Дружба народов
проект

Методическая разработка- проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_druzhba.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка»

                       

        

Проект

                    «Дружат люди всей земли»

   

                                                                  Авторы: Торопова Светлана Николаевна

                                                                                 Шерина Наталья Анатольевна

                                                                              Черниченко Елена Сергеевна

                                                                                   Конькова Юлия Владимировна

                                                                                   Зарубина Лариса Валентиновна

Промышленновский муниципальный округ,2023

Актуальность

Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по-другому молятся, соблюдают иные традиции.

Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в нашем детском саду был организован проект «Дружат люди всей земли», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир отчизны – России.

При современном уровне миграции народов дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.

Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».

Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.

      Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности.

Россия живёт и развивается благодаря тому, что в ее истории, особенно в трудный ее период, люди, объединялись и побеждали многие беды. Мы считаем, что только благодаря единству народов всегда свершаются великие дела. Народы России живут в единстве не одно столетие. Вместе мы создали великую страну - СССР, победили в Великой Отечественной Войне, вместе мы вышли первыми в космос и вместе мы будем дальше жить и развиваться.

Русские составляют, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, более 78% населения страны и являются этническим большинством. Россия сегодня сохраняет вековой статус многонационального государства. Народы Российской Федерации имеют свои культурные корни, особые и свойственные им пути национального и культурного развития.

Русский народ всегда играл роль собирателя вокруг себя народов и земель, он волей истории оказался центром притяжения всех народов России, создал могучее евразийское государство – Россию.

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России – стратегическая задача современного общества и государства.

Необходимо совместно предпринять все усилия для борьбы с национализмом, ксенофобией, призывами к насилию и межэтнической розни, которые всегда были и будут миной замедленного действия для российской государственности.

Задача современной государственной национальной политики Российской Федерации состоит в укреплении духовной консолидации многонационального народа России в единую гражданскую нацию при сохранении этнокультурного и языкового многообразия.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам.

В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любовь к Родине, преданность ей. Условия российского общества в целом пока неблагоприятны для формирования у детей патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным опытом деятельности, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.  

Наш поселок Промышленная является многонациональным. В нем представлено множество национальностей. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с поселком с первых дней его строительства.

Население поселка многонационального. В этническом составе преобладают русские, проживают татары, украинцы, армяне, чуваши, чеченцы и т.д прочие национальности. За годы совместного проживания в Промышленной сложились традиции взаимного уважения и дружеского общения, мира и согласия между народами. В поселке проводятся национальные праздники и гулянья.

При изучении национального состава воспитанников детского сада были получены следующие результаты: русские – 72,8%, армяне – 6,7%, татары – 6,4%, чуваши– 5,4%, казахи – 4,4%, другие национальности (шорцы, чеченцы, украинцы) – 4,3%.

Меня заинтересовали вопросы:

Как донести до детей особенности многонациональной страны?

Как сделать, чтобы традиции других национальностей стали понятны для детей?

Можно ли расширить кругозор детей о других нациях посредствам игр, литературы, творчества?

Проблема: Мы мало знаем о культуре, традициях разных народов, проживающих на территории России, мало проводим совместные мероприятия для сплочения коллектива.

Поэтому, главная идея моего проекта: показать на примере нашего детского сада что мы можем жить в дружном коллективе, что мы умеем уважать традиции и культуру народов разных стран. Для осуществления поставленной цели, был намечен план исследовательской деятельности

Описание проекта:

Данная работа представляет собой проект, или тематическую неделю, посвящённую 4 ноября (Дню народного единства) Поскольку праздник появился не так давно, то возникла необходимость создать подобную работу.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Применение в учебно-воспитательной работе.
Цель:  Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира.

Задачи:

1.Формировать представление о России как многонациональном государстве, но единой стране.

2.Формировать у детей чувство толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

3.Воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.

4.Формировать знания об особенностях национального быта разных народов.

5.Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей.

Участники проекта:

Дети всех возрастных групп, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: неделя

Предполагаемые результаты:

1.Дети получили качественные знания о культурах различных народов, познакомились с национальными особенностями.

2. У детей сформирован интерес к жизни и традициям народов разных стран.

3. Словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями.

4. Дети уважительно относятся к другим народам.

Подготовка тематической недели ведётся заранее. Раздаются стихотворения для того чтоб дети выучили. Приглашаются гости-родители.

Условия реализации проекта:

Данный проект может успешно реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях при тесном взаимодействии администрации, творческих педагогов и родителей. Реализация проекта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.

        На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства.

Проект направлен на решение данной проблемы и включает в себя следующие разделы:

  • Работа с воспитателями и узкими специалистами;
  • Работа с воспитанниками ДОУ;
  • Работа с родителями;

Организация детской деятельности:

* Проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми;

* Организация тематических праздников и развлечений;

* Организация тематических конкурсов и выставок детского творчества.

          Самостоятельная деятельность детей:

          * Организация творческой продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка, поделки из природного и бросового материала);

* Подбор дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых игр. 

          Деятельность, осуществляемая в режимных моментах:

*  Чтение художественной литературы, тематические беседы;

      Работа с родителями:

  • Оформление информационных стендов и буклетов;
  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (помощь детям в создании индивидуальных проектов и в составлении генеалогического дерева семьи);

Организация участия родителей в совместных мероприятиях.  

     

Этапы реализации проекта осуществлялся в три этапа:

I. Подготовительный:

   Подбор информации, дидактического материала, составление картотек, о России и странах мира, толерантности, национальном разнообразии, о методах и способах закрепления материала у дошкольников. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту.

   Подбор конспектов ООД по теме. Подбор презентаций. Сбор материалов для познавательной выставки «Дружба народов» . Разработка сценария праздника «Дружба народов».

II. Основной:

Выставка рисунков «Дружба народов»

Консультации на темы: «Песни. Танцы. Игры народов»

Прослушивание национальных песен, разучивание танцев, игр. Создание игротеки «Народные игры»

Библиотека «Путешествие по странам» (Казахстан, Армения, Россия, Украина, Африка).

  Оформление познавательной фото выставки «Дружба народов». Оформление папки –     передвижки по нравственно-патриотическому воспитанию. Беседы, НОД о разных странах, народах, символике, просмотр презентаций

III Завершающий:

На этом этапе состоится подведение итогов: проведено итоговое мероприятие, основанное на совместной деятельности, и носящее закрепляющий характер, развлекательное мероприятие для детей фестиваль «Дружбы народов» и презентация выставки рисунков, и дегустация национальных блюд Поздравление наиболее активных участников проекта и вручение памятных подарков.

     

Формы работы

                                      Родители.

Консультации на тему толерантности

Участие в выставке творческих работ (Рисунок «Народы мира»)

Родительское собрание «Мы разные»

Изготовление костюмов и атрибутов к итоговому празднику

                                           Дети.

Беседы (НОД о разных странах их символике, культуры и традиции разных народов,)

Просмотр презентаций, разучивание стихов, песен, танцев, поделки, рисунки.

Беседы с детьми о толерантности. Дать понятие о том, что толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Формировать умение терпимо относится к другим народам.

Изобразительная деятельность. Раскрашивание по образцу, трафарету «Национальные костюмы», выставка рисунков «Хоровод дружбы».

Игровая деятельность. Дидактическая игра «Часть – целое» (по народным костюмам, дидактическая игра «Собери мир» (книга - пазл, дидактическая игра «Государственные символы России», Дидактическая игра «Путешествие по миру». Вызвать у детей интерес путешествовать по карте, закреплять знания детей о народах, живущих на нашей планете, знакомиться с подвижными играми разных народов.

Познавательная деятельность. Чтение сказок разных народов, чтение стихотворений В. Степанова «Российская семья», О. Александровой «Лучшее богатство», С. Маршака «Всемирный хоровод», Я. Акима «Есть одна планета – сад» и т.д.

Знакомство детей с государственной символикой и народной культурой разных стран (демонстрация презентаций):

     «Моя Родина – Россия»

«Солнечная Армения»

«Наш друг- Казахстан» и т.д

     Ожидаемые результаты:

  • Толерантные, дружелюбные, коммуникативные отношения,

дошкольники знающие культурные традиции разных

народов, разных стран, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях

межэтнических отношений;

  • заинтересованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;
  •  расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду;
  • обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях поселка
  • У детей сформируется представление о России как о многонациональной стране;
  •  пополнятся знания о традициях разных народностей;
  •  сформируется способность организовать свою деятельность, умение творчески применять полученные знания в игровой, художественно- продуктивной деятельности;
  • сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.

Вывод: Подводя итоги проделанной работы по краткосрочному проекту: «Дружат люди всей земли»  необходимо отметить, что данный проект позволил в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о особенностях национального быта разных народов мира, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: педагоги, родители, дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.

«Путешествие по странам»

Цель: формирование толерантности в коллективе.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечение учащимся творческой атмосферы, способствующей их нравственно-эстетическому, художественному и интеллектуальному развитию
  • формировать представление об истории, культуре, обычаях представителей других национальностей.

Развивающие:

  • развивать творческие способности у учащихся;
  • развивать интеллектуальные способности: критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие;
  • развивать информационно-коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

  • продолжить формирование толерантности, гражданственности, патриотизма, духовности в школьном коллективе.

Форма: фестиваль.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, звуковая аппаратура, ноутбук.

Проведение мероприятия

На фоне музыки читает чтец

Давным-давно, в старину, зимы были очень холодные. Однажды поднялась страшная пурга. И был такой мороз, что люди боялись выйти из чумов. Гуси, утки и другие птицы зарылись в снег, чтобы согреться.

Но один смелый человек не побоялся отправиться в путь искать теплую страну. Долго он ходил по земле и, когда вернулся, сказал своему народу: - Я нашел теплую страну.

Услыхала слова смелого человека уточка - чирок и рассказала всем птицам о теплом стане. Гуси, лебеди и журавли поднялись в небо и полетели. И люди из племени смелого человека, который нашел чудесную страну, тоже стали собираться в дорогу.

Смелый человек сказал: - Теперь вы знаете про эту страну, доброго вам пути! А я останусь, где родился. Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза. Вывернул ее наизнанку, надел - и превратился в птицу луня.

А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали на пути дичь. Стреляли они из луков. А чтобы стрелы летели без промаха в цель, привязывали к ним орлиные перья. Один человек обиделся, что ему мало досталось орлиных перьев для стрел. Он крикнул другому: - У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!

Переругались все из- за орлиные перья, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках. Так появились эвенки, якуты, нанайцы, японцы, китайцы, белорусы и другие народы.

Звучат фанфары.

Стихи для ребят

Всех народов и стран -

Для абиссинцев

И англичан,

Для итальянских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких,

Немецких,

Французских,

Негров, чья родина -

Африки берег,

Для краснокожих

Обеих Америк;

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать;

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек -

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах или в селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад -

С Востоком,

А дети -

Друг с другом!

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем участников и гостей фестиваля «Народы мира!».

Поприветствуем гостей нашего фестиваля.

На нашей планете проживает огромное количество народов, каждый из которых обладает уникальной историей и культурой.

Говоря о дружбе народов, о необходимости знать и уважать чужие обычаи и особенности, ни в коем случае нельзя забывать о том, что все мы – жители одной Планеты.

Сегодня мы предлагаем Вам окунуться во времена, когда наша страна была в самом расцвете-

крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье – по численности населения. 
Мы приглашаем на эту сцену. Всех участников Фестиваля.

I часть праздника

Ведущий: Узбекистан, Армения, Болгария, Грузия – между этими странами можно найти огромное количество сходств и отличий.

Ведущий: 

В Фергане моей тепло. Снега не бывает.
Вдруг вокруг - белым-бело: хлопок поспевает!
Если хлопок позовет-то у всех полно забот!
Сразу пусто в школе: школа вышла в поле!
Знает каждый из ребят, что недаром говорят:
- Кто ходить в халате хочет - пусть на хлопке похлопочет!

Выступление - Узбекистан.

Ведущий: Отличительной особенностью национальных ковров этого государства, являются красота и долговечность. В конце XX века ковроткачество становится одной из важных отраслей экономики этой страны. Среди современных ковров выделяется самый большой в мире ковер ручной работы общей площадью 301 м², который был соткан в 2001 году, а в 2003 году занесен в книгу рекордов Гиннеса.

Выступление - Туркмения.

Ведущий: На территории этой страны размещен первый и крупнейший в мире космодром Байконур.

Выступление - Казахстан.

Ведущий: Столица этой страны – Душанбе. Город уютно разместился меж гор. Стоит лишь на сто метров выйти за его черту, и вы окажетесь в горах.

Выступление - Таджикистан.

Ведущий:  По одной из версий, новое название столицы этой страны происходит от легендарного героя Бишкек-Батыра, жившего в этой местности в XVIII веке. По другой — от термина «пишпек», предмета кухонной национальной утвари (специальная палка для перемешивания кумыса и сбивания масла).

Выступление - Кыргыстан (Киргизия).

Ведущий:  Следующая страна граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе.  Столица —Минск.

Выступление – Белоруссия.

Ведущий: Давайте отправимся дальше на запад.

Многие, кто посетил этот край, называют его «маленьким кусочком рая». С высоты птичьего полёта эта страна напоминает гроздь винограда, ставшей визитной карточкой страны, а виноградники признаны лучшими в Европе. 

Выступление – Молдова (Молдавия)

Ведущий: На южных рубежах нашей Родины, за величественными Кавказскими горами лежит прекрасная страна, куда древние греки плавали за золотым руном.  

Выступление - Грузия.

Ведущий: «Каждому свой край сладок» - так гласит одна из многих народных поговорок этой страны. Действительно, почти каждый человек считает свою родину самой лучшей страной, и жители этого государства не исключение. Название этого государства переводится как “страна огней”.

Выступление - Азербайджан.

Ведущий: На горе Арарат археологами были найдены, предположительно, детали Ноева ковчега. Где же находится эта гора?

Выступление - Армения.

Ведущий:  Данное государство является многонациональным , что отражено также в ее конституции. На её территории проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 100 языках и диалектах.

Выступление - народы России.

  1. Российская Федерация
  2. Республика Бурятия
  3. Республика Татарстан

Ведущий: Предлагаем ребятам спуститься в зал и занять свои места.

Фон музыка

II часть праздника

Ведущий:

Русские, казахи, негры, украинцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Смотрит парень на рябину

Вспоминает Украину.

Немец, Белорус, Мордвин,

Молдаванин и Грузин

Все народности не счесть

Всем в России место есть.
Сегодня надо говорить о дружбе разных народов, о взаимопонимании и уважении. Проникнутся этими чувствами по отношению друг к другу. Мы разные, но живем на Великой земле России и только терпение, взаимопонимание и уважение поможет нам сохранить ее для следующих поколений.

 

      Национальная культура каждого этноса и племени - это красочный узор в уникальном культурном калейдоскопе нашей страны и является её бесценным богатством. Все представители этнических групп России должны беречь и передавать следующим поколениям богатую культуру, уникальный язык и добрые традиции своих предков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дружба народов"

Формировать навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур.Познакомить с традициями и культурой Азербайджана....

Мы единством и дружбой народов сильны.

Каждый родитель стремится воспитать своего ребенка так, чтоб он осознал свой долг перед родиной, уважал историю и традицию своих предков, чтил память об и подвиге. Наравне с родителями  патриотич...

Организация мини-музея "Дружба народов Самарской области"

Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.Многие семьи свято чтят память своих предков, ...

презентация "Дружба народов,народы России"

презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...

Сценарий Фестиваля дружбы народов Поволжья "Лучик дружбы"

В этом мероприятии принимали участие дети всех возрастных групп ДОУ и педагоги, сценарий составлен в соответствии с этнокультурным компонентом...

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...

Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...