План самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)

 Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте,одно из наиболее важных элементов обучения.  У детей с плохо развитой моторикой рукпониженна работоспособость с мелкими предметами, будь то ложка, карандаш либо мелкие предметы игрешек. 

 В следствии этого, у детей вырабатывается эмоциональная неустойчивость, которая в будущем может повысится и будитт вызывать более высокий уровень трудностей.

 Мелкая моторика - то способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Облость мелкой мотрики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов ( например, захват игрушки) до очень сложных  движений ( например, писать и рисовать)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад общеобразовательного вида № 39 «Золотой ключик»

п.Новошахтинский Михайловского муниципального райна

Приморский край

Утверждаю:

Заведующий МДОБУ № 39

«Золотой ключик»

п. Новошахтинский

__________И.П. Иванова

Самообразование

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Бухонко Ольга Владимировна

Категория:-

Сроки реализации: 2023-2024 учебный год

п. Новошахтинский

2023 г.

  1. Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счётными палочками, мозаикой.

Поэтому проблема развитие мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

Цель:

Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук через использование различных форм, методов и приёмов.

Задачи:

1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаз, гибкости рук, ритмичность;

#1056;азвитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

#1054;богащение предметно-развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;

#1055;овышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.

Ожидаемые результаты:

- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту;

- Овладение разными видами трудовой деятельности;

- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;

- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе для развития мелкой моторики.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- Консультативная работа с родителями.

Методы и приёмы работы:

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- Пальчиковый театр;

- Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.)

- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой и т.д.;

- Работа с конструктором ЛЕГО;

- Различные виды аппликаций;

- Рисование по трафаретам, штриховка;

- Дидактические игры;

- Шнуровка;

- Игры с мелкими предметами;

- Паззлы, мозаика.

#1055;альчиковые игры:

В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.

2. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками:

Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, когда упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек.

3. Пальчиковый театр:

Он даёт ребёнку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актёром. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

4. Лепка:

Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я планирую использовать пластилин, солёное тесто; Составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

5. Нетрадиционные техники рисования:

Нетрадиционные техники рисования – это тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечкой, зубной щёткой. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируется элементарные графические умения.

6. Работа с конструктором ЛЕГО

Конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работа с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

7. Различные виды аппликаций:

Изготовление подделок из бумаги так же является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Одним из видов работы с бумагой является рваные подделки. Разрывания бумаги на очень мелкие кусочек и является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

8. Рисование по трафаретам, штриховка:

Штриховки и трафареты – одно из любимых занятий детей. Штриховка развивает умение дошкольника проводить прямые, наклонные и волнистые линии, выполнять безотрывное соединение петелек, овалов, крючков и т.д. Многократные повторения одних движений автоматизируют двигательные навыки, а это – основа для подготовки руки ребенка к обучению письму в школе.

9. Дидактические игры:

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

10. Шнуровка:

Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка.

11. Игры с мелкими предметами:

Игры с мелкими предметами выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.

12. Паззлы, мозаика:

Паззлы – это интеллектуальная игра, в процессе которой необходимо из мелких фрагментов рисунка собрать картинку или изображение. Создание изображения из множества фрагментов – это непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность. Мозаика – это не просто детская игра, это своего рода волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков формируется изображение предметов или целые сюжетные картины. Ребёнок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определённым правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата. А самых маленьких ещё знакомит с основными формами, цветами, развивая зрительное внимание и сенсорику.

II. Этапы работы:

Изучить литературу:

1. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

2. Г.Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»

3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Самореализация:

  1. Создание картотеки – Развивающая игра «Фигурки из палочек».
  2. Изготовление игры «Скручивание веревочки».
  3. Изготовление планшетов для Дидактической игры «Выложи узор».
  4. Изготовление дидактических игр.
  5. Изготовление бизиборда.
  6. Изготовление сенсорных подушечек.

План работы с родителями:

  1. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения с задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.
  2. Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.
  3. Консультация для родителей «Игры на развития мелкой моторики рук»
  4. Составление памяток, буклетов для родителей:

а) «Пальчиковая гимнастика-для развития речи дошкольников»

б) «Развитие мелкой моторики рук»

5. Выставка для родителей и педагогов «Дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников».

#1051;истки-памятки «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

План работы:

Сентябрь

- Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Повышение своего уровня знаний

Октябрь

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Обогащение развивающей среды.

Ноябрь

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении.

#1044;/и.: «Прищепки»

#1044;/и.: « Шнуровка»

#1062;ель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры

#1088;азвивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Декабрь

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок.

Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Январь

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра.

Заучивание пальчиковых игр.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Февраль

Работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам, штриховка; лабиринты.

Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

#1056;азучивание новых пальчиковых игр.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам.

Настольная игра «Мозаика».

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Доклад для воспитателя на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Повышение профессионализма по развитию мелко моторики.

Март

Формирование мелкой моторики по средством пластилинографии.

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

Игры с мелкими предметами;

паззлы, мозаика.

Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь.

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Составление памяток, буклетов для родителей:

а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»

б) «Развитие мелкой моторики рук».

Ознакомление родителей с работой по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Апрель

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя).

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение.

Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок.

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение.

Работа с воспитателями: Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь»

Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников".

Повышение профессионализма по развитию речи и мелкой моторики.

Май

Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.

Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников.

Показать при помощи каких дидактических игр можно развивать мелкую моторику

Проведение контрольного диагностического исследования.

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

Используя метод наблюдения,

упражнения, выявить

положительные результаты

проделанной работы,

проанализировать недостатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...

План работы по самообразованию на 2019-2020 Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат л...

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

План по самообразованию тема ««Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»2019-2020г.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образован...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...