НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
статья

Копина Ирина Михайловна

Педагогическое наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной и методической работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность [1; 1]. Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству [3; ].
Педагогическое наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной и методической работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Педагогическое наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности [2; ].

В МАДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» большое внимание уделяется организации системы наставничества. Основными задачами взаимодействия наставника и молодого специалиста являются:

 привитие начинающему педагогу интереса к педагогической деятельности;

 ускорение процесса профессионального становления воспитателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

 адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива колледжа и правил поведения, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.

В начале учебного года методист формирует пары или группы «наставник – наставляемый» с составлением персонализированных программ наставничества для конкретных пар или групп, проводит работу по повышению квалификации, оказывает необходимую помощь в разработке необходимых материалов для наставника и наставляемого.

Также в сентябре проводится круглый стол «Проблемы наставничества и пути их решения», на котором наставники представляют планы работы на год, вносят предложения по проведению различных мероприятий, делятся опытом работы с начинающими воспитателями. Наставники обсуждают стратегию работы «Школы молодого педагога», которая должна помочь неопытным специалистам реализовать свой потенциал. В план работы «Школы молодого педагога» входит организация практикумов по разработке тематических поурочных планов занятий, составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования, консультаций «Современное занятие: структура и конструирование», «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов занятий».
Работа наставника с молодым специалистом начинается со знакомства: начинающий педагог рассказывает о себе, о полученном образовании, о том, как он представляет работу в детском саду.
Знакомство может проходить в форме собеседования или интервью «Расскажите о себе», также начинающему педагогу предлагается ответить на вопросы анкеты. Наставник рассказывает о традициях дошкольного учреждения, правилах внутреннего распорядка, уставе, объясняет содержание учебных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса. С молодым специалистом работает психолог, который помогает начинающему воспитателю адаптироваться на рабочем месте.
Наставники нашего детского сада систематически проводят для наставляемых обзор периодической педагогической печати, знакомят с новыми технологиями обучения и воспитания дошкольников. Также опытные педагоги организуют практикумы по решению различных педагогических ситуаций, обучающие семинары по организации индивидуальной работы с воспитанниками ДОУ. Методист и старший воспитатель оформили и систематически обновляют стенды «Делимся опытом», «В помощь молодому воспитателю», «Хочу стать профессионалом».

Одна из эффективных форм работы с молодыми специалистами – проведение различных мастер-классов, демонстрирующих педагогическое мастерство наставников. Опытные педагоги не только показывают различные аспекты работы воспитателя, но и обсуждают с ними приемы и технологии, возможности их использования.

Следует отметить, что для комфортного и эффективного взаимодействия в системе наставничества со стороны наставника необходимо создать доверительную обстановку и внимательное отношение к молодому специалисту; нужно задавать вопросы по оцениванию результатов того или иного действия, не высказывая прежде собственных оценочных суждений; чтобы избежать перегрузки молодого специалиста замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов, нужно выделить ключевые вопросы и акцентировать внимание на них, не перегружая подопечного обилием разнородной информации.

В процессе работы наставники изучают деловые и нравственные качества молодых педагогов, увлечения, наклонности, круг досугового общения, их отношение к проведению занятий, к коллективу образовательного учреждения, детям и их родителям. Интеллектуальная и творческая самореализация молодых педагогов выражается в участии в профессиональных конкурсах, акциях, проектах не только в детском саду, но и на муниципальном и областном уровнях.

В нашем ДОУ молодые педагоги приобретают навыки работы с использованием интернет-ресурсов, создают мультимедийные презентации, буклеты, образовательные проекты.

Безусловно, при внедрении системы наставничества в образовательные учреждения неизбежно возникает ряд проблем, среди которых хотелось бы отметить неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника. Причиной этого, на наш взгляд, является высокая степень увлеченности молодежью социальными сетями и недостаточная социализация в коллективе. Современных молодых педагогов отличают высокие амбиции, стремление к лидерству, более высокий уровень сформированности информационной компетентности и критического мышления. В этом случае применимы взаимообогащающие активные формы наставничества, например, взаимообучение, при котором в зависимости от содержания проблемы и компетентности воспитателей, меняются ролевые позиции каждого из участников взаимодействия.

Хотелось бы отметить, что рассуждать о пользе наставничества уместно лишь при условии, что эта работа ведётся планомерно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного

специалиста для работы в образовательном учреждении. Формирование в детском саду такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов – это самое ценное приобретение для учебного заведения. Методист и воспитатели МАДОУ №2 «Ромашка» проводит большую работу в этом направлении.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что методику проведения занятия, различные приемы обучения можно узнать из учебников, рекомендаций и других источников, но еще не придумано лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.

Список использованной литературы:

#1052;етодические рекомендации Как организовать работу учителей-наставников c молодыми специалистами // URL: (дата обращения: ).

#1052;инистерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/ Год педагога и наставника (дата обращения:

#1054;пыт работы по организации наставничества воспитателя в ДОУ // : ad/raznoe/2022/02/21/opyt-raboty-po-organizatsii-nastavnichestva-vospitatelya-v-dou (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование педагогического мастерства через экспериментирование с песком.

Знакомство с техникой арт-терапии  в качестве одного из средств развития здоровой личности....

Совершенствование педагогического мастерства через экспериментирование с песком.

Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Для начала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, ...

План работы Школы совершенствования педагогического мастерства воспитателей

В данной работе представлен План повышение профессионального мастерства педагогов, оказание помощи в разработке индивидуального стиля педагогической деятельности....

"Совершенствование педагогического мастерства работников ДОУ"

Психологические основы педагогического мастерства и деятельность, направленная на совершенствоваеие  знаний, уменйя, навыков современного педагога дошкольного учреждения....

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...

Наставничество как эффективный инструмент в работе педагога» МОДЕЛЬ «ПЕДАГОГ- РОДИТЕЛЬ»

Наставничество, как эффективный инструмент в работе педагога, многократно доказал свою ценность и эффективность в процессе обучения и воспитания детей. Эта модель взаимодействия, известная также как м...