Проект для подготовительной группы "Чаёк - наш дружок"
проект (подготовительная группа)

Семыкина Олеся Николаевна

В  проекте рассказывается о сортах и марках чая, устройстве самовара, традициях чаепития в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podg_gr_chayok_-_nash_druzhok.docx275.72 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Наш дружок - чаёк»

Тема проекта: «Наш дружок - чаёк».

На Руси один зарок,

Кроме всякой пищи,

Утром – чай, в обед – чаек,

Вечером – чаище!

Проблема: Почему вечером на ужин всегда дают чай? Почему чай имеет коричневый цвет? Как и где изготавливают чай?

Актуальность: Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространенный – чай. Его пьют в любом уголке земли. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиваться от многих болезней, для многих народов он также необходим и незаменим, как и хлеб. На Руси гостей встречали с хлебом-солью и чашкой ароматного чая. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили выяснить, откуда появился чай, какой бывает чай, узнать о пользе напитка, выяснить в какой посуде и как правильно надо заваривать чай, познакомиться с разнообразием чайной продукции.

Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

По характеру: детско-взрослый.

По длительности (сроки реализации): краткосрочный (2недели).

По количеству участников: подготовительная  группа № 1 «АБВГДейка».

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.

Цель проекта: формирование представлений о чае, о его происхождении и истории появления в России, о чайных церемониях в разных странах.

Задачи проекта: 

Познакомить детей с историей появления чая в России, с разными сортами и марками чая.

Дать представление о том, как выращивают и изготавливают чай; о том, что 15 декабря празднуют  – всемирный день чая.

Познакомить  с традициями чаепития в России; формировать чувство уважения к своему народу, его традициям.

Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление, воображение, внимание, связную речь.

Обогащать словарный запас, учить дошкольников отвечать полными ответами на вопросы.

Привлечь родителей к реализации совместной деятельности с детьми, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей.

Воспитывать интерес к народным традициям.

Предполагаемый результат:

Дети: научатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом будут формироваться коммуникативные навыки, умение работать в команде; у детей будет развиваться познавательный интерес. Расширится словарный запас воспитанников, дальнейшее развитие связной речи детей.

Родители:  расширится кругозор  знаний родителей о чае, чайных традициях. Способствовать развитию познавательно - творческого потенциала родителей;  воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, родителями и педагогами.

Продукты проекта: выставка подарочных коробок от чая, создание альбома «Семья чайных растений», «Чайная посуда».

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Подбор материалов по теме проекта.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Создание соответствующей развивающей среды.
  • Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

  1. Основной этап (практический).

Вовлечение детей и родителей в деятельность, создание выставки подарочных коробок от чая, просмотр презентации о чае, создание альбома «Лекарственные растения».

Содержание работы с детьми:

Беседы: «История появления чая на Руси», «Как выращивают чай?», «Сорта и марки чая», «Как правильно заваривать чай?» «Народный лечебный чай», «Что такое чайный гриб?», общение с детьми: «Как мы дома пьем чай?»

Изготовления альбомов «Большая семья чайных растений», «Чайная посуда».

Чтение произведений: В. Кужелева «Сказка о том, как Иван-чай лень прогнал», Х. К. Андерсен «Чайник»

Разгадывание загадок о чае, толкование и разучивание пословиц о чае:

Выпей чайку – забудешь тоску.

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

Чай не пить, так на свете не жить.

Чай пить – не дрова рубить.

Я сижу, чай пью - и ты заходи, чай пей!

Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Индийский чай», «Волшебная кухня. Травяной чай» (серия 19), Лунтик "Солёный чай", " Тигрёнок в чайнике", "Пых, пых самовар".

Рассматривание иллюстраций по теме проекта в энциклопедиях.

Дид/игры: «Полезные травы», «Что положим в чай?», «Выбери посуду, которая нужна для чаепития».

Физминутка: «Чайник»

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

 (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе)

Я вам напоказ выставляю живот. (Животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами)

«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». (Делают призывные движения правой рукой)

Исследовательская деятельность: рассматривание разных сортов чая, какого цвета стала заварка после заваривания разных сортов чая; как меняется цвет  и вкус чая  от лимона, сахара?

Продуктивная деятельность:

  • лепка пирожных и кондитерских угощений из воздушного пластилина
  • пластилинография «Курица на заварнике»
  • сюжетное рисование «Самовар», «Чайная пара»

С/р игра «Кафе», «Фитобар», «Семья».

Игровое упражнение: «Сервируем стол».

Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Чай не пить – так на свете не жить!»

2. Заучивание пословиц и поговорок с детьми о чае.

3.  Участие родителей в подготовке материалов к проведению проекта.

III. Заключительный этап проекта.

                                  История появления чая в России

Чай на Востоке  был известен с глубокой древности. Россия первая из европейских стран познакомилась с чаем. Чаёвничать на Руси начали лет 350 назад, когда чай появился в московских лавках наравне с другими товарами. Никто уже и не вспомнит о том, что чай – чужак, иностранец, который прижился в России. Но чайная культура в России начала своё существование ещё раньше, но не все об этом знают. Первыми в России чай попробовали казаки в незапамятные времена, покоряя Сибирское ханство. Скорее  всего это был Бурятский плиточный чай, пришедший в Сибирь из Китая.

В начале 17 века чай начали употреблять при дворе русских царей. В 1618г китайские послы привезли в подарок Михаилу Фёдоровичу Романову несколько ящиков отборного чая. А  20 лет спустя (в 1638г) русскому послу Василию Старкову

монгольский  Алтын-хан Кучкун вручил  64 кг (4 пуда) чая.  Сначала подарок не произвел впечатления, но потом напиток  распробовали во время торжественной дегустации.

Если раньше чай попадал в Россию в качестве экзотического подарка из восточных стран, то теперь началась постоянная торговля чаем.  17 веком следует датировать установление относительно постоянных торговых связей России и  Китая через Сибирь.

В 30-е годы 19 века князь Миха Эристави создает первые чайные плантации в Грузии. Россия постепенно сама начала обеспечивать себя чаем.  В начале 20 века плантации чая были заложены почти по всему югу страны: в Грузии, Азербайджане, в Краснодарском крае.

После революции началась настоящая чайная эпоха. Постепенно производство чая стало делом государственным. Была разработана программа развития чайного дела.

Ручной труд сбора чая заменился механическим, первая чаеуборочная машина заработала в 1958г в одном из колхозов Грузии.

Расцвет чайной промышленности в СССР достиг в 1970-е годы.

Сегодня любителям чая предоставляется такой широкий выбор чая, какого не знала многовековая история.

Виды, сорта и марки чая

В зависимости от способа обработки чайного листа различают:

- чёрный чай – густой настой, терпкий вкус, приятный аромат.

- зелёный чай – имеет светло-зелёный или соломенный цвет, своеобразный вкус и терпкость. Он более богат полезными веществами, чем чёрный.

- красный чай – приближен к чёрному, имеет свой богатый вкус и аромат. Иногда его называют чаем церемоний.

 - жёлтый чай – близок к зелёному: мягкий бархатистый вкус. Он очень крепкий и действует возбуждающе на человека

Жёлтый чай самый дорогой. Долгое время он был доступен только для императора. Вывоз этого чая был запрещён под страхом казни.

Чай получают из разных частей растения. Есть чай, который изготавливают только из почек, или из почек и листочков, или из молодых листочков, или из листьев старых чайных деревьев.

Известные марки чая:

Цейлонский

Индийский

Кенийский

«Майский чай»

«Принцесса Гита»

«Принцесса Нури»

«Принцесса Ява»

«Беседа»

«Акбар»

«Лисма»

«Майский»

«Бодрый день»

 «Lipton»

«Ahmad»

«Brooke Bond»

«Grееnfield»

«ТЕSS»

Полезные свойства чая

- чай снимает головные боли и усталость

- чай уменьшает действие алкоголя и способствует отказу от его употребления

- чай является питательным продуктом и утоляет голод (в особенности с различными добавками)

- чай облегчает самочувствие во время жары

- чай прогоняет сонливость

- чай успокаивает и снимает стресс

- чай способствует перевариванию жирной пищи

- чай выводит из организма яды

- чай продлевает жизнь

Интересные факты о чае

1. Существует около 3000 различных сортов чая.

Вкус чая несомненно зависит от того, в каком регионе его выращивают, а также от типа чайного куста. Некоторые виды чая состоят из разных сортов, смешанных вместе – такие виды чая называют «бленд» или «купаж».

2. Мятный чай на самом деле не чай, а травяной напиток.

Напитки, содержащие в составе травы (например, мята или чабрец), фрукты, ягоды, цветы и так далее, представляют собой травяной напиток.

3. Практика добавления молока в первую очередь связана не только со вкусом.

Некачественные фарфоровые чашки могут треснуть, когда в них сразу наливают горячий чай. Если вначале налить в чашку молоко, то горячий чай уже не будет обжигать тонкие стенки фарфора, а значит, не произойдет резкого перепада температуры, которое может навредить этому хрупкому материалу.

В настоящее время давно существуют технологии производства более тонкого и прочного фарфора, чем это было много веков назад. Поэтому очередность добавления молока уже не так важна, как раньше. Добавление молока стало особым способом показать, что на столе стоит самый качественный фарфор.

4. Чай был настолько ценен в 18 веке, что хранился в запертом сундуке.

Удивительный факт, однако он имеет подтверждение. В Лондоне, в музее Виктории и Альберта есть пример такого сундука. Чай, завезенный в Европу в конце 17 века, был ценным и очень редким товаром. Он хранился в элегантных ящиках с надежными замками. В то время они назывались «чайные сундуки». Такие сундуки часто содержат два или более отделения для разных типов чая или для сахара, хранящихся в небольших металлических контейнерах.

5. Чай был настолько дорогим, что его смешивали с различными добавками.

В конце 18 века считалось, что больше чая импортировалось незаконным путем, чем через законные каналы. Чай был таким ценным товаром, что спрос регулярно превышал предложение. Вместе с тем, недобросовестные продавцы начали ставить под угрозу чистоту настоящего чая, смешивая его с листьями других растений, включая ветки и даже палки, тем самым увеличивая свои запасы и, соответственно, прибыль.

6. Никогда не используйте кипяток для чая.

Для заваривания чайного листа необходимо использовать только хорошо очищенную воду, чтобы избежать постороннего привкуса в готовом напитке. При этом чай не стоит заваривать крутым кипятком – чайный лист в таком случае только портится и не успевает полностью отдать всю полноту вкуса и аромата. Для получения правильного насыщенного напитка в чашке рекомендуем использовать горячую воду температуры 100 градусов для черного и зеленого листового чая, а также черного чая в пакетиках, и 90 градусов для зеленого чая с различными добавками в виде цветов, трав или фруктов.

7. Чайные пакетики были изобретены в начале 1900-х годов.

Есть некоторые дискуссии о том, когда был изобретен первый чайный пакетик.  А в 1908 году американский бизнесмен Томас Салливан отправил образцы чая в тонких шелковых мешочках, которые покупатели окунали прямо в горячую воду. Однако именно история Салливана стала очень популярной и наиболее известна в настоящее время.

8. Чай Эрл Грей был назван в честь настоящего Эрла Грея.

Чарльз Грей, второй граф Грей, родился в 1764 году. Согласно его официальной биографии, «он получил в подарок» чай, приправленный маслом бергамота. Чай стал настолько популярным, что он попросил британских торговцев чаем воссоздать его. Спустя несколько столетий уже миллионы людей во всем мире знакомы с классикой английского чаепития – легендарным купажом Earl Grey.

Экспериментальная деятельность

Тема: «Чайная история»

Цели:

  • Формирование познавательной активности ребенка в процессе экспериментально-исследовательской деятельности по ознакомлению с чаем и процессом его заваривания и использования.
  • Расширение словаря детей.
  • Развитие связной диалогической речи.
  • Расширение кругозора.
  • Воспитание любознательности.
  • Развитие навыков аналитической деятельности при использовании предметно-схематических моделей предстоящей деятельности.
  • Формирование осознанности представлений о значимости кулинарной деятельности для людей.
  • Формирование основ самосознания ребенка как субъекта трудовой деятельности.
  • Воспитание интереса к процессу приготовления элементарных блюд.

Задачи:

  1. Познакомить детей с процессом приготовления чая, способами выполнения целостных трудовых процессов.
  2. Дать представление об основных видах чая (зеленого, черного и т.д.).
  1. Помочь детям осознать значение правил сервировки стола к чаю.
  2. Формировать умение пользоваться технологической картой.
  3. Развивать ряд специальных умений и навыков: пользоваться предметами труда по назначению, бытовой техникой, познакомить с правилами безопасного пользования приборами и бытовой техникой.
  4. Развивать речевые навыки: грамотно согласовывать в речи названия предметов и описание действий с ними, последовательно рассказывать о технологии приготовления того или иного блюда.

Методы – способы достижения целей:

  • создание ситуаций занимательности – театрализация, роль «Мухи-Цокотухи»,
  • проблемные методы — помощь персонажу, вопрос проблемного характера,
  • наглядные методы — показ изображений, действий,
  • методы формирования ориентировочной основы действий — показ с комментированием, объяснения пользования схемами.

Средства:

  • дидактические: набор иллюстраций «Чай» (изображения растения, фото листьев, фото чайных плантаций),
  • персонаж-ребенок в роли «Мухи-Цокотухи»,
  • технические: телевизор, ноутбук,
  • материалы: термометр для измерения температуры воды, электрический чайник, заварочный чайник, чайный сервиз; чай: чёрный, зелёный, в пакетиках; продукты: сахар, варенье, конфеты.

Ход ОД:

I часть. Введение

«Влетает» игровой персонаж — грустная Муха-Цокотуха.

Муха-Цокотуха. Здравствуйте, ребята, я прилетела к вам в гости из сказки Корнея Чуковского. Я сегодня именинница. Ко мне в гости прилетят пчёлки, блошки и букашки, червячки, мотыльки и жучки. Пригласила я их на чай, а как его приготовить, не знаю. Дорогие дети, помогите! Вся надежда на вас, не покиньте меня в этот знаменательный час.

Воспитатель. Ребята, вы согласны помочь Мухе-Цокотухе? Может быть, вы знаете, как нужно гостей встречать?

Дети. Накрыть стол, испечь торт, заварить чай.

Муха-Цокотуха. Да, торт испечь! Времени-то у меня совсем немного осталось,… а как нужно заваривать чай?

II часть. Рассказ о чае

Воспитатель. Мы с ребятами с удовольствием поможем тебе накрыть стол и заварить чай. А что значит заваривать чай? Заваривание — это когда отдельно мы кипятим воду и потом эту воду, кипяток, добавляем к сухим листочкам чайного куста.

           Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста        Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Ребята, чай выращивают только в теплых странах. Собирают его вручную, это очень трудоемкая работа (демонстрирует изображение на экране).

                  Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста          Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Чайные листья раскладывают тонким слоем на специальных стойках  для того, чтобы они подсушились, затем листья скручивают. Существуют разные сорта чая. Посмотрите-это крупнолистовой чай, найдите его, (подносит к детям образцы чая). Он крупный и требует более длительного заваривания. Есть зеленый чай, его так назвали за цвет. Обычно чай при высушивании чернеет, но этот сорт сушат так, что он остается зеленым. Такой чай хорошо утоляет жажду. А в этой баночке — мелколистовой чай — это мелкие рубленые листья, они быстрее завариваются, но чай получается не такой ароматный, как крупнолистовой. Найдите его, (дети рассматривают образцы).

              Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста          Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Ребята, многие люди торопятся, делать свои дела и им некогда долго ждать пока заварится чай. Специально для них придумали чай в пакетиках. (Демонстрирует изображения на экране). Он очень удобен и быстро заваривается.

                  Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста             Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Муха-Цокотуха. Как много я узнала о чае! Давайте быстрее заваривать чай, а то гости скоро придут.

Воспитатель. Чтобы чай заварился, давайте рассмотрим последовательность заваривания чая. Для этого мы будем использовать вот такие карты (показывает технологические карты заваривания чая).

Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы заварить чай нам понадобится…(педагог перечисляет)

При заваривании чая важным моментом является температура воды, то есть, как она прогрета. При кипении вода прогревается до 100 градусов и начинает интенсивно бурлить, на воде появляются большие пузыри. Сейчас мы это проверим специальным прибором для измерения температуры воды (опускает термометр).

Это горячо и мы можем получить ожог, поэтому при пользовании чайником нужно быть очень осторожными. Чай заваривается не бурлящей водой, а чуть остывшей, это 90-95 градусов. В теплой и холодной воде чай не заварится!

Демонстрацию технологических карт воспитатель сопровождает выполнением соответствующих действий.

Итак, для того, чтобы заварить чай, во-первых, кипятим воду.  Ополаскиваем заварочный чайник кипятком, чтобы его согреть (показывает карту); засыпаем 2-3 чайные ложки чая, заливаем кипятком, наполняя заварочный чайник наполовину,  нужно дать чаю настояться, завариться в тепле, прикрыв чайник теплой тканью.

Пока чай настаивается, я покажу вам, как заваривать чай в пакетиках.

Чайная история. Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Ребята, расскажите Мухе, с чем можно пить чай (дети перечисляют).

III часть. Заключение

Муха-Цокотуха. Вот гостям и угощенье — очень вкусное варенье! Пора уже пробовать чай!

Воспитатель. Что ты! Чтобы чай был вкуснее и золотистее нужно обогатить его кислородом. Для этого я несколько раз перелью чай из чайника в чашку, из чашки в чайник (переливает чай).

Попробуем, какой получился чай. Рассмотрим, как раскрываются чайные листочки и увеличиваются листья.

Дети рассматривают листья, пробуют чай.

Муха по технологическим картам  повторяет, как заваривать чай, благодарит детей и, прощаясь, уходит из группы.

Особенности русского чаепития

Чаепитие для россиян – символ гостеприимства.

Главное место занимает большой стол, накрытый расписной скатертью.

В центре стола — самовар на ярком подносе (или два чайника: один — заварочный с грелкой-колпаком, другой, побольше — с кипятком, а также
тканевые салфетки, чайные пары, вазочки для варенья и меда, сахарница.
Самовар или чайник с кипятком, а также чайник с заваркой ставят ближе к хозяйке, чтобы ей было удобно разливать чай в чашки.

За русским чайным столом не принято молчать. Молчание – это знак неуважения к хозяевам и гостям.

Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывают специальными грелками из плотного материала. В народе их часто называют «баба на чайник».

Особенностью русского чаепития является так называемая «двухчайниковая» заварка: заварка разливается из заварочного чайника по чашкам, а затем разбавляется кипятком из самовара (либо из чайника с кипятком)

Существует и другой способ пить чай, который иностранцы считают истинно «русским» – из стаканов в подстаканниках.

Подстаканник же нужен был для того, чтобы не обжечь пальцы, ведь у стаканов в отличие от чашек не было ручек. Падают чай с вареньем, медом, кусковым сахаром, баранками, сушками.

Загадки

Был листок зеленым –                                       Бел, как снег, в чести у всех.

Черным стал, томленым.                                   В рот попал – там и

Был листочек зубчатым –                                                     *   *   *

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –                                            Под одной крышей

Стал он в магазине.       (чай)                            Четыре брата стоят.    (стол)

             *   *   *                                                                        *   *   *

Четыре ноги, два уха,                                        

Как начнет говорить, разговаривать,

Один нос да брюхо   (самовар)                          

Надо чай поскорее заваривать (чайник)

             *   *   *                                                                        *   *   *

Стоит толстячок,                                                Кольцо не простое,

Подбоченивши бочок.                                        Кольцо золотое.

Шипит и кипит,                                                  Блестящее, хрустящее,

                                                           Всем на загляденье….ну и объеденье.(бублик)            

Всем чай пить велит. (самовар)  

                    

              *   *   *                                                                                                

Я хотел устроить бал,                                        В брюхе – баня,

И гостей к себе……(позвал)                             В носу – решето,

Пирог, ножи и вилки тут,                                  На голове пупок,

Но что-то гости ……(не идут)                          Всего одна рука,

Я ждал, пока хватило сил,                                 И та на спине.           (чайник)

Потом кусочек…… (проглотил)

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту….(съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек……..(не нашли)

Загадки про чайную посуду

Она совсем небольшая,

Сахар в чашке я ею мешаю. (Чайная ложечка.)

В небо дыра, в землю дыра,

А посередине огонь да вода. (Самовар.)  

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

На столе стою всегда.

Хлеб кладут в меня не зря.

А еще люблю печенье,

Пряники и сухари.

К супу вкусен хлеб душистый,

К чаю — пряники бери.  (Хлебница.)

Бел, как снег, в чести у всех

 В рот попал- там и пропал (Сахар)  

Семья наша небольшая,

Подают нас только к чаю.

Есть у нас варенье, сахар

И с ванилью сухари.

Есть душистая заварка,

Чашка с ложечкой внутри. (Чайный сервиз.)  

Мы можем быть столовыми,

Десертными и чайными.

И подают к обеду нас

Совсем уж не случайно. (Ложки.)

Все во мне бурлит, кипит,

А из носа льется.

Чтобы снять меня с плиты,

За ручку взять придется. (Чайник.)  

К чаю подают меня,

Сладким сахаром полна. (Сахарница.)  

Прячу масло я внутри,

В холодильнике ищи. (Масленка.)  

Если к обеду нас не раздать,

То обедать нельзя начинать. (Столовые приборы.)  

В нас варят, парят, жарят,

В нас тушат и пекут.

А вот к столу хозяйки

Нас не подают. (Кухонная посуда.)

Горячую пищу в меня наливают.

Затем плотной крышкой меня закрывают.

Удобно со мной на работе в обед,

В дороге, в походе,  столовой где нет.

Снаружи холодный, горячий внутри.

Не веришь? Ты крышку скорей отверни. (Термос.)

Чтение художественной литературы

Сказка о том, как иван-чай лень прогнал

Валентина Кужелева

Жил когда-то давно Иван — крестьянский сын. Любил он хорошо потрудиться и чаю напиться. Куда ни пойдёт — чайку с собой возьмёт. И прозвали его за это люди Иван-Чаем.

Шаталась как-то по свету старуха Лень, и захотелось ей позабавиться, людей бездельем заразить. Видит: ни свет — ни заря Иван-Чай в поле пашет. Ну она и давай к нему приставать: то с одной, то с другой стороны к нему подкрадётся. Но Иван не поддаётся, пашет себе землю да над Ленью смеётся. А та отстать не хочет, руки — ноги ему щекочет. Рассердился тут Иван, что есть мочи заорал:

 — Я лопатою тебя огрею, уходи старуха — Лень, убирайся поскорей.  Испугалась Лень Ивана и в лесок заковыляла.

Тут люди в поле пахать вышли. Обрадовалась Лень и снова на поле пришла. Давай приставать то к одному, то к другому. Всех на землю свалила, бездельем заразила. Один спит — посапывает, другой храпит — похрапывает, третий свистит — посвистывает. Один Иван-чай пашет себе да пашет. Устанет — чаю напьётся, сил наберётся и опять за дело возьмётся.

Видит он: дело плохо, работать в поле некому. Давай будить одного, другого, ничего не выходит. Два дня спали, на третий — дождь собрался. Закричал тогда Иван, руки к небу приподнял:  

— Дождик, дождичек, полей, прогони отсюда Лень.

Припустил Дождь что было мочи. Лень испугалась и убежала прочь. Пробудились люди, да только сил ни у кого нет подняться, за дело взяться. Пошёл Иван тогда на болото, нарвал розовых цветов, сварил чай и давай всех поить — отпаивать, от лени вылечивать. Солнце вышло, землю осветило. Люди поднялись, да за дело принялись. Говорят, что Иван долго потом на свете жил, чаем всех людей лечил. Много лет прошло с тех пор. Нет давным-давно Ивана, но и сейчас растут на земле розовые цветы, которые в народе называют иван-чаем.  

Ганс Христиан Андерсен "Чайник"

Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою — всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена — об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз — чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

"Знаю я их! — рассуждал он про себя. — Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом — мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы — крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, — носик. Благодаря ему я — король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток".

Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал — и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

"Этого мне никогда не забыть! — говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. — Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели — внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь... Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею — для чайника это все равно что быть закопанным, — а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, — им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам! Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно... Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!

Чайный гриб: как бактерии, попавшие в чай, создали новую культуру

Tim-Oliver Metz / Unsplash

 «Как возникла первая культура чайного гриба? Теорий предостаточно, но наиболее убедительным и простым объяснением может быть то, что первая культура комбучи появилась тогда, когда насекомые, являющиеся переносчиками бактерий, попали в чашку сладкого чая, забытого на подоконнике.

Согласно одной тибетской легенде, первая культура комбучи появилась из-за того, что один из монахов задремал и оставил свой свежезаваренный чай на радость насекомым, которые сразу же в него налетели. Обнаружив чудесные свойства напитка, который появился по счастливой случайности, он поделился своей удачей с друзьями, ну а что было дальше, вам уже известно.

Русская сказка описывает историю монаха, который пообещал вылечить больного императора при помощи муравья. После того, как монах бросил муравья в кружку с чаем, он посоветовал императору дождаться того момента, когда в кружке появится медуза, которая превратит чай в целебный напиток. Император прислушался к совету монаха и вылечился от своего недуга.

Российский ученый-биолог А.А. Бачинская, известная первыми научными исследованиями комбучи в начале XX века, предложила свою теорию происхождения этого напитка. Ее теория строится на том, что плодовые мушки (не сильно похожие на муравьев) могут превратить вино или пиво в уксус, просто приземлившись в них. Это происходит из-за того, что плодовые мухи являются переносчиками ацетобактерий, которые при попадании в жидкость начинают ускоренно размножаться и преобразовывать сахар в уксусную кислоту.

Во всех этих историях есть крупица правды, заключающаяся в том, что комбуча – напиток, созданный природой. Муха, муравей, наблюдательный и любопытный человек, а также идеальные условия для приготовления напитка стали факторами, повлиявшими на создание оригинальной культуры комбучи, которую бережно хранили и передавали из поколения в поколение».

Сейчас из чайного гриба делают не только известный напиток. Его применяют для изготовления удобрений для почвы, корма для животных и даже косметических средств.

Вопросы о чае на чаепитии

1.Вопрос: «Что такое чай?»
Чай – это напиток из листьев чайного дерева.
Чай – в переводе с китайского означает «молодой листок».
Чай изготавливают из молодых листочков чайного дерева.

2.Вопрос: «А знаете ли вы историю о чае?»
Я сейчас вам расскажу историю, как появился чайный напиток.

Однажды, давным - давно, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее.

3.Вопрос: «Расскажите, какой бывает чай?»
Я знаю о разных видах чая. Он бывает: черный, зеленый, красный, желтый. А еще бывает чай травяной и фруктовый.

Травяной чай – заваривают в термосе. Травы кладут в термос и заливают кипятком, настаивают 2 – 3 часа.
Фруктовый чай – заваривают с сушеными кусочками ягод, фруктов, орехом.
(Травяной и фруктовый чай завариваем на презентации)

4.Вопрос: «А в чем польза чая?»
В чае очень много витаминов.

5.Вопрос: «Расскажите о посуде и инвентаре для приготовления чая».
Для приготовления чая нам нужна посуда:
Чайник для кипячения воды

Чайник для заваривания чая

Ситечко для процеживания чая

Чайная ложка


6.Вопрос: «А с чем предлагают пить чай?»
Чай можно пить:
Со сливками

Конфетами

Пирожными, печеньем

Молоком

С медом и вареньем

С лимоном и сахаром

С бутербродами


7.Вопрос: «А в какое время суток лучше пить чай?»
Чай – напиток бодрости, поэтому его лучше употреблять утром и днем.
Употребления чая вечером ведет к нарушению сна.


8.Вопрос: «А можно детям самостоятельно заваривать и наливать себе чай?»
Детям самим заваривать и наливать себе чай  нельзя, потому  что он сильно горячий и можно обжечься. И нам нельзя самим пользоваться электрическими проборами, они опасны, по проводам «бежит» электрический ток, и он может убить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зеленый лучок- здоровью нашему дружок"

Краткосрочный проект в старшей группе на тему "Зеленый лучок- здоровью нашему дружок"...

Проект по окружающему миру "Лучок-дружок"

Проект по окружающему миру "Лучок-дружок"...

Проект в подготовительной группе «Первый тоненький ледок, чем опасен он дружок?»

С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее время года. Ежегодно первый лед с...

Проект в подготовительной группе «День космонавтики». проект (подготовительная группа)

Актуальность проекта: Космос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Быть космонав...

Фотоотчет по проекту в подготовительной группе "Чаёк - наш дружок"

Фотоотчет содержит продуктивную и экспериментальную деятельность по теме проекта...

Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей» проект (подготовительная группа)

Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей»проект (подготовительная группа)...

Проект «Су-джок- всем ребятам дружок»

Данный прект реализуется в ходе педагогической деятельности в дошкольной образовательной организаци: с воспитанниками в ходе организации совместной деятельности воспитанников и взрослых, с педагогами,...