Проект "Дизайн – проект оформления группового помещения разновозрастной группы общеразвивающей направленности /4 – 6 лет/
проект

Кулаева Светлана Витальевна

Цель проекта – совершенствование предметно-развивающей среды и современное оформление интерьера группового помещения для развития творческой личности ребенка.

Задачи:

1. Изменить внутренний интерьер группы, обогатить предметно-развивающую среду; эстетично оформить помещение.

 2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

 3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

 4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений

 5. Создать комфортные условия пребывания детей в ДОО.

 6. Приобщить дошкольников к активной предметно преобразовательной деятельности в интерьере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dizayn_gruppy_4-6l.docx807.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                           МАДОУ «Детский сад № 450 г. Челябинска» /сп/

                 Дизайн – проект оформления группового помещения

                       разновозрастной группы

             общеразвивающей направленности /4 – 6 лет/

                                                                                                             

                                                                                                                           

                                                                                                                                                           Составила: Кулаева С.В

                                                                                                                     воспитатель 1 квалификационной категории                                                        

                                

                                       

                                         

                                                                                                                             

                                                                           2023 г.

            Дизайн – проект оформления группового помещения  разновозрастной группы

                      общеразвивающей направленности /4 – 6 лет/

Введение

Основная идея:

   Развивающая предметно-пространственная   среда создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и ФОП ДО должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в ДОО выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

   В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС  и ФОП дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

   А так же эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

 Актуальность

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Цель проекта – совершенствование предметно-развивающей среды и современное оформление интерьера группового помещения для развития творческой личности ребенка.

Задачи: 

1. Изменить внутренний интерьер группы, обогатить предметно-развивающую среду; эстетично оформить помещение.

 2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

 3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

 4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений

 5. Создать комфортные условия пребывания детей в ДОО.

 6. Приобщить дошкольников к активной предметно преобразовательной деятельности в интерьере.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагог, родители, воспитанники.

      Продолжительность проекта: краткосрочный.

План мероприятий: 

1. Организация работы по дизайну и оформлению.

2. Разработка проекта оформления группы

3. Приобретение материалов для реализации проекта.

4. Оформление группы.

Этапы проекта: 

I этап: Организационный -  разработка  проекта (сентябрь 2023)

 II этап: Основной - практическая реализация проекта (октябрь 2023)

III этап: Заключительный - подведение итогов (ноябрь 2023)

Этапы реализации проекта.

I этап – организационный

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды, материала по истории и стилям дизайна.

Старший воспитатель

Сентябрь 2023

Разработка алгоритма проектирования развивающей среды группы

Педагог

Сентябрь 2023

Мониторинг РППС (изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах).

Педагог

Сентябрь 2023

II этап – основной

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Консультация «Построение РППС в соответствии с ФОП ДО».

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОО» 

Старший воспитатель

Октябрь 2023

Круглый стол с родителями «Игрушки бывают разными».

Мастер – класс для родителей «Игрушки своими руками» 

Педагог и родители

Октябрь 2023

Разработка и презентация дизайн – проекта оформления группы

Педагог и родители

Октябрь 2023

III этап – заключительный

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Представление результатов работы. Итоговая презентация

дизайн - проекта

Педагог

Ноябрь 2023

Итоги проекта.

На I этапе работы изучена нормативно-правовая база и методическая литература.

Составили алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду.

Шаг 1.Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды помещений МДОУ, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.

Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 5. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

На II этапе работы разработали и реализовали совместно с родителями дизайн – проект

 Группы

                         Приемная.

Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются индивидуальными картинками для каждого ребенка. Расставляется достаточное количество банкеток для одевания и раздевания. На стенах размещаются стенды с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий).

Специальное место отводится для демонстрации детских работ и совместных работ детей и их родителей (рисунки, лепка, аппликация).

                                Групповая комната.

Планировка группы должна быть такой, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха.

В групповом помещении организованы центры для:

- приема пищи и занятий с дидактическими играми и игрушками;

- развития движений;

- сюжетно - ролевых игр;

- игр со строительным материалом;

- игр с машинками;

- изобразительной деятельности;

- музыкальных занятий;

- чтения и рассматривания художественной литературы;

- экспериментирования и игр с песком и водой;                                                                          

- уголок природы;                                                          

- место для игр с двигателями, строительным материалом.

1. Центр математического сенсорного развития включает в себя:

- Дидактические игрушки: цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки, игрушки,  разноцветные предметы различной формы для нанизывания;

- специальные приспособления, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки-молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.);  стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий

- Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами.

- Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику.

- Числовые домики, игры на развитие умения считать, графические диктанты, дорисовки.

- Блоки Дьенеша.

- Палочки Кюизенера.

     2. Центр развития движений.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а также для самостоятельных игр детей.

Для удовлетворения двигательной активности имеются мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие пластмассовые шарики для метания вдаль, мячи большие и маленькие, в том числе массажные, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч.

Для развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков): скакалки, веревки, дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения; массажные дорожки и коврики с разным покрытием.

      3. Центр сюжетных игр.

Кукольный уголок:

- домик из крупных пазлов /разборный/, куклы с подвижными частями тела, пупс, имитирующий ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья.

Атрибутика для создания интерьера: сервизы столовый и чайный соразмерный по величине кукол, муляжи овощей, фруктов. ванночка для купания кукол, тазик, полотенце, заместитель мыла (деревянный кубик, кирпичик), гладильные доски, утюжки.

Для игры в «поликлинику», «больницу» – наборы врача.

Игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр:

- «парикмахерская»: зеркало, расчески, щетки, игрушечные наборы;

- «магазин» : набор овощей и фруктов, кассовый аппарат;

- «гараж»:  ширма (изготовленная педагогом)  для игры «автосервис», различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки,  насос, шланг.

-Настольные дидактические игры (с прищепками, на липучках) по темам «Транспорт» , «Профессии».

- Уголок по ПДД (атрибуты машин, рули, жезл, форма сотрудника ГИБДД, дорожные знаки, настольные игры.

   4. Центр для игр со строительным материалом.

Центр соседствует с зоной сюжетных игр таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

Сюжетное конструирование. Напольный конструктор (крупный строительный материал). К нему для обыгрывания: крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, самолеты, пароходы, и т.д.; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши,  (зоопарк).

   5. Центр природы и  экспериментирования.

Дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Дети любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.

Для игр и экспериментирования имеются: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки, формочки для замораживания, емкости для наливания и переливания, лодочки, камешки (тонет, не тонет), плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы); зеркальца, игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые), пластические материалы (глина); материалы для пересыпания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны); трубочки для продувания; «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками; магнитные игрушки.

    6. Книжный уголок:  

Книги (по программе) и по теме недели,  сюжетные картинки, книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки); разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации); лото, домино; диски с записями детских потешек, сказок. Дидактические игры.

    7. Центр музыкальных занятий и театр.

-театр игрушки,

-настольный плоскостной,

- театр на палочках,

- пальчиковый театр,

- дидактические игры : круги Луллия «На каком инструменте играем» (изготовлена педагогом)

- маски-ободки : животные, фрукты, овощи и т.д.(изготовлены педагогом)

- аудиосредства (магнитофон, наборы дисков с записями музыкальных произведений, звуков природы, детских песен);

- музыкальные игрушки: музыкальные инструменты, колокольчики, бубны, металлофоны, барабанчик, трещотка, шумовые инструменты.

     8. Центр изобразительной деятельности.  

Имеются магнитная доска для рисунков детей (выставка), мольберт,  восковые мелки; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь); кисти для рисования, для клея; палитра, емкости для воды, красок, клея; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования; пластилин (не липнущий к рукам); формочки для лепки, печатки, губки, ватные тампоны и палочки для нанесения узоров; трафареты для закрашивания; доска для рисования мелками, раскраски, книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства, схемы поэтапного рисования и лепки. Наборы матрешек, дидактические игры на закрепления цветовой гаммы, формы, орнамента.

             

     Трансформация пространства группы возможна за счет перемещения домика из пазлов, раздвижной ширмы, мягкой легкой мебели.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями. Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы.   

     

Пространство организовали по принципу небольших микро-пространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека.

Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животных и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

   Ожидаемый результат: 

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Повысит имидж учреждения. Создан паспорт среды группы.

Дополнить оборудованием следующие уголки:

п/№

Вид помещения, его

использование

Необходимое оснащение

1.

Группа: самообслуживание

 трудовая деятельность, ознакомление с природой, труд в природе

Инвентарь для ухода за цветами, тазики, клеенчатые фартуки, фартуки из ткани, косынки, шапочки. Емкости – контейнеры, корзинки для размещения различного материала

2.

Группа: Спокойная зона с настольными играми

Дооснащение дидактическими играми на развитие внимания, логики, памяти, сенсорного развития

3.

Группа: Сюжетно – ролевые игры

Дооснащения различными игровыми атрибутами: машины, куклы, пупсы, посуда, бинокли, кукольная мебель

4.

Группа: уголок физического развития

Дооснащения различным спортивным инвентарем

5.

Группа: экспериментирование

Песочные часы, лупа, компас, микроскоп, лего – конструктор.

6.

Группа: центр изобразительного творчества

Иллюстрации художников по временам года, натюрморты, портреты, бумага различной фактуры.

Можно сделать вывод:

Данный проект позволил ещё раз доказать, что все в детском саду должно увлекать и радовать деток. И мы будем продолжать заботиться, воспитывать, привлекать родителей в осуществлении совместной работе по проектам, воплощением новых идей.

Литература:

  1. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников./текст/ В.В. Бабаева – М; Просвещение,1982.-47с
  2. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей среды. /текст/ А.А. Грашин –М.: Архитектура,2008-296с
  3. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда /текст/ С.Л. Новосёлова- М.: Просвещение, 2001.-34с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация проекта "Моделирование предметно - пространственной среды в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 5-7 лет"

Развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной ...

Проект на тему: «МОЯ СЕМЬЯ» (разновозрастная группа общеразвивающей направленности детей 2-4 лет)

Проект на тему:«МОЯ СЕМЬЯ»(разновозрастная группа общеразвивающей направленности детей 2-4 лет)...

Проект для детей младшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей 2-4 лет «Путешествие в страну сказок».

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, ...