План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А.С. Макаренко
Актуальность: В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей.
Задачи:
- 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- 2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
- 3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- 4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
- 5. Совершенствовать предметно - пространственную развивающую среду группы;
- 6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Месяц | Формы работы | ||||||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | ||||
Раздел плана | 1 ЭТАП Информационно - аналитический | ||||||
Сентябрь | - обмен опытом (наработки, методические пособия) | .-Подобрать методическую литературу по теме. -Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты. - изучение материалов на интернет-ресурсах. | |||||
Раздел плана | 2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения образовательного процесса | ||||||
Октябрь | Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха» Игры с сухими бассейнами (различные крупы, макароны, горох, фасоль) Найди сюрприз (предмет) Найди предмет, какой назову Найди геометрическую фигуру | Консультация для педагогов на тему:«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» | Подобор и изучение методической литературы: 1.Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2 – Феникс, 2014. 2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,2010. | 1. Выставки семейных рисунков из круп и макаронных изделий «Моя любимая сказка» (с использованием нетрадиционных техник в группе) 2. Консультация «Развитие мелкой моторики » | |||
Ноябрь | Д/игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек) Д.и с пальчиковыми дорожками: «Покажи ёжикам, как добраться до яблока», «Научи барашек ходить по мостику», «Помоги муравьишкам добраться до муравейника», «Попрыгай вместе с лягушонком», «Укажи мышке дорогу к сыру». | Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика» | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук | Консультация «Пальчиковые игры» | |||
Декабрь | Игры с мягкими пособиями. Игры «Найди клубочку домик», «Собери для друзей клубочки» «Нарисуй дорожку из шнурочков», «Подбери шнурочек для сказочного героя», «Большие и маленькие», «Путаница» | Проведение круглого стола на тему: «Результативное использование «Мягкой педагогики» с цель сенсорного развития детей раннего возраста». | Подобор и изучение методической литературы: Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2004. | 1.Папки передвижки: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»; «Мягкая педагогика», как средство сенсорного развития». 2. Привлечение к изготовлению пособий по «Мягкой педагогике» для сенсорного развития детей. | |||
Январь | Д/игра Арт-техника «Рисование кляксами» Арт-техника «Рисование полосками» Арт-техника «Рисование кругами» Арт-техника «Рисование спиральками» Арт-техника «Рисование треугольниками» Арт-техника «Рисование квадратами» | Подобор и изучение методической литературы: 1.Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2009 2. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010 | Пополнение развивающей среды Консультация «Играем в сказку» | ||||
Февраль | Дидактические игры: «Волшебные замочки»,« Цветики - разноцветики», «Искалочки с улиткой»,«Привяжем шарик»,«Рыбки», «Шнуровка» «Собери пирамидку» «Умная совушка», «Подбери фигурку» | Внедрение в работу с детьми дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников | Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем», содействие в создании лепбука из фетра | ||||
Март | Игры: рисунки на песке.«Сыпем, лепим»,«Про маленькую капельку»«Отпечатки наших рук»,Тонет, не тонет, плавает»В гости к мишке»«Речка и ручеек»,«Разноцветная водичка»,« Норки для ежат»,«Горки для козлят»«Лисичка в гостях у ребят». «Рыбачок» | Памятки: «Роль мягкой педагогики в сенсорном развитии детей раннего возраста». | Подобор и изучение методической литературы: Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012. | Консультация «Рисуем на манке» М.к для родителей «Песочные фантазии» | |||
Апрель | Игровое упражнение с тестом: Найди пуговку», «Колобок», «Веселые лепешки», «Тили-тили-тесто»,Игра «Пицца»,«Бублики-баранки»,«Цветочная поляна»,Игра «Цепочка»,«Булочки с изюмом»,«Пирожные» | Подобор и изучение методической литературы: Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009. | Круглый стол на тему «Полюбите играть с тестом.» | ||||
Май | Пальчиковые игры: «Пчела», «Бабочка» Игровое упражнение «Гусеница ползет» (рисование пальчиками) Игры с массажным мячом Д/игра «Украсим крылья бабочки» (шаблоны бабочки из картона, раскрасить мятой бумагой, либо тычками, либо ладошками) | Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» | Выступление на педсовете: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» | Выставка рисунков по теме «Насекомые», в технике хеппининг (рисование кулачками, пальчиками, ладонью, мятой бумагой, тычками ) | |||
Ожидаемые результаты :
- Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
- Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить память, внимание, терпеливость.
- Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Список используемой литературы
1. Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2 – Феникс, 2014.
2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,2010.
3. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2004.
4.Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2009
5. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010
.6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
7. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
8. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" 2018 - 2019 учебный год
МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ Тема самообразования«Развитие мелкой моторикиу млад...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста»
Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"...
План самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте,одно из наиболее важных элементов обучения. У детей с плохо развитой моторикой рукпониженна работоспособость с мелкими предметами, бу...

План самообразования :«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 2–3 лет»
План самообразования :«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 2–3 лет»...

План и отчёт по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» 2023-2024уч.г.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...
