на среднем, а указательном пальце;
  • Неправильное расположение пальцев относительно пишущего предмета;
  • Неправильное положение руки
  • Неправильное движение руки
  • Слишком сильный или слабый нажим
  • Неправильное положение тела
  • Активное поворачивание листа бумаги

Как расположить тетрадь

       Положение тетради сказывается на почерке и посадке пишущего. Наклонное положение тетради способствует написанию букв с наклоном. Не следует низко наклоняться над тетрадью.

Как правильно держать ручку

       Выбор ручки имеет значение для выработки каллиграфии. Она не должна быть короткой, толстой или очень длинной. Учить держать правильно карандаш или ручку надо уже с возраста 4-4,5 лет (учитываем развитие навыка в онтогенезе). Переучивать всегда сложнее.

      Расстояние от кончика стержня до указательного пальца около 2 см. Указательный палец не должен прогибаться в первом суставе, это говорит об излишнем напряжении. Ручка удерживается большим, указательным и средним пальцами. Её следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец придерживает ручку слева, а указательный – сверху. Безымянный палец и мизинец внутри ладони. Конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего.

   Длительность графических упражнений не должна превышать 5-6 мин.

Приемы формирования правильного захвата ручки (карандаша)

  • «Пинцет»: указательным и большим пальцем захватываем верх ручки (карандаша) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая ручку (карандаш).
  • «Салфетка»: нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.
  • «Контрольная точка»: самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.
  • «Насадки на ручку»: современные производители канцтоваров изобрели специальные насадки на ручки и карандаши. Они выполнены в форме различных веселых и красочных зверушек, птичек, рыбок. Такие насадки имеют отверстия для пальцев и взять ручку с насадкой неправильно просто невозможно. Эти насадки есть как для правшей, так и для левшей.

   Слабую руку ребенка-дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота педагогов и родителей, которые готовят детей к школьному обучению.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребенка к письму

Консультация для педагогов и родителей по подготовке детей к школе. Речь идет о важности сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет; как распознать неправильный навык, как исправить; как ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»

В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....

Подготовка руки ребенка к письму в процессе рисования

Занятия по изобразительной деятельности рассматриваются не только как средство художест­венно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...

развитие мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму.

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами...

Подготовка руки ребенка к письму

Развитие графомоторных навыков...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Подготовка руки ребенка к письму"

Одна из необходимых задач в подготовке детей к школе, над которой мы работаем это «Развитие «ручной умелости» ребенка». В наше время не для кого не секрет, что от развития мелкой моторики зависит...

подготовка руки ребенка к письму

Рекомендации родителям...