План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Серас Инна Напаевна

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.motorika.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

План по самообразованию

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

на 2019-2020 г.г.

Воспитатель: Ляпунова Инна Напаевна

г. Санкт-Петербург

2019-2020 гг.

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
  2. Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
  3. Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
  5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
  6. Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.

Актуальность: 

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

        Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

        Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

        Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Познакомить детей со способами обследования предметов.

- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста..

- Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.

- Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

  • - сотрудничество через консультации,
  • - родительские собрания,
  • - беседы,
  • - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

         - Дети: 

  • Использование дидактических игр:
  • «Непослушные колечки» (игра с пирамидками)
  • «Забавные шнуровки» (различные шнуровки)
  • «Оденем куклу»
  • «Пришей пуговицу»
  • «Сухой бассейн»
  • «Развешиваем белье»
  • «Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)
  • «Волшебные палочками» (счетные палочки)
  • «Поиграй на пианино» и др.

  • Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физ.минутки, в свободную деятельность детей. Аппликация и рисование в традиционной и нетрадиционной технике.
  • Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, за техникой.
  • Экспериментирование, опыты с водой, речным песком, солью, сахаром.
  • Рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий.
  • Лепка из пластилина и соленого теста.
  • Коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков и др.
  • Работа с мозаикой разного размера, различными видами ткани, природными материалами
  • Игры с различными конструкторами (мелкий, крупный)
  • Игры по развитию тактильной памяти: «На что похоже?», «Определи на ощупь»
  • Упражнения по развитию мелкой моторики.
  • Чтение художественной литературы и просмотр слайд фильмов

Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой . мониторинг .

Сентябрь 2019 г

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника»

Январь 2020г.

Конспект консультации

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Занятия по развитию навыков самообслуживания

В течение года

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, ходилки и геоконт, складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок )

В течение года

Фотоотчет

Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти:

 - «Чудесный мешочек»

 - «Определи на ощупь»

 - «Узнай фигуру»

 - «Найди пару»

 - «На что похоже?» и т.д.

В течение года

картотека

Дидактические игры с использованием различных предметов, бросового материала:

- «Выложи узор»

- «Составь по образцу»

- «Найди, что спряталось» 

- «Назови фигуры» и т.д.

В течение года

картотека

Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них

В течение года

картотека

Пальчиковые игры, гимнастика, театр, варежковый театр, театр теней.

В течение года

картотека

Отчет по самообразованию

Май 2020г.

Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы на актуальные темы: «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста», консультации: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с развитием тактильных ощущений, способами обследования предметов», «Мелкая моторика рук как средство развития речи детей», родительские собрания. Были оформлены папки – передвижки, например, «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей 2-4 лет», «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

          Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами».

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»

Март 2019г.

консультация

Отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме:

     Именно использование разнообразных форм работы помогло повысить у детей уровень развития мелкой моторики, сформировать знания по ее развитию. Через различные дидактические игры, упражнения дети познакомились со способами обследования предметов, научились правильно держать карандаш, кисть, повысили навыки самообслуживания. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое мелкая моторика рук, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль занимает в развитии речи ребенка.

Поэтому, можно сделать вывод, что для развития мелкой моторики рук  у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием различных форм работы, дидактических игр, упражнений, а также использовать и в свободной деятельности детей.

                         Список использованной литературы:

1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007

5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009

6.Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с

7.Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений – М.: ООО «Гном-пресс», 2000

8.Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011

7.Любина, Г. Как учить стихи… играючи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – (С. 56-58.)

8.Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008

9.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – (С. 60-64.)

10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001

11.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

12.Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004-20с.

13. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" 2018 - 2019 учебный год

МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ       Тема самообразования«Развитие мелкой моторикиу млад...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

Отчет по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,  как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Источники способностейи дарований детей- на кончиках пальцев.- От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки,питают источниктворческой мысли".В. А. Сухомлинский...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

В младшем  дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у ребенка  должна стать важной частью образовательного процесса. От того, насколько ловко ...

План самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте,одно из наиболее важных элементов обучения.  У детей с плохо развитой моторикой рукпониженна работоспособость с мелкими предметами, бу...