Рабочая программа кружка «Основы Алгоритмики. ПиктоМир» На 2022-2023 учебный год
материал (средняя группа)

Петрухина Анастасия Юрьевна

ПиктоМир – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые команды. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать. Разработчиком среды ПиктоМир является Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_osnovy_algoritmiki._piktomir.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Родничок» Г. Кондрово

Принята на заседании                                     Утверждаю:

Педагогического совета                                  Заведующий

От __________________                           __________Петрухина Т.В.

Протокол №__________                           ________________г.

Рабочая программа кружка «Основы Алгоритмики. ПиктоМир»

На 2022-2023 учебный год

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Воспитатель : Петрухина А.Ю.

Кондрово 2022-2023

Пояснительная записка.

ПиктоМир – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые команды. Для работы в среде ПиктоМир не требуется умение читать и писать. Разработчиком среды ПиктоМир является Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук (НИИСИ РАН).

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы алгоритмики. ПиктоМир» (далее – программа) представляет собой модель организации образовательного процесса, ориентированного на знакомство воспитанников с пиктограммным программированием. Программа разработана в муниципальном образовательном учреждении «Детский сад «Родничок» г.Кондрово Калужская область.».

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Основы алгоритмики. Пиктомир» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.1, 2, 3, 14; ст.75);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.

Направленность программы: техническая, так как программа ориентирована на формирование и развитие у воспитанников универсальных навыков алгоритмического и логического мышления в процессе изучения основ пиктограммного программирования.

Описание: рабочая программа кружка предназначена для детей 4-5 лет,  педагогам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель
  4. Задачи
  5. Структура
  6. Сроки реализации кружковой программы
  7. Список детей
  8.  Методы обучения
  9. Материалы
  10. Перспективный план занятий
  11. Использованная литература.

Актуальность:

Прежде всего, определяется заказом со стороны социальных партнеров, а именно: учреждений дошкольного образования на предоставление дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие логических и математических способностей воспитанников согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

Уровень программы: стартовый.

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в несложные программы управляющие виртуальным исполнителем, особенно важно для средних дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является начальным курсом программирования, с которым дети знакомятся через игру и который развивает в детях умение логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. При разработке содержания программы использованы методические рекомендации авторов-разработчиков учебной среды ПиктоМир.

Цель: способствовать формированию у воспитанников среднего дошкольного возраста навыков алгоритмического мышления в процессе обучения пиктограммному программированию.

Задачи:

образовательные

- познакомить с элементарными представлениями об информационно-компьютерных технологиях;

- познакомить с основными алгоритмическими понятиями, определениями;

- развить навыки пиктограммного программирования;

развивающие

- закреплять навыки пространственной ориентировки;

- содействовать развитию логического мышления детей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, самостоятельности;

воспитательные

- воспитать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

- воспитать в детях уверенность в себе, своих силах, умение взаимодействовать друг с другом.

Структура занятий:

Работа по данному направлению проводится следующим образом.

1. Организационно - мотивационный

2. Актуализация имеющегося опыта (проверка усвоенных знаний, введение нового)

3. Основная часть (бескомпьютерные игры на плоскости, игровые упражнения и т.п.)

4. Упражнения на расслабления, зрительная гимнастика

5. Рефлексия

Сроки реализации кружковой программы

Программа кружка «Основы Алгоритмики.ПиктоМир» предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Непрерывная  образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей  по программе «Основы Алгоритмики .ПиктоМир», проводится во сторую половину дня 1 раз- в неделю(понедельник/пятница)

Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 20-25 минут.

Список детей:

1. Азимова Азиза

2. Азимова Аниса

3. Алтунина Милана

4. Баринов Никита

5. Громова Екатерина

6. Гришина Таисия

7. Гусева Ева

8. Доронина Ева

9. Дорма Глеб

10. Едгорова Сафия

11. Зорюков Андрей

12. Ибрагимова Лейла

13. Козыренко Михаил

14. Кочарян Маргарита

15. Ларин Мирон

16. Ларин Сергей

17. Максимова Татьяна

18. Мареева Василина

19. Марченко Екатерина

20. Мухин Герман

21. Подковко Иван

22. Рахимова Сафия

23. Семенов Александр

24. Соболев Григорий

25. Титкова Варвара

26. Толкачева Алиса

27. Фещенко Виктор

28. Хайдарзода Файзигул

29. Чичирина София

Методы обучения

В ходе реализации программы используются следующие основные виды

занятий:

 практические занятия;

 проектная деятельность;

 соревнования;

 конкурс;

Формы обучения, используемые на занятиях:

 лекция;

 беседа;

 демонстрация;

 практика;

 обучающие игры;

 презентация.

Занятия могут быть групповыми, индивидуальными или индивидуально-групповыми.

Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением

оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и

практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что

способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кушниренко, А.Г. Методика обучения алгоритмической грамоте дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Д. Кисловская, А.Г. Кушниренко // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научнопрактической конференции 16-17 июня 2014 года. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. – Т. 2. – С. 3–7. – Тоже [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22284368 

2. Кушниренко, А.Г. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина. – Режим доступа: https://www.niisi.ru/piktomir/m2016.pdf 

3. Кушниренко, А.Г. Пиктомир: пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников) [Электронный ресурс] / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, И.Б. Рогожкина // Информационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0- 2012_09_25.html

4. Рогожкина, И.Б. Пиктомир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности [Текст] / Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/09.pdf интернет-ресурсы

5. Алгоритмика. IT-платформа и образовательная программа для обучения детей 7-12 лет программированию. – Режим доступа: https://algoritmika.org/

6. ПиктоМир. – Режим доступа: https://vk.com/piktomir аудиовизуальные материалы

7. Мультфильм «Берн-И»/«Burn-E» («Disney Pixar», 2014).– URL: https://www.youtube.com/watch?v=sR8dsggB8yg

8. Мультфильм «Валл-И»/«Wall-E» («Disney Pixar», 2008). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=n2eATP8mj8k 

9. Мультфильм «Город роботов» («Открытый телеканал», 2010). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=PJoqTSJCj-s 

10. Мультфильм «К вашим услугам» из серии «Маша и медведь», серия 60 («Анимаккорд», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=KyTrFDHpbw 

11. Мультфильм «Кусачки» / «Wire Cutters» («Dust», 2016). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=CIx0a1vcYPc 

12. Мультфильм «Тайна третьей планеты» («Союзмультфильм», 1981). – URL: https://www.youtube.com/watch?v=HZodexUkiDI 

13. Мультфильм «L 3.0» (2014). – URL: http://www.shortfilms.com.ua/video/origami--l-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ на 2022 – 2023 учебный год

Рабочая программа инструктора по физической культуре разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя старшей группы "Кузнечики" на 2022 - 2023 учебный год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 52 «Аленький цветочек » города Смоленска 2022 год.       ПРИНЯТА...

Рабочая программа второй младшей группы "Первооткрыватели" на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа второй младшей группы "Первооткрыватели" на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа кружка "Быстрее - выше - сильнее" на 2022-2023 уч.год

Рабочая программа кружка "Быстрее -выше - сильнее" на 2022-2023 уч.год...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Рабочая программадошкольного образования общеразвивающей направленностина 2022-2023 учебный годстаршая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольн...

Рабочая программа кружка «Основы Алгоритмики. ПиктоМир» На 2023-2024 учебный год

ПиктоМир – это свободно распространяемая учебная бестекстовая программная среда, позволяющая осваивать навыки программирования средствами пиктограмм (знаков, символов), заменяющих текстовые кома...