Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности в ДОО
материал

Особенности взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie.docx30.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности в ДОО

            Звуковая среда, в которой находятся наши дети – важное средство эстетического воспитания. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

            Успехи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой не только музыкального руководителя, но и воспитателя. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

            Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели и решить задачи, поставленные в программе. Целью образовательной программы является психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, всестороннего развития личности детей раннего и дошкольного возраста в адекватных возрасту детских видах деятельности.

Задачи:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству;

- развитие музыкальности детей;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели.

Общепедагогические функции:

1. Информационная.

2. Развивающая.

3. Мобилизационная.

4. Ориентационная.

5. Конструктивная.

6. Организаторская.

7. Коммуникативная.

8. Исследовательская.

Осуществление процесса музыкального развития требует от педагогов большой совместной активности.

                  Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.

             Музыкальный руководитель и воспитатель взаимодействуют в разных видах музыкальной деятельности :

1.Музыкально-ритмические движения (музыкальный руководитель напоминает детям движения, играет на инструменте. Воспитатель двигается под музыку вместе с детьми, дает оценку движениям детей, работает над движением, помогает. Повторяет движения  вне занятий ).

2.Слушание музыки (музыкальный руководитель проводит беседу, исполняет произведение на инструменте. Воспитатель  слушает вместе с детьми, следит за осанкой детей)

3.Пение и песенное творчество музыкальный руководитель напоминает, играет на инструменте и исполняет произведение. Воспитатель исполняет (поет) вместе с детьми, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Повторяет слова песен и движения вне занятий)

4.Обучение игре на детских музыкальных инструментах (воспитатель участвует в разучивании детского оркестра совместно с музыкальным руководителем)

5. Танец (музыкальный руководитель показывает, напоминает движения танца детям, работает над движениями, воспитатель танцует вместе с детьми, работает над движениями. При необходимости становится в пару.)

               Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.

        В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

        Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.

        Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?

        В первой части занятия (танц.вход) велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.

        При слушании музыки воспитатель в основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети сами затрудняются с ответом. Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания, следит за дисциплиной.

        Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение.

        Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией, может исполнить песню сольно. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей. Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать.

        На втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова и запоминает все нюансы исполнения 1-го куплета для дальнейшего разучивания в группе 2-го и 3-го куплетов.

        Вне музыкальных занятий, при закреплении песни,  воспитатель вспоминает выученное на занятии и пробует применить при разучивании текста 2-ого и 3-его куплетов. Сложные нюансы отрабатываются музыкальным руководителем на групповых или индивидуальных занятиях с воспитателями.

        На третьем этапе разучивания (на 5–6 занятиях), когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель с детьми может не петь, а предоставляет это право профессионалу, который  дирижирует и подпевает детям по мере подготовленности детей (особенно «под минус»).

        При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.

        В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.

        Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску – парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкантом или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно. В плясках–импровизациях, проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он может записывать последовательность сочинённых детьми движений и в конце пляски может одобрить или сделать замечания, если дети не проявили свою индивидуальность в решении поставленной задачи, движения у всех были одинаковые или однообразные. Но обычно эти замечания делает музыкальный руководитель. Воспитатель может по согласованию с ним сымпровизировать танец, а детям предложить исполнить его по – своему.

        В танцах с участием взрослого, где действия зафиксированы автором движений, воспитатель всегда во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

        В заключительной части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением младших групп), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Воспитатель помогает детям в перестроениях, следит за дисциплиной.

        В занятиях иной структуры роль воспитателя зависит от видов детской деятельности и соответствует методике её проведения.

        Кроме того, главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей. Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов, музыкально–дидактических игр. Планируя самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель присматривается в начале учебного года к детям. Кто чем интересуется (пением, танцами, игрой на инструменте), есть ли дети, которые не принимают участие в музицировании?

        Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит отчасти из-за желания ребёнка быть лидером, а не его интереса к музыке. Другие дети тянутся к музыке, но они робкие, нерешительные. Воспитатель должен создать оптимальные условия для каждого ребёнка.

        Когда у воспитателя уже есть некоторый опыт наблюдений и анализа музыкальных занятий, а также опыт их самостоятельного проведения, он будет вносить свои предложения при обсуждении методических приёмов проведения занятий, стимулировать творчество детей, подсказывать тему, распределять роли, намечать развитие сюжета в играх и инсценировках. Такая квалификация приобретается воспитателем постоянно, в результате систематического анализа работы специалиста с детьми, его инструктивных занятий с персоналом, выполнения воспитателем постоянно усложняющихся заданий музыкального руководителя.

        Имея ввиду постоянное и всестороннее повышение музыкально–педагогической квалификации персонала, музыкант должен не только обучать воспитателей пению, движениям, правильной методике преподнесения музыкального материала, но и повышать общую культуру воспитателей, учить разбираться в элементарных особенностях музыки – в характере произведения, в музыкальной форме (запев, припев, фраза.). Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни.

        Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия.

Итак:

1.        На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь (чешки), девочки обязательно в юбочках.

2.        Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3.        На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4.        Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

5.        Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

6.        Следить за правильным выполнением детьми движений.

7.        Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

8.        В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

        Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.

        Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

        Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

1.        На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2.        Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

3.        Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4.        При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5.        Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6.        На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

7.        Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

8.        Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

9.        Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

10.        По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

11.        Воспитатели  помогают украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (на место).

        Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

        Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.

        Воспитатели, не выступающие в каких–либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление. Поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца.

        После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.

        Воспитатель может самостоятельно разучить с детьми игру, поставить небольшое театрализованное представление, которые затем могут быть включены в музыкальное занятие или в программу праздничного утренника.

        В вопросе о важной роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкантом имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды. )

6. Игра (игра-драматизация) (Муз. руководитель объясняет правила игры, играет на инструменте. В-ль участвует в игре, следит за выполнением правил)

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности : воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

Задача воспитателя и музыкального руководителя – создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами.

Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.

        В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

        Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.

        Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия?

        В первой части занятия (танц.вход) велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных. В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.

        При слушании музыки воспитатель в основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель. Воспитатель может помочь детям при анализе музыки наводящими вопросами, образными сравнениями, если дети сами затрудняются с ответом. Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания, следит за дисциплиной.

        Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение.

        Для знакомства детей с новой песней, воспитатель, обладающий хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией, может исполнить песню сольно. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей. Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать.

        На втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова и запоминает все нюансы исполнения 1-го куплета для дальнейшего разучивания в группе 2-го и 3-го куплетов.

        Вне музыкальных занятий, при закреплении песни,  воспитатель вспоминает выученное на занятии и пробует применить при разучивании текста 2-ого и 3-его куплетов. Сложные нюансы отрабатываются музыкальным руководителем на групповых или индивидуальных занятиях с воспитателями.

        На третьем этапе разучивания (на 5–6 занятиях), когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель с детьми может не петь, а предоставляет это право профессионалу, который  дирижирует и подпевает детям по мере подготовленности детей (особенно «под минус»).

        При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.

        В сюжетных играх воспитатель является или только наблюдателем, даёт указания, или (в сложной игре, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончена, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют повторно. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что ещё не получается, какие движения следует разучить в упражнениях для дальнейшего совершенствования.

        Так же воспитатель действует и во время исполнения плясок. Новую пляску – парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкантом или с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя. В процессе разучивания воспитатель даёт указания, помогает правильно выполнять движения, подсказывает смену движения, обращая внимание на изменения в музыке, танцует с детьми у которых нет пары. На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно. В плясках–импровизациях, проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он может записывать последовательность сочинённых детьми движений и в конце пляски может одобрить или сделать замечания, если дети не проявили свою индивидуальность в решении поставленной задачи, движения у всех были одинаковые или однообразные. Но обычно эти замечания делает музыкальный руководитель. Воспитатель может по согласованию с ним сымпровизировать танец, а детям предложить исполнить его по – своему.

        В танцах с участием взрослого, где действия зафиксированы автором движений, воспитатель всегда во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

        В заключительной части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением младших групп), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Воспитатель помогает детям в перестроениях, следит за дисциплиной.

        В занятиях иной структуры роль воспитателя зависит от видов детской деятельности и соответствует методике её проведения.

        Кроме того, главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей. Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов, музыкально–дидактических игр. Планируя самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель присматривается в начале учебного года к детям. Кто чем интересуется ( пением, танцами, игрой на инструменте), есть ли дети, которые не принимают участие в музицировании?

        Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит отчасти из-за желания ребёнка быть лидером, а не его интереса к музыке. Другие дети тянутся к музыке, но они робкие, нерешительные. Воспитатель должен создать оптимальные условия для каждого ребёнка.

        Когда у воспитателя уже есть некоторый опыт наблюдений и анализа музыкальных занятий, а также опыт их самостоятельного проведения, он будет вносить свои предложения при обсуждении методических приёмов проведения занятий, стимулировать творчество детей, подсказывать тему, распределять роли, намечать развитие сюжета в играх и инсценировках. Такая квалификация приобретается воспитателем постоянно, в результате систематического анализа работы специалиста с детьми, его инструктивных занятий с персоналом, выполнения воспитателем постоянно усложняющихся заданий музыкального руководителя.

        Имея ввиду постоянное и всестороннее повышение музыкально–педагогической квалификации персонала, музыкант должен не только обучать воспитателей пению, движениям, правильной методике преподнесения музыкального материала, но и повышать общую культуру воспитателей, учить разбираться в элементарных особенностях музыки – в характере произведения, в музыкальной форме (запев, припев, фраза.). Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни.

        Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия.

Итак:

1.        На музыкальном занятии дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная обувь (чешки), девочки обязательно в юбочках.

2.        Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3.        На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4.        Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

5.        Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

6.        Следить за правильным выполнением детьми движений.

7.        Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

8.        В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

        Рассмотрим еще одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.

        Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

        Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

1.        На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

2.        Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

3.        Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4.        При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

5.        Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

6.        На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

7.        Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

8.        Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

9.        Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

10.        По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

11.    Помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

        Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

        Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.

        Воспитатели, не выступающие в каких–либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление. Поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры и исполнении танца.

        После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель должен стремиться закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.

        Воспитатель может самостоятельно разучить с детьми игру, поставить небольшое театрализованное представление, которые затем могут быть включены в музыкальное занятие или в программу праздничного утренника.

        В вопросе о важной роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкантом имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности в МБДОУ

Презентация на тему "Инновационные формы взаимодействия и сотворчества музыкального руководителя и воспитателяв организации музыкальной деятельности в МБДОУ"....

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Основные критерии взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО....

«Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

На смену уходящей в прошлое, основной цели ДОУ: транслировать знания воспитанникам, пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором  во...