Использование инновационных технологий для организации предметно-развивающей среды
презентация

Шенеман Татьяна Анатольевна

Особое внимание в детском саду необходимо уделять конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Развитию этих способностей будет сопутствовать использование в образовательной деятельности различных инновационных технологий и методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats.tehnologii.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инновационных технологий для организации предметно-развивающей среды

Слайд 2

Благодаря использованию инновационных педагогических технологий образовательный процесс становится результативным, эффективным, целостным, системным, интегративным, современным. Задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии , которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития способностей ребёнка потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и развивающая среда может выступить в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка. Маленькие дети — это в первую очередь «деятели » опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития О собое внимание в детском саду необходимо уделять конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника . Развитию этих способностей будет сопутствовать использование в образовательной деятельности различных инновационных технологий и методик.

Слайд 3

Цель: создание предметно развивающей среды с использованием инновационных технологий для эффективного развития детей дошкольного возраста. Задачи: Сформировать у детей умение применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения; Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению; Воспитывать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности. Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ - Здоровьесберегающие технологии - Информационно-коммуникационные технологии - Технология проблемного обучения - Проектные технологии - Технология игрового обучения - Личностно-ориентированные технологии - Мнемотехнология - Технология развивающей среды - Технология взаимодействия ДОУ и семьи

Слайд 5

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как : • технологии сохранения и стимулирования здоровья; • технологии обучения ЗОЖ • коррекционные технологии. Для реализации здоровьесберегающих технологитй необходимо оснащать образовательную среду оборудованием, игрушками, масками для игр, пособиями. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДОРОЖКИ ЗДОРОВЬЯ

Слайд 6

НАГЛЯДНЫЙ СТЕНД ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ САМОМАССАЖ СКАЗКАТЕРАПИЯ

Слайд 7

Информационно-коммуникационные технологии позволяют модернизировать воспитательно -образовательный процесс в ДОУ, повышают его эффективность, мотивируют детей на поисковую деятельность, а также способствуют всестороннему развитию дошкольника. Применение ИКТ (компьютер, ноутбук, интерактивная доска, видео и аудиомагнитофон , телевизор, фотоаппарат, видеокамера, в предметно-развивающей среде детского сада - дает возможность расширения использования электронных средств обучения , так как они передают информацию быстрее , чем при использовании традиционных средств ; - позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; - использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников; - одновременно используется графическая , текстовая и аудиовизуальной информация ; - с помощью компьютера или ноутбука можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе непрерывной образовательной деятельности (воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.) ; - способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения детей дошкольного возраста.

Слайд 8

Преимущества использования ИКТ в предметно-развивающей среде ДОУ очевидны : - предъявление информации на экране ноутбука в игровой форме вызывает у дошкольников большой интерес, - мобильность ИКТ и возможность их использования в любом уголке или зоне предметно-развивающей среды группы .

Слайд 9

Технология проблемного обучения Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование . Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей. исследовательский метод-путь к знанию через творческий исследовательский поиск . Его основные составляющие : - выявление проблем - выработка и постановка гипотез - наблюдения, опыты, эксперименты -суждения, умозаключения, выводы.

Слайд 10

Исследовательская деятельность представлена «уголком науки» или уголком экспериментирования, что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим : экспериментальную деятельность , решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. «Уголок науки» должен быть оборудован 1. Приборы-помощники 2. Разнообразные сосуды из различных материалов 3. Природный материал 4. Утилизированный материал 5. Технические материалы 6. Разные виды бумаги 7 . Красители : пищевые и непищевые 8 . Медицинские материалы 9. Прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Слайд 11

Технология проектов Под проектной технологией понимается методика обучения, которая обеспечивает последовательное выполнение детьми образовательного, исследовательского либо творческого задания, направленного на создание проекта. Отличительной чертой рассматриваемой деятельности для дошкольных учреждений является специфический хВ В В зависимости от вида реализуемой деятельности обучающие проекты делятся на: -- игровые (предполагают исполнение детьми распределенных ролей в вымышленных ситуациях); -- творческие (нацелены на раскрытие созидательного потенциала, предусматривают создание праздника, выставки рисунков, любимых игрушек и т. д.); -- практико-ориентированные (направлены на результат и связаны с формированием социальных ценностей ребенка: посадка и уход за растением, создание генеалогического древа, рассказ о своей будущей профессии); -- познавательные (сбор информации о каком-то объекте действительности, моделирование процесса). Этот метод основывается на индивидуальных интересах и повышает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Приобретаемые в ходе подготовки проекта знания становятся частью их личного опыта .

Слайд 12

Лэпбук представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях» , или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Т аким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Слайд 13

Игровые технологии Игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.) Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. В игре дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и осваивают новые социальные роли Педагогические игры по характеру игровой методики : 1. предметные 2. сюжетные 3. ролевые 4. деловые 5. имитационные 6. игры-драматизации Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Слайд 14

"ТИКО" или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли "окошка", "двери", "глазок". Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур, но и открывает мир призм, пирамид, звезд Кеплера. Игровое проектирование (ИП) – один из распространенных способов интенсивного обучения. Его цель – процесс создания или совершенствования проектов. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта, например: Проект "Вежливый ребенок". Тему для разработки проекта дети совместно с родителями выбирают самостоятельно. Однако воспитатель может предложить варианты – для тех, кто не смог решить этот вопрос самостоятельно. В настоящее время все активнее используют инновационные игровые технологии .

Слайд 15

« Творческие мастерские» — одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Цель работы в творческой мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы. Так же к мастерской относится «Стена творчества» , которая состоит из прозрачных кармашков и многоразовых раскрасок, дети сами могут оставить свои работы, обсуждать их, любоваться ими. Участвуя в мастерской, они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Личностно-ориентированные технологии В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей ( самоактуализации ), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Слайд 16

Интерактивная технология «Детский дизайн в ДОУ» Детский дизайн – это декоративная деятельность самого ребенка по благоустройству его предметно – пространственной среды, в отличие от детской продукции после художественно – дидактических занятий, которые складываются в папки и коробки и далее не востребованы. По каждому типу можно выделить несколько направлений деятельности (виды детского дизайна) 1. Архитектурно – художественное моделирование. Дети знакомятся с архитектурой разного времени, различными зданиями, постройками. Например, «Домики для трех поросят», «Кормушка для птиц»… 2. Дизайн интерьера. Большое влияние на ребенка оказывает предметно – пространственная среда, поэтому особое внимание детей обращается на украшение групповых комнат, помещений ДОУ к праздникам. Например, «Дары осени», «Украсим елку»… 3. Дизайн одежды и украшений. Знакомство детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды. А к одежде нужны украшения и они создаются. Например, «Платье на бал», «Красные бусы»… 4. Дизайн посуды. Дети придумывают новую посуду. Например, «Стаканчик для карандашей», «Посуда для великана».

Слайд 17

Технология «Мнемотехника» МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации . Для формирования у детей навыков запоминания любой информации. Будут наиболее эффективны следующие методы: - Метод « крокирования » (от франц .– чертеж, схема, набросок) — использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Метод , использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника - «живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи» ). метод трансформации (превращения) .

Слайд 18

Технологии развивающей среды Одним из элементов развивающей предметно-пространственной среды является технология «Говорящей стены». Её суть заключается в том, что ребёнок, получая необходимую информацию, имеет право выбора в планировании своей деятельности и конструктивного использования информационного ресурса. Технология «Говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно – развивающей среде группы. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология « Говорящей стены » , «Говорящий столб» Также это возможность проявить творческие способности в оформлении тематических зон на летних верандах (подводный мир, космос, сказки, дорожное движение).

Слайд 19

Инновационная технология взаимодействия ДОУ и семьи « Образовательная афиша» «Образовательная афиша» - это лист бумаги (плакат, газета) и т. д. на котором написано объявление одного или нескольких мероприятии с указанием места и временем проведения. Сообщение об организации образовательной деятельности в ДОУ, а также может быть описание данного мероприятия или поздравление. Целью ведение афиши является, позволить родителям целостно видеть и иметь представление о системе взаимодействия педагогов с ребенком в ДОУ. Включение родителей в образовательную деятельность, повышение их педагогической грамотности. Вывод: Предметно — пространственная среда с использованием инновационных технологий становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.

ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....

Презентация "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ"

В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...

Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды»

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка,...

Консультация для педагогов "Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов по совершенствованию РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО....

Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация на тему: «Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды  в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»....

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на ...