План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Шешукова Ольга Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2024_plan_po_samoobrazovaniyu_sheshukova_oa.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. 
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. 
У него есть страсть, и её надо удовлетворить. 
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. 

Вся его жизнь – это игра»  
А.С. Макаренко

 

Актуальность: В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. 

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими». 

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. 

От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

Цель:  Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста. Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей.

Задачи: 

  • 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  • 2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  • 3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • 4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
  • 5. Совершенствовать предметно - пространственную развивающую среду группы;
  • 6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Раздел плана

1 ЭТАП Информационно - аналитический

Сентябрь

- обмен опытом (наработки, методические пособия)

.-Подобрать методическую литературу по теме.

-Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты.

- изучение материалов на интернет-ресурсах.

Раздел плана

2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения образовательного процесса

Октябрь

Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха»

Игры с сухими бассейнами (различные крупы, макароны, горох, фасоль)

Найди сюрприз (предмет)

Найди предмет, какой назову

Найди геометрическую фигуру

Консультация для педагогов на тему:«Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

Подобор и изучение методической литературы:

1.Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2 – Феникс, 2014.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,2010.

1. Выставки семейных рисунков из круп и макаронных изделий «Моя любимая сказка» (с использованием нетрадиционных техник в группе)

2. Консультация «Развитие мелкой моторики »

Ноябрь

Д/игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из

семечек)

Д.и с пальчиковыми дорожками:

«Покажи ёжикам, как добраться до яблока», «Научи барашек ходить по мостику», «Помоги муравьишкам добраться до муравейника», «Попрыгай вместе с лягушонком»,

«Укажи мышке дорогу к сыру».

Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук

Консультация «Пальчиковые игры»

Декабрь

Игры с  мягкими пособиями.

Игры «Найди клубочку домик», «Собери для друзей клубочки» «Нарисуй дорожку из шнурочков», «Подбери шнурочек для сказочного героя», «Большие и маленькие», «Путаница» 

Проведение круглого стола на тему: «Результативное использование «Мягкой педагогики» с цель сенсорного развития детей раннего возраста».

Подобор и изучение методической литературы:  Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2004.

 1.Папки передвижки: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»; «Мягкая педагогика», как средство сенсорного развития».

2. Привлечение к изготовлению пособий по «Мягкой педагогике» для сенсорного развития детей.

Январь

Д/игра Арт-техника «Рисование кляксами»

Арт-техника «Рисование полосками»

Арт-техника «Рисование кругами»

Арт-техника «Рисование спиральками»

Арт-техника «Рисование треугольниками»

Арт-техника «Рисование квадратами»

Подобор и изучение методической литературы:

1.Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2009

2. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010

Пополнение развивающей среды

Консультация «Играем в сказку»

Февраль

Дидактические игры: «Волшебные замочки»,« Цветики - разноцветики», «Искалочки  с улиткой»,«Привяжем шарик»,«Рыбки»,

«Шнуровка» «Собери пирамидку» «Умная совушка», «Подбери фигурку»

Внедрение в работу с детьми  дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников

Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем», содействие в создании лепбука из фетра

Март

Игры: рисунки на песке.«Сыпем, лепим»,«Про маленькую капельку»«Отпечатки наших рук»,Тонет, не тонет, плавает»В гости к мишке»«Речка и ручеек»,«Разноцветная водичка»,« Норки для ежат»,«Горки для козлят»«Лисичка в гостях у ребят».

 «Рыбачок»

Памятки: «Роль мягкой педагогики в сенсорном развитии детей раннего возраста».

Подобор и изучение методической литературы: Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.

 Консультация «Рисуем на манке»

М.к для родителей «Песочные фантазии»

Апрель

Игровое

упражнение

с тестом: Найди пуговку», «Колобок», «Веселые лепешки»,

«Тили-тили-тесто»,Игра «Пицца»,«Бублики-баранки»,«Цветочная поляна»,Игра «Цепочка»,«Булочки с изюмом»,«Пирожные»

Подобор и изучение методической литературы:  Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.

Круглый стол на тему «Полюбите играть с тестом.»

Май

Пальчиковые игры: «Пчела», «Бабочка»

Игровое

упражнение

«Гусеница

ползет»

(рисование пальчиками)

Игры с массажным мячом

Д/игра

«Украсим

крылья

бабочки»

(шаблоны

бабочки из картона, раскрасить мятой бумагой, либо тычками, либо ладошками)

Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Выступление на педсовете: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста»

Выставка

рисунков по теме «Насекомые»,

в технике хеппининг

(рисование кулачками, пальчиками, ладонью, мятой  бумагой, тычками )

    Ожидаемые результаты :

  • Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
  • Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить  память, внимание, терпеливость.
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Список используемой литературы

1. Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения2 – Феникс, 2014.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,2010.

3. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2004.

4.Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2009

5. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010

.6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.

7. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.

8. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" 2018 - 2019 учебный год

МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ       Тема самообразования«Развитие мелкой моторикиу млад...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста»

Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"...

План самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте,одно из наиболее важных элементов обучения.  У детей с плохо развитой моторикой рукпониженна работоспособость с мелкими предметами, бу...

План самообразования :«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 2–3 лет»

План самообразования :«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 2–3 лет»...

План и отчёт по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» 2023-2024уч.г.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...